Рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация, 1 доп. класс, 2 вариант

  • docx
  • 25.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по предмету Речь и альтер. коммуникация 1 дополнительный класс, 2 вариант.docx

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана:

I (доп) класс– 1 год обучения - 2 часа в неделю (66 часов в год)

I класс – 2 год обучения - 2 часа в неделю (68 часов в год).

II класс – 3 год обучения -2 часа в неделю (68 часов год). 

III класс -4 год обучения -2 часа в неделю (68 часов год). 

Общение и коммуникация  детей является базисом для развития всей психики и личности ребенка. Именно в процессе формирования общения, включенного в другие виды деятельности, происходит развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер и становление личности ребенка  

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения - совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в   процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание программного материала

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,  чтение и письмо. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического  слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. 

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и в зависимости от возможностей ребенка, подбирается  средство  коммуникации  для  реализации  поставленных  задач.

Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:     взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки,        коммуникаторы,         планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел    «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

В добукварный период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладением чтением и письмом. Обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей.

Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

·          Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.

·           Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.

·          Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации  доступными обучающемуся способами.

·          Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой).

Предметные:

·          Элементарные графо-моторные умения.

·          Потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

·          Соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

·          Правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков.  

·          Называть слова по предметным картинкам.   

·          Образовывать из усвоенных букв слоги. 

·          Читать слоги.   

·          Знать звуки и соотносить с буквами.

·          Обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их.    

·          Правильно использовать пишущий предмет 

·          Писать основные элементы букв.

Базовые учебные действия:

·          Умение использовать невербальные и вербальные средства коммуникации  в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения.

·          Готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

·          Выполнять инструкцию взрослого в разных ситуациях.

·          Выражать собственных потребностей  и  желаний  доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми.

·          Проявлять коммуникативную активность в знакомых ситуациях.

 

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

1 дополнительный класс (первый год обучения), 1 «Б»

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

ЦОР

Дата план.

Дата факт.

I четверть

1-2

Выявления знаний и умений учащихся

2

 

 

 

3

Привитие умения правильно сидеть за партой во время урока

1

 

 

 

4

Привитие умения слушать объяснения и указания учителя

1

 

 

 

5

Привитие умения поднимать руку при желании что-то сказать

1

 

 

 

6

Привитие умения просить разрешения выйти из класса

1

 

 

 

7

Привитие умения правильно располагать на парте учебные принадлежности

1

 

 

 

8

Привитие умения правильно пользоваться учебными принадлежностями

1

 

 

 

9

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

1

 

 

 

10

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

1

 

 

 

11

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

1

 

 

 

Учитель и ученик

12

Приветствие взрослого с помощью альтернативных средств коммуникации.

1

 

 

 

13

Я и мое имя, моя фотография.

1

 

 

 

14

Моя любимая игрушка, игра.

1

 

 

 

15

Моя любимая сказка, драматизация сказки.

1

 

 

 

Ученик-учитель. Сверстник

16

Приветствие сверстника взрослого с помощью альтернативных средств коммуникации. Имена сверстников.

1

 

 

 

 

Итого:

16

 

 

 

II четверть

17

Игрушки нашего класса.

1

 

 

 

18

Вместе слушаем сказки.

1

 

 

 

19

Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).

1

 

 

 

20

Наш класс. Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии с помощью альтернативных средств коммуникации.).

1

 

 

 

21

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Лепим вместе.

1

 

 

 

22

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Строим вместе.

1

 

 

 

23

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Рисуем вместе.

1

 

 

 

24

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

 

 

 

25

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Помоги другу.

1

 

 

 

Чтение и письмо

26

Правильное произношение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у, а-а)

1

 

 

 

27

Правильное произношение двух звуков (ау, ау)

1

 

 

 

28

Правильное произношение двух звуков (ам, ом)

1

 

 

 

29

Правильное произношение слов из трех звуков (дом, сом, кот)

1

 

 

 

30

Правильное произношение слов из четырех звуков (мама, папа, дядя, баба)

1

 

 

 

31

Называние слов по предъявленным картинкам

1

 

 

 

32

Правильное произношение двух звуков (му, ум)

1

 

 

 

 

Итого:

16

 

 

 

III четверть

33

Составление предложений из двух слов. Обведение фигур по трафарету.

