Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора ГКОУ С(К)Ш Директор ГКОУ С(К)Ш
Ю.К. Клярфельд_________________ Е.В. Гордеева_________
Заместитель директора ГКОУ С(К)Ш Приказ от 16.08.2024 № _______ Д.В. Киверин____________________
Составитель:
Белова Светлана Николаевна педагог-психолог высшей квалификационной категории
г. Выкса, 2024
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 1 вариантом Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С(К)Ш с использованием высокотехнологичного оборудования закупленного в рамках национального проекта «Современная школа» федерального проекта «Образование».
Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций. Основные задачи:
• Снизить психоэмоциональное напряжение, коррекция тревожности и агрессии;
• Корректировать отрицательные настроения и негативные черты характера;
• Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля;
• Развивать системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формировать адекватное отношение к себе и другим;
• Формировать позитивное отношение к своему «Я», адекватную самооценку и повышение уверенности в себе;
• Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки подросткам с ОВЗ, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебноигровой деятельности. Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
На изучение программы коррекции и развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы отводится: по 1 часу в неделю (34 часа в год) индивидуально или в подгруппах для обучающихся 1-9 классах.
Программа состоит из трех разделов: «Самопознание: Какой Я», «Мир эмоций: Я и эмоции», «Позитивное общение: Мой язык общения».
Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам.
Первый раздел- Самопознание «Какой «Я»? Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.
Второй раздел – Мир эмоций. «Я и эмоции»- помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Третий раздел - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех. Результаты освоения коррекционного курса
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социальнобытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Критерии положительной оценки:
- повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;
- снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
- сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
- овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;
- улучшение социально-психологического климата класса. Личностные результаты:
• Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; развитие глазомера, умения запоминать информацию, переключать внимание с одного вида деятельности на другой; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
(по методикам);
Текущий: рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый: тестирование; творческие работы учащихся.
Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития эмоционально – волевой и коммуникативной сфер подростков
Методика исследования |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука |
+ |
|
|
+ |
Методика «Волшебная страна чувств» |
+ |
|
|
+ |
Методика Дембо – Рубинштейна |
+ |
|
|
+ |
Социометрический тест |
+ |
|
|
+ |
Метод наблюдения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Оборудование:
Интерактивная песочница |
110134000625 |
1 |
Доброшкола 24 |
Интерактивный пол |
110134000610 |
1 |
Доброшкола 24 |
Набор модульных ковриков |
б\н |
1 |
Доброшкола 24 |
Набор психолога |
110134000626 |
1 |
Доброшкола 24 |
Стол психолога - дефектолога |
110134000623 |
Состоит из 5ти предметов (стол, тумбочка, тумбапесочница, манитор на |
Доброшкола 24 |
|
|
стол, манитор навесной ) |
|
Стол психолога - дефектолога |
110134000624 |
Состоит из 5ти предметов (стол, тумбочка, тумбапесочница, манитор на стол, манитор навесной ) |
Доброшкола 24 |
Тактильная дорожка 7 модулей |
110134000612 |
1 |
Доброшкола 24 |
Тактильная дорожка 7 модулей |
110134000611 |
1 |
Доброшкола 24 |
Аппаратно-программный комплекс РИТМ |
110134000615 |
1 |
Доброшкола 24 |
Диагностический комплект Семаго |
110134000618 |
1 |
Доброшкола 24 |
Кубики Коса |
110134000617 |
1 |
Доброшкола 24 |
Стабиломер |
110134000613 |
1 |
Доброшкола 24 |
Ноутбук |
110134000716 |
1 |
Доброшкола 24 |
Ноутбук |
110134000717 |
1 |
Доброшкола 24 |
Планшетный компьютер |
110134000712 |
1 |
Доброшкола 24 |
Планшетный компьютер |
110134000711 |
1 |
Доброшкола 24 |
МФУ струйное EPSON L3216 |
110134000708 |
1 |
Доброшкола 24 |
Проектор Aser X128HP DLP 4000 Lm; 1024*768;20000:1 ресурс лампы :6000ч 1хHDMI 2,8кг |
110134000723 |
1 |
Доброшкола 24 |
Экран с электроприводом Lumien (Eco Control) 142*200см (LEC-100109) раб.область 109*194см Matte White верх кайма 17см, черная кайма по периметру 16,9 |
110134000727 |
1 |
Доброшкола 24 |
Кронштейн для телевизора Hama R1 118161 черный 32-65 макс.30кг настенный наклон |
б\н |
1 |
Доброшкола 24 |
Универсальный потолочный комплект Wize WPC-W, состоящий из крепления и штанги 61-96см+площадки к потолку для проектора, мак.расст.между крепеж.отв.370мм, вращение 360, до 12кг, белый |
б\н |
1 |
Доброшкола 24 |
Саундбар Ginzzu 2x10W/HDMI/RCA/Optical/USB/ДУ(GM-501) |
б\н |
2 |
Доброшкола 24 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-4 классы)
№ п / п |
Тема занятия |
