Рабочая программа. Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе»

  • doc
  • 08.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гусева__Программа_по_профориентации_.doc

Департамент образования  Кузбасса

государственное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Таштагольский  техникум горных технологий и сферы обслуживания»

 

 

 

 

Программа по профориентации школьников Таштагольского района с ограниченными возможностями здоровья на обучение по специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

в ГПОУ«Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»

 

Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

«Мы вместе»

 

 

 

Автор:

Гусева Ольга Ильинична, преподаватель ОБЖ

 

 

 

Таштагол,

2021

Содержание:

 

Пояснительная записка. 4

Паспорт программы.. 6

Тематическое планирование. 9

Показатели результативности. 12

Заключение. 13

Список литературы: 14

 


Пояснительная записка

 

В настоящее время неуклонно растет число детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии. В связи с этим в Российской Федерации ведется поиск новых путей обеспечения доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании  смысла и цели жизни. Цель жизни – это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. Профессиональное самоопределение, как составляющая жизненного самоопределения, очень важный этап в жизни каждого человека и особенно сложным он оказывается для людей с ограниченными возможностями.

Проблема профессионального самоопределения  для детей с ОВЗ очень актуальна. При выборе профессии они руководствуются преимущественно желаниями и намерениями работать в той области, которая их привлекает, не учитывая при этом своих возможностей. Некоторые из них отличаются неуверенностью в своих силах, возможностях.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.02.2005 № 25 «О социальной поддержке инвалидов» социальная поддержка инвалидов предусматривает осуществление системы мер, включающей: обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов.

Профориентационная программа «Мы вместе» направлена на работу с обучающимися Таштагольского района с ограниченными возможностями здоровья, на обучение по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в ТТГТиСО и призвана помочь школьникам с ограниченными возможностями здоровья найти себя и свое место в социуме.

Совместная реализация программы с Таштагольской городской общественной организацией защиты и помощи детям-инвалидам «Планета добра»  позволит активно взаимодействовать друг с другом, повысит мотивацию к трудовой деятельности, поможет ориентироваться обучающимся в реализации собственных замыслов в окружающих социальных условиях, создаст доступную информационную среду для обучения по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Обучающийся приобретет ценный личный опыт, у него сформируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей.


Паспорт программы

Наименование Программы по профориентации обучающихся

«Мы вместе»

Программа по профориентации школьников Таштагольского района с ограниченными возможностями здоровья на обучение по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в ТТГТиСО

 

Цели и задачи Программы

Цель:

Оказание помощи в формировании профессионального самоопределения и социализации школьников с ОВЗ

Задачи:

1.     Создать научно-методическое и информационное обеспечение системы профориентации.

2.     Создать систему профориентации обучающихся через внеурочную деятельность, сформировать единое информационное пространство.

3.     Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся.

4.     Сформировать у школьников знания об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Формировать толерантное отношение студентов к детям с ОВЗ.

Разработчики Программы

преподаватель ОБЖ

 

Исполнители Программы

Исполнители:

Администрация ГПОУ ТТГТиСО

Педагог-психолог

Социальный педагог

Обучающиеся школ Таштагольского района с ограниченными возможностями здоровья

Таштагольская городская общественная организация защиты и помощи детям-инвалидам «Планета добра»

Родители

Студенты 3 курса специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Научно-методическая основа

Научно-правовые документы

Приказы

Научно-методическое обеспечение

Основные формы обсуждения Программы

Обсуждение в коллективах обучающихся, педагогов, родителей.

Кем принята программа

Методический совет, протокол №1

Ожидаемые результаты

1.     Выбор профессии по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Оказание адресной психологической помощи учащимся в выборе профессии

2.     Обучение учащихся принципам построения личной профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда

3.     Повышение мотивации учащихся к труду

4.     Ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в окружающих социальных условиях

5.     Для имиджа ГПОУ ТТГТиСО как образовательной системы:

-         создание системы профориентационного направления,

-         обогащение содержания профориентационного направления,

-         вовлечение в систему профориентационного направления представителей всех субъектов образовательной деятельности

Срок реализации Программы

август 2021 г - сентябрь 2022г

Этапы реализации Программы

I этап — Организационный (проектный) август 2021 г — октябрь 2022 г

II этап — Практический ноябрь 2021 г – август 2022 г

III этап — Итоговый (аналитический) сентябрь 2022 г

 


Тематическое планирование

 

Наименование мероприятия, темы

Дата

1 этап – Организационный (проектный)

август 2021 г — октябрь 2022 г

 

1.                  

Разработка программы

август 2021

2.                  

Изучение нормативных документов, подборка материалов

сентябрь 2021

3.                  

Обсуждение в коллективах обучающихся, педагогов, в Таштагольской городской общественной организации защиты и помощи детям-инвалидам «Планета добра»

родителей

Мозговой штурм: Волонтерский отряд «Вместе»

октябрь 2021

4.                  

