«Утверждено» Директор школы Кодацкий К.Н.
|
«Согласовано» зам. директора по УВР Попсуйко О.В. «____» ____________ 2020 г.
|
Рассмотрено на МО учителей предметов естественнонаучного цикла Руководитель МО Голубченко Л.А. «____» _______________ 2020 г |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
9 класс
Срок реализации – 1 год
Разработана
учителем биологии и химии
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2020 год
1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения по биологии для учащегося 9 класса разработана в соответствии специальных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- Образовательной программы основного общего образования МКОУ Зайцевской СОШ;
- Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ;
- Примерной программы по биологии и авторской программы Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С.(Биология: 5 -9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012.).
Для реализации рабочей программы используется УМК:
«Биология 9 класс», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Вентана-Граф, 2017г
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
•нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
•соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
•личностная ориентация содержания образования;
•деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
•усиление воспитывающего потенциала;
•формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
•обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
•создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
•формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
•подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
В рабочей программе 7 лабораторных работ, 3 урока коррекции.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение биологии в 9 классе 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов в год.
2. Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
3. Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. " Общие закономерности жизни"- 5 часа.
Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм жизни.
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч.).
Многообразие клеток. Химические вещества в клетке. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки.
Биосинтез белка в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и её жизненный цикл.
Лабораторные работы:
1. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
2. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч).
Организм — открытая живая система (биосистема). Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Разнообразие организмов.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые бактериями и вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки и органы растений. Размножение. Бесполое и половое размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека.
Животные. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразие (типы, классы) животных, их роль в природе и в жизни человека. Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности поведения человека. Социальная среда обитания человека.
Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие организмов. Рост и развитие организмов. Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение селекции и биотехнологии в жизни человека.
Лабораторные работы:
3. «Решение генетических задач».
4. «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».
5. «Изучение изменчивости у организмов».
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч).
Эволюция органического мира. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Этапы развития жизни на Земле. Система и эволюция органического мира.
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы образования видов.
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение организмов в процессе эволюции. Движущие силы эволюции.
Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Роль человека в биосфере.
Лабораторная работа:
6. «Приспособленность организмов к среде обитания»
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч).
Условия жизни на Земле. Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию факторов среды.
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов в популяции. Функционирование популяций в природе. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Закономерности сохранения устойчивости природных экосистем. Причины устойчивости экосистем.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Экологические проблемы. Роль человека в биосфере.
Лабораторная работа:
7. «Оценка качества окружающей среды».
Экскурсия в природу
«Изучение и описание экосистемы своей местности»
Изучение биологии в 9 классе даёт возможность достичь следующих УУД:
Личностные:
•Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
–осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
•Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
•Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
•Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
•Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
•Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
•Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
•Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
•Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
•Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
•Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
•Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
•Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
•Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
•Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
•Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
•Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
•Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
•Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
•В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
•Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
•Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
•Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
•Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
•Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
•Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
•Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
•Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
•Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
•Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
•Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
•В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
•Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
•Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
•Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
–использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела. Основное содержание по темам |
Количество часов |
Раздел 1. Общие закономерности жизни |
5 |
|
1 |
Биология — наука о живом мире |
1 |
2 |
Методы биологических исследований |
1 |
3 |
Общие свойства живых организмов |
1 |
4 |
Многообразие форм жизни |
1 |
5 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» |
1 |
Раздел 2. Закономерности жизни на клеточном уровне |
10 |
|
6 |
Многообразие клеток |
1 |
7 |
Химические вещества в клетке |
1 |
8 |
Строение клетки |
1 |
9 |
Органоиды клетки и их функции |
1 |
10 |
Обмен веществ — основа существования клетки |
1 |
11 |
Биосинтез белка в живой клетке |
1 |
12 |
Биосинтез углеводов — фотосинтез |
1 |
13 |
Обеспечение клеток энергией |
1 |
14 |
Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» |
1 |
15 |
Урок коррекции по теме «Основы учения о клетке». |
1 |
Раздел 3. Закономерности жизни на организменном уровне |
18 |
|
16 |
Организм — открытая живая система (биосистема) |
1 |
17 |
Примитивные организмы |
1 |
18 |
Растительный организм и его особенности |
1 |
19 |
Многообразие растений и значение в природе |
1 |
20 |
Организмы царства грибов и лишайников |
1 |
21 |
Животный организм и его особенности |
1 |
22 |
Разнообразие животных |
1 |
23 |
Сравнение свойств организма человека и животных |
1 |
24 |
Размножение живых организмов |
1 |
25 |
Индивидуальное развитие организмов |
1 |
26 |
Образование половых клеток. Мейоз |
1 |
27 |
Изучение механизма наследственности |
1 |
28 |
Основные закономерности наследственности организмов |
1 |
29 |
Механизмы наследования признаков |
1 |
30 |
Закономерности изменчивости |
1 |
31 |
Ненаследственная изменчивость |
1 |
32 |
Основы селекции организмов |
1 |
33 |
Урок коррекции по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» |
1 |
Раздел 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле |
20 |
|
34 |
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания |
5 |
35 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле |
3 |
36 |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни |
2 |
37 |
Этапы развития жизни на Земле |
1 |
38 |
Идеи развития органического мира в биологии |
5 |
39 |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира |
1 |
40 |
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира |
1 |
41 |
Современные представления об эволюции органического мира |
4 |
42 |
Вид, его критерии и структура |
3 |
43 |
Процессы образования видов |
3 |
44 |
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов |
6 |
45 |
Основные направления эволюции |
1 |
46 |
Примеры эволюционных преобразований живых организмов |
7 |
47 |
Основные закономерности эволюции |
9 |
48 |
Человек — представитель животного мира |
1 |
49 |
Эволюционное происхождение человека |
1 |
50 |
Ранние этапы эволюции человека |
3 |
51 |
Поздние этапы эволюции человека |
4 |
52 |
Человеческие расы, их родство и происхождение |
4 |
53 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
2 |
54 |
Урок коррекции по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» |
1 |
Раздел 5 Закономерности взаимоотношений организмов и среды |
14 |
|
55 |
Условия жизни на Земле |
1 |
56 |
Общие законы действия факторов среды на организмы |
1 |
57 |
Приспособленность организмов к действию факторов среды |
1 |
58 |
Биотические связи в природе |
1 |
59 |
Взаимосвязи организмов в популяции |
1 |
60 |
Функционирование популяций в природе |
1 |
61 |
Природное сообщество — биогеоценоз |
1 |
62 |
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера |
1 |
63 |
Развитие и смена природных сообществ |
1 |
64 |
Основные законы устойчивости живой природы |
1 |
65 |
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы |
1 |
66 |
Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» |
1 |
67 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» |
1 |
68 |
Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса |
1 |
|
Итого |
68 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.