Рабочая программа "Способы ориентирования"
Оценка 4.8

Рабочая программа "Способы ориентирования"

Оценка 4.8
Документация +3
docx
преподавание
10 кл—11 кл
14.04.2020
Рабочая программа "Способы ориентирования"
Рабочая программа.docx

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Мариинский педагогический колледж имени императрицы

 Марии Александровны»

 

Специальность 44.02.03 Педагог дополнительного образования

МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности

 

 

 

"Способы ориентирования"

дополнительная общеобразовательная программа

туристско-краеведческой

деятельности

Возраст детей: 16 – 17 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Способы ориентирование» построена с учётом специфики работы с детьми школьного возраста. Программа призвана сформировать двигательные, воспитательные и общетрудовые умения и навыки, совершенствовать физическое и интеллектуальное развитие каждого занимающегося, активизировать интерес к туризму и ориентированию, приобщить к физической культуре и спорту. Ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок. Занятия туризмом и ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.

Актуальность программы:
Занятие ориентирование содействуют умственному, физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Наряду с оздоровительным и спортивным ориентирование имеет большое прикладное значение.

Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристам, и охотнику, и геологу и будущему воину.

При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок. 

Курс «Способы ориентирование» направлен на подготовку учащихся основам военной топографии и ориентированию. Тематика программы курса стыкуется с рядом школьных дисциплин: география, математика, физика, основы безопасности жизнедеятельности. Данный курс носит прикладной характер и ориентирована на обучающихся, увлекающихся туризмом и содержит знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для подготовки к последующему обучению в образовательных учреждениях профильного типа. Программа позволяет осуществить систему практической деятельности по решению социально значимых проблем в изучаемой области знаний. Содержание элективного курса имеет практическую направленность и поможет в жизненных условиях определить своѐ местонахождение на карте и местности, оценить пройденный путь и проложить дальнейший маршрут среди ландшафтов.

Курс рассчитан на 72 часа, обучающихся по учебному плану. Из них 31 час отводится на лекционную форму обучения, а 41 час на практические занятия, включая совершенствование навыков и умений на местности. Знания, умения и навыки, необходимые в топографии и ориентировании сгруппированы в несколько взаимосвязанных блоков таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи

Цель программы: овладение навыками ориентирования с дальнейшим совершенствованием спортивного результата.

Поставленная цель реализуется при помощи ряда задач :

· чтение знаков;

· сопоставление местности с картой;

· развитие физических качеств.

· создать сплоченный коллектив, направленный на достижение спортивных

результатов и участие в соревнованиях

· воспитывать социально значимые черты характера: ответственность и

чувство долга, бережное отношение к окружающей природной среде

Режим занятий.

1 раз в неделю по 2 часа, 72 часа в год.

Формы занятий:

Занятия проходят в форме теоретических и практических, аудиторных (в кабинете,

в спортивном зале) и выездных (в парковую и загородную зону) на тренировки и

квалификационные соревнования.

 

Ожидаемые результаты.

Учащиеся, прошедшие программу, освоят:

· технический арсенал приёмов и способов ориентирования.

Учащиеся получат навык:

· постоянно совершенствовать свое физическое развитие;

· образно воспринимать местность, быть внимательным и собранным на всем

процессе ориентирования.

  Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего периода бучения, на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как  наблюдение, вызов – опрос, контрольные испытания, учебно – тренировочные  походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

      Итоговый контроль проводится в конце учебного  года в виде однодневных походов. Цель: выявление результатов обучения, определение качества приобретённых знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачётных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Колво часов

Колво

лекци й

Кол-во практи ческих занятий

Форма контроля

I.

Топография 

43

19

24

 

1

Военные карты и пользование ими

3

3

-

 

2

Определение своего местонахождения

9

5

4

Фронталь ный опрос

3

Азимуты и движения по азимутам

10

2

8

зачѐт

4

Измерение расстояния между ориентирами

4

2

2

 

5

Нанесение обнаруженного объекта на карту

4

2

2

 

6

Определение координат и целеуказание

5

2

3

 

7

Определение расстояний на местности

8

3

5

Лаборатор ная работа

II

Топографическое и тактическое ориентирование

27

12

15

 

1

Ориентирование по звукам

2

2

-

 

2

Ориентирование на местности

7

3

4

 

3

Ориентирование по компасу

6

2

4

 

4

Ориентирование по Солнцу и часам

5

2

3

 

5

Ориентирование по небесным светилам 

7

3

4

 

 

Итоговое занятие

2

-

2

зачѐт

 

