Социальный окружающий мир.
1 класс (67 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Общая характеристика учебного предмета:
Отбор содержания курса «Социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 67 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
. Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами: «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, тем программы |
Кол-во часов по разделу |
1 модуль |
||
1 |
Здравствуй, школа! |
|
Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе |
||
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение). |
||
Всего часов за модуль: |
10 |
|
2 модуль |
||
Этот рукотворный мир |
||
Предметы вокруг нас (созданы человеком). |
2 |
|
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) |
4 |
|
Одежда. |
2 |
|
Мебель (назначение, виды) |
2 |
|
Всего часов за модуль: |
10 |
|
3 модуль |
||
Я и моя семья |
||
Члены семьи |
2 |
|
Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери" |
2 |
|
Дом, в котором я живу |
||
Мой дом (квартира). Назначение комнат. |
4 |
|
Мебель (диван, стул, стол) |
2 |
|
Всего часов за модуль: |
10 |
|
4 модуль |
||
Дом, в котором я живу |
||
Посуда (тарелка, чашка, ложка). |
4 |
|
Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник) |
3 |
|
Игровые действия: стирка, чаепитие |
4 |
|
Улица |
||
Двор. Игровая и спортивная площадки |
2 |
|
Уличное движение. Светофор. |
3 |
|
Всего часов за модуль |
16 |
|
5 модуль |
||
Транспорт |
||
Виды и значение транспорта. Автобус |
4 |
|
Мир людей |
||
Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия. |
4 |
|
Профессии. Врач. Игровые действия |
4 |
|
Всего часов за модуль: |
12 |
|
6 модуль |
||
Мир людей |
||
Профессии. Продавец. Игровые действия |
4 |
|
Профессии. Повар. Игровые упражнения. |
4 |
|
Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? |
5 |
|
Всего часов за модуль: |
13 |
|
Всего часов за год: |
67 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 67 часов, количество занятий в классе в неделю –2ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в образовательной среде св, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
с обучающимся:
- ориентироваться в пространстве (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по комнате, другим необходимым помещениям.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течении даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
- детские наборы «Больница», «Магазин».
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Социальный окружающий мир»
1 класс 67ч
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
Количество часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактически |
I четверть (16ч) |
||||
1 |
Здравствуй, школа! Я – ученик. |
2 |
||
2 |
Школа. Правила поведения |
2 |
||
3 |
Помещения школы – школьный класс. |
2 |
||
4 |
Помещения школы – школьная столовая |
2 |
||
5 |
Профессии людей, работающих в школе |
2 |
||
6 |
Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш). |
2 |
||
7 |
Мой дом (квартира). Части дома – стена, крыша, окно. |
2 |
||
8 |
Назначение комнат. |
2 |
||
I I четверть (16ч) |
||||
1-6 |
Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие - твердые). |
6 |
||
7-8 |
Семья. Члены семьи. |
2 |
||
9-10 |
Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери". |
2 |
||
11-12 |
Мебель (стол, стул, шкаф). |
2 |
||
13-16 |
Посуда (тарелка, чашка, ложка). |
4 |
||
III четверть (20ч) |
||||
1-3 |
Помощники в доме (бытовые приборы). |
3 |
||
4-7 |
Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка». |
4 |
||
8-9 |
Улица. Двор (игровая площадка). |
2 |
||
10-12 |
Улица. Уличное движение. |
3 |
||
13-16 |
Транспорт. Автобус. |
4 |
||
17-18 |
Профессии. Водитель (шофер). |
2 |
||
19-20 |
Водитель-пассажир. Игра «В автобусе». |
2 |
||
IVчетверть (15ч) |
||||
1-2 |
Профессии. Врач. |
2 |
||
3-4 |
Доктор-пациент. Игра «Больница». |
2 |
||
5-6 |
Профессии. Продавец. |
2 |
||
7-8 |
Продавец- покупатель. Игра «Магазин». |
2 |
||
9-10 |
Профессии. Повар. |
2 |
||
11-12 |
Упражнение «Что пригодится повару?» "Я готовлю обед". |
2 |
||
13-15 |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? |
3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.