Рабочая программа профильный труд 2023-24
Оценка 4.7

Рабочая программа профильный труд 2023-24

Оценка 4.7
docx
28.03.2024
Рабочая программа профильный труд 2023-24
Рабочая программа проф труд 2023-24г Колокольчикова.docx

 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» для 5а ,6а, 7а, 7б классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

Учебный план МОУ СКШИ г. Нерюнгри на 2023-2024 учебный год сформирован в соот­ветствии со следующими нормативными документами:

1.       Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера­ции».

2.       Федеральный закон РФ от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера­ции» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федера­ции».

3.       Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4.       Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

5.       Приказ Минпросвещения России от 24.11.22 №1025 "Об утверждении ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ".

6.       Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

7.       Письмо Минпросвещения России от 11.01.2023 № АБ-25/07 "О направлении информации" (вместе с разъяснениями организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2023 году).

8.       Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).

9.       Письмо Минпросвещения России от 21.02.2023 № АБ-800/03 «Об обеспечении учебными изданиями».

10.   Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ»).

11.   Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2023 №136н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»".

12.   Письмо Министерства просвещения РФ от 20.03.2023 № 03-ПГ-МП-7643 “О рассмотрении обращения”.

13.   Приказ Минпросвещения России от 01.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерств просвещения Российской Федерации от 22.03 2021 г. № 115».

14.   Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).

15.   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021   № 287».

16.   Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022  №955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью".

17.   Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

18.   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".

19.   Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».

20.   Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822).

21.   Приказ Минпросвещения России от 30.08.2022 № 784 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 года № 458».

22.   Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

23.   Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

24.   Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения ООП обучающимися 5-11 классов по ИУП»).

25.   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021  № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания».

26.   Материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся (письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № 03-2195 «О направлении материалов»).

27.   Письмо Министерства просвещения России от 19.05.2020 № ДГ-493/07 “О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями”.

28.   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

29.   Приказ Минпросвещения России № 52 от 18.02.2020 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года».

30.   Приказ Рособрнадзора России от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта в информационно-коммуникационной сети Интернет и формату представления информации».

31.   Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

32.   Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28. Действует с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.

33.   СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями на 27 октября 2020 года).

34.   Письмо Министерства просвещения России № ДГ-493/07 от 19.05.2020 «Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации учащихся, освоивших адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью».

35.   Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. № Р-93 "Об утверждении Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации".

36.   Порядок организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому в Республике Саха (Якутия) от 26.11.2019 г.  № 01-10/1627

37.   Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 г. № 05- 108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости».

38.   Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 года № ТС-551-07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». Разъяснения о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистентом-помощником.

39.   Минпросвещения России от 02.11.2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

40.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций" Методические рекомендации по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ».

41.   Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

42.   Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

43.   Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

44.   Приказ Минобрнауки России от 09.06. 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

45.   Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

46.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.08.2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении».

47.   Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «Об утвер­ждении методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с ис­пользованием сетевых форм реализации образовательных программ».

48.   Письмо Минобрнауки РФ Департамента государственной политики в сфере воспитания де­тей и молодежи № 09-3482 от 07.12.2015 «О направлении информации: Методические рекомен­дации по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организа­ций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промыш­ленных предприятий и бизнес-структур в сфере научно-технического творчества, в том числе робототехники».

49.   Письмо Заместителя Минобрнауки РФ от 07.06.2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

50.   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

51.   Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

52.   В соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 14 октября 2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

53.   Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.04. 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

54.   Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

55.   Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

56.   Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего, среднего общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4)).

57.   Письмо Минобразования России от 14.03.2001 № 29\1448-6 «Рекомендации о порядке проведе­ния экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений VIII вида».

58.   Устав МОУ СКШИ г. Нерюнгри.

Цель предмета: создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи предмета: 

·         Ознакомить учащихся с многообразием применяемых тканей, используемых при пошиве

изделий, их свойствами; с многообразием применяемого материала, используемого при выполнении швейных работ их особенностями и возможностями;

·         Формировать и развивать имеющиеся умения и навыки работы с инструментами, приспособлениями и швейными машинами, умения организовать своё рабочее место; формировать умения и навыки при подготовке к работе по выполнению швейных операций с соблюдением правил техники безопасности;

·          Развивать интерес к изучению методов и приёмов по выполнению швейных работ; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива посредством совместной деятельности, воспитывать самостоятельность в принятии решений;

·         Совершенствовать перенос опыта, умения воспроизводить знания в новых условиях;

·         Выявлять уровень готовности учащихся к освоению специальности швея;

·         Формировать адекватный уровень притязаний; формировать умения правильно отражать действительность и проявлять своё отношение к ней;

·         Формировать высшие духовные чувства: совести, долга, ответственности, самоотверженности.

Общая характеристика учебного предмета

Программа предмета профильный труд предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую моторику, также формирует эстетические представления, способствует социальной адаптации и обеспечивает самостоятельность в быту. Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Предусматривается необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми.

Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках

математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи

выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей,

вникать в положения трудового законодательства, и т.д. В свою очередь навыки и умения

полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению

учащимися общеобразовательных предметов.

Обучение предмета «Профильный труд» завершается итоговой аттестацией (экзаменом) состоящих из двух этапов: выполнение практической работы; собеседование по вопросам материаловедения и технологии.

 

Место учебного предмета

Данный учебный предмет входит в образовательную область – Технология (5, 6, 7, 8, 9 классы).  Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов.  Занятия по данной программе проводятся в форме двух уроков по (40 мин). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.    

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  

Материал по трудовому обучению расположен линейно - концентрически: темы программ по классам повторяются, добавляться новые и усложняются.

Программа предусматривает срок обучения – 1 год.

По окончании 9-го класса учащиеся сдают государственный экзамен по предмету «Профильный труд», по программе «Швейное дело», который включает в себя: 15 билетов (2 теоретических и 1- практическому вопросу в каждом билете).

 

5а класс - количество часов в неделю 6, за год 204 часа;

Четверть

Число недель

Количество часов

I четверть

 

II четверть

 

III четверть

 

IV четверть

 

Итого

 

 

6а класс - количество часов в неделю 6, за год 204 часа;

Четверть

Число недель

Количество часов

I четверть

 

II четверть

 

III четверть

 

IV четверть

 

Итого

 

 

 

 

 

 

7а, 7 б классы - количество часов в неделю 7, за год 238 часов;

Четверть

Число недель

Количество часов

I четверть

 

II четверть

 

III четверть

 

IV четверть

 

Итого

 

 

Учебные действия освоения предмета

Личностные учебные действия освоения предмета

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения. Определять сильные и слабые стороны своей личности с помощью учителя.

Сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.                    

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя.

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.  

Умение устанавливать личностный смысл (т.е. значения для себя); понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва. Ставить самостоятельно цели и добиваться результатов.

Регулятивные учебные действия освоения предмета

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные учебные действия освоения предмета

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Познавательные учебные действия освоения предмета

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета профильный труд (5 класс)

Школьная швейная мастерская.

Правила поведения и работы в мастерской. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места.

Волокна и ткани.

Сведения о волокнах. Сведения о прядении. Сведения о ткани. Полотняное плетение. Сведения о нитках. Хлопчатобумажные ткани.

Ручные работы.

Подготовка к выполнению ручных швейных работ. Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани. Электрический утюг. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки. Крестообразные стежки. Петлеобразные стежки. Петельные стежки. Отделочные ручные стежки. Стежки «вперед иголку». Стебельчатые стежки. Тамбурные стежки. Ручной стачной шов. Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

Ремонт одежды.

Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах. Пришивание пуговиц. Ремонт одежды по распоровшемуся шву. Ремонт одежды в месте разрыва ткани. Изготовления вешалки. Декоративная заплатка-аппликация.

Швейная машина.

Сведения о швейных машинках. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасности работы на швейной машине. Устройство швейной машины. Устройство привода швейной машины. Машинная игла. Моталка. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки. Регулятор строчки. Машинная закрепка. Зигзагообразная строчка.

Машинные работы.

Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов. Шов вподгибку с закрытым срезом. Шов вподгибку с открытым срезом. Обтачной шов.

Пошив изделий.

Построение чертежа и изготовление выкройки. Подготовка ткани к раскрою.  Салфетка. Сумка хозяйственная.

Приложение. Рукоделие.

Для умелых рук. Терминология швейных работ и влажно-тепловой обработки.

Контрольно- измерительные работы.

Вариативные тестовые задания.

Контрольно-измерительные задания.

 

                      Содержание учебного предмета профильный труд (6 класс)

Швейные изделия.

Вводное занятие. Сведения о швейных изделиях. Отделочные материалы.

 Влажно-тепловая обработка.

Прядильное и ткацкое производство.

Сведения о прядении и ткачестве. Сведения о волокнах. Прядильное производство.

Ткацкое производство. Отделка тканей. Дефекты ткани. Полотняное переплетение.

Выполнение образца полотняного переплетения из бумаги. Саржевое переплетение. Сатиновое переплетение. Свойства тканей выработанных полотняным, саржевым и сатиновым переплетениями нитей. Свойства хлопчатобумажных тканей. Лен. Льняное волокно. Льняная пряжа. Получение льняных тканей. Свойства льняных тканей. Определение хлопчатобумажных  и льняных тканей.

Обработка срезов в швейных изделиях.

Виды срезов ткани. Свойства срезов ткани. Обтачки. Раскрой долевых и поперечных обтачек. Обработка среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону.

Обработка среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону. Косынка.

Построение чертежа и подготовка выкройки к раскрою. Раскрой и пошив косынки. Подготовка ткани к раскрою, раскрой косынки. Подготовка, кроя косынки к обработке. Практические работы по пошиву косынки. Обработка поперечного и долевого срезов косынки швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка косого среза косынки долевой обтачкой и утюжка готового изделия.