Итого часов

72

31

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  I. Топография

1.   Военные карты и пользование ими

Ключевое слово: военная топография, топографические элементы, карта, масштаб, координатная сетка, ориентир, расстояние, условные знаки

2.   Определение своего местонахождения

Ключевое слово: ориентация, карта, ориентир, местные предметы, компас 3. Азимуты и движения по азимутам

Ключевое слово: азимут, компас, нулевое деление, движение по азимуту, транспортир, магнитный азимут

4.   Измерение расстояния между ориентирами

Ключевое слово: азимут, ориентир, направление, расстояние

5.   Нанесение обнаруженного объекта на карту

Ключевое слово: объект, карта, глазомер, направление, расстояние, засечка

6.   Определение координат и целеуказание

Ключевое   слово:         прямоугольные   координаты,        полные       координаты, координатомер

7.   Определение расстояний на местности

Ключевое слово: дальномер, дальномерная шкала, линейный размер, видимость объекта, угловая величина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  II. Топографическое и тактическое ориентирование

1.  Ориентирование по звукам

Ключевое слово: звук,  источник звука, слышимость звука, звуковой признак 2. Ориентирование на местности

Ключевое слово: стороны света, привязка, рельеф 

3. Ориентирование по компасу

Ключевое слово:  ориентирование, компас Андрианова, артиллерийский компас, точность отклонения, градусная мера 4. Ориентирование по Солнцу и часам

Ключевое слово: стороны горизонта, азимут

5. Ориентирование по небесным светилам

Ключевое слово: звѐздная карта, созвездия, Луна, Полярная звезда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно – тематическое планирование 

урока

Тема урока

Элементы минимума содержания образования на уроке

Часы

Дата

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

 

Раздел I. Топография

Определение своей точки стояния на местности по карте; ориентация на местности по компасу и карте, а также без них. Съѐмка плана местности нанесение объектов на карту. 

43

 

 

 

Военные карты и пользование ими (3 часа)

 

 

1

Военная топография. Чтение топографических карт.

 

Входное тестирование.

Виды карт. Топографические знаки.

Масштаб. Условные обозначения на карте.

Проверка знаний учащихся.

3

 

 

 

Определение своего местонахождения (9 часов)

 

 

2

Ориентирование карты.

Знать основные понятия и определения: ориентация, карта, ориентир, местные предметы, компас

2

 

 

3

Определение сторон света по местным предметам.

Определение сторон света без компаса. Ориентирование и чтение топографической карты.

3

 

 

4

Практическое занятие.

Ориентирование на местности по компасу.

Отработка практических навыков и умений по ориентированию на местности.

3

 

 

5

Практическое занятие.

Ориентирование на местности по

Отработка практических навыков и умений по ориентированию на

1

 

 

 

 

народным приметам.

местности.

 

 

 

 

Азимуты и движения по азимутам (10 часов)

 

6

Азимуты и движение по азимутам

Порядок определения на местности заданного  азимута.

 

2

 

 

7

Движение по азимуту.

Порядок движения по заданному азимуту.

 

2

 

 

8

Практическое занятие.

Определение азимута на заданный ориентир.

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

9

Практическое занятие.

Определение магнитных азимутов.

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

10

Практическое занятие.

Составление маршрута движения.

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

11

Практическое занятие. Движение по азимуту.

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

12

Практическое занятие.

Подготовка к тактической игре на местности.

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

13

Практическое занятие.

Тактическая игра на местности

Отработка практических навыков и умений по определению азимута и движению по азимуту.

 

1

 

 

Измерение расстояния между ориентирами (4 часа)

 

14

Измерение расстояния между ориентирами по карте.

 

 

Полугодовое тестирование

Научиться определять расстояние по карте при помощи измерительных приборов и масштаба.

Проверка знаний учащихся

 

2

 

 

 

15

Практическое занятие.

Проложение маршрута по карте.

Отработка практических навыков Измерение расстояния между ориентирами по карте.

 

2

 

 

 

Нанесение обнаруженного объекта на карту (4 часа)

 

16

Порядок нанесение объекта на карту.

Обнаружив объект, сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом, нанести объект на карту.

 

2

 

 

17

Практическое занятие. Нанесение объекта на карту.

Отработка практических навыков по нанесению объекта на карту глазомерно и методом прямой засечки.

 

2

 

 

 

Определение координат и целеуказание (5 часов)

 

18

Правила определения координат и целеуказания

Определение квадрата. Передача полных и сокращѐнных координат.

 

3

 

 

19

Практическое занятие. Определение координат и целеуказание.

Отработка практических навыков по определению координат.

