областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39».
Рассмотрена и одобрена на МО учителей технологии и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39 Протокол №____от________ Руководитель_____ Габерзот И.В. |
Согласовано Заместитель директора поУВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. |
Утверждена Педагогическим советом ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________ПономареваМ.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету:
«Профильный труд»
предметная область «Технологии»
«Растениеводство»
для 3в/4в класса
на 2023-2024 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ
Вариант 8.4
Составитель программы:
Баженова Наталья Сергеевна
Ульяновск, 2023г.
Содержание
1.Паспорт рабочей программы
2.Пояснительная записка
3.Планируемые личностные и предметные результаты
4.Базовые учебные действия
5.Содержание рабочей программы
6.Учебно-тематическое планирование
7. Материально-технического обеспечение
8. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
9.Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы.
Тип программы |
Рабочая программа |
Статус программы |
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), 1-4 класс на 2023-2024 учебный год ОГКОУШ №39;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы |
Программа предназначена для обучающихся по АООП вариант 8.4. |
Категория обучающихся |
Учащиеся 3 и 4 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра |
Сроки освоения программы |
1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года)
|
Объём учебного времени |
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в 3-4 классе соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения |
Очная |
Режим уроков |
3 часа в неделю в 3-4 классе |
Форма контроля |
текущий контроль, промежуточное тестирование |
Пояснительная записка.
Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Особенности и своеобразие психофизического развития обучающихся с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяют специфику их образовательных потребностей:
-в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания обучающегося к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
-выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
-большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует обучающегося на преодоление этих трудностей, и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
-необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
-может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания обучающегося в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания обучающегося с РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
-в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
-периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
-необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
-необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес обучающихся;
-в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей освоения "простого" и "сложного";
-необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
-необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающегося, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
-обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
-обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со сверстниками;
-обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (ровный тон голоса педагогического работника в отношении любого обучающегося, отсутствие спешки), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
-необходима специальная установка педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
-педагогический работник должен стараться транслировать эту установку одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие;
-необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам близких взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
-для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
-процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и школы;
-обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Учебный курс «Профильный труд» направлен на развитие точности, ловкости, координации движений рук, обучению умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводится развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время вносить в стандартную ситуацию элементы вариантности, проявлять творческую активность в труде.
Цель трудового обучения является подготовка детей и подростков с РАС к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями и т.д.
Учебный предмет включает раздел: «Растениеводство».
Планируемые личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
1) осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты:
1) Овладение навыками предметно-практической деятельности, как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
• Умение использовать в предметно-практической деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
• Умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями
• Стремление выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
• Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с РАС направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание рабочей программы
Растениеводство
Выращивание комнатных растений: представление об условиях жизни растений: свет, вода, температура почвы и воздуха. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Чистка горшков и поддонов. Выращивание растений в открытом грунте: перекапывание почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядий. Изготовление бороздки и лунки на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботва, просушивание). Уход за садовым инвентарем.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Комнатные растения-66 часов. |
|
1. |
Сведения о цветоводстве (комнатные растения). |
4 |
2. |
Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека (Фиалка). |
4 |
3. |
Строение цветочного растения (корень, стебель, лист, плод, цветок, семена). |
8 |
4. |
Емкости и инвентарь для комнатных растений (цветочный горшок, пульверизатор, лейка). |
4 |
5. |
Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы. |
8 |
6. |
Практическая работа. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. |
4 |
7. |
Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. |
4 |
8. |
Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. |
4 |
9. |
Понятие «перевалка» и «пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. |
4 |
10. |
Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для перевалки растений. |
4 |
11. |
Практическая работа. Подбор, помывка и просушка цветочного горшка. |
2 |
12. |
Полив переваливаемого растения. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив. |
2 |
13. |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями». |
5 |
|
Приемы выращивания культурных растений-33 часа. |
|
16. |
Понятие «агротехника». Приемы выращивания культурных растений. |
2 |
17. |
Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию. |
6 |
19. |
Урок-практикум. Подготовка семян гороха к проращиванию. |
6 |
20. |
Посадка гороха, полив и уход. |
6 |
21. |
Урок-практикум. Подготовка семян фасоли к проращиванию. |
4 |
22. |
Посадка фасоли, полив и уход. |
3 |
23. |
Урок-практикум. Подготовка семян пшеницы к проращиванию. |
3 |
24. |
Посадка пшеницы, полив и уход. |
3 |
25. |
Наблюдение за всходами. Систематический полив. |
12 |
|
Итого: |
102 час. |
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.
Инструменты и орудия труда для посадочных работ:
- Лопатка, грабли, ведро, лейки, ножницы;
- горшки, поддоны, ящики;
- различные виды растения (укроп, петрушка, лук и пр.);
- семена гороха, фасоли, пшеницы;
-перчатки садовые, фартуки;
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
´ 0 баллов - нет продвижения;
´ 1 балл – минимальное продвижение;
´ 2 балла – среднее продвижение;
´ 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
´ 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины.
Дата |
Основание для внесения изменений |
№ листа |
Содержание |
Утверждено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.