Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс (ФГОС)
Оценка 4.8

Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс (ФГОС)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
15.02.2020
Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс (ФГОС).doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

«Согласовано»

Руководитель ШМС

____    /_____________         /

ФИО

Протокол №___        от

«___» _____20__г.

 

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Северная сош»

____    /__________/

ФИО

«___» ________         20__г.

 

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «Северная сош»

____    /_____________         /

ФИО

Приказ №       ______ от

«___» ________         20__г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

6  класс (ФГОС)

Составитель:

Ребус Оксана Михайловна

первая  квалификационная  категория

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ____          от

«____» _______________  20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Северный,

2017 г

 

 

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по истории составлена в соответствии:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

3. Основной образовательной программы основного среднего общего образования МБОУ «Северная  СОШ»

4. Учебного плана МБОУ «Северная СОШ».

        Программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам. История 5 - 9 классы  (Примерная  программа по учебным предметам. История 5-9 классы/ Стандарты второго поколения/  М.: Просвещение,   2010. – стр. 94).

      Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и является началом системного изучения обучающимися исторических дисциплин, связана с проблемами социализации младших подростков, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональные и многоконфессиональное сообщество.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 час в неделю (35 недель), 194 часа за 5 лет обучения курса «Всеобщая история».

      Относительно курса «Всеобщая история» программа ориентирована на линию учебников по Всеобщей истории:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени.7 - 8 класс

О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история.9 класс

 

Актуальность изучения курса истории:

       Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.  Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

      В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

       Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

       Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

      История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

     Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира -гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию и развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом.

 

Цели и задачи учебного предмета:

      Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

      Задачи изучения истории в основной школе:

 · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе-  рантности и мира между людьми и народами, в духе демо-  кратических ценностей современного общества;

 · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

     В курсе истории Средних веков (6кл.) происходит описание основных событий и процессов средневековой истории стран Европы, Азии, Африки и Америки. Он построен по проблемно-хронологическому признаку, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и проследить динамику исторического развития. Значительное внимание уделено историческим деятелям, культуре, религии, быту и нравам периода Средних веков. Материал дан в соответствии с новой периодизацией средневековья с V по конец XV вв.: От краха Западной Римской Империи до начала Великих географических открытий.

      Цель изучения курса «История Средних веков»:

- освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в мировой цивилизации.

     Общие задачи изучения предмета «История Средних веков» следующие:

Показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь учащимся не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

     Формировать понимание истории как цепи событий и деяний исторических лиц, в  результате которых меняется мир.

     Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

     Осветить экономическое, политическое, социальное и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

     Охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

     Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделяя при этом особое внимание истории мировых религий – христианства, ислама.

    Развитие понятийного аппарата, характерного для данной эпохи.

    

       Изучение истории на ступени основного общего образования в целом  направлено на достижение следующих целей:

·                воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

·                освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

·                овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

·                формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

·                применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

 

       Основными формами организации учебных занятий являются: познавательные уроки; уроки-викторины; урок-экскурсия в прошлое;урок-презентация;комбинированные уроки.Уроки деятельностной направленности: уроки «открытия» нового знания;   уроки рефлексии;  уроки общеметодологической направленности;  уроки развивающего контроля.

     Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии,решение и составление познавательных задач,презентация творческих работ.

 

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:

   определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);

   установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

   осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Общая характеристика учебного предмета «История»

Назначение учебного предмета «История»

       Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

       Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

       В рабочей программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

       Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.  История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания, которое играет значимую роль  в подготовке обучающихся 5—9 классов к жизни в современном обществе, дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.

     Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления;

изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

          Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. 

            Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания  обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

            Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

            Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

     Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов  отечественной  и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.

 

Ценностные ориентиры

 

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию к развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

-        научиться пользоваться информацией;

-        научиться общаться;

-        научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом.

 

Место учебного предмета «История»

в Базисном учебном (образовательном) плане.

      Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования:

            в 5 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

            в 6 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

            в 7 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

            в 8 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

           в 9 классе 105 часов, из расчёта 3 учебных часа в неделю.

