Рабочая программа "Развитие и коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у обучающихся с ОВЗ"

  • pdf
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Коррекция и развитие ЭВС 1 вариант.pdf

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 

«Специальная коррекционная школа»

 

 

«Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

Заместитель директора ГКОУ С(К)Ш                             Директор ГКОУ С(К)Ш

 Ю.К. Клярфельд_________________                              Е.В. Гордеева_________

Заместитель директора ГКОУ С(К)Ш       Приказ от 16.08.2024 № _______  Д.В. Киверин____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная коррекционно-развивающая программа   «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ» 1 - 9 классы  (АООП О ОУ(ИН) (вариант 1))

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

Белова Светлана Николаевна педагог-психолог высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Выкса, 2024

 

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 1 вариантом Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ С(К)Ш с использованием высокотехнологичного оборудования закупленного в рамках национального проекта «Современная школа» федерального проекта «Образование».

Цель данной программы: развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций. Основные задачи:

       Снизить психоэмоциональное напряжение, коррекция тревожности и агрессии;

       Корректировать отрицательные настроения и негативные черты характера;

       Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля;

       Развивать системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формировать адекватное отношение к себе и другим;

       Формировать позитивное отношение к своему «Я», адекватную самооценку и повышение уверенности в себе;

       Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.

Общая характеристика программы

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки подросткам с ОВЗ, имеющим трудности в эмоциональной и коммуникативной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебноигровой деятельности. Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию эмоционально-волевого развития. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

На изучение программы коррекции и развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы отводится: по 1 часу в неделю (34 часа в год) индивидуально или в подгруппах для обучающихся 1-9 классах.  

Программа состоит из трех разделов: «Самопознание: Какой Я», «Мир эмоций: Я и эмоции», «Позитивное общение: Мой язык общения».

Содержание программы

Содержание программы соответствует поставленным целям и задачам. 

Первый раздел- Самопознание «Какой «Я»? Это первые занятия, которые дают ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся устанавливается дружелюбная атмосфера.

Второй раздел  – Мир эмоций. «Я и эмоции»- помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. 

Третий раздел  - Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают программу заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех. Результаты освоения коррекционного курса

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социальнобытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. 

Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Критерии положительной оценки:

-   повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продуктивной деятельности;

-   снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;

-   сформированность умения правильно выражать свои чувства, умение управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

-   овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия, снятие барьеров в общении;

-   улучшение социально-психологического климата класса. Личностные результаты:

      Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

      овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

      владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

      сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

      воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

      развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. 

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; развитие глазомера, умения запоминать информацию, переключать внимание с одного вида деятельности на другой; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

 

Мониторинг результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся 

(по методикам);

Текущий: рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый: тестирование; творческие работы учащихся.

 

Циклограмма мониторинга отслеживания уровня развития  эмоционально – волевой и коммуникативной сфер подростков

 

Методика исследования

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тест «Дом – дерево – человек»

Джоржа Бука

+

 

 

+

Методика

«Волшебная страна чувств»

+

 

 

+

Методика Дембо – Рубинштейна

+

 

 

+

Социометрический тест

+

 

 

+

Метод наблюдения

+

+

+

+

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности  Оборудование:  

Интерактивная песочница

110134000625

1

Доброшкола 24

Интерактивный пол

110134000610

1

Доброшкола 24

Набор модульных ковриков

б\н

1

Доброшкола 24

Набор психолога

110134000626

1

Доброшкола 24

Стол психолога - дефектолога

110134000623

Состоит из 5ти предметов

(стол, тумбочка, тумбапесочница, манитор на

Доброшкола 24

 

 

стол, манитор навесной )

 

Стол психолога - дефектолога

110134000624

Состоит из 5ти предметов

(стол, тумбочка, тумбапесочница, манитор на стол, манитор навесной )

Доброшкола 24

Тактильная дорожка 7 модулей

110134000612

1

Доброшкола 24

Тактильная дорожка 7 модулей

110134000611

1

Доброшкола 24

Аппаратно-программный комплекс РИТМ

110134000615

1

Доброшкола 24

Диагностический комплект Семаго

110134000618

1

Доброшкола 24

Кубики Коса

110134000617

1

Доброшкола 24

Стабиломер

110134000613

1

Доброшкола 24

Ноутбук

110134000716

1

Доброшкола 24

Ноутбук

110134000717

1

Доброшкола 24

Планшетный компьютер

110134000712

1

Доброшкола 24

Планшетный компьютер

110134000711

1

Доброшкола 24

МФУ струйное EPSON L3216

110134000708

1

Доброшкола 24

Проектор Aser X128HP DLP 4000 Lm;

1024*768;20000:1 ресурс лампы :6000ч 1хHDMI 2,8кг

110134000723

1

Доброшкола 24

Экран с электроприводом Lumien (Eco Control)

