Рабочая программа учебного курса «Живая природа» по биологии на 2024-2025 учебный год

  • doc
  • 26.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа курса Живая природа в 7 классе.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

 

 

                                                

 

Рабочая программа учебного курса

«Живая природа»

на 2024-2025 учебный год

 

 

7 класс

 

 

 

 

Разработана учителем биологии и географии

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       село Зайцевка     2024 г

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса «Живая природа»

предназначена для обучающихся 7 класса и составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО.

Цели программы:

-  активизация и развитие познавательного интереса учащихся к биологии;

-     комплексное развитие личности обучающихся в социокультурной и биологической областях;

-       развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей обучающихся;

-        развитие    индивидуальности,   личной   культуры,    коммуникативных     способностей обучающихся, выявление одаренности обучающихся в биологической области;

-освоение нового содержания, целостное восприятие картины мира посредством изучения биологии;

Задачи курса:

Развивающие:

-  развитие любознательности;

-развитие способности самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять знания;

-   устанавливание причинно-следственных связей;

-  выдвижение гипотез, проверка их достоверности;

-  планирование своей деятельности;

-    работа со справочной и специальной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, графиками, схемами;

-     развитие памяти, логического мышления, воображения, творческих способностей, волевых качеств;

Воспитательные

-  формирование духовной культуры и нравственности;

-     формирование формировать умения применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни;

-  формирование навыков безопасного поведения в природной среде;

-  формирование этических норм;

-   воспитание гражданина мира, умеющего ценить и уважать другие культуры, при этом осознающего самобытность, ценность культуры и истории совей страны.

 

Программа элективного курса «Живая природа" предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

Занятия проводятся в форме деловых и учебных игр, виртуальных экскурсий, учебного биологического исследования, интервью, мозгового штурма, конкурсов.

 

Согласно учебному   плану   МКОУ   «Зайцевская СОШ»   на   изучение   курса

«Живая природа» в 7 классе отводится 1 час в неделю, то есть 34 часа за учебный год.


Планируемые результаты освоения курса

 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)          формирование ответственного отношения к учению, готовности, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)      формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4)    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

5)   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)   развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)    формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10)    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11)     развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


1)    умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5)         владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)     умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

7)    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

9)    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10)     умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11)        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ -компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарями и другими поисковыми системами;

12)   формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Содержание элективного курса «Живая природа»

 

Введение. Растения – наши соседи по планете. Цели задачи и содержание курса. Методы изучения и проведения исследований в мире растений. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования. Наблюдение, опыт, эксперимент.

Морфология растений. Морфологические особенности изучаемого растения. Семена растений, какие они. Разнообразие корней. Какими бывают побеги. Почки- кто они? Эти замечательные листья. листорасположение, структура листа, жилкование, строение цветка и плодов. Легенды о цветах. Экскурсия.

Анатомия растений. Внутреннее строение растений. Клетка. Органоиды растительной клетки. Клеточное строение листа. Правила работы с лабораторным оборудованием. Работа с живыми объектами.

Физиология растений. Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Дыхание. Фотосинтез. Тропизмы. Способы размножения растений. Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия. Фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

Систематика   растений.     Чем   занимается   наука   систематика?   Крестоцветные   и


розоцветные – кто вы? Бобовые и Пасленовые – кто вы? Сложноцветные – кто вы? Злаковые и Лилейные кто вы? Загадки о растениях. Угадай растение.

Экология    растений.              Экологические особенности произрастания растений. Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический ареал распространения. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Виды растений Воронежской области, занесенных в Красную книгу.

Роль растения в природе и жизни человека. Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Роль растения в жизни человека. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Экскурсия. Растение в литературных и музыкальных произведениях.

Оформление проекта и подготовка материалов к защите. Подготовка презентации по материалам проекта. Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.). Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления).

 

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

3

2

Морфология растений

7

3

Анатомия растений

3

4

Физиология растений

6

5

Систематика растений

5

6

Экология растений

3

7

Роль растений в природе и жизни человека

3

8

Оформление проекта и подготовка материалов к защите

4

 

ИТОГО

34


Поурочное планирование

 

п/п

Тема занятия

Характеристика видов деятельности учащихся

1

Растения наши соседи по планете. Экскурсия.