Рассмотрение программы на методическом совете ГПОУ ТТГТиСО

сентябрь 2021

2 этап – Практический

ноябрь 2021г. – август 2021 г.

1.                  

Встреча волонтеров и школьников с ограниченными возможностями

ноябрь 2021

2.                  

Психодиагностическое обследование (психолог)

ноябрь 2021

3.                  

Создание страницы «Мы вместе» в социальной сети

ноябрь 2021

4.                  

Презентация «Мир профессий» (студенты 3 курс)

3 декабря 2021

Индивидуальная работа

5.                  

Размещение материала «Информация в реальном мире. Глобальная сеть» на странице «Мы вместе». Интернет.

декабрь 2021

6.                  

Практическое занятие. Технология обработки текстовой информации.

декабрь 2021 – январь 2022

7.                  

Практическое занятие. Технология обработки графической информации. Работа в графических редакторах.

январь - февраль2022

8.                  

Выставка работ, посвященных дню Защитника Отечества на странице «Мы вместе» в социальной сети.

февраль 2022

9.                  

Обучение созданию презентаций.

февраль 2022 – март 2022

10.              

Выставка созданных презентаций на странице «Мы вместе» в социальной сети.

март 2022

11.              

Деловая игра. Основные навыки поведения на рынке труда.

май 2022

12.              

Деловая игра. Искусство общения. Развитие навыков конструктивного общения

Июнь 2022

13.              

Совместное мероприятие на загородной площадке Таштагольской городской общественной организации защиты и помощи детям-инвалидам «Планета добра»

 

Июль 2022

3 этап Аналитический август – сентябрь 2016

1.                  

Мониторинг качества профориентационной работы

август 2022 –сентябрь 2022

2.                  

Круглый стол «Мы вместе»

сентябрь 2022

 


Показатели результативности:

 

1.     Анкетирование «Что я знаю о профессии?»

2.     Получение навыков и знаний, которые позволят школьнику использовать интернет для обучения и  профессиональной деятельности.

3.     В процессе творческих работ повышение мотивации к овладению навыков работы на компьютере.

4.     Развитие интереса к профессии.

5.     Привлечение социальных партнеров.

6.     Повышение имиджа ГПОУ ТТГТиСО.


Заключение

 

Выбор профессии – важное жизненное решение. Проблема профессиональной ориентации для детей с  ограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Учитывая психофизические особенности, состояние здоровья и требования, предъявляемые профессией к человеку, данная программа сформирует: знания о профессии, о требованиях к личности, о путях продолжения образования. Использование программы по профориентации школьников Таштагольского района с ограниченными возможностями на обучение по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование в ТТГТиСО позволит расширить круг общения школьников, поможет подготовить к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуальных особенностей, повысит самооценку обучающихся, раскроет заложенные в них ресурсы, сформирует толерантное отношение студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья, Данная программа может быть использована в целях профориентационной работы среди взрослого населения с ограниченными возможностями здоровья.


Список литературы:

 

1.     Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ [Текст]: федер. закон: [принят Гос.Думой 21 декабря 2012 г: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г] –М.

2.     Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации N 181-ФЗ № [Текст]: федер. закон: [принят Гос.Думой 20 июля 1995  г: одобр. Советом Федерации 15 ноября 1995 г] – М.

3.     Закон Кемеровской области № 25 от 14.02.2005 «О социальной поддержке инвалидов» Принят Советом народных [Текст]: закон: [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26 января 2005 г.] - Кемерово

4.     Васина, Е.В. Индивидуализация профессионального обучения: психофизиологический аспект [Текст]: методические рекомендации Е.В.Васина.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. - 82 с. - ISBN 978-5-9572-0104-5

5.     Колмыкова, Е.А. Информатика [Текст]/ Е.А. Колмыкова, И.А.Кумскова, 6-еизд., стереотипное, М. - «Академия», 2009. – 416 с. – ISBN 978-5-7695-6084-2

6.     Обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: / авт. – сост.: А.Г.Апухтина, Е.В.Васина, И.А.Килина и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014, - 114 с. - ISBN 978-5-9572-0120-5

7.     Программа «Трамплин» [Текст]/ Трамплин. Прыжок к успеху. Региональная целевая программа по повышению конкурентоспособности молодежи Кузбасса на рынке труда. Методы обучения: пособие для преподавателя. Россия, Кемеровская область, 2002.

8.     Профориентир [Электронный ресурс]: сборник работ участников областного конкурса/ сост.: И.А.Килина, Е.В.Пономарева - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 1 комп.-диск с пост. памятью (CD-ROM). – систем. требования: Microsoft Windows 98 SE и выше, процессор 1.80 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеосистема 32 Мб; 400 Мб своб. простр. на жестком диске.

9.     Формы и методы профориентации обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / авт. – сост.: И.А.Килина, Е.В.Пономарева; ред. В.И.Сахарова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. - 94 с. - ISBN 978-5-9572-0100-7


Скачано с www.znanio.ru