Рабочая программа "Родной русский на родном языке", 2 класс
Оценка 5

Рабочая программа "Родной русский на родном языке", 2 класс

Оценка 5
docx
30.04.2023
Рабочая программа "Родной русский на родном языке", 2 класс
родн русск на род яз 2 кл.docx

Пояснительная записка

     Рабочая  программа по Родному русскому языку для обучающихся  2 класса разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,  от 29.12.2012г.;  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с  требованиями Примерной основной  программы НОО по Родному русскому языку (протокол федерального учебно-методического объединения по НОО от 08.04.2015г. №1/15). Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО МБОУ ШР «СОШ №2», (приказ №241-ш от 28.08. 2020г.) Положения о рабочей программе по математике в 2 классе, с учетом программ, включенных в  структуру, учебного плана школы на 2022-2023 учебный год.

     Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по родному русскому языку с учетом авторской программы О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.

       Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

 • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

 Место предмета в учебном плане 

На изучение родного (русского) языка во 2-ом классе  согласно учебному плану начального общего образования  выделяется 17 часов в год (0,5 ч в неделю). Таким образом, реализуется право обучения на родном языке.  

Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно   знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.  

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.        

 В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится: 

  ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: 

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;  

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;    

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: 

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;  

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;    

  ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:   

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения:

убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

 выделять наиболее существенные факты;

 устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.  

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

2 класс 

Личностные

 У обучающихся будут сформированы:

 • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

 • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 •  чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

• осознания русского языка как основного средства общения народов России;

• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;

• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;

• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

Предметные 

Обучающиеся научатся:

• осознавать слово как главное средство языка;

 • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

 • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)

• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

• различать родственные (однокоренные) слова;

• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и

письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

 Метапредметные

Регулятивные 

Обучающиеся научатся:

• самостоятельно организовывать своё рабочее место;

 • понимать цель выполняемых действий;

 • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

• понимать важность планирования работы;

• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя;

• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

 • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 • оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

 •  в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;

 • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;  

• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные

 Обучающиеся научатся:

 • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

 • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

 • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;  

• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

 • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

Обучающиеся получат возможность научиться:  

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);

• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;

 • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);

• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). Коммуникативные Обучающиеся научатся:

 • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

• уметь слышать, точно реагировать на реплики;

• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

 • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Обучающиеся получат возможность научиться:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

 • озаглавливать текст;

 • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык»

2 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч) 

 Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

 Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).  

Проектное задание. Почему это так называется?

 Раздел 2. Язык в действии (5 ч) 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).  

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных  языках общий смысл, но различную образную форму.  Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч) 

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

 Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текста: развернутое толкование значения слова.  Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст.

 Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

 

2

Язык в действии

5

 

3

Секреты речи и текста

4

 

ИТОГО

17

 

Календарно-тематическое планирование по родному языку 2 класс

(0,5 ч в неделю )

№ п.п.

Наименования разделов и тем

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Плановые сроки прохождения

1

По одёжке встречают…

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети

2 неделя

 

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой.

4 неделя

 

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

6 неделя

 

4

Каша – кормилица наша

8 неделя

 

5

Любишь кататься, люби и саночки возить

Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами.

10 неделя

 

6

Делу время, потехе час

Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками

12 неделя

 

7

В решете воду не удержишь

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта –  домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью.

14 неделя

 

8

Самовар кипит, уходить не велит

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

16 неделя

 

9

Помогает ли ударение различать слова?

Смыслоразличительная роль ударения

18 неделя

 

10

Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.

20 неделя

 

11

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

22 неделя

 

12

Как можно объяснить значение слова?

Разные способы толкования значения слов.

24 неделя

 

13

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

26 неделя

 

14

Учимся вести диалог

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).  Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

28 неделя

 

15

Составляем развёрнутое толкование значения слова

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова.

30 неделя

 

16

Устанавливаем связь  предложений в тексте

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

32 неделя

 

17

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

Создание текстов-инструкций с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

34 неделя

 

Итого

17 часов

 

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по

Пояснительная записка Рабочая программа по

На изучение родного (русского) языка во 2-ом классе согласно учебному плану начального общего образования выделяется 17 часов в год (0,5 ч в неделю)

На изучение родного (русского) языка во 2-ом классе согласно учебному плану начального общего образования выделяется 17 часов в год (0,5 ч в неделю)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

Обучающиеся получат возможность научиться: • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; • оценивать…

Обучающиеся получат возможность научиться: • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; • оценивать…

Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать правильность выполнения своих учебных действий; • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; • намечать действия при работе в…

Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать правильность выполнения своих учебных действий; • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; • намечать действия при работе в…

Коммуникативные Обучающиеся научатся: • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • понимать тему высказывания (текста)…

Коммуникативные Обучающиеся научатся: • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • понимать тему высказывания (текста)…

Смыслоразличительная роль ударения

Смыслоразличительная роль ударения

Наименования разделов и тем Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Наименования разделов и тем Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023