Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)»

  • docx
  • 22.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лит на род яз готов.docx

                                          Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)» разработана на основании следующих нормативных документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (для 2 - 4 классов);

приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

приказа Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года №1/15) (для 2-4 классов);

Учебного плана МБОУ «СОШ №14 им. Г.Т. Мещерякова» ИГОСК на 2022-2023 учебный год, утверждённого приказом от 31 августа 2022  № 206;

   Примерной основной образовательной программы  начального общего образования и   авторской  программы курса литературного чтения  на родном языке ( русском) для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений  (составитель О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, 2020г)

Реализация воспитательного потенциала достигается при условии:

- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

- использования современных образовательных технологий;

- организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Использование воспитательных возможностей организации урока предполагает:

1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.

2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).

3.    Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы обучающихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).

4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).

5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с обучающимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга обучающимися).

6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между обучающимися).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

- ценностные ориентиры в области языкознания;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития

речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- духовные и эстетические потребностей;

- готовность к отстаиванию своего мнения;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты:

 

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные :

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Познавательные  :

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение);

-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Предметные результаты:

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Мир детства(7ч)

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками») С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент), Л.Л. Яхнин «Храбрец»Е. В. Клюев. «Шагом марш». Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» И. А. Мазнин «Летний вечер», К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» Е. Н. Верейская «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает», В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент) В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

Раздел 2. Россия – Родина моя (10ч)

К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина», В.А. Гагарин «Мой брат Юрий», Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут», Г.С. Титов «Наш Гагарин», А. Д. Дорофеев «Веретено», В. Г. Распутин «Саяны», Сказ о валдайских колокольчиках, М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника», Загадки и пословицы, Морозко. Отрывок из русской народной сказки, В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах», Н.Н. Асеев «Такой мороз», В. Д. Берестов «Мороз», Загадки. М.М. Зощенко «Гроза», Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы», А.А. Блок «Перед грозой», А.А. Блок «После грозы», Загадки. В.А. Солоухин «Ветер».

Тематическое планирование разработано с учётом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах освоения основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по литературному чтению  в 4 классе

(3 ч в неделю, всего 102 ч)

Раздел(название главы)

Количество часов

Количество

контрольных работ

1

Раздел 1. Мир детства.

7

1

2

Раздел 2. Россия – Родина моя.

10

1

 

                                        Итого

17

2

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Ко-во

Часов

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть (4ч.)

Раздел 1. Мир детства(7ч)

Я и книги(2ч.)

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»)

1

12.09

 

2

Стартовый контроль. Тестовая работа.

1

26.09

 

Я взрослею (2ч)

3

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).Л.Л. Яхнин «Храбрец»Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

10.10.

 

4

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» И. А. Мазнин «Летний вечер» Международный день школьных библиотек.

 

24.10

 

2 четверть (4ч.)

Я и моя семья (2ч)

5

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»

1

14.11

 

6

Е. Н. Верейская «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает»

1

28.11

 

Я фантазирую и мечтаю (1ч)

7

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент) В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты)

1

12.12

 

Раздел 2. Россия – Родина моя (10ч)

Люди земли русской (2ч)

8

К.И. Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина»

1

26.12        

 

3 четверть (4 ч.)

9

В.А. Гагарин «Мой брат Юрий», Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут», Г.С. Титов «Наш Гагарин»

1

16.01

 

Что мы Родиной зовём (2ч)

10

А. Д. Дорофеев «Веретено», В. Г. Распутин «Саяны» Международный день родного языка

1

30.01

 

11

Сказ о валдайских колокольчиках, М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»

1

20.02

 

О родной природе (6ч)

12

Загадки и пословицы. Морозко. Отрывок из русской народной сказки. Р.К. Загадки, пословицы Ставрополья.

1

06.03

 

4 четверть (5ч.)

13

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах»

1

20.03

 

14

Н.Н. Асеев «Такой мороз» В. Д. Берестов. «Мороз»

1

10.04

 

15

Загадки. М.М. Зощенко «Гроза», Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»

1

24.04

 

16

Промежуточная аттестация. Тестовая работа.

1

28.04

 

17

А.А. Блок «Перед грозой», А.А. Блок «После грозы»Загадки. В.А. Солоухин «Ветер»

1

22.05

 

Итого 17 часов