Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру составлена на основе следующих документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Основные направления коррекционной работы:
Краткая характеристика предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Срок реализации программы - 1 год.
С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.
Общая характеристика предмета.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения
умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных
(коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным
отставанием умственно отсталых в общем и речевом развитии от своих сверстников
с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют
интегративный характер.
У учащихся формируются элементарные
представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают представления об основных элементах
неживой и живой природы.
Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением
круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается
словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, ученики упражняются
в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки
и действия.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основным методом обучения является беседа. Учитель руководит речевой деятельностью детей, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Описывая предметы и явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях уч-ся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. При планировании уроков развития речи используется методическое пособие для учителя Е.Д.Худенко и Д.И.Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школ 8 вида».
Темы уроков по развитию речи и ознакомлению с окружающим природным ученики находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Письмо и графика», «Математика и математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-адаптационной области.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Развитие речи и окружающий мир» относится к образовательной отрасли «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом в 12 классе на изучение предмета выделяется 68 часов (2 ч в неделю, 34 недели). В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.
Содержание учебного предмета.
|
Разделы |
Кол-во часов |
1. |
Сезонные изменения в природе |
3 |
2. |
Времена года |
28 |
3. |
Неживая природа |
5 |
4. |
Растения |
9 |
5. |
Животные |
6 |
6. |
Человек |
16 |
|
Всего |
67 |
Характеристика класса по усвоению учебного материала.
1 уровень |
Отмечается незначительная самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Затруднен перенос знаний в новые условия. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
2 уровень
|
Нуждаются в постоянном контроле и в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). во время выполнения работ. .Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
· Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы
· Различать объекты природы и рукотворного мира;
· Узнавать изученных животных
· Узнавать и определять объекты окружающей действительности
Учащиеся должны уметь:
· совместно с учителем отбирать картинки с изображением времен года
· рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления
· наблюдать за природой
· слушать и подражать, узнавать изученные природные объекты.
· наблюдать за природой.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Система оценивания проводится по результатам выполненных работ, умению отвечать на поставленные вопросы, составление описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или по серии сюжетных картин по темам, а также активности на уроке.
Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения изложения материала, при изложении материала требуется незначительная помощь педагога.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в изложении материала, при изложении материала требуется постоянная помощь педагога.
.
Календарно-тематическое планирование
(67 ч) 2ч в неделю.
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 четверть 16 ч |
|||||
1 |
02.09 |
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроках. |
1 |
Ведение конструктивного диалога |
Уч-к «Мир природы и чел-ка» 2кл., 1часть
|
|
|
Сезонные изменения в природе |
|
|
|
2-3 |
06, 09.09 |
Долгота дня летом и зимой. Сутки. |
2 |
Познавательная деятельность с целью формирования представление детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
|
|
|
|
Времена года |
|
www.floranimal.ru
|
|
4 |
13.09 |
Осень |
1 |
||
5 |
16.09 |
Растения осенью |
1 |
||
6 |
20.09 |
Животные осенью |
1 |
||
7 |
23.09 |
Входной контроль знаний. |
1 |
||
8 |
27.09 |
Занятия людей осенью |
1 |
||
9 |
30.09 |
Закрепление по теме: «Осень» |
1 |
||
10 |
04.10 |
Зима |
1 |
||
11 |
07.10 |
Растения зимой |
1 |
||
12 |
11.10 |
Животные зимой |
1 |
||
13 |
14.10 |
Занятия людей зимой |
1 |
||
14 |
18.10 |
Закрепление по теме: «Зима» |
1 |
||
15-16 |
21, 25.10 |
Обобщение пройденного |
2 |
||
2 четверть 15 ч |
|||||
1 |
08.11 |
Повторение пройденного |
1 |
Индивидуально-дифференцированная работа в стремлении научить определять последовательность событий в природе и их связи; сравнивать состояние неживой природы во все времена года.
Совместная деятельность с целью воспитания бережного отношения к окружающей природе. |
|
|
|
Времена года |
|
|
|
2 |
11.11 |
Весна |
1 |
http://video.edu-lib.net
|
|
3 |
15.11 |
Растения весной |
1 |
||
4 |
18.11 |
Животные весной |
1 |
||
5 |
22.11 |
Занятия людей весной |
1 |
||
6-7 |
25,29.11 |
Закрепление по теме: «Весна» |
2 |
||
8 |
02.12 |
Лето |
1 |
||
9 |
06.12 |
Растения летом |
1 |
||
10 |
09.12 |
Животные летом |
1 |
||
11 |
13.12 |
Занятия людей летом |
1 |
||
12-13 |
16,20.12 |
Закрепление по теме: «Лето» |
2 |
||
14-15 |
23,27.12 |
Обобщение по теме: «Времена года» |
2 |
|
|
3 четверть 20 ч |
|||||
|
Неживая природа |
|
|
|
|
1 |
10.01 |
Вода |
1 |
Познавательно-исследовательская деятельность с целью формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
http://www.plant.geoman.ru/ |
2 |
13.01 |
Вода горячая и холодная. Температура воды |
1 |
||
3 |
17.01 |
Вода в природе |
1 |
||
4 |
20.01 |
Значение воды. |
1 |
||
5 |
24.01 |
Закрепление по теме: «Неживая природа» |
1 |
||
|
Живая природа |
|
|||
|
Растения |
|
|||
6 |
27.01 |
Части растений |
1 |
Коммуникативная деятельность с целью установления взаимосвязи между средой произрастания растений и их внешним видом.
|
|
7 |
31.01 |
Жизнь растений |
1 |
www.floranimal.ru
|
|
8 |
03.02 |
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. |
1 |
||
9 |
07.02 |
Растения светолюбивые и тенелюбивые. |
1 |
||
10 |
10.02 |
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. |
1 |
||
11 |
14.02 |
Закрепление пройденного. |
1 |
||
12 |
17.02 |
Овощи. Овощи в питании человека. |
1 |
||
13 |
21.02 |
Сад. Фрукты в питании человека. |
1 |
||
14 |
28.02 |
Закрепление по теме: «Растения» |
1 |
||
15 |
03.03 |
Животные |
1 |
Индивидуальная и групповая работа с целью стремления помочь и защитить бездомных животных |
|
16 |
07.03 |
Кошка и рысь. Породы кошек. |
1 |
||
17 |
10.03 |
Собака и волк. Породы собак. |
1 |
||
18 |
14.03 |
Рыбы |
1 |
||
19 |
17.03 |
Закрепление по теме: «Животные» |
1 |
||
20 |
21.03 |
Обобщение пройденного |
1 |
|
|
4 четверть 16 ч |
|||||
|
Человек |
|
|||
1-2 |
04,07.04 |
Гигиена тела человека. |
2 |
Познавательная деятельность с целью реализации задач социально-личностного направления
|
|
3-4 |
11,14.04 |
Органы пищеварения. |
2 |
www.km.ru/education |
|
5-6 |
18,21.04 |
Питание человека. |
2 |
||
7-8 |
25,28.04 |
Правила питания |
2 |
||
9-10 |
02,05.05 |
Профилактика отравлений. |
2 |
||
11-12 |
12,16.05 |
Закрепление по теме: «Человек» |
2 |
||
13-14 |
19,23.05 |
Итоговый контроль уровня знаний |
2 |
||
15-16 |
26,30.05 |
Обобщение изученного |
2 |
График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Входной контроль уровня знаний. |
23.09.22 |
5 |
Итоговый контроль знаний |
19.05.23 |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.
С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Технические средства обучения:
§ Компьютер,
§ Интерактивная доска.
Интернет-ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.