Выполнение машинных швов.

Виды машинных швов.  Запошивочный шов. Выполнение запошивочного шва на образце. Настрочной  и расстрочной швы. Выполнение настрочного и расстрочного шва.

Построение чертежей одежды.

Снятие мерок. Запись мерок. Размер изделия. Сведения о прибавках.

Обозначения точек, отрезков и линий чертежа. Масштабная линейка.

Пошив фартука на поясе и сорочки.

Фартук. Снятие мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки фартука на поясе к раскрою. Построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину и подготовка деталей выкройки к раскрою. Раскрой и пошив фартука на поясе. Подготовка ткани к раскрою, раскрой фартука на поясе. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Заготовка косой обтачки для обработки нижней части фартука. Обработка боковых, нижнего срезов деталей нижней части фартука двойной косой обтачкой. Обработка пояса. Обработка верхнего среза нижней части фартука поясом и утюжка готового изделия. Способы перевода контурных линий.

Сорочка. Снятие мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки сорочки с круглым вырезом. Построение чертежа сорочки с круглым вырезом в натуральную величину и подготовка деталей выкройки к раскрою. Раскрой и пошив сорочки с круглым вырезом. Подготовка ткани к раскрою, раскрой сорочки. Подготовка деталей кроя сорочки к обработке. План работы по пошиву сорочки с круглым вырезом. Практические работы по пошиву сорочки с круглым вырезом. Обработка плечевых срезов сорочки двойным швом. Обработка среза горловины сорочки двойной косой обтачкой. Обработка боковых срезов сорочки двойным швом. Обработка срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой.

Обработка нижнего среза сорочки швом вподгибку с закрытым срезом и окончательная отделка изделия.

Бытовая швейная машина с электроприводом.

Сведения о бытовых швейных машинах. Устройство электропривода. Бытовая швейная машина. Рабочие механизмы бытовой швейной машины. Устройство челночного комплекта. Разборка челночного комплекта. Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки.

Обработка углов и карманов в швейных изделиях.

Сведения о подкройных обтачках. Изготовление выкройки (лекала) подкройной обтачки. Обработка углов подкройной обтачкой на образце. Накладные карманы. Обработка гладкого накладного кармана.

Ремонт одежды.

Наложение заплаты ручным способом. Наложение заплаты из гладкокрашеной ткани на образце. Наложение заплаты из ткани с рисунком на образце. Наложение заплаты машинным способом. Наложение заплаты накладным швом на образце. Выполнение штопки на трикотажной ткани.

Контрольно-измерительные работы.

Вариативные тестовые задания.

Контрольно-измерительные задания.

 

Содержание учебного предмета профильный труд (7 класс)

Промышленные швейные машины.

Правилах поведения в кабинете, оборудование кабинета, правила по ТБ.  Назначение специализированных и универсальных швейных машин, некоторых видов промышленных машин.

Пошив постельного белья.

Виды и назначение постельного белья и бельевых тканей применяемых для пошива комплектов.  Виды соединительных бельевых швов и место их применения при пошиве постельного белья.

 Последовательность выполнения бельевых швов, план практической работы, подготовить приспособления и материалы для её проведения.

Виды и размеры наволочек и тканей, применяемых для их пошива, план практической работы, приспособления и материалы для её проведения.

 произвести обработку поперечных срезов, отметить длину клапана, обработать боковые срезы наволочки, произвести ВТО изделия.

Сведения об одежде.

Значение современной одежды, разновидность одежды,

разделять ее по типам и назначениям для применения в повседневной жизни. Требования к одежде: гигиенические, эксплуатационные и эстетические.

Определение срок службы одежды.

Отделка швейных изделий.

Виды отделочных материалов, отделочных деталей и строчек.

Виды окантовочных швов и технологию его изготовления.

План практической работы, подготовить инструменты,

 приспособления и материалы для её проведения.

Изготовление плечевых изделий.

Значение и применение оборки при изготовлении швейного изделия. Технологию соединения оборок с основной деталью разными способами, план практической работы.  Работать по технологической карте.

Волокна и ткани.

Животные, имеющие волосяной покров для получения шерсти. Свойства   шерстяных волокон и процесс получения шерстяной пряжи. Основные переплетения нитей, которые применяются при изготовлении чистошерстяных и полушерстяных тканей.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

Назначение вытачек необходимых для пошива изделия. План практической работы. Виды и расположения складок на изделии и их необходимости использования вместо вытачек.

Виды фурнитуры для застежки в поясных изделиях. Алгоритм выполнения обметанных петель. 

Виды обработки верхнего среза юбки в соответствии с фасоном изделия. Виды обработок и уметь применять в зависимости от вида среза и толщины ткани.

Изготовление юбок.