 

2

 

 

 

Определение расстояний на местности (8 часов)

 

20

Определение      расстояний         на местности.

Знать         основные    понятия      и определения:      дальномер, дальномерная     шкала,         линейный размер, видимость объекта, угловая величина.

 

2

 

 

21

Практическое занятие.

Определения расстояний на местности  глазомерно.

Отработка практических навыков определения расстояний на местности  глазомерно.

 

2

 

 

22

Практическое занятие.

Определения       расстояний       на

Отработка практических навыков  определения расстояний на

 

2

 

 

 

 

местности  по линейным размерам объектов; по видимости

(различимости) объектов.

местности  по линейным размерам объектов; по видимости

(различимости) объектов.

 

 

 

23

Практическое занятие.

Определения расстояний на местности  по угловой величине известных предметов; по звуку.

Отработка практических навыков определения расстояний на местности  по угловой величине известных предметов; по звуку.

2

 

 

Раздел II. Топографическое и тактическое ориентирование

Для облегчения ориентирования на поле боя и при движении на местности необходимо иметь топографическую карту. При этом, чтобы правильно использовать карту, надо знать, как ориентировать ее, сличать с местностью и определять на ней точку стояния, как правильно пользоваться картой при передвижении на местности. 

27

 

 

Ориентирование по звукам (2 часа)

24

Ориентирование по звукам

Способы ориентирования по звукам в ночное время.

2

 

 

Ориентирование на местности (7 часов)

25

Ориентирование на местности

Умение найти направление на стороны света. Определение своего местонахождения. 

4

 

 

26

Практическое занятие.

Ориентирование на местности.

Определение сторон света  находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

3

 

 

 

Ориентирование по компасу (6 часов)

 

27

Виды компасов. Ориентирование по компасу.

Порядок работы с компасом.

2

 

 

28

Практическое занятие.

Ориентирование по компасу.

Отработка практических навыков работы с компасом.

2

 

 

29

Практическое занятие. Компас Андрианова

Отработка практических навыков работы с компасом.

2

 

 

 

Ориентирование по Солнцу и часам (5 часов)

 

30

Правила       ориентирование        по

Солнцу.

Особенности определение сторон света по Солнцу в разные времена года.

3

 

 

31

Практическое занятие.

Определение       сторон        света          по Солнцу и часам.

Отработка практических навыков определение сторон света по Солнцу и часам.

2

 

 

 

Ориентирование по небесным светилам (7 часов)

 

32

Определение сторон света по Луне, по Полярной звезде.

Итоговое тестирование.

Особенности определения сторон света по небесным светилам.

Проверка знаний учащихся.

4

 

 

33

Практическое занятие. Определение сторон света по небесным светилам.

Отработка практических навыков определения сторон света по небесным светилам.

3

 

 

34

Итоговое занятие.

Тактическая игра на местности.

Проверка знаний учащихся.

2

 

 

                                                                                                                     Итого: 72 часа

 

 

 


Формы и средства контроля

     Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.

Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:

-   обстоятельность и глубина;

-   систематичность и объективность;

-   сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.

В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.

Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.

Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми в ходе урока.

Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.

     Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды: - вопросы для текущего контроля знаний;

-   тесты;

-   проверочные работы;

-   контрольные работы; - зачеты и экзамены.

Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.

Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлекательной формой проверки и самопроверки знаний.

Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, контрольным работам, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.

Тестирование может быть как итоговым, так и текущим. Количество тестов, даваемых учащимся для выполнения за один раз в процессе текущей проверки знаний, определяется преподавателем.

Тестовое задание структурно состоит из следующих частей:

-   инструкция;

-   содержание задания;

-   предлагаемые варианты ответов (не менее трех правдоподобных);   - правильный ответ.

При тестировании проверяемый должен из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.

Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обучающий характер.

Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.

Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся.

Выставленная учащемуся оценка должна быть безукоризненно справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудиться с полной отдачей сил. Заниженная оценка вызывает у обучаемого чувство досады и нежелание учиться.

При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:

-   объем знаний по теме, разделу, предмету;

-   правильность и прочность овладения навыками и умениями;

-   количество, характер и значение ошибок;

-   последовательность в изложении материала, самостоятельность и уверенность при проведении аналитической работы с последующими выводами.

Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.

Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.

Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка.

Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

-                    обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);         -   во время демонстрации приема обучаемым убедитесь в правильности выполнения каждого этапа;

-                    если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше;

-                    если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку;

-                    если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших

действий;

-                    если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу же произведите повторную проверку.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для проведения контроля

 

Примерные  контрольные вопросы  для учащихся

1.     Назовите основные термины и понятия, применяемы в топографии и ориентировании?

