Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
Учебного предмета
Альтернативная коммуникация
II вариант
1-4 класс
Разработала
Учитель-логопед
Валиева И.Д.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся первого класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
Нормативные документы:
· Федеральный «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273-ФЗ.
· Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015.
· Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, учителя, реализующего в образовательном процессе ФГОС О УО
· Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
Методические документы:
· Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа разработана по предмету "Альтернативная коммуникация" для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Сроки освоения программы: 4 года.
Объём учебного времени за 4 года:
1класс - 58 часов + 8 часов логопедическое обследование
2 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование
3 класс - 60 часов + 8 часов логопедическое обследование
4 часа - 60 класс + 8 часов логопедическое обследование
За 4 года - 238 часов + 32 часа логопедическое обследование
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы
1. Задачи: 1) Формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;
2) формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
2) прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь.
Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи: 1) формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
2) формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.
1) научить работать по предложенному плану;
2) научить работать в общем темпе.
Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного запаса.
Задачи: 1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
2) развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.
Приемы:
Основные принципы:
1) Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счёт перестройки сохранившихся .
2) Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
3) Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушения, но и индивидуальные особенности обучаемого ребёнка. Такой принцип может быть реализован в коллективе обучающихся с отклонениями в развитии путём условного деления обучающихся на группы.
4) Принцип системности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал упирается на предыдущий.
5) Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребёнка с нарушениями в развитии способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребёнка и владеющей методами коррекционной и компенсаторной помощи.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что даёт возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности обучающихся. Особенностью программы по альтернативной коммуникации является своеобразие содержания изучаемого материала, а так же его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от лёгкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обученности, а овладение материалом постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Общая характеристика АООП по альтернативной коммуникации
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описания возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Для выявления возможной результативности обучения учтён ряд факторов:
· особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
· в заданиях должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
· формы выявления возможной результативности обучения вариативны для различных детей и разрабатываются в тесной связи с практической деятельностью детей;
· способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью носят как традиционный характер, так и представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
· в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребёнком задания по образцу, по подражанию после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
· при оценке результативности достижений учитывается уровень выполнения и степень самостоятельности ребёнка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым);
· выявление результативности обучения направлено не только на определение актуального уровня развития, но и "зоны ближайшего", а для многих обучающихся "зоны отдалённого развития", то есть возможности потенциального развития;
· выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категория детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в организации и успешной социализации в обществе.
Формы организации учебного процесса по предмету:
· занятие;
· практическая работа под контролем учителя.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
· беседа;
· работа с наглядным и раздаточным материалом;
· работа с различными предметами;
· совместная практическая деятельность обучающегося и учителя.
Методы:
· демонстрация натуральных объектов;
· наглядные пособия, раздаточный материал;
· использование информационных компьютерных технологий;
· занимательные упражнения;
· музыкальное сопровождение;
· использование игровых приёмов;
· экскурсии;
· ролевые игры.
Ожидаемые результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Ожидаемые результаты у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости на период завершения курса обучения 1 - 4
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
- различать звуки окружающей действительности;
- различать речевые и неречевые звуки;
- подражать речевые звуки;
- задания по словесной инструкции учителя;
- здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Обучающийся должен понимать:
- обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;
- слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.)
Тематическое планирование
1 класс
Количество часов - 66 часов (8ч.+58ч.)