Основные виды, фасоны, и детали кроя юбок.  Основные модели прямой юбки, виды покроя, основных деталей и линий чертежа, количество ткани с учетом фасона прямой юбки. Мерки необходимы для построения основы прямой юбки.

Виды юбок относятся к клешевым, «солнце», «полусолнце». Обработку деталей юбки и пошив юбки.

Ремонт одежды.

Виды ремонта одежды. Эстетическое назначение

аппликации. Практическая работа при ремонте одежды.

Итоговые контрольные работы.

Практикум при выполнении тестовых заданиях, выбор одного из нескольких правильных ответов.

 

Формы организации учебного процесса.

 

Разнообразие методов и форм, используемых в трудовом обучении, их классификация и характеристика, особенность использования на различных этапах урока. Методы, применяемые для формирования и закрепления технико-технологических знаний. Методы демонстрации. Методы формирования трудовых умений и навыков. Объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивные методы; инструктаж как метод, используемый в трудовом обучении; метод проектов; проблемный метод; частично-поисковый и исследовательский метод.   Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации, их характеристика (словесные методы, наглядные, практические) и особенности их использования. Выбор методов обучения в зависимости от степени активности и самостоятельности учащихся. Понятие приема. Требования к показу приемов работы.

Для оперативного наблюдения за реализацией программы исполь­зуются карты контроля, включающие описание умения, т.е. того, ка­кие операции учащийся будет выполнять с конкретной освоенной еди­ницей содержания (единица содержания определяется в примерном тематическом планировании) с учётом уровня усвоения.

При этом используются разнообразные методы, в том числе, практические работы, работа в парах.

Поскольку основная задача курса - подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности, основное оценивание происходит при выполнении практических работ в школе, а затем на практике.

Соблюдение правил безопасности при выполнении практического действия, предполагает знание и понимание того, что может представ­лять реальную угрозу, как для своего здоровья, так и для здоровья ок­ружающих и означает, что предметно-практическая деятельность осу­ществляется с обеспечением собственной безопасности ученика и безопасности окружающих его людей.

Методы урока.

-        На уроках «Профильный труд» используются следующие методы урока:

-        словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-        наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;

-        практические: карточки.

Типы уроков.

- Урок открытия нового знания (лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, уроки смешанного типа);

- Урок рефлексии (сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок);

- Урок общеметодологической направленности (конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок –суд, урок-откровение, урок-совершенствование);

- Урок развивающего контроля (письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы).

Дидактические материалы

-    УМК «Швейное дело» (учебник и рабочая тетрадь);

-    буклеты - памятки;

-     справочники, иллюстрированные энциклопедии;

-     накопительные папки по темам курса;

-    технологические карты и алгоритмы.

Материальные ресурсы

-    занятия проводятся в специально оборудованном учебном классе;

-    доступ педагога к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении,

     где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для обучения;

-     рабочая одежда,

-     маркированное оборудование, инвентарь;

Организационные ресурсы

-    сдвоенные уроки в расписании для проведения комплексных заня­тий с практическим закреплением;

-     практические занятия;

- психологическое сопровождение адаптации на каждом этапе инте­грации, индивидуальные рекомендации по трудоустройству.

Используются ТСО:

ПК, компьютерные презентации.

Интерактивная доска, ПК, компьютерные презентации, музыкальные композиции.

Коррекционная работа на уроках профильного труда (швейное дело):

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

1.       Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция и развитие памяти; коррекция и развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

2.       Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

3.       Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

4.       Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

5.       Коррекция и развитие речи:

развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;

 

Национально-региональный компонент

 

В программу включен национально – региональный компонент. Вариативность использования этого материала предоставляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребёнка.

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:

1.Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.

5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.

6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

Данная информация реализуется через: беседы, экскурсии, наблюдения, детскую литературу, фольклор, якутские народные сказки, игры, праздники, развлечения.

 

Национально-региональный компонент на уроках профильного труда (5, 6, 7 классов)

 

Тема: «Узоры якутского народа», «Виды и фасоны женского якутского национального костюма», «Головной убор якутского костюма».

 

Тематическое планирование учебного предмета

«Профильный труд» (швейное дело) в 5а классе

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

1.

Школьная швейная мастерская

14

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Систематизация знаний о материалах и инструментах. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Правила поведения в мастерской. Правила уборки мастерской. Обязанности дежурных.

 Материалы. Рабочие инструменты. Приспособления. Правила безопасной работы иглой. Правила безопасной работы ножницами.

Рабочее место. Линии чертежа. Правила безопасной работы с клеем.

Мониторинг знаний, умений навыков по предмету (см. приложение: мониторинг на начало года №1)

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

2.

Волокна и ткани

18

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Натуральные волокна. Химические волокна. Название волокон. Растения, из которых получают волокна. Пряжа.

Кипа. Какие операции проводят для получения пряжи. Как наматывают ее на бобину.

