ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана:
I (доп) класс– 1 год обучения - 2 часа в неделю (66 часов в год)
I класс – 2 год обучения - 2 часа в неделю (68 часов в год).
II класс – 3 год обучения -2 часа в неделю (68 часов год).
III класс -4 год обучения -2 часа в неделю (68 часов год).
Общение и коммуникация детей является базисом для развития всей психики и личности ребенка. Именно в процессе формирования общения, включенного в другие виды деятельности, происходит развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер и становление личности ребенка
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание программного материала
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.
Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
В добукварный период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладением чтением и письмом. Обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей.
Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
· Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.
· Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.
· Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.
· Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой).
Предметные:
· Элементарные графо-моторные умения.
· Потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
· Соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
· Правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков.
· Называть слова по предметным картинкам.
· Образовывать из усвоенных букв слоги.
· Читать слоги.
· Знать звуки и соотносить с буквами.
· Обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их.
· Правильно использовать пишущий предмет
· Писать основные элементы букв.
Базовые учебные действия:
· Умение использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения.
· Готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
· Выполнять инструкцию взрослого в разных ситуациях.
· Выражать собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми.
· Проявлять коммуникативную активность в знакомых ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
1 дополнительный класс (первый год обучения), 1 «Б»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата план. |
Дата факт. |
I четверть |
|||||
1-2 |
Выявления знаний и умений учащихся |
2 |
|
|
|
3 |
Привитие умения правильно сидеть за партой во время урока |
1 |
|
|
|
4 |
Привитие умения слушать объяснения и указания учителя |
1 |
|
|
|
5 |
Привитие умения поднимать руку при желании что-то сказать |
1 |
|
|
|
6 |
Привитие умения просить разрешения выйти из класса |
1 |
|
|
|
7 |
Привитие умения правильно располагать на парте учебные принадлежности |
1 |
|
|
|
8 |
Привитие умения правильно пользоваться учебными принадлежностями |
1 |
|
|
|
9 |
Различение звуков окружающей действительности (звон, стук) |
1 |
|
|
|
10 |
Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) |
1 |
|
|
|
11 |
Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание) |
1 |
|
|
|
Учитель и ученик |
|||||
12 |
Приветствие взрослого с помощью альтернативных средств коммуникации. |
1 |
|
|
|
13 |
Я и мое имя, моя фотография. |
1 |
|
|
|
14 |
Моя любимая игрушка, игра. |
1 |
|
|
|
15 |
Моя любимая сказка, драматизация сказки. |
1 |
|
|
|
Ученик-учитель. Сверстник |
|||||
16 |
Приветствие сверстника взрослого с помощью альтернативных средств коммуникации. Имена сверстников. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
II четверть |
|||||
17 |
Игрушки нашего класса. |
1 |
|
|
|
18 |
Вместе слушаем сказки. |
1 |
|
|
|
19 |
Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). |
1 |
|
|
|
20 |
Наш класс. Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии с помощью альтернативных средств коммуникации.). |
1 |
|
|
|
21 |
Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Лепим вместе. |
1 |
|
|
|
22 |
Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Строим вместе. |
1 |
|
|
|
23 |
Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Рисуем вместе. |
1 |
|
|
|
24 |
Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) |
1 |
|
|
|
25 |
Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Помоги другу. |
1 |
|
|
|
Чтение и письмо |
|||||
26 |
Правильное произношение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у, а-а) |
1 |
|
|
|
27 |
Правильное произношение двух звуков (ау, ау) |
1 |
|
|
|
28 |
Правильное произношение двух звуков (ам, ом) |
1 |
|
|
|
29 |
Правильное произношение слов из трех звуков (дом, сом, кот) |
1 |
|
|
|
30 |