142*200см (LEC-100109) раб.область 109*194см Matte White верх кайма 17см, черная кайма по периметру 16,9

110134000727

1

Доброшкола 24

Кронштейн для телевизора Hama R1 118161 черный 32-65 макс.30кг настенный наклон

б\н

1

Доброшкола 24

Универсальный потолочный комплект Wize WPC-W, состоящий из крепления и штанги 61-96см+площадки к потолку для проектора, мак.расст.между крепеж.отв.370мм, вращение 360, до 12кг, белый

б\н

1

Доброшкола 24

Саундбар Ginzzu

2x10W/HDMI/RCA/Optical/USB/ДУ(GM-501)

б\н

2

Доброшкола 24

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-4 классы) 

 п

/

п

Тема занятия

Задачи,    решаемые на     каждом занятии

Кол-во часов

1

Общее знакомство с эмоциями.

Знакомство учащихся с эмоциями

Обучение      умению          определять эмоциональное состояние других людей

Тренировка умения           владеть            своими эмоциями.

1

2

Где живут мои эмоции

Обследование эмоционально-волевой сферы

Определение принципов работы на занятиях

Повышение самооценки

Сплочение классного коллектива

1

3

Путешествие в мир эмоций

Определение понятия эмоций

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

4

Знакомство с эмоцией «радость».

Способствование рефлексии эмоциональных состояний

Определение            понятия            отрицательных эмоциональных переживаний.

1

5

Знакомство с эмоцией «страх».

Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»

Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека

1

6

Знакомство с чувством «злость», «гнев».

Познакомить       учащихся      с       признаками

агрессивного поведения

Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии

1

7

Знакомство           с           чувством

«удивление».

Познакомить обучающихся с понятием удивление. Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

8

Знакомство с чувством «грусть».

Способствование рефлексии эмоциональных состояний

Определение            понятия            отрицательных эмоциональных переживаний.

1

9

Знакомство           с           чувством

«спокойствие».

Развитие способности к самоанализу и рефлексии Развитие системы самосознания и самооценки

1

10

Знакомство с чувством «стыд», «вина».

Снятие          эмоционального       напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного       воображения, коммуникативности.

1

11

Мир моих эмоций

Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении

1

 

 

 

противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

 

12

  Знакомство          с         понятием

«интерес».

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

13

Что вызывает у меня интерес. Презентация сво

его хобби

Определение понятия положительных эмоций

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

14

Знакомство «жадность».

с          чувством 

   Определение    понятия    «Жадность».

Способствование    адекватному самовыражению.

1

15

Знакомство «дружба».

с         понятием 

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние, развивать положительную самооценку.

1

16

Я умею понимать других. Сказка о понимании.

Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.

1

17

Знакомство        с        понятием конфликт.

Учить           детей   анализировать           поступки, находить причину           конфликта, дифференцировать           противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность.

1

18

Как решить конфликт?

 

Учить           детей   анализировать           поступки, находить причину           конфликта, дифференцировать           противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность.

1

19

  Знакомство          с

«самодовольство».

чувством 

Развитие интереса к себе

Закрепление            знаний            учащихся           о положительных и отрицательных качествах характера человека

1

20

  Знакомство          с

«отвращение».

чувством 

научить различать ощущения; учить детей управлять эмоциями.

1

21

  Знакомство          с

«сочувствие», «сострада

чувством

ние».

научить различать ощущения; учить детей управлять эмоциями.

1

22

Игра «Толерантный мир»

Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими

Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместного взаимодействия

1

23

  Знакомство          с         чувством 

«любовь».

Определение           понятия           положительных эмоций

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

24

  Знакомство          с         чувством 

«благодарность».

Развитие коммуникативных навыков

Помощь в осознании качеств настоящего друга

Повышение самооценки

1

 

 

Сплочение коллектива в классе

 

25

Игра «Эмоциональный квест»

 Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий

1

26

Знакомство           с           чувством 

«уважение».

Определение понятия Уважение

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

27

Знакомство           с           чувством 

«нежность».

Определение понятия Нежность

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

28

Игра      «По     тропинка

чувств»

м      своих

Побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снимать напряжение

1

29

Знакомство           с

«доброта».

чувством 

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям оно соответствует, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

1

30

Знакомство           с

«уверенность».

чувством 

Определение понятия Уверенность

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

31

Знакомство           с

«счастье».

чувством 

Определение понятия Счастье

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

32

Знакомство с понятием «лень», как ее преодолеть

Определение понятия Лень

Способствование    адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

1

33

Игра «Я понимаю себя и других»

Развитие интереса к себе

Закрепление            знаний            учащихся           о положительных и отрицательных качествах характера человека

1

34

Тренинг «Я дружу со своими эмоциями»

Развитие умения детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятия

Задачи, решаемые на каждом занятии

К-во часов

1.

Кто Я?

Какой Я?

