Рабочая программа "Развитие речи" 12 класс

  • docx
  • 26.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разв.речи.docx

Пояснительная записка.

 

        Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру составлена на основе следующих документов:

- Приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)  ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических правил   и нормативов  СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ  «Котовская школа-интернат»;

- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II)  на 2022-2023 учебный год;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава  ГКОУ «Котовская школа-интернат».

 Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

-        формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

-        вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

-        создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

-        обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

-        воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

-        учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

-        знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

-        формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

-        формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

-        развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Краткая характеристика предмета:

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Срок реализации программы  - 1 год.

С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.

Общая характеристика предмета.

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения  умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений  обусловлено значительным отставанием умственно отсталых  в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают  представления
об основных элементах неживой и живой природы.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

       Основным методом обучения является беседа. Учитель руководит речевой деятельностью детей, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Описывая предметы и явления, рассказывая об  увиденном, они учатся связному высказыванию.  На экскурсиях уч-ся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.  При планировании уроков развития речи используется методическое пособие для учителя Е.Д.Худенко и Д.И.Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в  специальных (коррекционных) школ 8 вида».

 

     Темы уроков по развитию речи и ознакомлению с окружающим природным ученики находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Письмо и графика», «Математика и математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-адаптационной области.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Развитие речи и окружающий мир» относится к образовательной отрасли «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом в 12 классе на изучение предмета выделяется 68 часов (2 ч в неделю, 34 недели). В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.

Содержание учебного предмета.

 

 

Разделы

Кол-во часов

1.

Сезонные изменения в природе

3

2.

Времена года

28

3.

Неживая природа

5

4.

Растения

9

5.

Животные

6

6.

Человек

16

 

Всего

67

 

Характеристика класса по усвоению учебного материала.

1 уровень

Отмечается незначительная  самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Затруднен перенос знаний в новые условия. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

2 уровень

 

Нуждаются в постоянном контроле и в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). во время выполнения работ. .Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Учащиеся должны знать:

·         Элементарные  представления об объектах и явлениях окружающей природы

·         Различать объекты природы и рукотворного мира;

·         Узнавать изученных животных

·         Узнавать и определять объекты окружающей действительности

 

Учащиеся должны уметь:

·         совместно с учителем отбирать картинки с изображением  времен года

·         рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

·         наблюдать  за природой

·         слушать и подражать, узнавать изученные природные объекты.

·         наблюдать  за природой.

 

 Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Система оценивания проводится по результатам выполненных работ, умению отвечать на поставленные вопросы, составление описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или по серии сюжетных картин по темам, а также активности на уроке.

 

Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно,  отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения  изложения материала, при изложении материала требуется незначительная помощь педагога.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в  изложении  материала, при изложении материала требуется постоянная помощь педагога.

.

Календарно-тематическое планирование

(67 ч) 2ч в неделю.

   №

п/п

Дата

Тематические блоки. Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1 четверть 16 ч

1

02.09

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроках.

1

Ведение конструктивного диалога

Уч-к «Мир природы и чел-ка» 2кл., 1часть

 

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

 

2-3

06, 09.09

Долгота дня летом и зимой. Сутки.

2

 

 

Познавательная деятельность с целью формирования представление детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

 

 

 

 

 

 

 

Времена года

 

 

 

 

www.floranimal.ru

 

 

4

13.09

Осень

1

5

16.09

Растения осенью

1

6

20.09

Животные осенью

1

7

23.09

Входной контроль знаний. 

1

8

27.09

Занятия людей осенью

1

9

30.09

Закрепление по теме: «Осень»

1

10

04.10

Зима

1

11

07.10

Растения зимой

1

12

11.10

Животные зимой

1

13

14.10

Занятия людей зимой

1

14

18.10

Закрепление по теме: «Зима»

1

15-16

21, 25.10

Обобщение пройденного

2

2 четверть 15 ч

1

08.11

Повторение пройденного

1

 

Индивидуально-дифференцированная работа в стремлении научить определять последовательность событий в природе и их связи; сравнивать состояние неживой природы во все времена года.

 

Совместная деятельность с целью воспитания бережного отношения к окружающей природе.

 

 

 

Времена года

 

 

2

11.11

Весна

1

 

http://video.edu-lib.net

 

3

15.11

Растения весной

1

4

18.11

Животные весной

1

5

22.11

Занятия людей весной

1

6-7

25,29.11

Закрепление по теме: «Весна»

2

8

02.12

Лето

1

9

06.12

Растения летом

1

10

09.12

Животные летом

1

11

13.12

Занятия людей летом

1

12-13

16,20.12

Закрепление по теме: «Лето»

2

14-15

23,27.12

Обобщение по теме: «Времена года»

2

 

3 четверть 20 ч

 

Неживая природа

 

 

 

1

10.01

Вода

1

Познавательно-исследовательская деятельность с целью формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

 

http://www.plant.geoman.ru/

2

13.01

Вода горячая и холодная. Температура воды

1

3

17.01

Вода в природе

1

4

20.01

Значение воды.

1

5

24.01

Закрепление по теме: «Неживая природа»

1

 

Живая природа

 

 

Растения

 

6

27.01

Части растений

1

 

 

Коммуникативная деятельность с целью установления взаимосвязи между средой произрастания растений и их внешним видом.

 

 

7

31.01

Жизнь растений

1

 

www.floranimal.ru

 

 

8

03.02

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

9

07.02

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

1

10

10.02

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

11

14.02

Закрепление пройденного.

1

12

17.02

Овощи. Овощи в питании человека.

1

13

21.02

Сад. Фрукты в питании человека.

1

14

28.02

Закрепление по теме: «Растения»

1

15

03.03

Животные

1

 

Индивидуальная и групповая работа с целью стремления помочь и защитить бездомных животных

16

07.03

Кошка и рысь. Породы кошек.

1

17

10.03

Собака и волк. Породы собак.

1

18

14.03

Рыбы

1

19

17.03

Закрепление по теме: «Животные»

1

20

21.03

Обобщение пройденного

1

 

4 четверть 16 ч

 

Человек

 

1-2

04,07.04

Гигиена тела человека.

2

 

Познавательная  деятельность с целью реализации задач социально-личностного направления

 

 

 

 

3-4

11,14.04

Органы пищеварения.

2

 

www.km.ru/education

5-6

18,21.04

Питание человека.

2

7-8

25,28.04

Правила питания

2

9-10

02,05.05

Профилактика отравлений.

2

11-12

12,16.05

Закрепление по теме: «Человек»

2

13-14

19,23.05

Итоговый контроль уровня знаний

2

15-16

26,30.05

Обобщение изученного

2

 

 

График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

 

 

Тема

Дата

1

Входной контроль уровня знаний.

23.09.22

5

Итоговый контроль знаний

19.05.23

 

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.

С.В. Кудрина «Окружающий мир»  учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Технические средства обучения:

§  Компьютер,

§  Интерактивная доска.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  7.  http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
  8. www.floranimal.ru – портал о растениях и животных
  9. http://www.plant.geoman.ru/ – занимательно о ботанике. Жизнь растений

 

  1. Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также