Рабочая программа учебного предмета "Биология" АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) 9 класс

  • doc
  • 13.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по биологии 2020.doc

«Утверждено»

Директор школы             Кодацкий К.Н.
приказ  № __ от ____________ 2020 г.

 

«Согласовано»

зам. директора по УВР           Попсуйко О.В.

«____» ____________ 2020 г.

 

Рассмотрено

на МО учителей предметов естественнонаучного цикла

Руководитель МО                     Голубченко Л.А.

«____» _______________ 2020 г

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

 

9 класс

 

 

 

 

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Разработана

учителем биологии и химии

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.

 

 

 

2020 год

 

1.     Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения  по биологии  для учащегося 9 класса разработана в соответствии специальных  Федеральных  государственных  образовательных  стандартов (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); 

- Образовательной программы основного общего образования  МКОУ Зайцевской СОШ;

- Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ;

- Примерной программы по биологии и авторской программы Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С.(Биология: 5 -9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012.).

Для реализации рабочей программы используется УМК:

 «Биология 9 класс», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.»: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. - М.: Вентана-Граф, 2017г

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

•нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

•соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

•личностная ориентация содержания образования;

•деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

•усиление воспитывающего потенциала;

•формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

    Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

•обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

•создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

•формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

•приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

•подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

 

 

В рабочей программе 7 лабораторных работ, 3 урока коррекции.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение биологии в 9 классе 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов в год.

 

2. Планируемые предметные результаты

 

Выпускник научится:

 характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

 применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

 применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

 владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

 выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

 аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

3. Содержание учебного предмета, курса

 

Тема 1. " Общие закономерности жизни"- 5 часа.

Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни.

 

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч.).

Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки.

Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и её жизненный цикл.

 

Лабораторные  работы:

1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

2. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».

 

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч).

Организм — открытая живая система (биосистема). Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека.

Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и в жизни человека.  Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека. 

Лабораторные работы:

3. «Решение генетических задач».

4. «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

5. «Изучение изменчивости у организмов».

 

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).

Эволюция органического мира. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле.  Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Этапы развития жизни на Земле. Система и эволюция органического мира.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы образования видов.

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Роль человека в биосфере.

Лабораторная работа:

6. «Приспособленность организмов к среде обитания»

 

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч).

   Условия жизни на Земле. Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды.

Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов в популяции. Функционирование популяций в природе. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем.

Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере.

Лабораторная работа:

7. «Оценка качества окружающей среды».

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

 

Изучение биологии в 9 классе даёт возможность достичь следующих УУД:

 

Личностные:

•Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

–осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.  

•Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

•Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

•Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

•Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

•Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

•Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

•Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

•Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

•Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

•Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

•Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

•Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

•Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

•Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

•Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

•Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

•Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

•В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

•Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

•Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

•Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

•Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

•Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

•Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

•Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

•Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

•Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

•Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

•В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

•Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

•Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

•Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные:

объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

– приводить примеры приспособлений у растений и животных.

–использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– соблюдать профилактику наследственных болезней;

– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации живого;

– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

– перечислять основные положения клеточной теории;

– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

– характеризовать природу наследственных болезней;

– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

 

 


4. Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Название раздела.

Основное содержание по темам

Количество часов

Раздел 1. Общие закономерности жизни

5

1

Биология — наука о  живом мире

1

2

Методы биологических исследований

1

3

Общие свойства живых организмов

1

4

Многообразие форм жизни

1

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

1

Раздел 2. Закономерности жизни на клеточном уровне

10

6

Многообразие клеток

1

7

Химические вещества в клетке

1

8

Строение клетки

1

9

Органоиды клетки и их функции

1

10

Обмен веществ — основа существования клетки

1

11

Биосинтез белка в живой клетке

1

12

Биосинтез углеводов — фотосинтез

1

13

Обеспечение клеток энергией

1

14

Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2

«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

15

Урок коррекции  по теме  «Основы учения о клетке».

1

Раздел 3. Закономерности жизни на организменном уровне

18

16

Организм — открытая живая система (биосистема)

1

17

Примитивные организмы

1

18

Растительный организм и его особенности

1

19

Многообразие растений и значение в природе

1

20

Организмы царства грибов и лишайников

1

21

Животный организм и его особенности

1

22

Разнообразие животных

1

23

Сравнение свойств организма человека и животных

1

24

Размножение живых организмов

1

25

Индивидуальное развитие организмов

1

26

Образование половых клеток. Мейоз

1

27

Изучение механизма наследственности

1

28

Основные закономерности наследственности организмов

1

29

Механизмы наследования признаков

1

30

Закономерности изменчивости

1

31

Ненаследственная изменчивость

1

32

Основы селекции организмов

1

33

Урок коррекции  по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

Раздел 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

34

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

5

35

Современные представления о возникновении жизни на Земле

3

36

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

2

37

Этапы развития жизни на Земле

1

38

Идеи развития органического мира в биологии

5

39

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

40

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира

1

41

Современные представления об эволюции органического мира

4

42

Вид, его критерии и структура

3

43

Процессы образования видов

3

44

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов

6

45

Основные направления эволюции

1

46

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

7

47

Основные закономерности эволюции

9

48

Человек — представитель животного мира

1

49

Эволюционное происхождение человека

1

50

Ранние этапы эволюции человека

3

51

Поздние этапы эволюции человека

4

52

Человеческие расы, их родство и происхождение

4

53

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

2

54

Урок коррекции  по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

1

Раздел 5 Закономерности взаимоотношений организмов и среды

14

55

Условия жизни на Земле

1

56

Общие законы действия факторов среды на организмы

1

57

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

58

Биотические связи в природе

1

59

Взаимосвязи организмов в популяции

1

60

Функционирование популяций в природе

1

61

Природное сообщество — биогеоценоз

1

62

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

63

Развитие и смена природных сообществ

1

64

Основные законы устойчивости живой природы

1

65

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы

1

66

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

1

67

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

1

68

Итоговый контроль знаний курса биологии

9 класса

1

 

Итого

68