      Таким образом:   предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

      Основные содержательные линии программы изучения истории на ступени основного общего образования реализуются в рамках курсов:

«История древнего мира»,

«История средних веков»,

«Новая история зарубежных стран»,

«Новейшая и современная история зарубежных стран»,

«История России с древности до XV века»,

 «История России XVI-XVIII в.в.»,

«Истории России. 19 век»,

«Новейшая и современная история России».

 

 Требования к результатам обучения

и освоения содержания курса по истории

 

     Результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие (в т.ч. убеждения и качества):

·         готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;

·         правосознание, способность  ставить цели и строить жизненные планы;

·         осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·         освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·         осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·         понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

·         способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

·         владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·         способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·         готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 – 9  классов включают:

·         овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

·         способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·         умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

·         расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

·         готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

       Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1.            Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.            Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.            Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или

- нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.            Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических

событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.            Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.            Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее  значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.            Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

 

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируе-мой средствами конкретного предмета.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

        Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

        Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический  диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических задач, кроссвордов и т.д.

 

        Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

История Средних веков

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

 

Содержание курса по Всеобщей истории в  6 классе

 

Всеобщая история.  История Средних веков (не менее 30 часов).

Введение ( 1 ч)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.

 

Тема 1. Становление  средневековой  Европы VI XI вв.( 5 ч)

Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм.

 Средневековое европейское общество.

Власть духовная и светская. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность.

 Норманнские завоевания. Англия  в  раннее  Средневековье.

 

Тема 2. Византийская  империя  и  славяне в VI XI вв.( 3 ч)

         Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Ви­зантии.  Культура  Византии.

Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

 

Тема 3. Арабы  в VI XI вв.( 2 ч)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

 

Тема 4. Феодалы  и  крестьяне.( 2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и пра­вила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян.

 

Тема 5. Средневековый  город  в  западной  и  Центральной  Европе.( 2 ч)

Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

 

Тема 6. Католическая  церковь  в XI – XIII вв.( 2 ч)

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

 

Тема 7. Образование  централизованных  государств  в  Западной  Европе  в XI – XV вв.( 6 ч)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хар­тия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские госу­дарства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восста­ние Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

 

Тема 8. Славянские  государства  и  Византия  в XI – XV вв.( 2 ч)

Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

 

Тема 9. Культура  Западной  Европы  в  Средние  века. ( 3 ч)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

 

Тема 10. Народы  Азии, Америки и Африки  в  Средние  века. ( 2 ч)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восста­ния, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государст­ва Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монго­лами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни.

 


 

Календарно-тематическое планирование  6 класс:

 

ИСТОРИЯ  СРЕДНИХ  ВЕКОВ (28 часов)

 

№ урока

      

Раздел  программы (блок)

Тема урока

 

Тип  урока

 

Основные  виды деятельности учащихся

 

Дата проведения

 

1

 

Введение. Живое  Средневековье.

 

Урок  изучения  нового материала

 

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты  времени».

Изучать историческую карту мира  Средневековья

 

 

 

Тема 1. Становление  средневековой  Европы (VIXI вв.)  (4 ч)

УУД:

Личностные:Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 

2

Образование   варварских   королевств.  Государство  франков  и  христианская  церковь  в  VIVII вв.

 

Урок  изучения  нового материала

 

Умение показывать на карте пути переселений германцев и определять границы их государств к началу VI века. Умение сравнивать социальное  положение людей в королевстве, определять главную задачу государства.

 

 

3

 

Возникновение  и  распад  империи  Карла  Великого

 

Комбинированный

 

Оценка действий Карла  Великого, умение  сравнить  управление  государством  при  Хлодвиге  и  Карле  Великом.

 

 

4

 

Феодальная  раздробленность  Западной  Европы  IX – XI вв. 

 

Комбинированный

 

Умение работать с историческим  документом. Знать понятия по теме.

 

 

5

 

Англия  в  раннее  Средневековье

 

Комбинированный

 

 

Формирование у учеников устойчивых представлений об истории Англии в данный период

 

 

Тема 2. Византийская  империя  и  славяне  в VI XI вв.(2 ч)

УУД:

Личностные: Проявляют эмпатию как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен­нем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудни­честве при выработке общего реше­ния в совместной деятельности

 

 

6

 

Византия  при  Юстиниане. Борьба  империи  с  внешними  врагами. Культура  Византии.