Нити ткани. Долевые нити. Нити основы. Поперечные нити. Нити утка. Кромка. Ширина ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Свойства нити. Гладкокрашеные ткани.

Ткацкий рисунок. Полотняное переплетение, разновидности ткацкого переплетения.

Швейные нитки. Нитки для вышивания.

Какие нитки используют для вышивания.

Хлопок. Волокна хлопка. Свойства хлопчатобумажных тканей.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

3.

Ручные работы

56

Определение длины рабочей нити. Приемы работы с иглой. Закрепление нити.

Выкройка. Крой. Долевой и поперечный срезы.

Обработка срезов на швейной машине. Обработка срезов косыми стежками. Обработка срезов бахромой.

Устройство электрического утюга. Правила безопасной работы электрическим утюгом. Рабочее место для выполнения утюжильных работ.

Стежки. Строчки. Длина стежка. Частота стежков.

Сметочные строчки. Наметочные строчки. Заметочные строчки

Практическая работа «выполнение прямых стежков на образце».

Обметочные строчки. Подшивочные строчки.

Практическая работа «выполнение косых стежков на образце».

Практическая работа «выполнение крестообразных стежков на образце»

Практическая работа «выполнение петлеобразных стежков на образце»

Виды отделочных ручных стежков: «вперед иголку», тамбурные, стебельчатые, петельные, крестообразные.

Виды отделочных ручных стежков.

Стежки «вперед иголку» с перевивом

Стебельчатые стежки.

Тамбурные стежки.

Выполнение стачного шва строчкой петлеобразных стежков

Ручной шов в подгибку с закрытым срезом.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

4.

Ремонт одежды

20

Ремонт одежды и белья.

Применение пуговиц.

Пуговицы со сквозными отверстиями. Пуговицы с ушком. Стойка.

Практическая работа: выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву.

Практическая работа: «Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани»

Декоративная заплата-аппликация.

Практическая работа: изготовление заплаты-аппликации на образце.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

5.

Швейная машина

28

Ручной привод. Ножной привод. Электрический привод.

Правила посадки за швейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине.

Основные части швейной машины.

Главный вал. Рабочие органы машины. Педаль. Пусковое колесо. Приводной ремень. Щиток.

Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл.

Моталка и намотка нити на шпульку.

Схема заправки верхней нитки.

Машинная закрепка.

Регулятор ширины зигзага.

Зигзагообразная строчка.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

6.

Машинные работы

26

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Стачной шов взаутюжку. Стачной шов вразутюжку.

Выполнение двойного шва на образце.

Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом на образце.

Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

Шов вподгибку с закрытым срезом.

Выполнение обтачного шва на образце.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

7.

Пошив изделий

34

Построение чертежа. Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою.

Салфетка квадратной формы.

Построение чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою. Раскрой и пошив салфетки.

Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка углов. Выполнение отделки салфетки вышивкой и утюжка готового изделия.

Сумка хозяйственная из хлопчатобумажной ткани.

Построение чертежа и подготовка выкройки хозяйственной сумки к раскрою.

Практические работы по пошиву сумки хозяйственной.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

8.

Приложение

Рукоделие

4

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Футляр для телефона.

Прихватка для кухни

Изготовление  полезных и красивых вещей, умение сделать поделку своими руками.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

9.

Контрольно- измерительные работы

4

Контрольно-измерительные работы по данному курсу обучения за полугодие.

Организация и проведение, контрольно-измерительные работы по данному курсу обучения за полугодие.

Мобилизация.

Целеполагание.

Практикум при выполнении тестовых заданиях, выбор одного из нескольких правильных ответов.

Самоконтроль, взаимопроверка. Рефлексия.

Тестирование.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Тестирование.

Итоговый контроль.

 

 

Итого

204 часа

 

 

 

 

Тематическое планирование учебного предмета

«Профильный труд» (швейное дело) в 6а классе

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

1.       

Швейные изделия

10

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Сведения о швейных изделиях.

Отделочные материалы. Изготовление швейных изделий с применением отделочных материалов.

Виды отделочных материалов.

Определение отделочных материалов.

Влажно-тепловая обработка. Влажно-тепловая обработка деталей изделия, швов и готового изделия. Применение правил ВТО, производить ВТО в соответствии с правилами.

Мониторинг знаний, умений навыков по предмету (см. приложение: мониторинг на начало года №1).

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

2.       

Прядильное и ткацкое производство

32

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Сведения о прядении и ткачестве. Процесс прядения.

Процесс ткачества.

Отличие процесса прядения и ткачества

Сведения о волокнах. Отличие натуральных волокон от химических волокон.

Прядильное производство. Основные операции, выполняемые на прядильной фабрике.

Ткацкое производство. Основные операции ткацкого производства.

Продукция ткацкого производства.

Отделка тканей. Для чего выполняется отделка ткани, и какие ткани получаются в результате крашения и печатания тканей.

Дефекты ткани. Для чего выполняется отделка ткани, и какие ткани получаются в результате крашения и печатания тканей.