2 часа в неделю
Тема |
Кол - во часов |
Деятельность обучающихся |
Обследование устной речи обучающихся |
8 |
Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Жесты и его значения |
12 |
Выражение согласия или несогласия (кивки головой - да/нет), жесты приветствия и прощания, выражение благодарности (жест рукой) |
Развитие артикуляционной моторики |
5 |
Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию. |
Развитие речевого дыхания |
2 |
Уметь выполнять дыхательные упражнения с голосом и без голоса. |
Развитие мелкой и общей моторики |
4 |
Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений (обводить). |
Развитие пространственной ориентации |
1 |
Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе. |
Развитие импрессивной речи (понимание речи) |
13 |
Понимание простых по звучанию слов, понимание существительных, глаголов и отдельных прилагательных (основные цвета). Понимание коротких словесных инструкций. |
Развитие экспрессивной речи (активного словаря) |
9 |
Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя). Называние своего имени. |
№ |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
1 |
Общение без слов: «Жест и его значение» |
1 |
2 |
2 |
Развитие умения понимать значения жестов |
1 |
3 |
3 |
Развитие умения использовать указательный жест |
1 |
4 |
4 |
Развитие умения использовать утвердительный жест |
1 |
5 |
5 |
Развитие умения использовать отрицательный жест |
1 |
6 |
6 |
Развитие понимания речи. Покажи где... |
1 |
7 |
7 |
Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, стой, садись |
1 |
8 |
8 |
Развитие понимания речи. Выполнение команд: Иди, прыгай, беги |
1 |
9 |
9 |
Различение утвердительных и отрицательных приказаний: иди - не иди |
1 |
10 |
10 |
Различение утвердительных и отрицательных приказаний: Садись - не садись |
1 |
11 |
11 |
Различение утвердительных и отрицательных форм с предметом: возьми - не бери |
1 |
12 |
12 |
Выполнение команд с предметами: возьми, подними, опусти, отдай |
1 |
13 |
13 |
Развитие артикуляционной моторики |
1 |
14 |
14 |
Выполнение статических артикуляционных упражнений |
1 |
II четверть - 14 часов |
|||
15 |
1 |
Выполнение динамических артикуляционных упражнений |
1 |
16 |
2 |
Игра "Один - много" |
2 |
17 |
3 |
Игра "Большой - маленький" |
1 |
18 |
4 |
Пространственное расположение предметов по цвету и величине |
1 |
19 |
5 |
Звукоподражания |
2 |
20 |
6 |
Речь + движения |
2 |
21 |
7 |
Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» |
1 |
22 |
8 |
Связь указательного жеста со словом: форма прощания «До свидания!» |
3 |
23 |
9 |
Формирование умения выражать свои желания жестами, словами |
1 |
24 |
10 |
Сопоставление действий - желаний с предметными картинками по теме |
1 |
25 |
11 |
Игра "Угадай - где, откуда, кто, что, у кого?" |
1 |
26 |
12 |
Ед. и мн.число существительных (различение) |
1 |
27 |
13 |
Игра "Кто какой звук произносит" |
1 |
28 |
14 |
Игра - пантомима по теме "Домашние животные" |
1 |
III четверть - 20 часов |
|||
29 |
1 |
Развитие артикуляционной и мелкой моторики |
1 |
30 |
2 |
Логоритмическое занятие. Работа с мячом |
1 |
31 |
3 |
Односложные слова |
1 |
32 |
4 |
Односложные слова с отбиванием ритма |
1 |
33 |
5 |
Двусложные слова с открытыми слогами |
1 |
34 |
6 |
Двусложные слова с отбиванием ритма |
1 |
35 |
7 |
Развитие глагольного словаря с опорой на наглядность |
1 |
36 |
8 |
Связь указательного жеста со словом: форма согласия «ДА!» |
1 |
37 |
9 |
Дифференциация изученных жестов |
1 |
38 |
10 |
Развитие слухового внимания и восприятия |
1 |
39 |
11 |
Развитие графомоторных навыков и мелкой моторики |
1 |
40 |
12 |
Артикуляция гласных звуков |
1 |
41 |
13 |
Дифференциация гласных звуков |
1 |
42 |
14 |
Формирование умения использовать нужный жест |
1 |
43 |
15 |
Развитие правильного речевого выдоха |
1 |
44 |
16 |
Дыхательные упражнения |
1 |
45 |
17 |
Формирование подражательной речевой деятельности |
1 |
46 |
18 |
Расширение объема понимания речи |
1 |
47 |
19 |
Звуковые ряды и звукокомплексы |
