Рабочая программа учебного предмета
ОУП.11 Родная литература
Самара, 2020 г.
Рабочая программа разработана на основании ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
*
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 4
1.1. Область применения программы.. 4
1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена. 4
1.3. Цель и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.. 6
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.. 6
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБного предмета.. 11
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. 11
3.2. Информационное обеспечение обучения. 11
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОго предмета.. 13
Приложение 1. 14
ОУП.11 Родная литература
Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.
Учебный предмет «Родная литература» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ место учебного предмета «Родная литература» в составе общеобразовательных учебных предметов по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
Содержание программы учебного предмета «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры;
- включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
- поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебного предмета «Родная литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- развитие эстетического сознания через освоение наследия русских мастеров слова;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое и
духовное многообразие окружающего мира;
- формирование умения аргументировать собственное мнение.
• метапредметных:
- развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и
умозаключений;
- развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
• предметных:
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы.
- формирование коммуникативной грамотности;
- формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.
Конкретизация результатов освоения (Приложение 1)
ОУП.11 Родная литература
|
Вид учебной работы |
Объём в часах |
|
|
Объем образовательной программы |
117 |
|
|
Всего учебных занятий |
117 |
|
в том числе: |
|
||
теоретическое обучение |
58 |
|
|
практические занятия, в том числе: |
59 |
|
|
контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|
лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|
индивидуальный проект |
не предусмотрено |
|
|
консультации |
не предусмотрено |
|
|
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в 3 семестре |
|
||
ОУП.11 Родная литература
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия
|
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. |
Древнерусская литература |
19 |
|
Тема 1.1. Литература Киевской Руси
|
Содержание учебного материала |
10 |
|
1. Общая характеристика культуры Руси XI-XIII веков. |
1 |
1,2 |
|
2. Художественные принципы древнерусской литературы. |
1 |
1,2 |
|
3. Практическое занятие № 1. Анализ исторических образов «Слово о полку Игореве». Произведение - как художественный и исторический памятник культуры. |
1 |
2,3 |
|
4. Практическое занятие № 2. Сравнение переводов «Слова» на современный русский язык русских поэтов — В. А. Жуковский, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. |
1 |
2,3 |
|
5. Русское летописание XI-XIII вв. |
1 |
1,2 |
|
6. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII |
1 |
1,2 |
|
7. Практическое занятие № 3. Литературоведческий анализ отрывков из «Повести временных лет». |
1 |
2,3 |
|
8. Практическое занятие № 4. Семинар на тему «Проблемы связи древнерусской литературы и фольклора». |
1 |
2,3 |
|
9. Практическое занятие № 5. Анализ древнерусской житийной литературы с произведениями устного народного творчества. |
1 |
2,3 |
|
10. Жанровое своеобразие древнерусской литературы |
1 |
1,2 |
|
Тема 1.2 Литература XIII-XVII вв. |
Содержание учебного материала |
9 |
|
11. Жанр хождения в древнерусской литературе |
1 |
1,2 |
|
12. Практическое занятие № 6. Анализ реального и фантастического в «Хождении за три моря Афанасия Никитина» |
1 |
2,3 |
|
13. XVI век в литературном процессе русского средневековья |
1 |
1,2 |
|
14. Практическое занятие № 7. Семинар на тему: «Традиционное и новаторское в русской литературе XVII века». |
1 |
2,3 |
|
15. Практическое занятие № 8. Круглый стол «Русское стихотворство XVII в.» |
1 |
2,3 |
|
16. Практическое занятие № 9. Анализ творчества Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, их учеников и последователей |