Полотняное переплетение. Практическая работа: Выполнение образца полотняного переплетения из бумаги.

Саржевое переплетение. Сатиновое переплетение. Свойства тканей, выработанных полотняным, саржевым и сатиновым переплетениями нитей. Свойства хлопчатобумажных тканей. Лен. Льняное волокно. Льняная пряжа.

Какие свойства льняных тканей надо

учитывать при раскрое, стирке и утюжке.

Получение льняных тканей.

Свойства льняных тканей. Определение хлопчатобумажных  и льняных тканей.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

3.       

Обработка срезов в швейных изделиях

26

Виды срезов ткани.

Свойства срезов ткани. Умение получать разные виды срезов в результате разрезания ткани.

Обтачки. Знать, виды обтачек, применение обтачек и от чего зависит длина детали обтачек.

Практическая работа:

Раскрой долевых и поперечных обтачек

Практическая работа:

Обработка среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону

Практическая работа:

Обработка среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону

Косынка. Раскрой и пошив косынки

Практическая работа

Подготовка ткани к раскрою, раскрой косынки. Подготовка, кроя косынки к обработке. Практические работы по пошиву косынки. Обработка поперечного и долевого срезов косынки швом вподгибку с закрытым срезом.

Обработка косого среза косынки долевой обтачкой и утюжка готового изделия.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

4.       

Выполнение машинных швов

12

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Виды машинных швов. Назначение соединительных и краевых швов.

Запошивочный шов.

Выполнение запошивочного шва на образце. Настрочной  и расстрочной швы. Выполнение настрочного и расстрочного шва.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

5.       

Построение чертежей одежды

10

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Снятие мерок, правила снятия мерок и расположение основных ориентиров на фигуре человека. Запись мерок.

Размер изделия. Сведения о прибавках.

Обозначения точек, отрезков и линий чертежа.  Правила оформления чертежа, буквенных обозначений отрезков и точек.

Масштабная линейка.

 

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

6.       

Пошив  фартука на поясе и сорочки

72

Фартук.  Снятие мерок. Построение чертежа и подготовка деталей выкройки фартука на поясе к раскрою.

Построение чертежа фартука на поясе в натуральную величину и подготовка деталей выкройки к раскрою.

Раскрой и пошив фартука на поясе

Подготовка ткани к раскрою, раскрой фартука на поясе.

Подготовка деталей кроя фартука к обработке.

Практические работы по пошиву фартука на поясе.

Заготовка косой обтачки

для обработки нижней

части фартука.

Обработка боковых и нижнего среза деталей нижней части фартука двойной косой обтачкой.

Обработка верхнего среза нижней части фартука поясом и утюжка готового изделия.

Способы перевода контурных линий.

Сорочка. Снятие мерок.

Построение чертежа и подготовка деталей выкройки сорочки с круглым вырезом.

Построение чертежа сорочки с круглым вырезом в натуральную величину и подготовка деталей выкройки к раскрою.

Раскрой и пошив сорочки с круглым вырезом. Подготовка ткани к раскрою, раскрой сорочки. Подготовка деталей кроя сорочки к обработке.

Практические работы по пошиву сорочки с круглым вырезом.

Обработка плечевых срезов сорочки двойным швом. Обработка среза горловины сорочки двойной косой обтачкой. Обработка боковых срезов сорочки двойным швом. Обработка срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой. Обработка нижнего среза сорочки швом вподгибку с закрытым срезом и окончательная отделка изделия.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

7.       

Бытовая швейная машина с электроприводом

18

Сведения о бытовых швейных машинах. Представление о различии швейных машин от вида привода и выполняемых операций. Устройство электропривода. Бытовая швейная машина. Рабочие механизмы бытовой швейной машины. Устройство челночного комплекта. Разборка челночного комплекта. Механизмы регулировки швейной машины. Представление о механизмах для регулировки натяжения верхней и нижней ниток. Регулятор строчки. Производить настройку машины с помощью регулировки.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

8.       

Обработка углов и карманов в швейных изделиях

14

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Сведения о подкройных обтачках.

Изготовление выкройки (лекала) подкройной обтачки. Изготовление выкройки (лекала) подкройной обтачки.

Накладные карманы. Обработка гладкого накладного кармана. Способы обработки  верхнего среза гладкого накладного кармана и способы их соединения.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

9.       

Ремонт одежды

10

Наложение заплаты ручным способом. Наложение заплаты из гладкокрашеной ткани на образце. Наложение заплаты из ткани с рисунком на образце.

Наложение заплаты машинным способом.

Наложение заплаты накладным швом на образце.

Выполнение штопки на трикотажной ткани.

Текущий контроль.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный

10.   

Контрольно-измерительные работы

4

Вариативные тестовые задания.

Контрольно-измерительные задания.

Мобилизация.

Целеполагание.

Практикум при выполнении тестовых заданиях, выбор одного из нескольких правильных ответов.