1 |
48 |
20 |
Соотнесение звука с предъявляемым образом |
1 |
IV четверть - 12 часов |
|||
49 |
1 |
Стихи – потешки |
1 |
50 |
2 |
Семья |
1 |
51 |
3 |
Активизация словаря по теме "Семья" |
1 |
52 |
4 |
Работа с фотографиями семьи |
1 |
53 |
5 |
Покажи где, кто, что? |
1 |
54 |
6 |
Формирование пассивного словаря по теме "Семья" |
1 |
55 |
7 |
Мой дом |
1 |
56 |
8 |
Активизация словаря по теме "Мебель" |
1 |
57 |
9 |
Соотнесение натуральных предметов с изображением |
1 |
58 |
10 |
Игра "Четвёртый лишний" |
1 |
2 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность обучающихся |
Обследование устной речи обучающихся |
8 |
Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Жесты и его значения |
4 |
Дифференциация жестов Дай/На. Умение использовать данные жесты в быту. |
Развитие артикуляционной моторики |
2 |
Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию, самостоятельно. |
Развитие мелкой и общей моторики |
8 |
Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений. |
Развитие импрессивной речи (понимание речи) |
18 |
Знать русские народные сказки, героев сказок. Отличать диких и домашних животных. Знать времена года, сезонную одежду. |
Развитие экспрессивной речи (активного словаря) |
25 |
Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние своего имени. Называние простых предметов быта и обихода. |
Развитие слухового и зрительного восприятия |
3 |
Уметь различать звучание шумов. Конструировать по образцу из счётных палочек и бумаги, обводить по контору. |
№ |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
1 |
Моё имя |
1 |
2 |
2 |
Реагирование на своё имя |
1 |
3 |
3 |
Понимание значений слов "моё, не моё" |
1 |
4 |
4 |
Моё имя. Фотографии |
1 |
5 |
5 |
Как тебя зовут? |
1 |
6 |
6 |
Слова – приветствия |
1 |
7 |
7 |
Слова – прощания |
1 |
8 |
8 |
Развитие артикуляционной моторики |
1 |
9 |
9 |
Развитие мелкой моторики |
1 |
10 |
10 |
Кто как голос подаёт? |
1 |
11 |
11 |
Кто как голос подаёт? (звукоподражание) |
1 |
12 |
12 |
Сказка "Репка". Развитие пассивного словаря |
1 |
13 |
13 |
Сказка "Колобок". |
1 |
14 |
14 |
Сказка "Теремок" |
1 |
II четверть - 14 часов |
|||
15 |
1 |
Лото "Домашние животные" |
1 |
16 |
2 |
Лото "Дикие животные" |
1 |
17 |
3 |
Различение неречевых звуков (голоса птиц и животных) |
1 |
18 |
4 |
Сопоставление голоса животного и птицы с картинкой |
1 |
19 |
5 |
Имитация движений животных под музыку |
1 |
20 |
6 |
Развитие подражательной деятельности |
1 |
21 |
7 |
Подготовка руки к письму (трафареты домашние животные ). "Рука в руке". |
1 |
22 |
8 |
Подготовка руки к письму (трафареты дикие животные). |
1 |
23 |
9 |
Имитация движений. Жест "Дай" |
1 |
24 |
10 |
Имитация движений. Жест "На" |
1 |
25 |
11 |
Жесты "Дай - На" |
1 |
26 |
12 |
Создание практической игровой ситуации взаимодействия |
1 |
27 |
13 |
Создание ситуаций реагирования на запрет |
1 |
28 |
14 |
Создание ситуаций реагирования на понимание похвалы. |
1 |
III четверть - 20 часов |
|||
29 |
1 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима» |
1 |
30 |
2 |
Активизация словаря по теме "Зима" |
1 |
31 |
3 |
Развитие мелкой моторики по теме "Зима" |
1 |
32 |
4 |
Дифференциация слухового и зрительного восприятия по теме "Зима" |
1 |
33 |
5 |
Сезонная одежда. Работа с предметными картинками |
1 |
34 |
6 |
Развитие мелкой моторики. Волнистые линии |
1 |
35 |
7 |
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений |
1 |
36 |
8 |
Стихи. Пантомимы. Жесты |
1 |
37 |
9 |
Предметы быта и обихода |
1 |
38 |
10 |
Развитие пассивного словаря по теме "Предметы быта и обихода" |
1 |
39 |
11 |
Соотнесение натуральных предметов быта и обихода с плоскостным изображением |
1 |
40 |
12 |
Развитие мелкой моторики. Проведение линий |
1 |
41 |
13 |
Школьные принадлежности |
1 |
42 |
14 |
Развитие пассивного словаря по теме "Школьные принадлежности" |
1 |
43 |
15 |
Соотнесение натуральных школьных принадлежностей с плоскостным изображением |
1 |
44 |
16 |
Развитие мелкой моторики. Штриховка |
