Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум
имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА 01
(СГ.01)
ИСТОРИЯ РОССИИ
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
для профессии СПО технологического профиля
35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
2023 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании МК ОУД протокол № 1 от 25.08. 2023 г. Председатель МК ОУД _______________ Акинина И.Ю. |
УТВЕРЖДАЮ: приказ № 199 от 31.08.2023 г. И.О. директора ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича» _____________Е.Н. Казанникова
|
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины социально-гуманитарного цикла 01 История России разработана на основе основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ОПОП СПО-ППКРС) по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича», которая разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 24 мая 2022 № 355.
Организация-разработчик: ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича»
Разработчик: Фомин Василий Алексеевич, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..4 |
|
||
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….11 |
|
||
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………..12
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины социально-гуманитарного цикла 01 История России разработана на основе основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ОПОП СПО-ППКРС) по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства ГБПОУ РО «БККПТ имени Героя Советского союза Быкова Бориса Ивановича», которая разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 24 мая 2022 № 355.
Содержание программы «История России» направлено на достижение следующих целей: - формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, - формирование и развитие личности обучающегося, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике; - формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, - формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК 04; ОК 05; ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе описывать значимость своей профессии; применять стандарты антикоррупционного поведения |
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
Личностные результаты
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны |
ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России |
ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях |
ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях |
ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры |
ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от |
ЛР 12 |
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
|
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности |
|
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности |
ЛР 13 |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 14 |
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 15 |
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности |
ЛР 16 |
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии |
ЛР 17 |
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации |
|
Выполняющий профессиональные навыки в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйствас учетом специфики субъекта Российской Федерации |
ЛР 19 |
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания, определенные ключевыми работодателями |
|
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики |
ЛР 20 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования |
ЛР 21 |
Личностные результаты реализации рабочей программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса |
|
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости |
ЛР 22 |
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается. |
ЛР 23 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
36 |
в т.ч. в Промежуточная аттестация |
3 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
36 |
|
|
Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
|
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.01 История России
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч |
Коды компетенций и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. |
10 / - |
|
|
Тема 1.
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
1.
Внутренняя и внешняя политика государственной власти в СССР к началу |
2 |
||
Тема 2. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
1.
Противоречия социально-экономического развития в СССР в 1980-ые годы.
Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика
перестройки и гласности. Проекты новых экономических программ |
4 |
||
Тема 3. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1. |
4 |
||
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века |
12/ - |
|
|
Тема 4. |
Содержание учебного материала |
6 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Курс экономических реформ 90-х. годов. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации. Формирование олигархических групп. Дефолт 1998 г. Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг. |
6 |
||
Тема 5. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 Принципы федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны. |
2 |
||
Тема 6. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Постсоветское
пространство в 90-е гг. XX века. Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис».
Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении
боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт |
2 |
||
Тема 7. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Наука и искусство. Роль государства и Церкви в современной Российской Федерации. |
2 |
||
Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века |
10 / - |
|
|
Тема 8. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Экономический рост и продолжение реформ. |
2 |
||
Тема 9. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Парламентские выборы 2007 г. Новая конфигурация власти и выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в условиях глобального кризиса. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016 г. |
2 |
||
Тема 10. |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
Концепция развития в диалектической философии. Категории диалектики: качество, количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в теории современной философии и науки. |
2 |
||
Тема 11. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 04, ОК 05, ОК 06 |
|
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Коммерциализация искусства и «массовая культура». Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к историко-культурному наследию. Современные общегосударственные документы в области политики, экономики, социальной сферы и культуры. Анализ документов ВТО, ЕС, НАТО и других международных организаций с позиции гражданина РФ. |
4 |
|
Промежуточная аттестация |
3 |
|
|
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|
Всего: |
36 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 Примерной образовательной программы по профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дворниченко, А. Ю., История России : учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. — Москва : КноРус, 2024. — 672 с. — ISBN 978-5-406-12098-9. — URL: https://book.ru/book/950443
2. Сёмин, В. П., История России : учебник / В. П. Сёмин. — Москва : КноРус, 2024. — 438 с. — ISBN 978-5-406-12202-0. — URL: https://book.ru/book/950688
3. Кузнецов И.Н.Отечественная история: уч. / И.Н. Кузнецов-М.:НИЦ ИНФРА- М,2020.-639 с..(СПО)(П)
4. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. История: Уч. / А.Б. Оришев - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М,2020 - 276 с.-(СПО)(П)
5. Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. История: Уч.пос. / П.С. Самыгин и др. - М.:НИЦ ИНФРА-М,2020 - 528 с.-(СПО)(П)
6. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5.
7. Кириллов, В. В. История России : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08560-0.
8. Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н. История в 2-х частях (часть 1 и 2). – М.: ОИЦ «Академия», 2018. – 448 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Карпачев, С. П. История России : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488818
1.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Умение: понимание ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; |
Правильное понимание ключевых вопросов и основных составляющих элементов истории России |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
решение основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; |
Умение правильно решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; |
Объективное рассмотрение истории России как неотъемлемой часть мирового исторического процесса; |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; |
Правильное определение последовательности и длительности исторических событий, явлений, процессов; |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; |
Правильность сравнения различные исторические документы, давать им общую характеристику; |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
работать с историческими документами; |
Правильность работы с историческими документами; |
Оценка результатов выполнения практической работы Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, |
Правильное составление и описание исторических объектов и памятников на основе текста, |
Оценка результатов выполнения практической работы |
интернет-ресурсов |
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов |
Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы |
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; |
Умение демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; |
Дебаты |
Знание: знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; |
Полнота изложения основных дат и временных периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; |
Выполнение тестового задания по соответствующим темам. Анализ видеоматериал, анализ тематических карт событий Анализ кейсов исторических событий |
представлять культурное наследие России и других стран; |
Полнота изложения предскультурное наследие России и других стран; |
Выполнение тестового задания по соответствующим темам. Анализ видеоматериал, анализ тематических карт событий Анализ кейсов исторических событий |
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; |
Полнота изложения основной современной терминологией исторической науки |
Выполнение тестового задания по соответствующим темам. Анализ видеоматериал, анализ тематических карт событий Анализ кейсов исторических событий |
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; |
Полнота изложения оценки роли личности в отечественной истории ХХ века; |
Выполнение тестового задания по соответствующим темам. Анализ видеоматериал, анализ тематических карт событий Анализ кейсов исторических событий |
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактов |
Ориентация в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактов |
Выполнение тестового задания по соответствующим темам. Анализ видеоматериал, анализ тематических карт событий Анализ кейсов исторических событий |
Скачано с www.znanio.ru
[1] В соответствии с Приложением 3 ПОП.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.