Рабочая программа "Развитие речи" 12 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа "Развитие речи" 12 класс

Оценка 4.8
docx
26.05.2023
Рабочая программа "Развитие речи" 12 класс
разв.речи.docx

Пояснительная записка.

 

        Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру составлена на основе следующих документов:

- Приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)  ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических правил   и нормативов  СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ  «Котовская школа-интернат»;

- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II)  на 2022-2023 учебный год;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава  ГКОУ «Котовская школа-интернат».

 Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

-        формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;

-        вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

-        создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

-        обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к обще­нию;

-        воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаи­модействия, развивать субъектно-объектные отношения;

 - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

-        учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуни­кативных высказываний);

-        знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

-        формировать представления о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

-        формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

-        развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

закреплять полученные представления в процессе различ­ных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельно­сти;

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Краткая характеристика предмета:

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Срок реализации программы  - 1 год.

С учащимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающиеся занятия, где формируются также коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий альтернативной коммуникации.

Общая характеристика предмета.

      Данный учебный предмет является специфическим для обучения  умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений  обусловлено значительным отставанием умственно отсталых  в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают  представления
об основных элементах неживой и живой природы.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

       Основным методом обучения является беседа. Учитель руководит речевой деятельностью детей, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Описывая предметы и явления, рассказывая об  увиденном, они учатся связному высказыванию.  На экскурсиях уч-ся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.  При планировании уроков развития речи используется методическое пособие для учителя Е.Д.Худенко и Д.И.Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в  специальных (коррекционных) школ 8 вида».

 

     Темы уроков по развитию речи и ознакомлению с окружающим природным ученики находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Письмо и графика», «Математика и математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» и в реализации задач коррекционно-адаптационной области.

 

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Развитие речи и окружающий мир» относится к образовательной отрасли «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом в 12 классе на изучение предмета выделяется 68 часов (2 ч в неделю, 34 недели). В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.

Содержание учебного предмета.

 

 

Разделы

Кол-во часов

1.

Сезонные изменения в природе

3

2.

Времена года

28

3.

Неживая природа

5

4.

Растения

9

5.

Животные

6

6.

Человек

16

 

Всего

67

 

Характеристика класса по усвоению учебного материала.

1 уровень

Отмечается незначительная  самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Затруднен перенос знаний в новые условия. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.

2 уровень

 

Нуждаются в постоянном контроле и в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). во время выполнения работ. .Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Учащиеся должны знать:

·         Элементарные  представления об объектах и явлениях окружающей природы

·         Различать объекты природы и рукотворного мира;

·         Узнавать изученных животных

·         Узнавать и определять объекты окружающей действительности

 

Учащиеся должны уметь:

·         совместно с учителем отбирать картинки с изображением  времен года

·         рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия при выделении изучаемого объекта/явления

·         наблюдать  за природой

·         слушать и подражать, узнавать изученные природные объекты.

·         наблюдать  за природой.

 

 Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Система оценивания проводится по результатам выполненных работ, умению отвечать на поставленные вопросы, составление описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или по серии сюжетных картин по темам, а также активности на уроке.

 

Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно,  отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры.

Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения  изложения материала, при изложении материала требуется незначительная помощь педагога.

Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в  изложении  материала, при изложении материала требуется постоянная помощь педагога.

.

Календарно-тематическое планирование

(67 ч) 2ч в неделю.

   №

п/п

Дата

Тематические блоки. Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1 четверть 16 ч

1

02.09

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроках.

1

Ведение конструктивного диалога

Уч-к «Мир природы и чел-ка» 2кл., 1часть

 

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

 

2-3

06, 09.09

Долгота дня летом и зимой. Сутки.

2

 

 

Познавательная деятельность с целью формирования представление детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.

 

 

 

 

 

 

 

Времена года

 

 

 

 

www.floranimal.ru

 

 

4

13.09

Осень

1

5

16.09

Растения осенью

1

6

20.09

Животные осенью

1

7

23.09

Входной контроль знаний. 

