Актуальность применения компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе
Козлова Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 6 им. А. С. Пушкина» г. Калуги
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Дети, которые пришли в первый класс, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до конца 2100 года . Каким будет мир в концу XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, я школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Почему сегодня пришло время поговорить о компетентностном подходе в образовании?
Во-первых, время пришло не сегодня, а значительно раньше. В 1996 году в Европе не просто провозгласили компетентностный подход как основу образования, но и определили список ключевых компетентностей.
Во-вторых, компетентностный подход заложен в образовательных Стандартах.
В-третьих, независимые экспертизы (в том числе, экспертизы учащихся начальных классов) обязательно включают задания нового формата - компетентностно-ориентированные задания.
В-четвёртых, такие задания мы можем встретить в конкурсах и олимпиадах для учащихся начальной школы.
В-пятых, появились новые учебники, новые авторы, которые ориентируют обучение на формирование компетентностей.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Мы рассматриваем две основы компетентностно-ориентированного подхода в обучении:
Попробуем определить роль компетентностно-ориентированных заданий.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий — погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся.
К компетентностно-ориентированным технологиям относятся:
ü метод проектов (для старшего и среднего звена);
ü учебные проекты;
ü ролевые игры;
ü сюжетные игры;
ü технология развития критического мышления (ТРКМ)*;
Существуют разные виды компетентностно-ориентированных заданий
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
§ Рассмотрим компетентностно-ориентированные задания
Цель компетентностно-ориентированного задания — формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность — это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Безусловно, очень важно, чтобы при обучении учащиеся выполняли деятельность разного вида: репродуктивную, частично-поисковую, творческую, продуктивную. В зависимости от цели занятий учитель выбирает те или иные виды заданий. Компетентностно-ориентированные задания, являясь по сути деятельностными продуктивными, должны быть включены в обучение как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетентностей.
Компетентность должна стать результатом образования – такова одна из ведущих идей ФГОС нового поколения. Компетентность, как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а компетентностно – ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.
Работая с КОЗ, обучающиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках предложенной структуры, аргументировать сделанный выбор. Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки.
Компетентностно – ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций.
Структура компетентностно-ориентированного задания четко определена:
Стимул - погружение в текст задания и мотивация для его выполнения, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу;
Задачная формулировка - точное указание на деятельность учащегося при выполнении задания, необходимую для его выполнения. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. На данном этапе формирую аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, представленные как набором ЦОР к учебникам, так и информационными источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
Главное требование - обучающийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме того, источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов информации.
Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.
Инструмент проверки - определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Модельный ответ - это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответ
На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.
Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.
Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать основы компетенций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.