1

 

 

 

34

Деление составленных предложений на слова. Закраска фигур.

1

 

 

 

35

Понимание учащимися слов и выполнение за ними действий. Закраска фигур.

1

 

 

 

36

Выделение в устной речи звука А в начале слова. Штриховка простейших фигур.

1

 

 

 

37

Выделение в устной речи звука У в начале слова. Рисование простейших фигур.

1

 

 

 

38

Изображение действий детьми по предложенной картинке и вопросам учителя. Рисование несложных предметов.

1

 

 

 

39

Закрепление у учащихся умения показывать изображения (слева- направо, в горизонтальном положении)

1

 

 

 

Изучение звука и буквы А

40

Правильное и отчетливое произнесение звука А в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы А.

1

Русский

алфавит, версия

2.0. (диск).

Обучение

грамоте 1

кл.(диск).

Касса букв,

слогов, зв. схем

с комплектом

интерактивных

таблиц.

 

 

41

Произнесение звука А в начале слова. Письмо строчной буквы а.

1

 

 

42

Произнесение звука А в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы А, а.

1

 

 

Изучение звука и буквы У

43

Правильное и отчетливое произнесение звука У в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы У.

1

Русский

алфавит, версия

2.0. (диск).

Обучение

грамоте 1

кл.(диск).

Касса букв,

слогов, зв. схем

с комплектом

интерактивных

таблиц.

 

 

44

Произнесение звука У в начале слова. Письмо строчной буквы у.

1

 

 

45

Произнесение звука У в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы У, у.

1

 

 

Изучение звука и буквы О

46

Правильное и отчетливое произнесение звука О в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы О.

1

Русский

алфавит, версия

2.0. (диск).

Обучение

грамоте 1

кл.(диск).

Касса букв,

слогов, зв. схем

с комплектом

интерактивных

таблиц.

 

 

47

Произнесение звука О в начале слова. Письмо строчной буквы о.

1

 

 

48

Произнесение звука О в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы О, о.

1

 

 

49

Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по обводке.

1

 

 

50

Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по образцу.

1

 

 

 

Итого:

18

 

 

 

IV четверть

Изучение звука и буквы М

51

Правильное и отчетливое произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы М.

1

Русский

алфавит, версия

2.0. (диск).

Обучение

грамоте 1

кл.(диск).

Касса букв,

слогов, зв. схем

с комплектом

интерактивных

таблиц.

 

 

52

Произнесение звука М в начале слова. Письмо строчной буквы м.

1

 

 

53

Образование и чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по обводке.

1

 

 

54

Образование и чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по образцу.

1

 

 

55

Образование и чтение обратных слогов с буквой М. Письмо по обводке.

1

 

 

56

Образование и чтение обратных слогов с буквой М. Письмо по образцу.

1

 

 

Повторение

57

Называние слов по предъявленным картинкам (дом, кот, сом) 

1

 

 

 

58

Называние слов по предъявленным картинкам (мама, папа, дядя, баба).

1

 

 

 

59

Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. Письмо по обводке и образцу слогов ау, уа.

1

Русский

алфавит, версия

2.0. (диск).

Обучение

грамоте 1

кл.(диск).

Касса букв,

слогов, зв. схем

с комплектом

интерактивных

таблиц.

 

 

60

Образование и чтение прямых и обратных слогов ам, ма. Письмо по обводке  и образцу слогов ам, ма.

1

 

 

61

Составление слогов ам, ма из букв разрезной азбуки, письмо по образцу.

1

 

 

62

Образование и чтение прямых и обратных слогов ум, му. Письмо по обводке слогов ум, му.

1

 

 

63

Составление слогов ум, му из букв разрезной азбуки, письмо по образцу.

1

 

 

64

Образование и чтение прямых и обратных слогов ом, мо. Письмо по обводке и образцу  слогов ом, мо.

1

 

 

65

Составление слогов ом, мо из букв разрезной азбуки, письмо по образцу.

1

 

 

66

Повторение пройденного за год.

1

 

 

 

Итого:

16

 

 

 

 

Всего:

66

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru