Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с РАС.
Оценка 4.7

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с РАС.

Оценка 4.7
docx
14.05.2024
Рабочая программа "Сенсорное развитие"  для детей с РАС.
Сенсорное развитие.docx

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

 

Рассмотрена и одобрена

на МО учителей-дефектологов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом  ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор______Пономарева М.Н.

 

 

 

 

Рабочая программа по коррекционному курсу

 «Сенсорное развитие»

для 1г/3в/4в класса

 

на 2023-2024 учебный год

 

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ и ФАОП  НОО для обучающихся с ОВЗ

Вариант 8.4

 

 

 

 

 

                                                                                   Составитель программы:

                                                                                         Баженова Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2023г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3.Личностные  и предметные результаты

4.Базовые учебные действия

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7. Материально-технического обеспечение

8. Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9.Лист внесения изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598);

-  Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021

№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

 

- Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённой приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023;

 

- Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), 1-4 класс на 2023-2024 учебный год ОГКОУШ №39;

 

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся   по АООП вариант  8.4.

Категория обучающихся

Учащиеся 1, 3 и 4 класса с умеренной и тяжёлой  умственной отсталостью и  расстройствами аутистического спектра

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года)

 

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в 1 классе; 68 часов в 3-4 классе соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

2 часа в неделю в 1 классе, 2 часа в неделю в 3-4 классе

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Особенности и своеобразие психофизического развития обучающихся с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяют специфику их образовательных потребностей:    

-в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания обучающегося к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;

-выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;

-большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует обучающегося на преодоление этих трудностей, и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;

-необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;

-может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания обучающегося в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания обучающегося с РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;

-в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;

-периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;

-необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;

-необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес обучающихся;

-в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей освоения "простого" и "сложного";

-необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

-необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающегося, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;

-обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;

-обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со сверстниками;

-обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (ровный тон голоса педагогического работника в отношении любого обучающегося, отсутствие спешки), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

-необходима специальная установка педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

-педагогический работник должен стараться транслировать эту установку одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие;

-необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам близких взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;

-для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности;

-процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и школы;

-обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

       Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

     Цель обучения является обогащение чувственного опыта. 

     Задачи обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов. Формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом. Формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и произвольных практических действий. Формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с РАС избирательно чувствительны к некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Программно-методический материал включает 5 разделов:

«Зрительное восприятие»,

«Слуховое восприятие»,

«Кинестетическое восприятие»,

«Восприятие запаха»,

«Восприятие вкуса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные и предметные результаты

 

Личностные результаты:

1) осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

 2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

 5) первоначальное осмысление социального окружения;

           6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

8) наличие интереса к практической деятельности.

 

Предметные результаты коррекционной работы

 

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.    

 

 

 

 

 

 

Базовые учебные действия

 

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с РАС направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с РАС (вариант 8.4.) и включает следующие задачи:

1.                Формирование учебного поведения: 

·                   направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

·                   умение выполнять инструкции педагога;

·                   использование по назначению учебных материалов;

·                   умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

·                   в течение определенного периода времени,

·                   от начала до конца,

·                   с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка.

В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Раздел «Зрительное восприятие»: Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

Раздел «Слуховое восприятие»: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Раздел «Кинестетическое восприятие»: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Раздел «Восприятие запаха»: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Раздел «Узнавание продукта по вкусу»: Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 

 

 

 

    

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока:

Кол – во часов

Кол – во часов

3в/4в

1

Психогимнастика. Развитие коммуникативных умений дидактическая игра: «Как тебя зовут?»

2

2

2

Развитие психомоторики. Упражнение на дыхание.

2

2

3

Массаж кистей и пальцев рук.

2

2

4

Упражнение на релаксацию.

2

2

5

Ритмические хлопки.

2

2

6

Динамическая организация движений.

2

2

7

Осязание. Перекатывание мяча по рукам и ногам.

2

2

8

Обоняние. Распознавание запаха.

2

2

9

Катание мелких мячей, других предметов в ладонях.

2

2

10

Пальчики здороваются (сжимание, разжимание кистей рук).

2

2

11

Посмотри на светящуюся игрушку.

2

2

12

Ощупывание предметов с разной поверхностью.

2

2

13

Прослеживание взглядом за движущимся предметом.

2

2

14

Зрительное ориентирование на плоскости, бумаги.

2

2

15

Зрительное ориентирование в пространстве.

2

2

16

Зрительно-моторная координация.

2

2

17

Узнавание (различие) цвета объектов.

2

2

18

Соотнесение предметов по цвету.

2

2

19

Составление предмета или целостной конструкции из геометрических деталей по образцу.

2

2

20

Узнавание (различие) величины объектов (самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький).

2

2

21

Узнавание (различие) величины объектов (самый высокий, высокий, низкий, самый низкий).

2

2

22

Узнавание (различие) величины объектов (самый длинный, длинный, короткий, самый короткий).

2

2

23

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога).

2

2

24

Ощупывание предметов с различной поверхностью.

2

2

25

Ощупывание предметов с контрастными поверхностями.

2

2

26

Нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов.

2

2

27

Определение по контуру предмета с закрытыми глазами.

2

2

28

Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми глазами.

2

3

29

Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

3

3

30

Определение на ощупь величины предмета (самый большой - большой — маленький — самый маленький).

3

4

31

Работа с пластилином, тестом (раскатывание).

3

4

 

Итого:

66 час.

68 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

 

Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый)  бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аром баночек, вибромассажеры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4),  осложненных  умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Цель:           

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

                               

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

´ 0 баллов - нет продвижения;

´ 1 балл – минимальное продвижение;

´ 2 балла – среднее продвижение;

´ 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

´ 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

´ 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

´  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

´ 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

´ 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

´ 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

 

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

 

 

 

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Дата

Основание и внесение изменений

№ листа

Содержание.

Утверждено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Содержание 1.Паспорт рабочей программы 2

Содержание 1.Паспорт рабочей программы 2

Паспорт рабочей программы

Паспорт рабочей программы

Пояснительная записка Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми…

Пояснительная записка Данная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с расстройствами аутистического спектра с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми…

Программы; -необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; -необходима…

Программы; -необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; -необходима…

РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности; -процесс обучения обучающегося с

РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности; -процесс обучения обучающегося с

Личностные и предметные результаты

Личностные и предметные результаты

Базовые учебные действия Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с

Базовые учебные действия Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с РАС.

Рабочая программа "Сенсорное развитие"  для детей с РАС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024