1

8

27.09

Занятия людей осенью

1

9

30.09

Закрепление по теме: «Осень»

1

10

04.10

Зима

1

11

07.10

Растения зимой

1

12

11.10

Животные зимой

1

13

14.10

Занятия людей зимой

1

14

18.10

Закрепление по теме: «Зима»

1

15-16

21, 25.10

Обобщение пройденного

2

2 четверть 15 ч

1

08.11

Повторение пройденного

1

 

Индивидуально-дифференцированная работа в стремлении научить определять последовательность событий в природе и их связи; сравнивать состояние неживой природы во все времена года.

 

Совместная деятельность с целью воспитания бережного отношения к окружающей природе.

 

 

 

Времена года

 

 

2

11.11

Весна

1

 

http://video.edu-lib.net

 

3

15.11

Растения весной

1

4

18.11

Животные весной

1

5

22.11

Занятия людей весной

1

6-7

25,29.11

Закрепление по теме: «Весна»

2

8

02.12

Лето

1

9

06.12

Растения летом

1

10

09.12

Животные летом

1

11

13.12

Занятия людей летом

1

12-13

16,20.12

Закрепление по теме: «Лето»

2

14-15

23,27.12

Обобщение по теме: «Времена года»

2

 

3 четверть 20 ч

 

Неживая природа

 

 

 

1

10.01

Вода

1

Познавательно-исследовательская деятельность с целью формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

 

http://www.plant.geoman.ru/

2

13.01

Вода горячая и холодная. Температура воды

1

3

17.01

Вода в природе

1

4

20.01

Значение воды.

1

5

24.01

Закрепление по теме: «Неживая природа»

1

 

Живая природа

 

 

Растения

 

6

27.01

Части растений

1

 

 

Коммуникативная деятельность с целью установления взаимосвязи между средой произрастания растений и их внешним видом.

 

 

7

31.01

Жизнь растений

1

 

www.floranimal.ru

 

 

8

03.02

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

9

07.02

Растения светолюбивые и тенелюбивые.

1

10

10.02

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

11

14.02

Закрепление пройденного.

1

12

17.02

Овощи. Овощи в питании человека.

1

13

21.02

Сад. Фрукты в питании человека.

1

14

28.02

Закрепление по теме: «Растения»

1

15

03.03

Животные

1

 

Индивидуальная и групповая работа с целью стремления помочь и защитить бездомных животных

16

07.03

Кошка и рысь. Породы кошек.

1

17

10.03

Собака и волк. Породы собак.

1

18

14.03

Рыбы

1

19

17.03

Закрепление по теме: «Животные»

1

20

21.03

Обобщение пройденного

1

 

4 четверть 16 ч

 

Человек

 

1-2

04,07.04

Гигиена тела человека.

2

 

Познавательная  деятельность с целью реализации задач социально-личностного направления

 

 

 

 

3-4

11,14.04

Органы пищеварения.

2

 

www.km.ru/education

5-6

18,21.04

Питание человека.

2

7-8

25,28.04

Правила питания

2

9-10

02,05.05

Профилактика отравлений.

2

11-12

12,16.05

Закрепление по теме: «Человек»

2

13-14

19,23.05

Итоговый контроль уровня знаний

2

15-16

26,30.05

Обобщение изученного

2

 

 

График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

 

 

Тема

Дата

1

Входной контроль уровня знаний.

23.09.22

5

Итоговый контроль знаний

19.05.23

 

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова и др. «Мир природы и человека» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы В 2ч.

С.В. Кудрина «Окружающий мир»  учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Технические средства обучения:

§  Компьютер,

§  Интерактивная доска.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3.  www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  7.  http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
  8. www.floranimal.ru – портал о растениях и животных
  9. http://www.plant.geoman.ru/ – занимательно о ботанике. Жизнь растений

 

  1. Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире…

Основные направления коррекционной работы: развитие артикуляционной моторики; развитие высших психических функций; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; развитие речи, владение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире…

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся

Отмечается незначительная самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей

Отмечается незначительная самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей

Дата Тематические блоки

Дата Тематические блоки

Неживая природа 1 10

Неживая природа 1 10

График контрольных, самостоятельных, тестовых и др

График контрольных, самостоятельных, тестовых и др

Кирилл и Мефодий» http://video

Кирилл и Мефодий» http://video
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023