МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»
Образовательная деятельность в средней группе по ФЭМП
с элементами марийского фольклора
«Сундук со сказками»
Подготовила:
воспитатель
Каляканова В.В.
п. Новый
2022 год
Программное содержание:
1. Закрепить у детей количественный и порядковый счет и знание цифр от 1 до 5.
2. Продолжать учить анализировать частично расчлененный образец.
3. Упражнять в умении передвигаться в указанном схемой направлении.
4. Продолжать формировать у детей умение ориентироваться во времени, определять по объективным признакам части суток и их последовательность.
5. Закреплять умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
6. Развивать внимание, память, связную речь.
7. Воспитывать интерес к марийскому народному творчеству: сказкам, загадкам, потешкам, пословицам.
Демонстрационный материал: иллюстрации к марийским сказкам., частично расчлененная схема дома, Баба Яга, угощения разной формы, кочки на болоте с цифрами, сундук.
Раздаточный материал: угощения разной формы, "тарелочки": круглые, , треугольные, квадратные, схемы расчлененного дома /для индивидуальной работы/.
Ход:
Вос-ль: Ребята, здравствуйте, я сегодня вам предлагаю отправиться в сказочное путешествие. Хотите? Тогда пойдем /заходим в импровизированный лес/.
Ой, какой чудесный лес, деревья прямо до небес!
Птицы разные поют, постоим немного тут.
Вос-ль: Ребята, мы с вами попали в сказочный лес. А вы знаете, ребята, как слово лес звучит на марийском языке? Чодыра! Слышите, сюда кто-то спешит.
Стук, шорох
Кузя: Салам лийже, ребята, здравствуйте! беда, беда! Мой сундук со сказками, пословицами, поговорками украли. Как же я без сундука теперь буду: ведь в нем все марийские сказки живут?
Вос-ль: Ребята, что же теперь делать? /ответы детей/. Кузя, мы тебе поможем найти твой сундук, а ты нам за это свои сказки расскажешь.
Кузя: Сказки то я вам расскажу, я их много знаю. Только вот сундук то мой придется искать в сказочной стране, а там много чего приключиться может. Не испугаетесь?
Чтоб попасть ребята в сказку нужно трудный путь пройти,
Все болота и овраги надо будет обойти. Вы готовы?
Вос-ль: Куда это мы пришли?
Кузя: А это в нашей сказочной стране математическое болото. Хотите узнать, как надо идти по этому болоту? На каждой кочке написаны цифры от 1 до 5.
Надо наступать на кочки, начиная с цифры 1 и далее по-порядку. Понятно? А перед тем как идти, давайте посчитаем сколько всего кочек на болоте /счет/.
Вы не забыли, как правильно идти по болоту? Давайте сначала по болоту пойдут мальчики, а девочки будут смотреть, правильно ли мальчики идут.
Вос-ль: Девочки, все ли мальчики правильно перешли болото?
Вос-ль: А теперь по болоту идут девочки, а мальчики контролируют.
Кирилл, правильно девочки прыгали с кочки на кочку? Никто не ошибся?
Вос-ль: Ребята, Кузенька, посмотрите, а вот и сундук.
Кузя: Радость-то, какая! Можно теперь и сказки сказывать.
Ой, вы, детушки, касатушки!
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь. /дети садятся на рабочие места/
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Приготовьте ушки, глазки
Расскажу-ка я вам сказки. /Кузя садится/
Кузя: Хотите узнать, какие сказки живут в моем сундуке. Тогда слушайте отрывок из марийской народной сказки:
По
блестящей шелковой лестнице
Поднялась я на высокую гору—
Не поймает меня Вувер-кува,
Не достанет Водяной владыка.
Ребята, как вы думаете какое название у этой сказки?
Название этой сказки… «Серебозубая Пампалче» /показ иллюстрации/.
Вос-ль: Ребята, Слушайте мою сказку.
Настряпала Пампалче для своего батюшки угощения. Да так старалась, что настряпала круглые ватрушки, треугольные рясстягаи, квадратные земляничные слойки.
Увидел батюшка угощения и говорит: «Вот разложишь все угощения по тарелкам такой же формы, тогда и отпущу тебя в лес с подружками по годы». Заплакала Пампалче, ведь она не знает геометрических фигур и совсем не сможет одна справиться с заданием своего отца. Давайте ей поможем и разложим правильно все угощения. Только сначала вспомним геометрические фигуры. Для вас на столах приготовлены тарелочки разной формы. Посмотрите, какой формы тарелочки? Сколько всего тарелочек у Кирилла? Молодцы. А теперь слушайте внимательно задания:
Молодцы, теперь можно раскладывать угощения. Внимательно смотрите на форму угощения и кладите на тарелочку нужной формы.
Индивидуальная работа: Посчитай, сколько всего у тебя тарелок круглых?
Дима, на какой тарелке у тебя больше угощений? На сколько?