Правильное произношение слов из четырех звуков (мама, папа, дядя, баба) |
1 |
|
|
|
31 |
Называние слов по предъявленным картинкам |
1 |
|
|
|
32 |
Правильное произношение двух звуков (му, ум) |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
III четверть |
|||||
33 |
Составление предложений из двух слов. Обведение фигур по трафарету. |
1 |
|
|
|
34 |
Деление составленных предложений на слова. Закраска фигур. |
1 |
|
|
|
35 |
Понимание учащимися слов и выполнение за ними действий. Закраска фигур. |
1 |
|
|
|
36 |
Выделение в устной речи звука А в начале слова. Штриховка простейших фигур. |
1 |
|
|
|
37 |
Выделение в устной речи звука У в начале слова. Рисование простейших фигур. |
1 |
|
|
|
38 |
Изображение действий детьми по предложенной картинке и вопросам учителя. Рисование несложных предметов. |
1 |
|
|
|
39 |
Закрепление у учащихся умения показывать изображения (слева- направо, в горизонтальном положении) |
1 |
|
|
|
Изучение звука и буквы А |
|||||
40 |
Правильное и отчетливое произнесение звука А в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы А. |
1 |
Русский алфавит, версия 2.0. (диск). Обучение грамоте 1 кл.(диск). Касса букв, слогов, зв. схем с комплектом интерактивных таблиц. |
|
|
41 |
Произнесение звука А в начале слова. Письмо строчной буквы а. |
1 |
|
|
|
42 |
Произнесение звука А в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы А, а. |
1 |
|
|
|
Изучение звука и буквы У |
|||||
43 |
Правильное и отчетливое произнесение звука У в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы У. |
1 |
Русский алфавит, версия 2.0. (диск). Обучение грамоте 1 кл.(диск). Касса букв, слогов, зв. схем с комплектом интерактивных таблиц. |
|
|
44 |
Произнесение звука У в начале слова. Письмо строчной буквы у. |
1 |
|
|
|
45 |
Произнесение звука У в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы У, у. |
1 |
|
|
|
Изучение звука и буквы О |
|||||
46 |
Правильное и отчетливое произнесение звука О в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы О. |
1 |
Русский алфавит, версия 2.0. (диск). Обучение грамоте 1 кл.(диск). Касса букв, слогов, зв. схем с комплектом интерактивных таблиц. |
|
|
47 |
Произнесение звука О в начале слова. Письмо строчной буквы о. |
1 |
|
|
|
48 |
Произнесение звука О в конце слова. Письмо заглавной и строчной буквы О, о. |
1 |
|
|
|
49 |
Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по обводке. |
1 |
|
|
|
50 |
Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
18 |
|
|
|
IV четверть |
|||||
Изучение звука и буквы М |
|||||
51 |
Правильное и отчетливое произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо заглавной буквы М. |
1 |
Русский алфавит, версия 2.0. (диск). Обучение грамоте 1 кл.(диск). Касса букв, слогов, зв. схем с комплектом интерактивных таблиц. |
|
|
52 |
Произнесение звука М в начале слова. Письмо строчной буквы м. |
1 |
|
|
|
53 |
Образование и чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по обводке. |
1 |
|
|
|
54 |
Образование и чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
55 |
Образование и чтение обратных слогов с буквой М. Письмо по обводке. |
1 |
|
|
|
56 |
Образование и чтение обратных слогов с буквой М. Письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
Повторение |
|||||
57 |
Называние слов по предъявленным картинкам (дом, кот, сом) |
1 |
|
|
|
58 |
Называние слов по предъявленным картинкам (мама, папа, дядя, баба). |
1 |
|
|
|
59 |
Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. Письмо по обводке и образцу слогов ау, уа. |
1 |
Русский алфавит, версия 2.0. (диск). Обучение грамоте 1 кл.(диск). Касса букв, слогов, зв. схем с комплектом интерактивных таблиц. |
|
|
60 |
Образование и чтение прямых и обратных слогов ам, ма. Письмо по обводке и образцу слогов ам, ма. |
1 |
|
|
|
61 |
Составление слогов ам, ма из букв разрезной азбуки, письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
62 |
Образование и чтение прямых и обратных слогов ум, му. Письмо по обводке слогов ум, му. |
1 |
|
|
|
63 |
Составление слогов ум, му из букв разрезной азбуки, письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
64 |
Образование и чтение прямых и обратных слогов ом, мо. Письмо по обводке и образцу слогов ом, мо. |
1 |
|
|
|
65 |
Составление слогов ом, мо из букв разрезной азбуки, письмо по образцу. |
1 |
|
|
|
66 |
Повторение пройденного за год. |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
16 |
|
|
|
|
Всего: |
66 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.