Самоконтроль, взаимопроверка. Рефлексия.

Тестирование.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Тестирование.

Итоговый контроль.

Мониторинг знаний, умений навыков по предмету (см. приложение: мониторинг на конец  года №2).

 

ВСЕГО

204 часа

 

 

 

Тематическое планирование учебного предмета

«Профильный труд» (швейное дело) в 7а, 7б классе.

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

1

Промышленные швейные машины

16

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Правила поведения в кабинете, о оборудование кабинета, правила по ТБ.  Сведения о примышленных швейных машинах. Назначение специализированных и универсальных швейных машин, некоторых видов промышленных машин. Практические работы по намотке нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней ниток.

Работа в парах, работа в группах.

Рефлексия.

Мониторинг знаний, умений навыков по предмету (см. приложение: мониторинг на начало года №1).

Текущий.

Устный опрос теоретических сведений.

Индивидуальный.

 

 

2

Пошив постельного белья

22

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по схеме.

Виды и назначение постельного белья и бельевых тканей применяемых для пошива комплектов.  Виды соединительных бельевых швов и место их применения при пошиве постельного белья.

 Практические задания по выполнению бельевых швов,

последовательность выполнения бельевых швов, план практической работы, подготовить приспособления и материалы для её проведения.

Виды и размеры наволочек и тканей, применяемых для их пошива, план практической работы, приспособления и материалы для её проведения.

 произвести обработку поперечных срезов, отметить длину клапана, обработать боковые срезы наволочки, произвести ВТО изделия.

Работа в парах, работа в группах.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Практическая работа.

3

Сведения об одежде

4

Целеполагание по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Значение современной одежды, разновидность одежды,

разделять ее по типам и назначениям для применения в повседневной жизни. Требования к одежде: гигиенические, эксплуатационные и эстетические.

Определение срок службы одежды.

Самостоятельная работа учащихся

Взаимопомощь и взаимопроверка.

Индивидуальный.

Текущий контроль.

Итоговый контроль.

4

Отделка швейных изделий

28

Мобилизация.  Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Фиксация учебной задачи.

Выполнение практических упражнений и заданий.

План практической работы, подготовить инструменты,

 приспособления и материалы для её проведения.

Виды отделочных материалов, отделочных деталей и строчек.

Виды окантовочных швов и технологию его изготовления.

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

 

5

Изготовление плечевых изделий

40

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Фиксация учебной задачи.

Выполнение практических упражнений и заданий. Технологию соединения оборок с основной деталью разными способами, план практической работы.  Работать по технологической карте.

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

6

Волокна и ткани

14

Целеполагание по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Постановка учебной задачи по технологической карте.

Мобилизация.  Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Фиксация учебной задачи.

Выполнение практических упражнений и заданий.

Свойства   шерстяных волокон и процесс получения шерстяной пряжи. Основные переплетения нитей, которые применяются при изготовлении чистошерстяных и полушерстяных тканей.

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

7

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

28

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Постановка учебной задачи по технологической карте. Выполнение практических упражнений и заданий.

Назначение вытачек необходимых для пошива изделия. План практической работы. Виды и расположения складок на изделии и их необходимости использования вместо вытачек.

Виды фурнитуры для застежки в поясных изделиях. Алгоритм выполнения обметанных петель. 

Виды обработки верхнего среза юбки  в соответствии с фасоном изделия. Виды обработок и уметь применять в зависимости от вида среза и толщины ткани.

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Работа в парах.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

8

Изготовление юбок

74

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться».

Фиксация учебной задачи.

Выполнение практических упражнений и заданий.

Основные виды, фасоны, и детали кроя юбок.  Основные модели прямой юбки,  виды покроя, основных деталей и линий чертежа, количество ткани с учетом фасона прямой юбки. Мерки  необходимы для построения основы прямой юбки.

Виды  юбок относятся к клешевым, «солнце», «полусолнце». Обработку деталей юбки и пошив юбки.

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Работа в парах.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

9

Ремонт одежды

8

Мобилизация.  Включение учащихся в активную мыслительную деятельность.

Фиксация учебной задачи.

Выполнение практических упражнений и заданий.

Виды ремонта  одежды. Эстетическое  назначение

аппликации. Практическая работа при ремонте одежды

Самостоятельная, индивидуальная работа.

Работа в парах.

Рефлексия.

Текущий.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Контрольный.

Итоговый контроль

10

Итоговые контрольные работы

4

Мобилизация.

Целеполагание.

Практикум при выполнении  тестовых заданиях, выбор одного из  нескольких  правильных ответов.

Самоконтроль, взаимопроверка. Рефлексия.

Тестирование.

Индивидуальный.

Устный опрос теоретических знаний.

Тестирование.

Итоговый контроль.

Мониторинг знаний, умений навыков по предмету (см. приложение: мониторинг на конец  года №2).