Обследование эмоционально-волевой сферы

Определение            принципов            работы            на             занятиях

Повышение самооценки

Сплочение классного коллектива

2

2

Познай самого себя

Развитие интереса к себе

Закрепление знаний учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

2

3

Мои способности

Осознание детьми своих особенностей и способностей

2

4

Мне хорошо,

когда …

 

Развитие способности осознавать и выражать свои эмоциональные состояния

Повышение самооценки

Развитие творческой активности учащихся

2

5.

Мои эмоции

Знакомство учащихся с эмоциями

Обучение умению определять эмоциональное состояние других людей

Тренировка умения владеть своими эмоциями.

2

6

Радость.

 

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

 

2

7.

Интерес.

 

Определение понятия положительных эмоций

Способствование      адекватному самовыражению,      рефлексии эмоциональных состояний

2

8

Грусть.  Обида.

 

Способствование рефлексии эмоциональных состояний

Определение понятия отрицательных эмоциональных переживаний.

2

9.

Мои достоинства

 

Повышение самооценки

Развитие чувства принадлежности к группе

Формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства

2

10.

Мои недостатки

Формирование способности к самоанализу

Способствование возникновению желания самосовершенствоваться Развитие способности принимать друг друга

2

11.

Сотрудничес

тво

Помощь в осознании собственного «Я»

Формирование понимания необходимости жить в согласии с собой и другими

Формирование     адекватных     эмоциональных     реакций     в      ходе

совместного взаимодействия

2

12.

Уверенность в себе

Знакомство с понятием о сильной личности

Выработка навыки уверенного поведения

Формирование негативного отношения к агрессии

2

13.

Я      и      мои

друзья

 

Развитие коммуникативных навыков

Помощь в осознании качеств настоящего друга

Повышение самооценки

Сплочение коллектива в классе

2

14.

Я - ученик

 

Помощь детям в осознании особенностей позиции ученика. Развитие умения высказывать свое мнение. Сплочение классного коллектива.

2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-6 классы)

 

 

Развитие навыков общения

 

15

Мой класс

 Сплочение коллектива. Развитие чувства эмпатии. Развитие навыков координации совместных действий

2

16

Я      и       моя

семья

 

Актуализация опыта семейного взаимодействия. Анализ наиболее часто встречающихся трудностей в отношениях с родителями. Оптимизация взаимоотношений «родитель-ребенок»

2

17

Учусь общаться             с другими

Обследование    эмоционально-волевой     и    коммукативной      сфер.

Активизация процесса самопознания

Закрепление благоприятного отношения к себе

 

Тема занятия

Задачи, решаемые на каждом занятии

Кол-

во часов

1

Познай других

Определение достоинств и недостатков своих и других людей, понимание причин их поступков

2

2

Моя самооценка

Создание условий для самоанализа собственных достоинств и недостатков

Повышение уровня самопринятия

2

3.

Рефлексия

Развитие способности к самоанализу и рефлексии Развитие системы самосознания и самооценки

2

4

Развитие силы воли

Формирование позитивного отношения к своему «Я», развитие волевой саморегуляции

2

5.

Положительны

е и

отрицательные эмоции.

Развитие        способности отличать        отрицательные             эмоции           от положительных

2

6

Восхищение

Определение понятия положительных эмоций

Способствование адекватному самовыражению, рефлексии эмоциональных состояний

 

2

7.

Страх.             Он помогает             или мешает?

Определение понятий «страх», «тревога», «одиночество»

Помощь в преодолении страхов, в обретении уверенности в себе, в понимании того, что вера в себя необходима для развития человека

2

8

Как управлять эмоциями?

Осознание своих эмоций, обогащение адекватными способами выражения своего настроения Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

2

9

Релаксация

Обучение навыкам релаксации

2

10

Конкурс чувствоведов

Формирование умения распознавать эмоциональные реакции других людей

Развитие взаимопонимания

Повышение самооценки

2

11.

Общение          в

Определение первоначального представления о значении общения

2

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7-9 классы)

 

жизни человека

в жизни человека Формирование представлений о различных средствах общения Развитие социально-коммуникативных навыков. Сплочение класса

 

12

Почему             люди ссорятся? Споры и ссоры

 

Знакомство учащихся с понятием «конфликт» Выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации. Обучение способам выхода из конфликтной ситуации

 

 

2

13

Барьеры           в

общении

 

Знакомство с вербальными барьерами общения

2

14

Предотвращен ие конфликтов

Обучение альтернативным вариантам поведения. Обучение анализу различных состояний

2

15

Нужна             ли агрессия?

Познакомить учащихся с признаками агрессивного поведения Определить приемлемые способы разрядки гнева и агрессии

2

16

Дружба

девочек            и

мальчиков

 

 

Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу

Определение – что такое дружба девочек и мальчиков. Сплочение классного коллектива

2

17.

Мое настоящее и будущее

Определение интересов детей. Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению цели. Актуализация личностных ресурсов

2