Рабочая программа учебного предмета "География" 10 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета "География" 10 класс

Оценка 4.7
doc
13.01.2022
Рабочая программа учебного предмета "География" 10 класс
Рабочая программа по географии 10 кл Невдашева 2020-2021.doc

 

«Утверждено»

Директор школы             К.Н. Кодацкий
приказ  № __ от ____________ 2020 г.

 

«Согласовано»

зам. директора по УВР           Попсуйко О.В.

«____» ____________ 2020 г.

 

Рассмотрено

на МО учителей предметов естественнонаучного цикла

Руководитель МО                     Голубченко Л.А.

«____» _______________ 2020 г

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«География»

 

10 класс

 

 

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Разработана

учителем биологии и химии

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.

 

 

 

2020 год

 

 

 

1.     Пояснительная записка

          Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе:

- основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Зайцевской СОШ;

- учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ.

-  авторской программы В.П.  Максаковского  для 10-11 классов (базовый уровень) по географии

Для реализации рабочей  программы  используется УМК:

- Максаковский В.П. География (базовый уровень) 10-11 классы

- Максаковский В.П. География. Методические рекомендации. 10-11 классы.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение биологии в 10 классе отведен 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.

 

2. Планируемые предметные результаты

 

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

–          понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

–          определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

–          составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

–          сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

–          сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

–          выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

–          раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

–          выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

–          выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

–          описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

–          решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

–          оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

–          объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

–          характеризовать географию рынка труда;

–          рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

–          анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

–          определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

–          оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

–          оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

–          оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

–          объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

–          характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

–          переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–          составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

–          делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

–          выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

–          давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

–          понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

–          оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

–          раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

–          прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

–          оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

–          оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

–          оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–          оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

–          анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

–          анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

–          выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

–          понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

–          давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

 

3. Содержание учебного предмета, курса

 

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки.

Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.

Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.

Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.

Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

 

4. Тематическое планирование

       

Название раздела.

Количество часов по программе

Введение

1

Современная политическая карта мира

5

География мировых природных ресурсов

6

География населения мира

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

6

География отраслей мирового хозяйства

12

Итоговая контрольная работа

1

Итого

           35 часов

 

 

№ урока

Название раздела. Основное содержание по темам.

Количество часов

 

 

Ведение - 1 час

 

1

Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.

1

 

Раздел I. Общая характеристика мира (32 часа)

 

 

Глава 1. Современная политическая карта мира. (4 ч.)

 

2

Многообразие стран современного мира. Типология стран.

1

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Практическая работа №1 «Основные этапы формирования политической карты мира»

1

4

Государственный строй стран мира. Практическая работа №2

Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

1

5

Политическая география и геополитика. Практическая работа №3 Оценка политико-географического положения страны (по выбору)

1

 

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч.)

 

6

Взаимодействие общества и природы.

1

7

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

Практическая работа №4 «Ресурсообеспеченность отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»

1

8

Земельные и водные ресурсы стран мира. Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения месторождений полезных ископаемых»

1

9

Биологические, климатические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

1

10

Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология.

1

11

Природные ресурсы мира.

1

 

Тема 3. География населения мира. (5 ч.)

 

12

Численность и воспроизводство населения мира. Практическая работа №6 «Сравнение воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)»

1

13

Состав (структура) населения мира. Практическая работа № 7 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

14

Размещение и миграции населения. Практическая работа №8  «Сравнительная оценка плотности населения стран (регионов) мира»

1

15

Городское и сельское население.

1

16

Население мира.

1

 

Тема 4. Научно–техническая революция и мировое хозяйство  6 ч.

 

17

Характеристика НТР.

1

18

Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда (МГРТ). Практическая работа № 9 «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира»

1

19

Отраслевая структура мирового хозяйства.

1

20

Территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа № 10 «Схема территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран»

1

21

Факторы размещения производительных сил.

1

22

Контроль и учет знаний по теме.

1

 

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 ч.)

 

23

География  промышленности.

1

24

Топливно – энергетический комплекс. Практическая работа № 11 Составление картосхемы «ТЭК»

1

25

Электроэнергетика.

1

26

Горнодобывающая  промышленность.

1

27

Металлургия. Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии»

1

28

Машиностроение. Практическая работа №13   «Отрасли машиностроения и факторы их размещения»

1

29

Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Практическая работа №14 «Характеристика одной из отраслей промышленности мира (по выбору)»

1

30

Легкая промышленность.

1

31

Промышленность и окружающая среды.

1

32

География сельского хозяйства. Растениеводство. Практическая работа №15 «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»

1

33

География сельского хозяйства. Животноводство и рыболовство.

1

34

География транспорта мира. Практическая работа №16 «Различия в развитии видов транспорта»

1

35

Итоговая контрольная работа

1

 


Утверждено» Директор школы

Утверждено» Директор школы

Пояснительная записка

Пояснительная записка

России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства

России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды

Итого 35 часов № урока

Итого 35 часов № урока

Контроль и учет знаний по теме

Контроль и учет знаний по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022