РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Технология»
Авторы программы Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева
3 «А» класс:
УМК «Школа России»
на 2019 – 2020 учебный год
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 3 класса разработана в соответствии
- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования ;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- рабочей программой предмета »Технология» Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных. организаций
Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология», 2014 г.
- в соответствии с учебным планом МАОУ «СШ N…» на 2019-2020 учебный год.
Цели:
– развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Особенности преподавания:
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно - манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится гак, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недель при количестве 1 урока в неделю, всего 34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 34 урока.
2. Планируемые результаты
Предметные результаты изучения курса «Технология» в 3 классе
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
· объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
· понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
· учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
· учиться планировать практическую деятельность на уроке;
· под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
· определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
· наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
· находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
· с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
· уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
· уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
.
4. Содержание учебного предмета
Раздел |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1.
|
Информационная мастерская |
3 часа |
2.
|
Мастерская скульптора |
6 часов |
3.
|
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) |
9 часов |
4.
|
Мастерская инженеров – конструкторов, строителей, декораторов |
12 часов |
5.
|
Мастерская кукольника |
4 часа |
Итого |
34 часов |
5. Тематическое планирование по учебному предмету «Технология»
№ пп |
№ урока в разделе |
Тема урока |
Вид и форма контроля |
|
|
Информационная мастерская (3 часа)
|
|
1 |
1. |
Вспомним и обсудим!
|
|
2 |
2. |
Знакомимся с компьютером.
|
|
3 |
3. |
Компьютер – твой помощник.
|
Тест |
|
|
Мастерская скульптора (6 часов)
|
|
4 |
1. |
Как работает скульптор.
|
|
5 |
2. |
Скульптуры разных времен и народов.
|
|
6 |
3. |
Статуэтки.
|
Выставка |
7 |
4. |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?
|
|
8 |
5. |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
|
9 |
6. |
Конструируем из фольги.
|
Выставка |
|
|
Мастерская рукодельницы (9 часов)
|
|
10 |
1. |
Вышивка и вышивание.
|
|
11 |
2. |
Строчка петельного стежка. |
|
12 |
3. |
Пришивание пуговицы. |
|
13 |
4. |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево».
|
Проект |
14 |
5. |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
Проект |
15 |
6. |
История швейной машины.
|
|
16 |
7. |
Секреты швейной машины. |
|
17 |
8. |
Футляры.
|
Выставка |
18 |
9. |
Наши проекты. Подвеска. |
Проект |
|
|
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (12 часов)
|
|
19 |
1. |
Строительство и украшение дома. |
|
20 |
2. |
Объем и объемные формы. Развертка.
|
|
21 |
3. |
Подарочные упаковки.
|
|
22 |
4. |
Декорирование (украшение) готовых форм.
|
|
23 |
5. |
Конструирование из сложных разверток. |
|
24 |
6. |
Модели и конструкции. |
|
25 |
7. |
Наши проекты. Парад военной техники.
|
Проект |
26 |
8. |
Наша родная армия. |
|
27 |
9. |
Художник-декоратор.
|
|
28 |
10. |
Филигрань и квиллинг. Знакомство с понятием "декоративно-прикладное искусство", понятиями "филигрань", "квиллинг"
|
|
29 |
11. |
Изонить.
|
Выставка |
30 |
12. |
Художественные техники из креповой бумаги. |
|
|
|
Мастерская кукольника (4 часов)
|
|
31 |
1. |
Что такое игрушка?
|
|
32 |
2. |
Театральные куклы. Марионетки.
|
|
33 |
3. |
Игрушка из носка.
|
Выставка |
34 |
4. |
Кукла-неваляшка. |
|
6. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
№ |
Авторы |
Название |
1 |
Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева |
«Технология» 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
|
2 |
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева |
Технология. 3
кл. учебник |
3 |
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева |
Технология. 3 кл. Рабочая тетрадь
|
4. |
Ресурсы интернет |
|
5. |
Проектор |
|
6. |
Ноутбук |
|
7. |
Экран |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.