1 |
45 |
17 |
Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна» |
1 |
46 |
18 |
Активизация словаря по теме "Весна" |
1 |
47 |
19 |
Дифференциация зимней и весенней одежды. Работа с предметными картинками |
1 |
48 |
20 |
Развитие артикуляционной и мелкой моторики |
1 |
IV четверть - 12 часов |
|||
49 |
1 |
Весна. Работа с сюжетными картинками. |
1 |
50 |
2 |
Умение отвечать на вопросы по сюжетной картинке |
1 |
51 |
3 |
Нахождение нужного объекта по словесной инструкции |
1 |
52 |
4 |
Соотнесение предметных картинок с объектами на сюжетной картинке |
1 |
53 |
5 |
Развитие мелкой моторики. Волнистые линии |
1 |
54 |
6 |
Игрушки. Активизация словаря по теме |
1 |
55 |
7 |
Соотнесение натуральных игрушек с плоскостными изображениями |
1 |
56 |
8 |
Игрушки. Трафареты. Штриховка |
1 |
57 |
9 |
Сюжетно - ролевая игра |
1 |
58 |
10 |
Инсценирование сказок |
1 |
59 |
11 |
Речь + движение по теме "Игрушки" |
1 |
60 |
12 |
Прослушивание фрагмента сказки "Муха - Цокотуха". Развитие слухового восприятия |
1 |
3 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность обучающегося |
Обследование устной речи обучающихся |
8 |
Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Развитие мелкой и общей моторики |
6 |
Выполнение развивающих упражнений для рук. Выполнение упражнений с мячом. Выполнение графических упражнений. |
Лексические темы |
20 |
Показывать и называть изображения предметов и объектов, соотносить их с реальными объектами. Использовать обобщающее слово. Составление предложений из двух слов. |
Формирование грамматического строя речи |
19 |
Называть слова и словосочетания, согласуя в роде, числе и падеже. Называть (показывать) действия в прошедшем, будущем, настоящем временах. Правильно употреблять предлоги в словосочетании и предложении. |
Развитие пространственной ориентации |
3 |
Ориентировка в схеме тела. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка в классе, школе. |
Дифференциация предметов, признаков, действий |
5 |
Понимать и называть предметные картинки по теме, соотносить их между собой, выстраивать их в линейной последовательности с лева на право. Отвечать на вопросы по сюжетной картине ( с помощью жестов). |
Построение словосочетаний |
2 |
Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, а также существительное + существительное, глагол + существительное с предлогом. |
Построение предложений из двух слов |
5 |
Уметь согласовывать существительное с глаголом в нужной форме. |
№ |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
1 |
"Здравствуй, школа!" |
1 |
2 |
2 |
Проговаривание слов за учителем по теме: "Школа" |
1 |
3 |
3 |
Школа. Школьный двор |
1 |
4 |
4 |
Классная комната. Школьная мебель |
1 |
5 |
5 |
Школьные принадлежности |
1 |
6 |
6 |
Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Школа" |
1 |
7 |
7 |
Лексическая тема. Осень |
1 |
8 |
8 |
Осенние признаки |
1 |
9 |
9 |
Овощи |
1 |
10 |
10 |
Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами по теме: "Осень" |
1 |
11 |
11 |
Ю.Тувим "Овощи". Воспроизведение стихотворения по опорным картинкам, за учителем |
1 |
12 |
12 |
Слова, характеризующие предметы по основным признакам: цвету, форме, величине, вкусу |
1 |
13 |
13 |
Обводка и штриховка предметных картинок |
1 |
14 |
14 |
Фрукты |
1 |
II четверть - 14 часов |
|||
15 |
1 |
Повторение темы "Осень" , "Овощи и фрукты" |
1 |
16 |
2 |
Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике |
1 |
17 |
3 |
Демисезонная одежда |
1 |
18 |
4 |
Обводка и раскрашивание. Цветные трафареты |
1 |
19 |
5 |
Обиходные словосочетания |
1 |
20 |
6 |
Предложения из двух слов |
1 |
21 |
7 |
Обращения |
1 |
22 |
8 |
Лексическая тема "Зима" |
1 |
23 |
9 |
Активизация словарного запаса по данной теме |
1 |
24 |
10 |
Зимние забавы |
1 |
25 |
11 |
Зимние виды спорта |
1 |
26 |
12 |
Соотнесение слов с предметами, которые они называют |
1 |
27 |
13 |
Подготовка к празднику. Совместное разучивание новогоднего стихотворения |
1 |
28 |
14 |