 

Урок  изучения  нового материала

 

Оценка правления и личности Юстиниана. Представление о византийской культуре. Умение работать с историческими документами.

 

 

7

 

Образование  славянских  государств

 

Комбинированный

 

Умение работать с историческими документами.

 

 

Тема 3. Арабы  в VI XI вв.(1 ч)

УУД:

Личностные: Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную само­оценку своих ус­пехов в учебе

Регулятивные: адекватно воспри­нимают предложения и оценку учи­телей, товарищей, родителей и дру­гих людей.

Познавательные: выбирают наибо­лее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

 Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

8

 

Возникновение  ислама. Арабский  халифат  и  его  распад.

 

Урок  изучения  нового материала

 

Умение показывать на карте завоеванные арабами территории, найти общее в причинах распада халифата и империи Карла Великого.

 

 

 

Тема 4. Феодалы и  крестьяне.(2 ч)

УУД:

Личностные: Проявляют устой­чивый  учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

 

 

9

 

 

Средневековая  деревня  и  её  обитатели

 

 

Комбинированный

 

Умение различать виды крестьянской зависимости. Знать определение натуральное хозяйство.

 

 

10

 

В  рыцарском  замке

 

Комбинированный

 

Уметь выделить качества, которые высоко ценились среди феодалов, понимание сути рыцарской чести.

 

 

Тема 5. Средневековый  город  в  Западной  и  Центральной  Европе.(2 ч)

УУД:

Личностные: Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материа­ле в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и форму­лируют проблему урока, самостоя­тельно создают алгоритм деятельно­сти при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудни­чество)

 

 

11

 

 

Формирование  средневековых  городов. Горожане  и  их  образ  жизни..

 

Комбинированный

 

Умение называть последствия борьбы городов с сеньорами, описывать средневековый город. Умение работать с историческими документами.

 

 

12

 

Торговля  в  Средние  века.

 

Комбинированный

 

Умение называть последствия разделения труда между городом и деревней. Определение роли цехов в жизни города.

 

 

Тема 6. Католическая  церковь  в  XI XIII  вв. Крестовые  походы..(2 ч)

УУД:

Личностные: Выражают устой­чивые эстетичес­кие предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Регулятивные: определяют после­довательность промежуточных це­лей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм дей­ствий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договаривают­ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

 

 

13

 

Могущество  папской  власти. Католическая  церковь  и  еретики.

 

Урок  изучения  нового  материала

 

Представление о борьбе светской и духовной власти за влияние на подданных.Умение работать с учебником, выделять главное.

 

 

14

 

Крестовые  походы

 

Комбинированный

 

Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного исторического  события.

 

 

Тема 7. Образование  централизованных  государств  в  Западной  Европе.( XI – XV вв). (6 ч)

УУД:

Личностные: Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопережива­ние им

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правиль­ность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

 

 

15

 

Как  происходило  объединение  Франции

 

Урок  изучения  нового материала

 

Умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений

 

 

16

 

Что  англичане  считают  началом  своих  свобод

 

Урок  изучения  нового материала

 

Определение последствий нормандского завоевания Англии. Умение анализировать и сравнивать сходные процессы и явления в разных странах.

 

 

17

 

Столетняя  война

 

Комбинированный

 

Учащиеся должны усвоить разницу между поводом и причиной того или иного исторического события. Умение показывать на карте места основных сражений.

 

 

18

Усиление  королевской  власти  в  конце  ХV в.  во  Франции  и  Англии.

 

Комбинированный

 

Представление о последствиях объединения Франции, усилении королевской власти в Англии.

 

 

 

19

Реконкиста  и  образование  централизованных  государств  на  Пиренейском  полуострове.

 

Комбинированный

 

Умение сравнить пути создания централизованных государств  на юге Европы с фр. или английским,  находить общие черты и различия.

 

 

20

Государства, оставшиеся  раздробленными: Германия  и  Италия  в  XIIXV вв.

 

Комбинированный

 

Представление о династии Габсбургов в XIII-XVвв., о политической борьбе в Италии.

