Рабочая программа учебного предмета "География" 10 класс

  • doc
  • 13.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по географии 10 кл Невдашева 2020-2021.doc

 

«Утверждено»

Директор школы             К.Н. Кодацкий
приказ  № __ от ____________ 2020 г.

 

«Согласовано»

зам. директора по УВР           Попсуйко О.В.

«____» ____________ 2020 г.

 

Рассмотрено

на МО учителей предметов естественнонаучного цикла

Руководитель МО                     Голубченко Л.А.

«____» _______________ 2020 г

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зайцевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«География»

 

10 класс

 

 

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Разработана

учителем биологии и химии

высшей квалификационной категории

Невдашевой Е.А.

 

 

 

2020 год

 

 

 

1.     Пояснительная записка

          Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе:

- основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Зайцевской СОШ;

- учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ.

-  авторской программы В.П.  Максаковского  для 10-11 классов (базовый уровень) по географии

Для реализации рабочей  программы  используется УМК:

- Максаковский В.П. География (базовый уровень) 10-11 классы

- Максаковский В.П. География. Методические рекомендации. 10-11 классы.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение биологии в 10 классе отведен 1 учебный час в неделю, всего 35 часов в год.

 

2. Планируемые предметные результаты

 

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

–          понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

–          определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

–          составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

–          сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

–          сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

–          выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

–          раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

–          выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

–          выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

–          описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

–          решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

–          оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

–          объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

–          характеризовать географию рынка труда;

–          рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

–          анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–          приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

–          определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

–          оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

–          оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

–          оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

–          объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

–          характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

–          переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–          составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

–          делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

–          выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

–          давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

–          понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

–          оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

–          раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

–          прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

–          оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

–          оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

–          оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–          оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

–          анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

–          анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

–          выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

–          понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

–          давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

 

3. Содержание учебного предмета, курса

 

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов.

Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки.

Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства.

Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество.

Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности.

Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

 

4. Тематическое планирование

       

Название раздела.

Количество часов по программе

Введение

1

Современная политическая карта мира

5

География мировых природных ресурсов

6

География населения мира

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

6

География отраслей мирового хозяйства

12

Итоговая контрольная работа

1

Итого

           35 часов

 

 

№ урока

Название раздела. Основное содержание по темам.

Количество часов

 

 

Ведение - 1 час

 

1

Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.

1

 

Раздел I. Общая характеристика мира (32 часа)

 

 

Глава 1. Современная политическая карта мира. (4 ч.)

 

2

Многообразие стран современного мира. Типология стран.

1

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Практическая работа №1 «Основные этапы формирования политической карты мира»

1

4

Государственный строй стран мира. Практическая работа №2

Составление таблицы «Государственный строй стран мира»

1

5

Политическая география и геополитика. Практическая работа №3 Оценка политико-географического положения страны (по выбору)

1

 

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч.)

 

6

Взаимодействие общества и природы.

1

7

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

Практическая работа №4 «Ресурсообеспеченность отдельных стран (регионов) мира (по выбору)»

1

8

Земельные и водные ресурсы стран мира. Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения месторождений полезных ископаемых»

1

9

Биологические, климатические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

1

10

Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология.

1

11

Природные ресурсы мира.

1

 

Тема 3. География населения мира. (5 ч.)

 

12

Численность и воспроизводство населения мира. Практическая работа №6 «Сравнение воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)»

1

13

Состав (структура) населения мира. Практическая работа № 7 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира»

1

14

Размещение и миграции населения. Практическая работа №8  «Сравнительная оценка плотности населения стран (регионов) мира»

1

15

Городское и сельское население.

1

16

Население мира.

1

 

Тема 4. Научно–техническая революция и мировое хозяйство  6 ч.

 

17

Характеристика НТР.

1

18

Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда (МГРТ). Практическая работа № 9 «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира»

1

19

Отраслевая структура мирового хозяйства.

1

20

Территориальная структура мирового хозяйства. Практическая работа № 10 «Схема территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся стран»

1

21

Факторы размещения производительных сил.

1

22

Контроль и учет знаний по теме.

1

 

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12 ч.)

 

23

География  промышленности.

1

24

Топливно – энергетический комплекс. Практическая работа № 11 Составление картосхемы «ТЭК»

1

25

Электроэнергетика.

1

26

Горнодобывающая  промышленность.

1

27

Металлургия. Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии»

1

28

Машиностроение. Практическая работа №13   «Отрасли машиностроения и факторы их размещения»

1

29

Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Практическая работа №14 «Характеристика одной из отраслей промышленности мира (по выбору)»

1

30

Легкая промышленность.

1

31

Промышленность и окружающая среды.

1

32

География сельского хозяйства. Растениеводство. Практическая работа №15 «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»

1

33

География сельского хозяйства. Животноводство и рыболовство.

1

34

География транспорта мира. Практическая работа №16 «Различия в развитии видов транспорта»

1

35

Итоговая контрольная работа

1