Рабочая программа "Социальный природный мир"
Оценка 5

Рабочая программа "Социальный природный мир"

Оценка 5
docx
22.01.2022
Рабочая программа "Социальный природный мир"
Социальный природный мир.docx

Социальный окружающий мир.

1 класс (67 ч)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета:

Отбор содержания курса «Социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Социальный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 67 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

.  Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа представлена следующими разделами: «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

1 модуль

1

Здравствуй, школа!

Я -ученик. Правила поведения на уроке, в школе

Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).

Всего часов за модуль:

10

2 модуль

Этот рукотворный мир

Предметы вокруг нас (созданы человеком).

2

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные)

4

Одежда.

2

Мебель (назначение, виды)

2

Всего часов за модуль:

10

3 модуль

Я и моя семья

Члены семьи

2

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери"

2

Дом, в котором я живу

Мой дом (квартира). Назначение комнат.

4

Мебель (диван, стул, стол)

2

Всего часов за модуль:

10

4 модуль

Дом, в котором я живу

Посуда (тарелка, чашка, ложка).

4

Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник)

3

Игровые действия: стирка, чаепитие

4

Улица

Двор. Игровая и спортивная площадки

2

Уличное движение. Светофор.

3

Всего часов за модуль

16

5 модуль

Транспорт

Виды и значение транспорта. Автобус

4

Мир людей

Профессии. Водитель(шофер). Игровые действия.

4

Профессии. Врач. Игровые действия

4

Всего часов за модуль:

12

6 модуль

Мир людей

Профессии. Продавец. Игровые действия

4

Профессии. Повар. Игровые упражнения.

4

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

5

Всего часов за модуль:

13

Всего часов за год:

67

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 67 часов, количество занятий в классе в неделю –2ч.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в образовательной среде св, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию

с обучающимся:

- ориентироваться в пространстве (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по комнате, другим необходимым помещениям.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 

Указанные в содержании программы результаты могу быть не достигнуты в течении даже нескольких уроков. Но педагог создает специальные условия, дает возможность для выполнения определенных действий, для формирования новых умений, осуществляя деятельностный подход. Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .

- детские наборы посуды, предметы быта;

- предметные, сюжетные картинки;

- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;

- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.

- тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- детские наборы «Больница», «Магазин».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Социальный окружающий мир»

1  класс 67ч

 

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

фактически

I четверть (16ч)

1

Здравствуй, школа! Я – ученик.

2

2

Школа. Правила поведения

2

3

Помещения школы – школьный класс.

2

4

Помещения школы – школьная столовая

2

5

Профессии людей, работающих в школе

2

6

Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш).

2

7

Мой дом (квартира). Части дома – стена, крыша, окно.

2

8

Назначение комнат.

2

I I четверть (16ч)

1-6

Игрушки. Мяч. Кукла.

(мягкие - твердые).

6

7-8

Семья. Члены семьи.

2

9-10

Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери".

2

11-12

Мебель (стол, стул, шкаф).

2

13-16

Посуда (тарелка, чашка, ложка).

4

III четверть (20ч)

1-3

Помощники в доме (бытовые приборы).

3

4-7

Игровые действия: «Чаепитие», «Стирка».

4

8-9

Улица. Двор (игровая площадка).

2

10-12

Улица. Уличное движение.

3

13-16

Транспорт. Автобус.

4

17-18

Профессии. Водитель (шофер).

2

19-20

Водитель-пассажир. Игра «В автобусе».

2

IVчетверть (15ч)

1-2

Профессии. Врач.

2

3-4

Доктор-пациент. Игра «Больница».

2

5-6

Профессии. Продавец.

2

7-8

Продавец- покупатель. Игра «Магазин».

2

9-10

Профессии. Повар.

2

11-12

Упражнение «Что пригодится повару?»

"Я готовлю обед".

2

13-15

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

3

 



 

 


 

Социальный окружающий мир. 1 класс (67 ч)

Социальный окружающий мир. 1 класс (67 ч)

В соответствии с требованиями ФГОС к

В соответствии с требованиями ФГОС к

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком;…

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком;…

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) 4

Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) 4

Всего часов за модуль: 12 6 модуль

Всего часов за модуль: 12 6 модуль

Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий

Планируемые личностные и предметные результаты не являются приоритетными (поэтому в некоторых темах предметные результаты не определены), а основное внимание уделяется формированию базовых учебных действий

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Социальный окружающий мир» 1 класс 67ч № п/п

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Социальный окружающий мир» 1 класс 67ч № п/п

Помощники в доме (бытовые приборы)

Помощники в доме (бытовые приборы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2022