Рабочая программа спецкурс "Юные спасатели"
Оценка 4.9

Рабочая программа спецкурс "Юные спасатели"

Оценка 4.9
docx
17.02.2020
Рабочая программа спецкурс "Юные спасатели"
Р.П. Спецкурс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Майминская средняя общеобразовательная школа №3

имени В.Ф.Хохолкова»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

_________________________

_________________________

Протокол № ________

от «___» ___________ 20___ г.

__________ /______________

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по ВР

_______/Бурлакова Е.Н

«__» _____ _____ г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______/Рождественская Н.Н

«__» ______ _____ г

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кадетского компонента

«Спецкурс «Юные спасатели»»

Направление

«Социальное»

 

1 год   

 (срок реализации программы)

11-12

(возраст обучающихся)


6 класс

 

 

                      ФИО ст. воспитателя: Горбунов Иван Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майма, 2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению спецкурс «Юные спасатели» составлена на основе нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от от 17 декабря 2010 г. № 18          

- Распоряжение Президента РФ "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ и классов",

- Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"

-  Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р)

- Концепция духовно-нравственного воспитания 

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010 г. №189, зарегистрированном в Минюсте РФ 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993);

- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Майминская СОШ №3 имени В.Ф. Хохолкова»

- План внеурочной деятельности МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа № 3 имени В.Ф. Хохолкова» год кадетского компонента   (V,VI классы) на 2019– 2020 учебный год.

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юные спасатели» осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1.  Масленников М.М., Основы пожарной безопасности: Методическое пособие, -М.:АРКТИ, 2005.-96 с.

2. Пожарное дело //МЧС России. 2010 г.

Основная цель повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовке юных пожарных дружин. Для успешного достижения основной цели программы необходимо решить следующие задачи:

1. Развивать у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

2.Обучать знаниям, умениям и навыкам работы с первичными средствами пожаротушения;

3.Развивать познавательный интерес, инициативу и эрудицию в результате участия учащихся в викторинах, конкурсах, слетах;

4.Проводить противопожарную пропаганду и агитацию, пожарно-профилактическую работу среди детей, подростков и молодежи.

Срок реализации программы: 1год.

 

Место курса в плане внеурочной деятельности: в соответствие с планом внеурочной деятельности кадетского компонента МБОУ «Майминская СОШ № 3 имени В.Ф.Хохолкова»  на 2019- 2020 год изучение курса в 6 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут.

Актуальность

            Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются одной из наиболее острых социальных проблем. Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т. д. В подростковой среде наблюдаются проявления социального равнодушия и высокий уровень преступности.

Изменить сложившуюся ситуацию проведением какой-либо одной воспитательной кампании невозможно, только постоянное и систематическое применение воспитательных и образовательных средств в профилактической работе с подрастающим поколением может обеспечить определенный успех.

Значительную работу по созданию и реализации социально-педагогических и образовательных программ обучения детей действиям в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера ведут учреждения дополнительного образования детей туристической направленности. Хороших результатов в вопросах патриотического воспитания, социализации и подготовки детей и подростков к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера достигли такие общественные объединения и движения, как: Российский союз молодежи, «Школа безопасности», «Юный спасатель», дружины юных пожарных и др.

В социально-педагогической и образовательной деятельности используются различные формы работы: от семинаров с руководителями детско-юношеских объединений, организаций и учреждений, формирования и подготовки поисково-спасательных отрядов из числа педагогической и родительской общественности и до полевых и стационарных лагерей с учебно-воспитательными программами, тренировочными занятиями, походами и соревнованиями.

Практика работы и анализ проведенных мероприятий позволяют сделать выводы о необходимости: развития указанных видов деятельности среди молодежи по профориентации и начальной профессиональной подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций; как и сети общественных пунктов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; объединения отрядов «Юный спасатель» в единую общественную организацию; координации деятельности учреждений дополнительного образования детей и подготовки кадров общественных спасателей, имеющих опыт поисково-спасательных работ.

            Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·         Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

·         Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретныхнаглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

·         Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе ужеимеющихся знаний и навыков, полученных на уроках ОБЖ и физической культуры.

·         Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний,умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

·         Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнениятактических задач и повышение уровня знаний по спасательному делу можно достичь, толькопостепенно увеличивая нагрузку и повышая требования к обучающимся.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям по пожарной подготовке, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности спецкурс «Юные спасатели»

 

Основные методы обучения:

·         игровой

·         соревновательный

·         круговой

·         повторный

·         равномерный

·         контрольный.

 

Основные формы и средства обучения:

Основными формами организации занятий по программе являются:

- учебно-тренировочные и теоретические занятия;

- занятия по индивидуальным планам;

- комплексы упражнений для индивидуальных тренировок.

            - зачетные занятия по проверки усвоения теоретических и практических знаний по темам курса;

            - проведение летних полевых сборов среди учащихся кадетских классов МБОУ «Майминской СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова».

- участие в соревнованиях среди кадет, по развёртыванию пожарно-боевого расчёта.

 

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

•          Педагогическое наблюдение;

•          Учет результативности участия обучаемых в районных соревнованиях.

2.         Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

•          Осуществлении обучающимися анализа, тактических действий;

•          Изучении специализированной литературы;

•          Обсуждении учебно-боевых, тактических задач.

 

Компетентностный подход выражен:

•          В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

•          В проведении бесед;

•          В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

•          Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по пожарно-прикладному спорту;

Определение уровня подготовленности обучаемых.

 

Планируемые образовательные результаты курса

 

1)      Личностные результаты

К личностным результатам освоения курса можно отнести:

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

2) Гражданско-патриотическое воспитание

-развивать у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- обучить знаниям, умениям и навыкам работы с первичными средствами пожаротушения;

- развивать познавательный интерес, инициативу и эрудицию в результате участия учащихся в викторинах, конкурсах, слетах;

- проводить противопожарную пропаганду и агитацию, пожарно-профилактическую работу среди детей, подростков и молодежи.

 

К концу учебного года дети должны знать/уметь:

Знать:

            -применение и использование средств пожаротушения;

-приемы и средстваоказания первой доврачебной помощи;

-способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах;

-выполнение упражнений по пожарно-спасательному спорту.

Уметь:

            -правильно использовать средства пожаротушения в быту, в школе и т.д.;

- применять, устройства систем пенного, порошкового, углекислотного огнетушителя;

- пользоваться основными приемами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре;

 

Личностные, мета предметные и предметные результаты курса «Юные спасатели».

Личностные результаты освоения программы курса:

Отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям, осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности;

Мета предметные результаты освоения программы курса:

Характеризуют уровень форсированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

Программа «Юные спасатели» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке, обществе и государстве, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.

 

Предметные результаты освоения программы курса:

Характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий.

 

Результат реализации программы: здоровый физически, психологически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни ученик.

 

Содержание тем курса

1.       Вводное занятие. Пожарно-профилактическая подготовка. (13 часов)

Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России. Что такое огонь. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Отчего происходят пожары? Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Что делать при возникновении пожара? Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

2.       Тактико-техническая подготовка. (21 час)

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили противопожарное оборудование. Основы профессии пожарного. Первичная доврачебная помощь при пожаре. Противопожарное водоснабжение. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Наименование разделов

Количество часов

п/п

Темы занятий

всего

теория

практика

 

Спецкурс «Юные спасатели»

 

 

 

1

Пожарно-профилактическая подготовка:

13

9

4

 

Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

2

1

1

 

Что такое огонь. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

2

2

 

 

Отчего происходят пожары?

2

2

 

 

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

2

1

1

 

Что делать при возникновении пожара?

3

1

2

 

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

2

2

 

2

Тактико-техническая подготовка:

21

15

6

 

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

2

1

1

 

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили противопожарное оборудование.

