Рабочая программа "Русский язык", 5-9 классы
Оценка 5

Рабочая программа "Русский язык", 5-9 классы

Оценка 5
Образовательные программы
pdf
русский язык
5 кл—9 кл
01.03.2022
Рабочая программа "Русский язык", 5-9 классы
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями) - примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. №1/15) - основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ с. Ира»; - Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ «СОШ с. Ира»; -с учётом примерной программы основного общего образования по русскому языку; -на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 кл. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. Программа по русскому языку построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Целью реализации рабочей программы по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО. Программа включает в себя описание планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения предмета, содержание и тематическое планирование по разделам. Рабочая программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по русскому языку.
Русский язык 5-9.pdf



I. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные

 

1)                воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)                формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

3)                формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)                формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5)                развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)                формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7)                осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8)                развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные 

 

Метапредметные результаты освоения должны отражать:

1)                умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)                умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)                умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)                умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)                владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)                умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)                умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)                смысловое чтение;

9)                умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)           умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)           формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

 

Предметные

 

1)                представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;

2)                понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)                усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)                освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)                овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6)                опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)                проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей

языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8)                понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)                осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

10)           для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;

11)           для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;

12)           для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

-                     овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами

речевого этикета;

-приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;

-                     стремление к возможности выразить собственные мысли и          чувства, обозначить собственную позицию;

-                     видение традиций и новаторства в произведениях;

-                     восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.

 

 

В результате изучения предмета Русский язык»: Выпускник научится:

-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки

прочитанного материала;

-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных

разновидностей языка;

-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально- смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

-использовать знание алфавита при поиске информации;

-различать значимые и незначимые единицы языка;

-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

-членить слова на слоги и правильно их переносить;

-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

-проводить лексический анализ слова;

-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

-проводить морфологический анализ слова;

-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

                -опознавать       основные       единицы       синтаксиса      (словосочетание,

предложение, текст);

-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

-находить грамматическую основу предложения;

-распознавать главные и второстепенные члены предложения;

-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; -использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться:

-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать различные выразительные средства языка;

-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

                -характеризовать             словообразовательные             цепочки             и

словообразовательные гнезда;

-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

 

 

 

II. Содержание предмета «Русский язык»

 

5 класс

 

Язык и общение

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Стили речи.

Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. 

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. 

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. 

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.   Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 

Основные   синтаксические   понятия      (единицы): словосочетание, предложение, текст. 

Пунктуация как раздел науки о языке. 

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. 

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки        завершения          (в конце          предложения),     выделения,          разделения

(повторение). 

Грамматическая основа предложения. 

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. 

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. 

Синтаксический разбор словосочетания и предложения. 

Обращение,         знаки          препинания         при    обращении.         Вводные     слова и словосочетания. 

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. 

Речь диалогическая и монологическая. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные.

Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. 

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. 

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. 

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

 Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. 

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи 

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка как значимые части слова. Чередование гласных и согласных в слове. Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.  Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения. Рассуждение в повествовании Морфология. Орфография. Культура речи .  

Имя существительное 

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. 

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор существительных.. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Доказательства и объяснения в рассуждении. 

Имя прилагательное 

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. 

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. 

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. 

Глагол 

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. 

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. 

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами. 

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. 

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. 

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе  Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов

Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь. Защита проектов «Моя любимая часть речи». Пунктуация в простом и в сложном предложении и в предложениях с прямой речью.  

 

6 класс

Введение   

Русский язык – один из развитых языков мира. 

Язык, речь, общение Ситуация общения.  Функциональные разновидности языка 

Повторение изученного в  5 классе.  Культура речи   

Фонетика и орфоэпия.  Фонетический разбор слова Морфемы в слове. Морфемный разбор слов .Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Части речи. Морфологический разбор слова. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь, диалог. Текст  

Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова в тексте. Стили речи. Официально-деловой стиль речи.  

Лексика и фразеология. Культура речи   

Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.

Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова.   Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова.

 Собирание материалов к сочинению (по картине А.М.Герасимова «После дождя») Сжатое изложение по тексту.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Словари. 

Составление словарной статьи. Способы сжатия текста. Собирание материалов к сочинению. Ключевые слова текста

Словообразование и орфография. Культура речи   

Повторение пройденного по словообразованию в V классе.

Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке.

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС,-ЗАР-/-ЗОР-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Абзац. Средства связи частей в тексте. Описание помещения. Структура, языковые особенности текста Систематизация материала к сочинению.

Сложный план. Описание картины.

Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное. Культура речи   

Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах  существительных.

Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

Публичное выступление Описание помещения по личным впечатлениям.

Имя  прилагательное. Культура речи   

Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Описание  природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.

Публичное выступление

Имя   числительное. Культура речи  

Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки  числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные  количественные и порядковые. Числительные простые и составные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Устное выступление.  

Местоимение. Культура речи   

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки  местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Рассказ по сюжетным рисункам. Рассуждение. Описание картины

Глагол. Культура речи 

 Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки  глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении.  Правописание  глаголов  повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Употребление наклонений глагола.

Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного. Повторение изученного в  6 классе   

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование.

Морфология. Синтаксис.

Сочинение на выбранную тему. Защита проектов «В стране Орфографии».

 

7 класс

Введение

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Входной контроль. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Именные части речи. Морфология. Глагол.  Морфологический разбор слова. Культура речи.

Текст и стили речи 

Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка.  Публицистический стиль Причастие

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Н и нн в суффиксах полных  причастий и отглагольных прилагательных. Одна буква н в кратких причастиях.

 Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографиям.

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Описание по картине с использованием деепричастий и деепричастного оборота.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды  наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на  -о, -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в суффиксах наречий на о – е Буквы о – е после шипящих на конце наречий. Буквы о – а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и числительных. Слитные и раздельные написания наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Описание действий. 

Сочинение по картине «в форме дневниковых записей.

Учебно-научная речь  

Отзыв. Языковые особенности. Учебный доклад, его содержагние.

Категория состояния.

Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Морфологический разбор категории состояния Служебные части речи.

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.  Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов. Дефисное написание предлогов. 

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Союз.  

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом  и частицами и союза также от наречия так с частицей же. 

Рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица.

 Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Различение на письме частицы не и приставки не. Частица ни, союз ни-ни, приставка ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Морфологический разбор частицы.

 Рассказ по данному сюжету.

 Междометие.

 Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. 

Разделы науки о языке. Виды лингвистических словарей. Текст. Стили речи.

Учебно-научная речь. Лексика и фразеология. Фонетика Графика. Морфемика, Словообразование. Защита проектов «Морфология как раздел лингвистики». Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация.

 

8 класс

Функции русского языка в современном мире.

Русский язык в современном мире.

Повторение пройденного в V-VII.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения Знаки препинания в сложном предложении

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи Сочинение по исходному тексту.  Изложение с изменением лица.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.         

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.   Виды   словосочетаний   по   морфологическим   свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение.                                

    Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Описание   архитектурных   памятников   как  вид  текста; структура текста, его языковые особенно

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.                                     

Способы выражения подлежащего. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

 Изложение об архитектурном памятнике Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения.                                                            

Второстепенные члены предложения, их роль. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность опредеопрееделения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств  по значению  (времени,  места, причины,  цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Инструкция Рассуждение. Рассуждение по картине  Неполные предложения.

 Особенности строения полных и неполных предложении  Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

 Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.

Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение   на   дискуссионную тему

Обособленные члены предложения

 Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. Изложение текста-характеристики человека. Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Назначение обращения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов по значению и знаки препинания при них. Вводные предложения. Вставные конструкции.  Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.

 Публичное выступление на общественно значимую тему. Сочинениерассуждение дискуссионного  характера

Прямая и косвенная речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть Косвенная речь Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. Рассказ

Повторение и систематизация  пройденного в VIII классе.

Изложение повествовательного характера с элементами Защита проектов

«Синтаксис как раздел лингвистики»

 

9 класс

Введение

Русский язык – язык международного общения и сотрудничества.

 Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение по тексту 

Повторение изученного в V-VIII классах

Фонетика. Лексикология и фразеология. Входной контроль. Морфемика.  Словообразование. Морфология. Синтаксис словосочетания. Предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. 

Обращения, вводные слова и вставные конструкции, знаки препинания при них.  

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи. Типы речи.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения 

Знаки препинания в сложном предложении. Интонация. Способы сжатого изложения текста. Тезисы.  Конспект. Сложносочиненные предложения

Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения  в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.  Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Рецензия.

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение его строение  Главное и придаточные предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении . Место придаточного предложения  по отношению к главному. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений

Сжатое изложение. Изложение текста  с включением описания портрета по картине.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными  Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Последовательное подчинение. Однородное подчинение. Параллельное подчинение. Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений.  Деловые бумаги.

Бессоюзные сложные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Способы сжатого изложения текста. Реферат.

Сложные предложения с различными видами связи

Сложные предложения с различными видами связи. Отличительные особенности Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Сжатое изложение текста.

 Общие сведения о языке 

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.

Публичная речь. Доклад.

Повторение  и систематизация изученного в V-IX классах  Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.

Орфография.       Фонетика.       Графика.       Морфемика.      Словообразование.

Лексикология. Фразеология. Морфология. Синтаксис и пунктуация.

Защита проектов по разделу «Лексика. Фразеология». Систематизация знаний о тексте, типах, стилях речи.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование предмета «Русский язык» 5 класс

 

№ п/ п

Разделы

количество часов

1

Язык и общение

4

2

Повторение изученного в начальных классах. Вспоминаем, повторяем, изучаем.

21

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

30

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

15

5

Лексика. Культура речи

10

6

Морфемика. Орфография. Культура речи

30

7

Морфология.     Орфография.     Культура     речи.           Имя

существительное

20

8

Имя прилагательное

10

9

Глагол

22

10

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

8

11

Всего по предмету

170

 

6 класс

 

№ п/ п

Разделы

количество часов

1

Введение

3

2

Повторение изученного в 5-6  классах

17

3

Текст

4

4

Лексика. Культура речи

10

5

Фразеология.  Культура речи

4

6

Словообразование. Орфография. Культура речи

26

7

Имя существительное

18

8

Имя прилагательное

26

9

Имя числительное

13

10

Местоимение

18

11

Глагол

18

12

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

13

13

Всего по предмету  

170

 

7 класс

 

№ п/ п

Разделы

количество часов

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-6  классах

12

3

Текст и стили речи

4

4

Морфология и орфография. Причастие.

28

5

Деепричастие

11

6

Наречие

26

7

Учебно-научная речь

2

8

Категория состояния

2

9

Служебные части речи

1

10

Предлог

8

11

Союз. 

14

12

Частица

15

 

 

 

13 

Междометие                      Разделы

3 количество

14п/ п

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах

часов 9

 

 

 

151 

Всего по предметуВведение            

1361 

 

 

 

2

Повторение изученного в 5-8 классах

10

3

Синтаксис и пунктуация. Культура речи Словосочетание

5

4

Простое предложение

3

5

Двусоставные предложен. Главные члены предложения

11

6

Второстепенные члены предложения

8

7

Односоставные предложения

12

8

Простые осложненные предложения. Однородные члены

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

предложения.

 

9

Обособленные члены предложения

16

10

Обращения

2

11

Вводные и вставные конструкции

9

12

Чужая речь

4

13

Повторение и систематизация изученного

7

14

Всего по предмету  

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

№ п/ п

Разделы

количество часов

1

Введение

4

2

Повторение изученного в 5-8 классах

17

3

Сложное предложение

5

4

Сложносочиненное предложение

12

5

Сложноподчиненные предложения

36

6

Сложноподчинённые          предложения             с             несколькими придаточными

10

7

Бессоюзные сложные предложения

12

8

Сложные предложения с различными видами связи

11

9

Общие сведения о языке

5

10

Повторение и систематизация изученного

24

11

Всего по предмету  

136

 

Данная рабочая программа содержит следующие приложения:

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы. Приложение 3. Критерии оценивания.

 

 

 

 

 

Рабочая программа "Русский язык", 5-9 классы

Рабочая программа "Русский язык", 5-9 классы

I. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

I. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

Метапредметные Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Метапредметные Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка

Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как государственного языка

В результате изучения предмета

В результате изучения предмета

-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; -анализировать текст с точки зрения его…

-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; -анализировать текст с точки зрения его…

Выпускник получит возможность научиться: -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач…

Выпускник получит возможность научиться: -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач…

Повторение изученного в начальных классах

Повторение изученного в начальных классах

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения

Особенности текста-рассуждения

Особенности текста-рассуждения

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- /…

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- /…

Собирание материалов к сочинению (по картине

Собирание материалов к сочинению (по картине

Описание природы. Выборочная работа с текстом

Описание природы. Выборочная работа с текстом

Введение Русский язык как развивающееся явление

Введение Русский язык как развивающееся явление

Буквы о – а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях

Буквы о – а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем

Прямая и косвенная речь Повторение изученного о прямой речи и диалоге

Прямая и косвенная речь Повторение изученного о прямой речи и диалоге

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

III. Тематическое планирование предмета «Русский язык» 5 класс № п/ п

III. Тематическое планирование предмета «Русский язык» 5 класс № п/ п

Разделы количество часов 1

Разделы количество часов 1

Повторение изученного в 5-8 классах 10 3

Повторение изученного в 5-8 классах 10 3

Бессоюзные сложные предложения 12 8

Бессоюзные сложные предложения 12 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022