Рабочая программа учебного курса "Практическая биология"
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного курса "Практическая биология"

Оценка 4.7
docx
14.02.2024
Рабочая программа учебного курса "Практическая биология"
биология курс.docx

"Средняя школа №51 им.А.М.Аблукова "

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

руководитель МО естественно-научного цикла

________________________

Тинюкова О.Н.

протокол № от «  » август   2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

зам по УВР

________________________

Студникова Э.Г.

от «  » август   2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Земскова Н.П.

приказ №    от « » август   2023 г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного  курса по биологии

«Практическая биология»

 

                                       учителя Тинюковой О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2023

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая    программа    учебного курса «Практическая биология» в 10 классе составлена на основе

 

                     Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

                     Федерального     компонента     Государственного     стандарта     основного     общего образования            2010 года (10-11 классы);

                     Письма Минобрнауки России     от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

                     Устава МБОУ СШ №51;

Программа курса «Практическая биология» предназначена для учащихся 10 и класса, рассчитана на  34 часа в год.

 

 

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлена на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.

Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации  жизни.

Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

 

Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.


Целью учебного  курса является:

                     Систематизация      и углубление знаний      по разделам курса биологии путем выполнения лабораторных и практических работ,

                       Решение     разнообразных заданий и биологических задач      различного уровня сложности,

                       Повышение уровня биологических знаний,

                       Расширение знаний и умений в решении сложных задач при подготовке к ЕГЭ и олимпиад различного уровня.

 Задачи учебного  курса:

·       развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с использованием различных источников информации;

·            обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся, сформировать/актуализировать              практические             навыки              и              навыки решения биологических задач различных типов;

·                    применять полученные знания и умения по биологии в повседневной жизни, а также для решения тестовых заданий и задач различного уровня сложности, для решения вопросов практической направленности;

 

·                    подготовка к Единому государственному экзамену по биологии;

·                    закрепление    материала,    который   ежегодно    вызывает    затруднения    у    многих выпускников, участвующих в ЕГЭ по биологии;

·                    удовлетворение    интересов    учащихся,    увлекающихся    вопросами    биологии;    - формирование умений решать разнообразные задачи;

·                    практическое применение полученных знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

·                    готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

·                    развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

·                    мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

·                    готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

·                    способность к оценке своей учебной деятельности;

·                    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

·                    самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

·                      выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

·                    организовывать   эффективный   поиск   ресурсов,    необходимых   для    достижения поставленной цели:

·                      сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

·                    искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

·                    критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

·                      использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

·                      выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

·                    выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

·                      менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·                      развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватны(устных и письменных) языковых средств;

·                      осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

·                      при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).

Предметные результаты Выпускник научится:

·                     объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи;

·                       сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·                       решать биологические задачи, составлять схемы;

·                     оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

·                     объяснять многообразие организмов


·                       классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

·                       выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

·                       выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

·                     составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

·                     раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей;

Выпускник получит возможность научиться:

·                     характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

·                     оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;

·                     давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории.

 

Методы проведения занятий:

беседа, решение заданий, решение задач, практические и лабораторные работы

 

Структура рабочей программы

Биология растений: Дыхание листьев. Дыхание корней. Поглощение воды корнями растений. Корневое давление. Испарение воды растениями. Фотосинтез. Дыхание семян. Условия прорастания семян. Теплолюбивые и холодостойкие растения.

Зоология: Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на внешние раздражения. Изучение строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по

коллекциям. Изучение строения рыб по влажным препаратам. Изучение строения птиц. Изучение строения млекопитающих по влажным препаратам. Водные животные. Теплокровные и холоднокровные животные.


КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Используемое оборудование

 

 

 

Теория

Практика

 

10 класс

 

1. Биология наука о живом мире (5 часов).

 

1-2

 

Методы изучения живых организмов.

Лабораторная работа

«Изучение устройства увеличительных приборов»

1

1

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, световой, лупа.

 

3-4

 

Клеточное строение организмов.

Лабораторная работа

«Знакомство с клетками растений».

1

1

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, световой.

 

5

 

Особенности химического состава живых организмов.

1

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

 

2. Многообразие живых организмов (8 часов).

 

6-7

 

Бактерии. Многообразие бактерий.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, световой, электронные таблицы и плакаты.

 

8-9

 

Растения. Многообразие.

Значение.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

цифровой микроскоп, электронные таблицы и плакаты.

 

10-11

 

Животные. Строение. Многообразие. Их роль в природе и жизни человека.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Изучение одноклеточных с помощью цифрового микроскопа.

 

12-13

 

Многообразие и значение грибов.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Электронные таблицы и плакаты.

 

3. Ботаника (12 часов).

 

14-15

 

Клетки, ткани и органы растений.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

 

16

 

Семя.

Лабораторная работа

«Строение семени  фасоли».

 

1

Беседа,

практикум

Отчёт по

практическому занятию

Микроскоп

 

17

 

Условия прорастания семян.

1

1

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

 

 

18

 

Корень.

Лабораторная работа

«Строение корня проростка».

1

1

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

Электронные таблицы и плакаты.

 

19-21

 

Лист.

Лабораторная работа

«Испарение воды листьями до и после полива».

 

1

1

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

Электронные таблицы и плакаты.

 

 

22

 

Минеральное питание растений и значение воды.

1

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

 

 

23

 

Воздушное питание – фотосинтез.

1

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

 

 

24-25

 

Многообразие растений.

1

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты, гербарии.

 

4. Зоология (9 часов).

 

26-27

 

Клетка, ткани, органы и системы органов.

2

 

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты, электронные таблицы и плакаты.

 

28-32

 

Многообразие животных.

Лабораторная работа

«Внешнее, внутреннее строение рыбы.

Передвижение».

Лабораторная работа

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Лабораторная работа

«Строение скелета птицы».

Лабораторная работа

«Строение скелета млекопитающих».

1

4

Беседа, практикум

Отчёт по практическому занятию

Микроскоп цифровой, микропрепараты, электронные таблицы и плакаты, влажные препараты, чучело, набор перьев, скелеты животных.

 

33-34

 

Защита рефератов, проектов.

 2

 

Работа в группах.

Семинар.

Отчёт по практическому занятию.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя школа №51 им.А.М.Аблукова "

Средняя школа №51 им.А.М.Аблукова "

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Практическая биология» в 10 классе составлена на основе •

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Практическая биология» в 10 классе составлена на основе •

Целью учебного курса является: •

Целью учебного курса является: •

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: · самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; · выбирать пути достижения…

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: · самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; · выбирать пути достижения…

Выпускник получит возможность научиться: · характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; · оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей…

Выпускник получит возможность научиться: · характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; · оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей…

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия

Животные. Строение. Многообразие

Животные. Строение. Многообразие

Воздушное питание – фотосинтез

Воздушное питание – фотосинтез
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024