Подготовка к празднику. Речь + движение. Стихи, песни |
1 |
III четверть - 20 часов |
|||
29 |
1 |
Зимующие птицы |
1 |
30 |
2 |
Различение названий действий, противоположных по значению |
1 |
31 |
3 |
Противоположные по значению прилагательные |
1 |
32 |
4 |
Противоположные по значению прилагательные. Работа с наглядным материалом |
1 |
33 |
5 |
Различение названий действий, противоположных по значению. Перенос действия на себя |
1 |
34 |
6 |
Понятия: внизу - вверху, далеко - близко, вперёд - назад |
1 |
35 |
7 |
Составление предложений по сюжетным картинкам |
1 |
36 |
8 |
Формирование предложений из нескольких слов |
1 |
37 |
9 |
Словоизменение |
1 |
38 |
10 |
Словообразование |
1 |
39 |
11 |
Игра "Назови ласково" |
1 |
40 |
12 |
Игра " Путаница" |
1 |
41 |
13 |
Ориентация на листе бумаги |
1 |
42 |
14 |
Игра "Будь моим зеркалом" |
1 |
43 |
15 |
Отработка противоположных понятий (реально и на картинке) |
1 |
44 |
16 |
Развитие крупной моторики. Игры с мячом |
1 |
45 |
17 |
Лексическая тема. Весна |
1 |
46 |
18 |
Признаки весны. Активизация словаря по заданной теме |
1 |
47 |
19 |
Дифференциация весны и зимы |
1 |
48 |
20 |
Соотнесение слов с предметами, которые они называют |
1 |
IV четверть - 12 часов |
|||
49 |
1 |
Развитие мимики и артикуляционной моторики |
1 |
50 |
2 |
Узнавание, сравнение реальных изображений предметов по теме "Весна" |
1 |
51 |
3 |
Формирование понимания пространственного отношения двух предметов |
1 |
52 |
4 |
Определение ориентации предметов по отношению друг к другу |
1 |
53 |
5 |
Развитие мелкой моторики. Конструирование1 |
1 |
54 |
6 |
Лексическая тема "Продукты питания" |
1 |
55 |
7 |
Соотнесение предметных картинок с натуральными предметами, муляжами |
1 |
56 |
8 |
Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки |
1 |
57 |
9 |
Грамматические формы глагола |
1 |
58 |
10 |
Действия в настоящем и прошедшем времени |
1 |
59 |
11 |
Заучивание двустиший совместно с учителем |
1 |
60 |
12 |
Дифференциация весны и лета |
1 |
4 класс
Количество часов - 68 часов (8ч.+60ч.)
Тема |
Кол-во часов |
Действия обучающегося |
Обследование устной речи обучающихся |
8 |
Отражённое повторение за логопедом артикуляционных упражнений. Выполнение словесных инструкций по развитию общей моторики. Назвать (показать) предметы, действия, признаки. |
Повторение и обобщение лексических тем. Активизация словаря по тематике |
6 |
Уметь дифференцировать слова по темам, соотносить их с наглядностью и реальными объектами, уметь обобщать. Уметь строить предложения из трёх и более слов. |
Развитие мелкой моторики |
3 |
Уметь выполнять за учителем и самостоятельно движения пальцев и рук, обводить по контору изображения простых предметов, проводить линии внутри этих изображений, штриховать, самостоятельно обводить по трафарету эти предметы. |
Развитие речевого дыхания |
4 |
Уметь выполнять дыхательные упражнения. Уметь синхронизировать дыхание, голос. |
Ориентировка и зрительное восприятие |
4 |
Конструировать по образцу, или методом наложения на образец из счётных палочек и полосок бумаги, соотносить постройку с графическим изображением. |
Игры на координацию (общая моторика) |
5 |
Выполнение упражнений с мячом. |
Совершенствование грамматического строя речи |
14 |
Уметь называть и показывать детёнышей животных и птиц, дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы (кто? что?). Уметь правильно использовать предлоги в свободной речи, образовывать формы единственного и множественного числа, образовывать новые слова при помощи суффиксов, Образовывать прилагательные от существительных. |
Развитие силы голоса |
3 |
Уметь называть и интонировать героев русских народных сказок. |
Речь + движение |
3 |
Синхронное выполнение движений под музыку |
Звуки и буквы. Повторение |
2 |
Дифференцировать гласные и согласные звуки. Дифференцировать буквы и звуки. |
Обучение самостоятельному высказыванию |
2 |
Уметь составить рассказ о себе и строить предложения из двух и трёх слов. |
Двустишия и четверостишия |
3 |
