Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО На педагогическом совете школы Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР_________Павленко Г.Г. «29» августа 2023 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ Гринева К.А. Приказ №1 от «30» августа 2023 г.
|
Рабочая программа учебного курса
«Практические задачи биологии и географии на ЕГЭ»
на 2023-2024 учебный год
11 класс
Разработана учителем биологии и географии
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2023 год
1. Пояснительная записка
Актуальность курса «Практические задачи по географии и биологии» состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по географии и биологии, которая предстоит учащимся в конце учебного года. На курсе подготовки к ЕГЭ ученики изучат материал и систематизируют все необходимые знания для успешной сдачи этих экзаменов, узнают об организационных вопросах и особенностях ЕГЭ – 2024, а также напишут пробный экзамен.
Цель курса: Повышение качества биологического и географического образования при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии и биологии за курс 10-11 классов;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий, повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения географии и биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательного интереса детей;
- повышение уровня знаний, навыков, умений и качества обучения по биологии и географии;
- профориентационная направленность работы;
- успешная сдача ЕГЭ по биологии и географии.
Место курса в учебном плане.
Изучение материала данного курса целенаправленно способствует подготовке школьников к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) и дальнейшему выбору географического и биологического профиля. Предлагаемый учебный курс рассчитан на 17 часов в 11 классе.
2. Планируемые предметные результаты
В результате изучения курса на уровне основного общего образования выпускники
Должны знать/понимать:
- основные географические и биологические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:
- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов таких как обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Должны уметь:
-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
-приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания;
крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
- объяснять: родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- распознавать и описывать на таблицах и иллюстрациях основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
3. Содержание учебного предмета, курса
1. Введение ( 1 час)
Знакомство: что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии и биологии,с инструкцией по выполнению работы.
2. Источники географической информации (1 час)
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия
Практическая работа: построение профиля рельефа по топографической карте.
3. Клетка как биологическая система (2 часа)
Строение и функции клетки, ее химический состав; ген и генетический код. Метаболизм, фотосинтез, биосинтез белка, репликация ДНК.
Решение задач на:
- Установление последовательности биологических процессов (этапы фотосинтеза,
биосинтез белка, изменение хромосом в мейозе, события в митозе);
- Задание с изображением биологического объекта (клетки, органоидов, фаз митоза
и мейоза);
- Задание на анализ биологической информации;
- Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.
4. Природа Земли (2 часа)
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса
Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части.
Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы.
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы.
Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа.
5. Организм как биологическая система (3 часа)
Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций. Виды мутаций.
Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод.Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология.
Практическая часть направлена на решение генетических задач различных типов:
- дигибридное скрещивание;
- наследование признаков, сцепленных с полом;
- сцепленное наследование признаков;
- промежуточное наследование;
- наследование групп крови;
- анализ родословных
6. Население мира (2 часа)
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения.
Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения.
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, тестирование.
6. Мировое хозяйство (1час)
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
Практические работы: работа с картами, тестирование по теме: « Отраслевой состав хозяйства стран мира»
7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа
Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы. Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние организмов в сообществах.
Решение задач на:
- Определение верного (неверного) суждения;
- Задания с множественным выбором ответов;
- Установление последовательности этапов сукцессий и процессов, протекающих в
биосфере;
- Задания на установление соответствия;
- Задание на анализ биологической информации, представленной в таблицах,
графиках, диаграммах.
8. Страноведение (1час).
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира»
9.Решение вариантов ЕГЭ (2часа)
Работа с КИМами
Итоговое занятие
Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению.
4. Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. Введение (1 час) |
||||
1. |
Что надо знать выпускнику о ЕГЭ по географии и биологии. Особенности экзаменационной работы по географии и биологии. Описание комплекта экзаменационных материалов. |
1 |
12.09. |
|
2. Источники географической информации (1 час) |
||||
2. |
Географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Великие географические открытия. Практическая работа: построение профиля рельефа по топографической карте. |
1 |
26.09 |
|
3. Клетка как биологическая система (2 часа) |
||||
3. |
Строение и функции клетки, ее химический состав; ген и генетический код. Метаболизм, фотосинтез, биосинтез белка, репликация ДНК. |
1 |
10.10 |
|
4. |
Решение биологических задач. |
1 |
24.10 |
|
4. Природа Земли (2 часа) |
||||
5. |
Форма, размеры, движение Земли. Часовые пояса.Геологическая история Земли. Литосфера: рельеф, горные породы. Мировой океан и его части. Атмосфера: состав, строение. Распределение тепла и влаги по территории. Климатические пояса. Почва как особое природное образование. Природные комплексы. |
1 |
14.11 |
|
6. |
Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы. Практические работы: решение задач на нахождение поясного времени, рельеф материков, климатические пояса, части океана, природные комплексы - работа с картами атласа. |
1 |
28.11 |
|
5. Организм как биологическая система (3 часа) |
||||
7. |
Решение задач на моногибридное (полное и неполное доминирование) и дигибридное скрещивание (независимое и сцепленное наследование) |
1 |
12.12 |
|
8. |
Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций. Виды мутаций. |
1 |
26.12 |
|
9. |
Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод.Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология. |
1 |
23.01 |
|
5. Население мира (2 часа) |
||||
10. |
Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения. Миграции и их влияние на изменение народонаселения. Плотность населения. Народы и основные религии. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире. Структура занятости населения. |
1 |
06.02 |
|
11. |
Практические работы: работа с картами, половозрастными пирамидами, решение задач вариантов КИМ. |
1 |
20.02 |
|
6. Мировое хозяйство (1час) |
||||
12. |
Развитие хозяйства. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Интеграционные отраслевые и региональные союзы. Практическая работа: работа с картами. |
1 |
05.03 |
|
7.Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа) |
||||
13. |
Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы. Взаимоотношения организма и среды.Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние организмов в сообществах. |
1 |
19.03 |
|
14 |
Решение задач на определение верного или неверного) суждения; заданий с множественным выбором ответов; установление этапов последовательности сукцессий и процессов, протекающих в биосфере; заданий на установление соответствия; заданий на анализ биологической информации, представленной в таблицах, графиках, диаграммах. |
1 |
09.04 |
|
8.Страноведение (1 час) |
||||
15 |
Работа с картами и тестирование по теме: «Многообразие стран мира. Типы стран. Столицы и крупные города мира» |
1 |
23.04 |
|
9.Решение вариантов ЕГЭ (2часа) |
||||
16 |
Решение варианта КИМ по географии |
|
14.05 |
|
17 |
Решение варианта КИМ по биологии |
|
21.05 |
|
|
Итого: |
17 часов |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.