 

ВСЕГО

238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты

Минимальный уровень:

ü  знание названий некоторых материалов;

ü  изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

ü  представления об основных свойствах используемых материалов;

ü  знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

ü  отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

ü  представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: швейной машины.);

ü  представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием;

ü  владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вышивание, и т. д.);

ü  чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

ü  понимание значения и ценности труда;

ü  понимание красоты труда и его результатов;

ü  заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

ü  выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/ «не нравится»);

ü  организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

ü  осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

ü  выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

ü  комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

ü  проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

ü  выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

ü  посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.

 

Достаточный уровень:

ü  определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

ü  экономное расходование материалов;

ü  планирование (с помощью учителя) предстоящее планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

ü  знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

ü  осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

ü  понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Учебная программа

 

 

Учебники

 

Методический материал

 

Дидактический

материал

 

Дополнительная

литература

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  МОУ СКШИ г. Нерюнгри  (утверждена 30.08.2023г.).

 Технология. Швейное дело 5,6,7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы /  Г.Г. Мозговая,  Г.Б. Картушина – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018.

Рабочая тетрадь 5 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы /  Г.Г. Мозговая,  Г.Б. Картушина – 8-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2018.

 

Технология. Швейное дело 5,6,7 класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы /  Г.Г. Мозговая,  Г.Б. Картушина – 8-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 2018.

Швейное дело. 5-9 классы: контрольно- измерительные материалы вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина. Изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2014. – 66 с.

 

Наглядные пособия, рисунки, плакаты, коллекция демонстрационных материалов:

презентации.

Трудовое обучение. Швейное дело.

 5-9 классы: контрольно- измерительные материалы вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина. Изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2014. – 66 с.

Трудовое обучение и воспитание учащихся средних школ: Техн. сб. науч. тр./ Науч.-исслед. ин-т педагогики; / Под ред. О.Т.Мороз, В.В.Чечета/.— Минск, 1981.

Тхоржевский, Д.А. Проблемное обучение на уроках труда: Кн.для учителя /Д.А.Тхоржевский , В.Г.Гетта. – Минск: Народная света, 1986.

Юдицкий, В.А. Методика трудового обучения в вопросах и ответах: Уч. метод. пособие /под ред. И.А.Карабанова; Мозыр. гос. пед. ин-т им. Н.К.Крупской, Каф. методики трудового обучения.— Мозырь: Моз.ГПИ, 1999.—С.48

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

1.       Ноутбук

2.       Информационно -  коммуникационные  технологии.

3.       Коллекция демонстрационных материалов: растение хлопок, растение лён,

натуральные и синтетические  волокна, технологический процесс получения пряжи и нитей, натуральные и синтетические ткани, образец полотняного переплетения.

4.       Бытовые швейные машины, оверлок, электрический утюг, гладильная доска, инструменты и принадлежности для швейных работ, ткани, фурнитура, отделочный материал.

5.       КИМы см. в приложении к рабочей программе по предмету «Профильный труд» (Швейное дело).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций,…

Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций,…

Письмо Министерства просвещения

Письмо Министерства просвещения

Письмо Министерства образования

Письмо Министерства образования

В свою очередь навыки и умения полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению учащимися общеобразовательных предметов

В свою очередь навыки и умения полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению учащимися общеобразовательных предметов

Четверть Число недель

Четверть Число недель

Познавательные учебные действия освоения предмета

Познавательные учебные действия освоения предмета

Получение льняных тканей. Свойства льняных тканей

Получение льняных тканей. Свойства льняных тканей

Виды и назначение постельного белья и бельевых тканей применяемых для пошива комплектов

Виды и назначение постельного белья и бельевых тканей применяемых для пошива комплектов

При этом используются разнообразные методы, в том числе, практические работы, работа в парах

При этом используются разнообразные методы, в том числе, практические работы, работа в парах

Развитие различных видов мышления : развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

Развитие различных видов мышления : развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

Правила поведения в мастерской

Правила поведения в мастерской

Виды отделочных ручных стежков

Виды отделочных ручных стежков

Сумка хозяйственная из хлопчатобумажной ткани

Сумка хозяйственная из хлопчатобумажной ткани

Сведения о волокнах. Отличие натуральных волокон от химических волокон

Сведения о волокнах. Отличие натуральных волокон от химических волокон

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность

Включение учащихся в активную мыслительную деятельность

Обработка среза горловины сорочки двойной косой обтачкой

Обработка среза горловины сорочки двойной косой обтачкой

Тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд» ( швейное дело ) в 7а, 7б классе

Тематическое планирование учебного предмета «Профильный труд» ( швейное дело ) в 7а, 7б классе

Мобилизация. Включение учащихся в активную мыслительную деятельность

Мобилизация. Включение учащихся в активную мыслительную деятельность

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий 28

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий 28

Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа профильный труд 2023-24

Рабочая программа профильный труд 2023-24
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024