Знакомятся с целями, содержанием и задачами курса. Обобщают имеющиеся представления о мире растений, ботанике. Ведут фенологические наблюдения, собирают

материал для отчета по экскурсии.

2

Методы изучения и проведения исследований мира растений.

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение»,

«гипотеза», «эксперимент». Основные этапы и последовательность проведения исследования

(выполнения проектной работы) в мире растений. Уясняют порядок определения цели и задач исследования, разработки плана исследования.

3

Составление отчета

по экскурсии.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Составляют отчет по экскурсии.

4

Морфологические особенности изучаемого

растения.

Работа в группах. Приобретают навыки работы с определителям флоры леса, парка. Ведут дневник

фенологических наблюдений

5

Семена растений, какие они?

Работа в группах. Работа с образцами семян, изучают

особенности их строения. Викторина «Узнай растение по его семенам»

6

Разнообразие корней растений.

Углубляют знания по строению и многообразию корней. Рассматривают зоны корня. Работают с различными

источниками. Делают сообщения о самых причудливых корнях растений.

7

Какими бывают побеги. Почки-кто они?

Расширяют знания о побегах растений и видоизменениях. Значение побега, его рост и развитие. Почка -

видоизмененный побег. Изучают расположение почек на стебле их строение. Составляют рассказ (сказку) о почках и побегах.

8

Эти замечательные листья.

Работа в группах. Изучают структуру листа, жилкование. Используют гербарии, другие источники, определители.

Викторина «О чем шепчут листья».

9

Зачем растениям цветы?

Работа в группах. Изучают строение цветка. Конкурс «Узнай цветок (соцветие) какого растения и его название по формуле цветка». Рассказывают легенды о цветах.

Конкурс рисунков о цветах.

10

Плоды сухие и сочные.

Расширяют знания о плодах растений. Объясняют значение плодов и их распространение. Рассказы, сказки и поговорки о

плодах.

11

Внутреннее строение растений.

Работа в группах. Объясняют правила работы с лабораторным оборудованием. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют

для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самостоятельно, работают с живыми объектами.

12

Органоиды растительной клетки.

Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют для изучения клеток

растений готовые микропрепараты, учатся готовить


 

 

микропрепараты самостоятельно, работают с живыми

объектами.

13

Органоиды растительной клетки.

Объясняют строение и значение органоидов растительной клетки. Работа в группах. Изучают строение клеток листьев и других частей различных растений. Используют

для изучения клеток растений готовые микропрепараты, учатся готовить микропрепараты самостоятельно, работают с живыми объектами.

14

Особенности

жизнедеятельности растений.

Объясняют как питаются растения, какие вещества

необходимы для питания растений, как они передвигаются в растении. Биологическая викторина.

15

Как растения дышат.

Объясняют процесс дыхания растений. Показывают на опыте

особенности процесса дыхания растений.

16

Растения зеленые и не только. Фотосинтез.

Значение хлоропластов, хромопластов и лейкопластов. Объясняют, почему цвет листьев и других частей растений в основном зеленый, почему цвет может быть

другим и почему изменяется в процессе развития и созревания. Опыт обнаружения фотосинтеза (выделения кислорода растениями на свету, крахмальная проба.

Знакомятся с комнатными растениями для «северного» и

«южного» окна.

Практическая работа «Образование органических веществ на свету».

17

Тропизмы.

Объясняют термин «тропизмы». Все тянется к солнцу. Обсуждают результаты эксперимента, объясняющий

физическое проявление тропизма.

18

Как размножаются растения.

Обсуждают способы размножения растений, многообразие способов. Обсуждают результаты эксперимента «Определение всхожести семян растений». Проводят

работы по перевалке и пересадке комнатных растений. Готовят растворов для подкормки комнатных растений.

Исследуют влияние температурного режима и

влажности на биологическое состояние и фитонцидную активность комнатных растений. Демонстрируют результаты вегетативного размножения комнатных

растений по фотоснимкам.