3

2

1

 

Основы профессии пожарного.

3

3

 

 

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

4

3

1

 

Противопожарное водоснабжение.

4

3

1

 

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

4

3

1

 

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту.

1

 

1

Итого:

34

24

10

 

Информационно-методическое обеспечение:

 

1.      Костюм пожарного;

2.      Пожарные рукава;

3.      Тройное разветвление;

4.      Изолирующий противогаз ИП-4М;

5.      Носилки санитарные;

6.      Тренажер искусственной легочной вентиляции «Максим».

7. Здание школы – спортивный зал, подвальное помещение (Тир)

8. Пришкольная территория – спортгородок.

9. Место дислокации пожарной части №3 с. Майма.

Учебно-методический комплект:

            1. Масленников М.М., Основы пожарной безопасности: Методическое пособие, -М.:АРКТИ, 2005.-96 с.

            2. Гостюшин А.В., Шубина С.И. Пожарно-техническая подготовка. - М.: Знание, 1995.-272с.

            3.  Пожарное дело //МЧС России. 2010 г.

            4. «Пожарное дело»// - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Объединенная редакция МЧС России», 2010, 2011.

            5. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации; Инфра-М, Москва 1994.

 

Приложение 1

к программе внеурочной деятельности  по курсу «Юные спасатели»

«6   класс ст. воспитатель Горбунов И.Н.

2019год

Календарно- тематическое планирование

34 часов (1 раза в неделю)

урока

Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

1

Вводное занятие. Пожарно-профилактическая подготовка: Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

05.09.2019

 

2

Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

12.09.2019

 

3

Что такое огонь. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

19.09.2019

 

4

Что такое огонь. Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

26.09.2019

 

5

Отчего происходят пожары?

03.10.2019

 

6

Отчего происходят пожары?

10.10.2019

 

7

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

17.10.2019

 

8

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

24.10.2019

 

9

Что делать при возникновении пожара?

07.11.2019

 

10

Что делать при возникновении пожара?

14.11.2019

 

11

Что делать при возникновении пожара?

21.11.2019

 

12

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

28.11.2019

 

13

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

05.12.2019

 

14

Тактико-техническая подготовка: Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

12.12.2019

 

15

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.

19.12.2019

 

16

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили противопожарное оборудование.

26.12.2019

 

17

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили противопожарное оборудование.

16.01.2020

 

18

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили противопожарное оборудование.

23.01.2020

 

19

Основы профессии пожарного.

30.01.2020

 

20

Основы профессии пожарного.

06.02.2020

 

21

Основы профессии пожарного.

13.02.2020

 

22

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

20.02.2020

 

23

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

27.02.2020

 

24

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

05.03.2020

 

25

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

12.03.2020

 

26

Противопожарное водоснабжение.

19.03.2020

 

27

Противопожарное водоснабжение.

02.04.2020

 

28

Противопожарное водоснабжение.

09.04.2020

 

29

Противопожарное водоснабжение.

16.04.2020

 

30

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

23.04.2020

 

31

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

30.04.2020

 

32

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

07.05.2020

 

33

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

14.05.2020

 

34

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту.

21.05.2020

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Майминская средняя общеобразовательная школа №3 имени

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению спецкурс «Юные спасатели» составлена на основе нормативных документов: -

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению спецкурс «Юные спасатели» составлена на основе нормативных документов: -

Срок реализации программы: 1год

Срок реализации программы: 1год

Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному)

Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному)

В проведении бесед; •

В проведении бесед; •

Программа «Юные спасатели» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов

Программа «Юные спасатели» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

Приложение 1 к программе внеурочной деятельности по курсу «Юные спасатели» «6 класс ст

Приложение 1 к программе внеурочной деятельности по курсу «Юные спасатели» «6 класс ст

Основы профессии пожарного. 13

Основы профессии пожарного. 13
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020