 

 

 

Тема 8. Славянские  государства  и  Византия  в  XIV XV вв. (2 ч)

УУД:

Личностные: Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её ре­ализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимо­действии для решения коммуника­тивных и познавательных задач

 

 

21

 

Гуситские  движения  в  Чехии

 

Комбинированный

 

Умение устанавливать причины, следствия и значение ист. событий и явлений. Вывод учащихся о том, что идеи гуситов привели к подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе.

 

 

22

 

Завоевание  турками-османами  Балканского  полуострова.

 

Комбинированный

 

Умение назвать последствия османского завоевания для покоренных народов, назвать причины начавшегося упадка Османской империи во вт. половине XVIв.

 

 

Тема 9.  Культура  Западной  Европы  в  Средние  века (3 ч)

УУД:

Личностные: Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Регулятивные: ставят учебную за­дачу, определяют последователь­ность промежуточных целей с учё­том конечного результата, состав­ляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познава­тельную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зре­ния, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

 

23

 

Образование  и  философия. Средневековая  литература

 

Комбинированный

 

Формирование у учащихся устойчивого представления о достижениях средневековой культуры.

Умение определить значение технических открытий и изобретений.

 

 

24

 

Средневековое  искусство. Культура  раннего  Возрождения  в  Италии.

 

Комбинированный

 

Умение выделять особенности романского и готического стилей в архитектуре

 

 

25

 

Научные  открытия  и  изобретения.

 

Комбинированный

 

Формирование у учащихся устойчивого представления о достижениях средневековой культуры.

 

 

 

Тема 10.  Народы  Азии, Америки  и  Африки  в  Средние  века. (2 ч)

УУД:

Личностные:  Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

Регулятивные: принимают и сохра­няют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери­але в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и форму­лируют проблему урока, самостоя­тельно создают алгоритм деятельно­сти при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудни­чество)

 

26

 

Средневековая   Азия: Китай, Индия, Япония.

 

Комбинированный

 

Умение сравнивать, извлекать данные для выявления исторических закономерностей.

 

 

27

 

Государства  и  народы  Африки  и  доколумбовой  Америки.

 

Урок  изучения  нового материала

 

Умение работы с историческими документами, выполнять задания.

 

 

28

 

 

Наследие Средних веков в истории человечества.

 

Обобщающий  урок

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ОСНАЩЁННОСТЬ  КУРСА  ВСЕОБЩЕЙ  ИСТОРИИ В  ОСНОВНОЙ  ШКОЛЕ

                                                                                                         Учебно-методический комплект курса

1.     Агибалова Е. В., Донской Г. М.История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.

2.     Крючкова Е. А.История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс.

3.     9 класс.

                                                                                                                       Исторические карты

          6 класс

«Франкское государство в V – середине IX вв.», «Арабы в VII–IX вв.», «Византийская империя и славяне в VI–XI вв.», «Индия и Китай в Средние века», «Западная

Европа в XI – начале XIII в.», «Крестовые походы», «Европа в XIV–XV вв.».

 

Электронные  обучающие  программы

        

         6 класс

История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс (CD, «1С»).

История Средних веков. Мультимедийный учебный  комплекс. 6 класс (CD, «1С»).

История Средних веков. Обучающая программа для  школьников. 6–7 классы (CD, «МедиаХауз»).

История Средних веков. Электронный образовательный комплекс. 6 класс (CD, «1С»).

Репетитор по истории Средних веков. Мультимедийное  пособие по изучению истории (CD, «Акелла»).

 

        


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ ставление об особенностях…

В программе прослеживается изменение картины мира че­ ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ ставление об особенностях…

V по конец XV вв.: От краха Западной

V по конец XV вв.: От краха Западной

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др

Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным…

Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным…

Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы…

Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы…

Развитие науки и техники. Появление университетов

Развитие науки и техники. Появление университетов

Календарно-тематическое планирование 6 класс:

Календарно-тематическое планирование 6 класс:

Тема 3. Арабы в VI – XI вв

Тема 3. Арабы в VI – XI вв

Крестовые походы Комбинированный

Крестовые походы Комбинированный

Средневековое искусство. Культура раннего

Средневековое искусство. Культура раннего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020