Задачи, решаемые на каждом занятии |
Кол-во часов |
1 |
Общее знакомство с эмоциями. |
Знакомство учащихся с эмоциями Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей Тренировка умения владеть своими эмоциями. |
1 |
2 |
Где живут мои эмоции |
Обследование эмоционально-волевой сферы Определение принципов работы на занятиях Повышение самооценки Сплочение классного коллектива |
1 |
3 |
Путешествие в мир эмоций |
Определение понятия эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
4 |
Знакомство с эмоцией «радость». |
Способствование рефлексии эмоциональных состояний Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний. |
1 |
5 |
Знакомство с эмоцией «страх». |
Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество» Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека |
1 |
6 |
Знакомство с чувством «злость», «гнев». |
Познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии |
1 |
7 |
Знакомство с чувством «удивление». |
Познакомить обучающихся с понятием удивление. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
8 |
Знакомство с чувством «грусть». |
Способствование рефлексии эмоциональных состояний Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний. |
1 |
9 |
Знакомство с чувством «спокойствие». |
Развитие способности к самоанализу и рефлексии Развитие системы самосознания и самооценки |
1 |
10 |
Знакомство с чувством «стыд», «вина». |
Снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности. |
1 |
11 |
Мир моих эмоций |
Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении |
1 |
|
|
противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. |
|
||
12 |
Знакомство с понятием «интерес». |
Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
||
13 |
Что вызывает у меня интерес. Презентация сво |
его хобби |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
|
14 |
Знакомство «жадность». |
с чувством |
Определение понятия «Жадность». Способствование адекватному самовыражению. |
1 |
|
15 |
Знакомство «дружба». |
с понятием |
Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние, развивать положительную самооценку. |
1 |
|
16 |
Я умею понимать других. Сказка о понимании. |
Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. |
1 |
||
17 |
Знакомство с понятием конфликт. |
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность. |
1 |
||
18 |
Как решить конфликт? |
|
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность. |
1 |
|
19 |
Знакомство с «самодовольство». |
чувством |
Развитие интереса к себе Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека |
1 |
|
20 |
Знакомство с «отвращение». |
чувством |
научить различать ощущения; учить детей управлять эмоциями. |
1 |
|
21 |
Знакомство с «сочувствие», «сострада |
чувством ние». |
научить различать ощущения; учить детей управлять эмоциями. |
1 |
|
22 |
Игра «Толерантный мир» |
Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия |
1 |
||
23 |
Знакомство с чувством «любовь». |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
||
24 |
Знакомство с чувством «благодарность». |
Развитие коммуникативных навыков Помощь в осознании качеств настоящего друга Повышение самооценки |
1 |
||
|
|
Сплочение коллектива в классе |
|
||
25 |
Игра «Эмоциональный квест» |
Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий |
1 |
||
26 |
Знакомство с чувством «уважение». |
Определение понятия Уважение Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
||
27 |
Знакомство с чувством «нежность». |
Определение понятия Нежность Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
||
28 |
Игра «По тропинка чувств» |
м своих |
Побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снимать напряжение |
1 |
|
29 |
Знакомство с «доброта». |
чувством |
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям оно соответствует, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике. |
1 |
|
30 |
Знакомство с «уверенность». |
чувством |
Определение понятия Уверенность Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
|
31 |
Знакомство с «счастье». |
чувством |
Определение понятия Счастье Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
|
32 |
Знакомство с понятием «лень», как ее преодолеть |
Определение понятия Лень Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
1 |
||
33 |
Игра «Я понимаю себя и других» |
Развитие интереса к себе Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека |
1 |
||
34 |
Тренинг «Я дружу со своими эмоциями» |
Развитие умения детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо. |
1 |
||
№ |
Тема занятия |
Задачи, решаемые на каждом занятии |
К-во часов |
1. |
Кто Я? Какой Я? |
Обследование эмоционально-волевой сферы Определение принципов работы на занятиях Повышение самооценки Сплочение классного коллектива |
2 |
2 |
Познай самого себя |
Развитие интереса к себе Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека |
2 |
3 |
Мои способности |
Осознание детьми своих особенностей и способностей |
2 |
4 |
Мне хорошо, когда …
|
Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния Повышение самооценки Развитие творческой активности учащихся |
2 |
5. |
Мои эмоции |
Знакомство учащихся с эмоциями Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей Тренировка умения владеть своими эмоциями. |
2 |
6 |
Радость.