19

Сезонные изменения в жизни

растений.

Объясняют, как проявляются сезонные изменения растений. Готовят к занятию поговорки, пословицы посвященные сезонным изменениям в жизни растений. Делают сообщения:

«Все ли зимой и летом «одним цветом?» Обсуждают результаты фенологических наблюдений за жизнью растений ( когда опадают и распускаются листья, период цветения,

плодоношения и т.д.)

20

Чем занимается наука систематика?

Объясняют термин «Систематика растений», история появления этой науки, ее основоположники. Основные

систематические группы растений.

21

Крестоцветные и розоцветные кто вы?

Выделяют основные признаки семейств крестоцветных и розоцветных растений, их систематическое положение.

Изучают цветки и плоды семейств. Используют

гербарные образцы. Определяют какие растения семейств крестоцветных и розоцветных растут в Воронежской  области,   и как человек использует эти растения. Викторина

«Крестоцветные и розоцветные кто вы?»

22

Бобовые и Пасленовые

Выделяют основные признаки семейств Бобовые и


 

кто вы?

Пасленовые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы.

Определяют какие растения семейств Бобовые и Пасленовые растут в Воронежской области, и как человек использует эти растения. Викторина «Бобовые и Пасленовые кто вы?»

23

Сложноцветные кто вы?

Выделяют основные признаки семейства Сложноцветные, его систематическое положение. Изучают цветки семейства.

Используют гербарные образцы. Определяют какие растения семейства Сложноцветные растут в

Воронежской области, и как человек использует эти растения. Викторина «Сложноцветные – кто вы?»

24

Злаковые и Лилейные кто вы?

Выделяют основные признаки семейств Лилейные и злаковые, их систематическое положение. Изучают цветки и плоды семейств. Используют гербарные образцы.

Определяют какие растения семейств Лилейные и злаковые растут в Воронежской области, и как человек использует эти растения. Викторина «Злаковые и Лилейные – кто вы?»

25

Экологические особенности

произрастания растений.

Экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Географический

ареал распространения растений.

26

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Работают с Красной книгой по изучению флоры,

разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений. Экскурсия. Сбор материала об экологических проблемах нашей местности. Выполняют фенологические наблюдения за растениями-индикаторами, ведут дневник, готовят отчет об экологическом состоянии в р.п.Кантемировке  и его окрестностях.

27

Виды растений Воронежской области, занесенных в Красную

книгу.

Работают с Красной книгой по изучению флоры,

разрабатывают рефераты и проекты на тему о мире растений.

28

Роль растений в природе. Биоценозы, биогеоценозы с

участием растений.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки в поиске информации из различных источников. Характеризуют абиотические, биотические и

антропогенные факторы, их влияние на растения.

29

Роль растения в жизни человека.

Культурные растения. Выясняют какие культурные растения выращивают в Воронежской области. Комнатные растения.

Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения. Ведут фенологические наблюдения в ходе экскурсии.

Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации.

30

Растения в литературных и

музыкальных произведениях.

Викторина “Эти замечательные растения”. Отрабатывают навыки в работе с различными источниками информации.

31

Оформление

исследовательской работы (титульный лист и т.д.)

Уясняют порядок оформления исследовательской (проектной) работы. Готовят титульный лист, содержание, текст,

приложения.

32

Подготовка презентации по

материалам проекта.

Уясняют виды материалов к презентации проекта. Разрабатывают компьютерную презентацию.

33

Защита проектов

Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов

34

Защита проектов

Выполняют защиту разработанных проектов, рефератов


Методическое обеспечение курса:

1.    Пасечник В.В., Суматохин С.В. . Биология. Линия жизни. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г.

2.    Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.

3.    Детская энциклопедия «Я познаю мир».

4.    Трайтак Д.И. Растения. Грибы Бактерии.

5.  Рохлов В,Теремов А, Петросова Занимательная ботаника,

7.    Пугал Н.А. Биологические исследования, М,2009

8.    Биологический эксперимент


9.