2.     Военные карты, их назначение?

3.     Назовите наиболее применяемые карты в метрических мерах?

4.     Какими способами можно определить масштаб карты?

5.     Что такое «азимут»?

6.     Назовите способы определения азимута по компасу?

7.     Назовите способы нанесения объекта на карту?

8.     Назовите простейшие способы определения дальности?

9.     Что «угловые величины»?

10. Назовите способы ориентирования по звукам?

11. Компас системы Андрианова. Устройство, характеристика?

12. Артиллерийский компас. Устройство, характеристика?

13. Назовите алгоритм ориентирования по солнцу и часам?

14.Назовите основные особенности ориентирования по небесным светилам?

Критерии оценки знаний

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов «2» - соответствует работа, содержащая менее 40% правильных ответов

 

 

 

 

 

Примерные практические задания для учащихся

1.     Определите своѐ местонахождение на местности и отметьте точкой на карте.

2.     Определите азимут на местности по компасу.

3.     Определите на местности заданный азимут.

4.     Определите азимут на карте транспортиром.

5.     Выполните измерение расстояния между ориентирами.

Определите расстояние до объекта одним из способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.   Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983

2.   Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат,  1985.

3.   Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. -  Москва, «Физкультура и спорт», 1990.

4.   Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.

5.   Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

6.    Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г

7.   Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. -  М.: ЦДЮТиК, 2003.

8.   Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000. 

9.   Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. - Краснодар, 2016 г.

10.   Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Краснодар: Платонов, 2008 г.

11.   Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 

12.   Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 

13.   Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева  Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.   Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006.

2.   Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г.

3.   Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. -  М.: Дрофа, 1999.

4.    Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. – Краснодар: Платонов, 2008 г.

5.   Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая деятельность в школе. -   Москва, 2011 г.

6.   Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.   Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., Профиздат,  1985.

2.   Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1997.

3.    Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

4.    Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания .Один на один с природой. Краснодар: Советская Кубань, 2001 г

5.    Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТиК, 2003.

6.   Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др. Краснодар: Традиция, 2010.

7.    Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. Платонов, 2008 г.

8.   Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 

9.   Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 


 

10.  

Департамент образования и науки

Департамент образования и науки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Способы ориентирование» построена с учётом специфики работы с детьми школьного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Способы ориентирование» построена с учётом специфики работы с детьми школьного возраста

Содержание элективного курса имеет практическую направленность и поможет в жизненных условиях определить своѐ местонахождение на карте и местности, оценить пройденный путь и проложить дальнейший маршрут…

Содержание элективного курса имеет практическую направленность и поможет в жизненных условиях определить своѐ местонахождение на карте и местности, оценить пройденный путь и проложить дальнейший маршрут…

Ожидаемые результаты. Учащиеся, прошедшие программу, освоят: · технический арсенал приёмов и способов ориентирования

Ожидаемые результаты. Учащиеся, прошедшие программу, освоят: · технический арсенал приёмов и способов ориентирования

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Ориентирование по Солнцу и часам 5 2 3 5

Ориентирование по Солнцу и часам 5 2 3 5

Раздел I. Топография 1.

Раздел I. Топография 1.

Раздел II. Топографическое и тактическое ориентирование 1

Раздел II. Топографическое и тактическое ориентирование 1

Рабочая программа "Способы ориентирования"

Рабочая программа "Способы ориентирования"

Календарно – тематическое планирование № урока

Календарно – тематическое планирование № урока

Ориентирование карты. Знать основные понятия и определения: ориентация, карта, ориентир, местные предметы, компас 2 3

Ориентирование карты. Знать основные понятия и определения: ориентация, карта, ориентир, местные предметы, компас 2 3

Практическое занятие. Определение азимута на заданный ориентир

Практическое занятие. Определение азимута на заданный ориентир

Измерение расстояния между ориентирами по карте

Измерение расстояния между ориентирами по карте

Определение координат и целеуказание (5 часов) 18

Определение координат и целеуказание (5 часов) 18

Практическое занятие. Определения расстояний на местности по угловой величине известных предметов; по звуку

Практическое занятие. Определения расстояний на местности по угловой величине известных предметов; по звуку

Ориентирование по звукам

Ориентирование по звукам

Правила ориентирование по

Правила ориентирование по

Формы и средства контроля

Формы и средства контроля

Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов

Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов

Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся

Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса

Материалы для проведения контроля

Материалы для проведения контроля

Примерные практические задания для учащихся 1

Примерные практические задания для учащихся 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020