Кузя: Молодцы. Все справились.
Вос-ль: Это потому, что ребята хорошо знают геометрические фигуры.
Уберите угощения на поднос, тарелочки отодвиньте на край стола.
Кузя: Вы готовы слушать следующую сказку? /достать из сундука Бабу Ягу Вувер Кува/.
Как вы думаете, из какой сказки наша гостья? /из марийской народной сказки «Девочка и Вувер Кува»/. Посмотрите, ребята, на Бабу Ягу. Что-то она грустная, совсем незлая. Что же случилось у тебя, Баба Яга?
Б.Я.: Что расскажу тебе, горемычный ты мой. Давно я живу в сказках в своей избушке на курьих ножках. Ветхая она у меня стала, старая. Налетел недавно на наш лес ураган, да и развалил мою избушку на части. Попыталась я её собрать, да ничего у меня не получилось. Может ты мне, Кузенька, поможешь, аль ребята? Я вам даже схему дома принесла и кусочки от избушки.
Кузя: Ребята у нас умные, помогут тебе.
Вос-ль: Посмотрите, на какие фигуры рассыпалась избушка Бабы Яги? /на треугольники/. На сколько треугольников? /на 5/.Давайте рассмотрим схему дома.
Вос-ль: Из какой геометрической фигуры состоит крыша? /из большого треугольника/.
Смотрим дальше. Из какой геометрической фигуры состоят стены дома? Сколько треугольников нам потребуется, чтобы собрать квадрат? /2/.
Вос-ль: Ну, а теперь можно собирать дома. Давайте их будем собирать на полянке /на ковре/. На большом пне приготовлены для вас части избушки. Найдите себе на полянке место и приступайте к работе. БЕРИТЕСЬ ДРУЖНО – НЕ БУДЕТ ГРУСТНО.
/во время выполнения задания Баба Яга дает совет, например: «Подравняй крышу, а не то мне дуть будет»/.
Вос-ль: Молодцы, все справились. А что нам помогло справиться с заданием?
Кузя: Для Бабы Яги дома построили, целая улица получилась.
Вос-ль А сейчас давайте построим дом для мухи. Вставайте в круг.
Физическая минутка «Мухин дом».
Ох, ох, что за гром?
(руки к щекам, наклоны в сторону).
Муха строит новый дом.
(Движения руками, имитирующие работу с молотком).
Молоток: стук-стук
(хлопки руками перед собой),
Помогать идет петух
(шаги с наклонами в стороны).
Катились колеса, колеса, колеса
(руки согнуты в локтях, ладони вперед, выполнять подталкивающие движения),
Катились колеса все влево, все косо
(руки на поясе, вращательные движения туловищем),
Скатились колеса на луг под откос
(то же, в обратную сторону);
И вот, что осталось от этих колес
(выпрямиться, развести в стороны).
Кузя: Ребята, а вы не забыли, что в моем сундуке живут и потешки, и загадки, и пословицы, и поговорки. Давайте их послушаем.
Итак, первая загадка.
Серое сукно тянется в окно.
Про какое время суток эта загадка? /вечер/. Покажите картинку, на которой изображен вечер. Как вы догадались? /показ большой иллюстрации /.
А теперь слушайте потешку:
Ночь прошла
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежим немножко,
Распахнем окошко:
Здравствуй, солнышко, колоколнышко!
Про какую часть суток эта потешка? Объясните. Покажите картинку, на которой изображено утро.
Слушайте загадку:
Махнула птица крылом, покрыла весь свет черным пером.
Про какое время суток загадка? Почему вы так думаете? Покажите картинку.
И последняя потешка:
Качу, качу, зыбаю
Ушел отец за рыбаю,
А дед ушел дрова рубить,
А нянюшка – пеленки мыть,
А мать пошла уху варить,
Уху варить, детей кормить.
Про какое время суток эта потешка? Покажите картинку, объясните свой выбор.
Вос-ль: Ребята, «Разложите картинки, начиная с утра». Степа, помоги мне разложить картинки у доски /инд. работа/.
Вос-ль: Все умницы. Как хорошо знать части суток, можно все успеть.
Кузя: Вот и сказочкам конец, а кто слушал молодец! Остальные сказки я вам расскажу в следующий раз.
Ой, голова моя бедовая, совсем забыл. Ведь я для вас приготовил подарок за ваше усердие, старание, помощь. Ведь правильно говорят в народе: «Без муки нет и науки». Постарались, и у вас все получилось.». Без вас бы я не нашел свой сундук. Вот вам, мои друзья, подарок /книга сказок/. Прочитав эти сказки, может у вас появится желание помочь еще какому-нибудь сказочному герою. Мне пора возвращаться в сказку, а вам в детский сад. Скажите волшебные слова: «Раз, два, три – в садик снова попади» /дети произносят слова/.
Вос-ль: Что нам помогло выполнить все задания? Какие знания нам пригодились
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.