«Утверждено» Директор
школы К.Н. Кодацкий
|
«Согласовано» зам. директора по УВР Попсуйко О.В. «____» ____________ 2020 г.
|
Рассмотрено на МО учителей предметов естественнонаучного цикла Руководитель МО Голубченко Л.А. «____» _______________ 2020 г |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«География»
10 класс
Срок реализации – 1 год
Разработана
учителем биологии и химии
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2020 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе:
- основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Зайцевской СОШ;
- учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ.
- авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов (базовый уровень) по географии
Для реализации рабочей программы используется УМК:
- Максаковский В.П. География (базовый уровень) 10-11 классы
- Максаковский В.П. География. Методические рекомендации. 10-11 классы.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение биологии в 10 классе отведен 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.
2. Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:
– характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.
3. Содержание учебного предмета, курса
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки.
Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.
Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
4. Тематическое планирование
Название раздела. |
Количество часов по программе |
Введение |
1 |
Современная политическая карта мира |
5 |
География мировых природных ресурсов |
6 |
География населения мира |
5 |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство |
6 |
География отраслей мирового хозяйства |
12 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Итого |
35 часов |
№ урока |
Название раздела. Основное содержание по темам. |
Количество часов |
|
Ведение - 1 час |
|
1 |
Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. |
1 |
|
Раздел I. Общая характеристика мира (32 часа) |
|
|
Глава 1. Современная политическая карта мира. (4 ч.) |
|
2 |
Многообразие стран современного мира. Типология стран. |
1 |
3 |
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Практическая работа №1 «Основные этапы формирования политической карты мира» |
1 |
4 |
Государственный строй стран мира. Практическая работа №2 Составление таблицы «Государственный строй стран мира» |
1 |
5 |
Политическая география и геополитика. Практическая работа №3 Оценка политико-географического положения страны (по выбору) |
1 |
|
Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч.) |
|
6 |
Взаимодействие общества и природы. |
1 |
7 |
Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Практическая работа №4 «Ресурсообеспеченность отдельных стран (регионов) мира (по выбору)» |
1 |
8 |
Земельные и водные ресурсы стран мира. Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения месторождений полезных ископаемых» |
1 |
9 |
Биологические, климатические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. |
1 |
10 |
Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология. |
1 |
11 |
Природные ресурсы мира. |
1 |
|
Тема 3. География населения мира. (5 ч.) |
|
12 |
Численность и воспроизводство населения мира. Практическая работа №6 «Сравнение воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)» |
1 |
13 |
Состав (структура) населения мира. Практическая работа № 7 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира» |
1 |
14 |
Размещение и миграции населения. Практическая работа №8 «Сравнительная оценка плотности населения стран (регионов) мира» |
1 |
15 |
Городское и сельское население. |
1 |
16 |
Население мира. |
1 |
|
Тема 4. Научно–техническая революция и мировое хозяйство 6 ч. |
|
17 |
Характеристика НТР. |
1 |
18 |
Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда (МГРТ). Практическая работа № 9 «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира» |
1 |
19 |
Отраслевая структура мирового хозяйства. |
1 |
20 |
Территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа № 10 «Схема территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран» |
1 |
21 |
Факторы размещения производительных сил. |
1 |
22 |
Контроль и учет знаний по теме. |
1 |
|
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 ч.) |
|
23 |
География промышленности. |
1 |
24 |
Топливно – энергетический комплекс. Практическая работа № 11 Составление картосхемы «ТЭК» |
1 |
25 |
Электроэнергетика. |
1 |
26 |
Горнодобывающая промышленность. |
1 |
27 |
Металлургия. Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии» |
1 |
28 |
Машиностроение. Практическая работа №13 «Отрасли машиностроения и факторы их размещения» |
1 |
29 |
Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Практическая работа №14 «Характеристика одной из отраслей промышленности мира (по выбору)» |
1 |
30 |
Легкая промышленность. |
1 |
31 |
Промышленность и окружающая среды. |
1 |
32 |
География сельского хозяйства. Растениеводство. Практическая работа №15 «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания» |
1 |
33 |
География сельского хозяйства. Животноводство и рыболовство. |
1 |
34 |
География транспорта мира. Практическая работа №16 «Различия в развитии видов транспорта» |
1 |
35 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.