|
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний
|
2 |
7. |
Интерес.
|
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний |
2 |
8 |
Грусть. Обида.
|
Способствование рефлексии эмоциональных состояний Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний. |
2 |
9. |
Мои достоинства
|
Повышение самооценки Развитие чувства принадлежности к группе Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства |
2 |
10. |
Мои недостатки |
Формирование способности к самоанализу Способствование возникновению желания самосовершенствоваться Развитие способности принимать друг друга |
2 |
11. |
Сотрудничес тво |
Помощь в осознании собственного «Я» Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия |
2 |
12. |
Уверенность в себе |
Знакомство с понятием о сильной личности Выработка навыки уверенного поведения Формирование негативного отношения к агрессии |
2 |
13. |
Я и мои друзья
|
Развитие коммуникативных навыков Помощь в осознании качеств настоящего друга Повышение самооценки Сплочение коллектива в классе |
2 |
14. |
Я - ученик
|
Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Сплочение классного коллектива. |
2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ (5-6 классы)
|
|
Развитие навыков общения |
|
15 |
Мой класс |
Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий |
2 |
16 |
Я и моя семья
|
Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями. Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок» |
2 |
17 |
Учусь общаться с другими |
Обследование эмоционально-волевой и коммукативной сфер. Активизация процесса самопознания Закрепление благоприятного отношения к себе |
|
№ |
Тема занятия |
Задачи, решаемые на каждом занятии |
Кол- во часов |
1 |
Познай других |
Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков |
2 |
2 |
Моя самооценка |
Создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков Повышение уровня самопринятия |
2 |
3. |
Рефлексия |
Развитие способности к самоанализу и рефлексии Развитие системы самосознания и самооценки |
2 |
4 |
Развитие силы воли |
Формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие волевой саморегуляции |
2 |
5. |
Положительны е и отрицательные эмоции. |
Развитие способности отличать отрицательные эмоции от положительных |
2 |
6 |
Восхищение |
Определение понятия положительных эмоций Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний
|
2 |
7. |
Страх. Он помогает или мешает? |
Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество» Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека |
2 |
8 |
Как управлять эмоциями? |
Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков |
2 |
9 |
Релаксация |
Обучение навыкам релаксации |
2 |
10 |
Конкурс чувствоведов |
Формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей Развитие взаимопонимания Повышение самооценки |
2 |
11. |
Общение в |
Определение первоначального представления о значении общения |
2 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7-9 классы)
|
жизни человека |
в жизни человека Формирование представлений о различных средствах общения Развитие социально-коммуникативных навыков. Сплочение класса |
|
12 |
Почему люди ссорятся? Споры и ссоры
|
Знакомство учащихся с понятием «конфликт» Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации. Обучение способам выхода из конфликтной ситуации
|
2 |
13 |
Барьеры в общении
|
Знакомство с вербальными барьерами общения |
2 |
14 |
Предотвращен ие конфликтов |
Обучение альтернативным вариантам поведения. Обучение анализу различных состояний |
2 |
15 |
Нужна ли агрессия? |
Познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии |
2 |
16 |
Дружба девочек и мальчиков
|
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу Определение – что такое дружба девочек и мальчиков. Сплочение классного коллектива |
2 |
17. |
Мое настоящее и будущее |
Определение интересов детей. Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели. Актуализация личностных ресурсов |
2 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.