Рабочая программа "Профильный труд" для детей с РАС.
Оценка 4.9

Рабочая программа "Профильный труд" для детей с РАС.

Оценка 4.9
docx
14.05.2024
Рабочая программа "Профильный труд"  для детей с РАС.
Профильный труд.docx

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39».

 

 

 

Рассмотрена  и одобрена на МО учителей  технологии и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39

Протокол №____от________

Руководитель_____ Габерзот И.В.

Согласовано

Заместитель директора поУВР филиала

ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом

 ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________ПономареваМ.Н.

 

 

Рабочая программа по учебному предмету:

 «Профильный труд»

 предметная область «Технологии»

«Растениеводство»

для 3в/4в класса

 

на 2023-2024 учебный год

 

 

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС НОО для

обучающихся с ОВЗ и ФАОП  НОО для обучающихся с ОВЗ

Вариант 8.4

 

 

 

 

 

Составитель программы:

Баженова Наталья Сергеевна

 

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

                                                Ульяновск, 2023г.

 

 

 

Содержание

 

1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3.Планируемые личностные  и предметные результаты

4.Базовые учебные действия

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7. Материально-технического обеспечение 

8. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9.Лист внесения изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт рабочей программы.

 

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598);

-  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021

№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

 

- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023;

 

- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), 1-4 класс на 2023-2024 учебный год ОГКОУШ №39;

 

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся   по АООП вариант  8.4.

Категория обучающихся

Учащиеся  3 и 4 класса с умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью и  расстройствами аутистического спектра

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года)

 

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в 3-4 классе соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

3 часа в неделю в 3-4 классе

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование

 

Пояснительная записка.

Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Особенности и своеобразие психофизического развития обучающихся с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяют специфику их образовательных потребностей:    

-в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания обучающегося к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;

-выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;

-большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует обучающегося на преодоление этих трудностей, и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;

-необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

-может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания обучающегося в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания обучающегося с РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

-в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

-периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;

-необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

-необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес обучающихся;

-в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей освоения "простого" и "сложного";

-необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

-необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающегося, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

-обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

-обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со сверстниками;

-обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (ровный тон голоса педагогического работника в отношении любого обучающегося, отсутствие спешки), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

-необходима специальная установка педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

-педагогический работник должен стараться транслировать эту установку одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие;

-необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам близких взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

-для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности;

-процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и школы;

-обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учебный курс «Профильный труд» направлен на развитие точности, ловкости, координации движений рук, обучению умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводится развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.

       Цель трудового обучения является подготовка детей и подростков с РАС к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями и т.д.

Учебный предмет включает раздел: «Растениеводство».

      

 

 

 

 

 

 Планируемые личностные и предметные результаты

 

Личностные результаты:

1) осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

 2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

 5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

8) наличие интереса к практической деятельности.

 

Предметные результаты:

1) Овладение навыками предметно-практической деятельности, как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

•        Умение использовать в предметно-практической деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

•        Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями

•        Стремление выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

•        Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

 

 

 

Базовые учебные действия

 

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с РАС направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) и включает следующие задачи:

1.                Формирование учебного поведения: 

·                   направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·                   умение выполнять инструкции педагога;

·                   использование по назначению учебных материалов;

·                   умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

·                   в течение определенного периода времени,

·                   от начала до конца,

·                   с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

 

Растениеводство

Выращивание комнатных растений: представление об условиях жизни растений: свет, вода, температура почвы и воздуха. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Чистка горшков и поддонов. Выращивание растений в открытом грунте: перекапывание почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядий. Изготовление бороздки и лунки на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботва, просушивание). Уход за садовым инвентарем.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Календарно-тематическое планирование

 

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

 

Комнатные растения-66 часов.

 

1.

Сведения о цветоводстве (комнатные растения).

        4

2.

Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека (Фиалка).

4

3.

Строение цветочного растения (корень, стебель, лист, плод, цветок, семена).

8

4.

Емкости и инвентарь для комнатных растений        (цветочный горшок, пульверизатор, лейка).

4

5.

Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы.

8

6.

Практическая работа. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива.

4

7.

Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений.

4

8.

Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.

4

9.

Понятие «перевалка» и «пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения.

4

10.

Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для перевалки растений.

4

11.

Практическая работа. Подбор, помывка и просушка цветочного горшка.

2

12.

Полив переваливаемого растения. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

2

13.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями».

5

 

Приемы выращивания культурных растений-33 часа.

 

16.

Понятие «агротехника». Приемы выращивания культурных растений.

2

17.

Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию.

6

19.

Урок-практикум. Подготовка семян гороха к проращиванию.

6

20.

Посадка гороха, полив и уход.

6

21.

Урок-практикум. Подготовка семян фасоли к проращиванию.

4

22.

Посадка фасоли, полив и уход.

3

23.

Урок-практикум. Подготовка семян пшеницы к проращиванию.

3

24.

Посадка пшеницы, полив и уход.

3

25.

Наблюдение за всходами. Систематический полив.

12

 

Итого:

102 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

- дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.

Инструменты и орудия труда для посадочных работ:

- Лопатка, грабли, ведро, лейки, ножницы;

      - горшки, поддоны, ящики;

      - различные виды растения (укроп, петрушка, лук и пр.);

      - семена гороха, фасоли, пшеницы;

 -перчатки садовые, фартуки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.                               

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:           

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

                                Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

´ 0 баллов - нет продвижения;

´ 1 балл – минимальное продвижение;

´ 2 балла – среднее продвижение;

´ 3 балла – значительное продвижение.

 

Предметные результаты

Бальная система оценки:

´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

´  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины.

Дата

Основание для внесения изменений

№ листа

Содержание

Утверждено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Содержание 1.Паспорт рабочей программы 2

Содержание 1.Паспорт рабочей программы 2

Паспорт рабочей программы.

Паспорт рабочей программы.

Пояснительная записка. Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми…

Пояснительная записка. Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми…

РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации…

РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации…

РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие; -необходимо развитие внимания…

РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие; -необходимо развитие внимания…

Планируемые личностные и предметные результаты

Планируемые личностные и предметные результаты

Базовые учебные действия Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с

Базовые учебные действия Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию

Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию

Материально-техническое обеспечение: - дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий,…

Материально-техническое обеспечение: - дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий,…

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024