Заучивание двустиший и четверостиший. |
Закрепление темы "Простое предложение" |
2 |
Дифференцировать слово и предложение. Составление предложений из заданных слов. |
Лексические темы |
6 |
Уметь называть, соотносить, показывать, дифференцировать предметы по теме "Профессии", "Город", "Моя малая Родина", "Транспорт". |
Формирование приёмов самоконтроля за речью |
3 |
Построение предложений по заданной теме. Соблюдать интонацию конца предложения. |
№ |
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
1 |
Повторение. Слова, обозначающие предмет |
1 |
2 |
2 |
Повторение. Слова, обозначающие действия |
1 |
3 |
3 |
Повторение. Слова, обозначающие признак предмета |
1 |
4 |
4 |
Повторение. Времена года |
1 |
5 |
5 |
Повторение. Цвет. Форма. Величина |
1 |
6 |
6 |
Лексическая тема . Человек. Люди |
1 |
7 |
7 |
Активизация словаря по теме |
1 |
8 |
8 |
Статическая координация движений |
1 |
9 |
9 |
Динамическая координация движений |
1 |
10 |
10 |
Развитие мелкой моторики. Волнистые линии |
1 |
11 |
11 |
Игра. Мимический диктант |
1 |
12 |
12 |
Определение пространственных направлений по отношению к себе |
1 |
13 |
13 |
Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив |
1 |
14 |
14 |
Определение ориентации предметов по отношению друг к другу |
1 |
II четверть - 14 часов |
|||
15 |
1 |
Лексическая тема. Город. |
1 |
16 |
2 |
Моя малая родина |
1 |
17 |
3 |
Дифференциация города и села |
1 |
18 |
4 |
Пополнение глагольного словаря |
1 |
19 |
5 |
Лексическая тема. Транспорт |
1 |
20 |
6 |
Дифференциация городского и сельскохозяйственного транспорта |
1 |
21 |
7 |
Развитие мелкой моторики. Обводки, штриховки по теме"Транспорт" |
1 |
22 |
8 |
Развитие речевого дыхания |
1 |
23 |
9 |
Закрепление навыка дыхания в движении |
1 |
24 |
10 |
Развитие силы голоса |
1 |
25 |
11 |
Развитие диапазона голоса |
1 |
26 |
12 |
Восприятие и различение неречевых звуков |
1 |
27 |
13 |
Развитие чувства ритма |
1 |
28 |
14 |
Разучивание четверостиший к Новому году |
1 |
III четверть - 20 часов |
|||
29 |
1 |
Упражнение на координацию движения и речи |
1 |
30 |
2 |
Обобщение материала по теме "Зима" |
1 |
31 |
3 |
Дыхательные упражнения |
1 |
32 |
4 |
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
33 |
5 |
Распространение простого предложения определением |
1 |
34 |
6 |
Лексическая тема. Основные профессии |
1 |
35 |
7 |
Обучение составлять рассказ по серии сюжетных картинок |
1 |
36 |
8 |
Разучивания двустиший и четверостиший по теме "Профессия" |
1 |
37 |
9 |
Игра "Догадайся кто нарисован" |
1 |
38 |
10 |
Формирование умения по аналогии подбирать определения к предметам |
1 |
39 |
11 |
Закрепление темы "Простое предложение" |
1 |
40 |
12 |
Гласные буквы. Звуковые ряды |
1 |
41 |
13 |
Артикуляция гласных звуков |
1 |
42 |
14 |
Формирование приёмов самоконтроля за собственной речью |
1 |
43 |
15 |
Отработка понятий "правый" и "левый" |
1 |
44 |
16 |
Развитие восприятия и ориентировки в пространстве |
1 |
45 |
17 |
Единственное и множественное число имён существительных |
1 |
46 |
18 |
Дидактическая игра "Один - много" |
1 |
47 |
19 |
Игра "Магазин игрушек". Образование новых слов при помощи суффиксов |
1 |
48 |
20 |
Работа с мячом. Игра "Лови - назови" |
1 |
IV четверть - 12 часов |
|||
49 |
1 |
Игра "Маленький - большой" |
1 |
50 |
2 |
Обучение рассказу по серии сюжетных картинок |
1 |
51 |
3 |
Составление короткого рассказа о себе |
1 |
52 |
4 |
Составление короткого рассказа о семье |
1 |
53 |
5 |
Образование названий детёнышей животных и птиц |
1 |
54 |
6 |
Тренировочные упражнения по теме "Животные и птицы" |
1 |
55 |
7 |
Категории одушевлённости и неодушевлённости. Кто? Что? |
1 |
56 |
8 |
Образование имён прилагательных от существительных |
1 |
57 |
9 |
Согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе, падеже |
1 |
58 |
10 |
Предлоги в, на |
1 |
59 |
11 |
Предлоги у, по, под |
1 |
60 |
12 |
Обобщающие занятие по теме "Предложение и предлоги" |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.