1 |
2,3 |
|
17. Практическое занятие № 10. Круглый стол: «Место древнерусской литературы в мировой литературе» |
1 |
2,3 |
|
18. Практическое занятие № 11. Круглый стол: «Древнерусское литературное наследие» |
1 |
2,3 |
|
19. Старообрядческая литература |
1 |
1,2 |
|
Раздел 2. |
Литература русского Просвещения XVIII века. |
15 |
|
Тема 2.1 Литература русского Просвещения XVIII века. |
Содержание учебного материала |
15 |
|
20. Русское Просвещение и его национальные черты. |
1 |
1,2 |
|
21. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. |
1 |
1,2 |
|
22. Практическое занятие № 12. Семинар на тему: «Идейно-художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» |
1 |
2,3 |
|
23. Практическое занятие № 13. Дискуссия на тему «Критика о повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и отзывы о произведении» |
1 |
2,3 |
|
24. Практическое занятие № 14. Семинар на тему «Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники сентиментализма в русской литературе». |
1 |
2,3 |
|
25. Творчество Феофана Прокоповича и литературный процесс Петровской эпохи. |
1 |
1,2 |
|
26. Жанр трагикомедии в русской драматургии |
1 |
1,2 |
|
27. Практическое занятие № 15. Анализ драматургии Феофана Прокоповича |
1 |
2,3 |
|
28. Практическое занятие № 16. Дискуссия на тему «Ораторская проза Феофана Прокоповича» |
1 |
2,3 |
|
29. Фольклорные и древнерусские традиции в русской литературе XVIII в. |
1 |
1,2 |
|
30. Переводная литература XVIII в. |
1 |
1,2 |
|
31. Практическое занятие № 17. Круглый стол «Переводы В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова» |
1 |
2,3 |
|
32. Практическое занятие № 18. Анализ переводов Н. И. Ознобишина |
1 |
2,3 |
|
33. Практическое занятие № 19. Круглый стол: «Место русской литературы XVIII в. в мировой литературе» |
1 |
2,3 |
|
34. Практическое занятие № 20. Сочинение-рассуждение: «Влияние литературы XVIII в. на развитие литературы XIX в.» |
1 |
2,3 |
|
Раздел 3. |
Русская литература XIX века |
48 |
|
Тема 3.1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX в.
|
Содержание учебного материала |
17 |
|
35. Основные литературные направления первой половины XIX века, их своеобразие. |
1 |
1,2 |
|
36. Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. |
1 |
1,2 |
|
37. Практическое занятие № 21. Чтение литературных сказок В. А. Жуковского и А. С. Пушкина |
1 |
2,3 |
|
38. Практическое занятие № 22. Сравнение художественных особенностей литературных сказок В. А. Жуковского и А. С. Пушкина |
1 |
2,3 |
|
39. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия. |
1 |
1,2 |
|
40. Практическое занятие № 23. Семинар на тему «Признаки реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» |
1 |
2,3 |
|
41. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин «Цыганы» |
1 |
1,2 |
|
42. Практическое занятие № 24. Написание эссе по творчеству А. С. Пушкина. |
1 |
2,3 |
|
43. Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. |
1 |
1,2 |
|
44. Роман «Герой нашего времени»: своеобразие метода и жанра. |
1 |
1,2 |
|
45. Практическое занятие № 25. Анализ героев романа «Герой нашего времени» |
1 |
2,3 |
|
46. Практическое занятие № 26. Сочинение по образам героев романа «Герой нашего времени». |
1 |
2,3 |
|
47. Художественный мир Н. В. Гоголя. Ранний романтический период. |
1 |
1,2 |
|
48. Практическое занятие № 27. Круглый стол на тему «Сквозные мотивы русской прозы в творчестве Н. В. Гоголя» |
1 |
2,3 |
|
49. Петербургские повести Н. В. Гоголя |
1 |
1,2 |
|
50. Творчество А. И. Герцена. |
1 |
2,3 |
|
51. Практическое занятие № 28. Обсуждение вопроса: «Идейное значение гоголевского смеха и художественные особенности его выражения». |
1 |
1,2 |
|
1 семестр всего: Всего учебных занятий (всего часов)
|
51 |
|
|
Тема 3.2. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX в.
|
Содержание учебного материала |
5 |
|
52. Ф. И. Тютчева: философский характер лирики Тютчева |
1 |
1,2 |
|
53. Практическое занятие № 29. Семинар на тему «Тютчев и Дардменд: мотив молчания в творчестве поэтов» |
1 |
2,3 |
|
54. Особенности лирики А. А. Фета, ее основные мотивы |
1 |
1,2 |
|
55. Практическое занятие № 30. Сравнение лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. |
1 |
2,3 |
|
56. Творчество А. К. Толстого |
1 |
1,2 |
|
Тема 3.3. Развитие русской литературы и культуры во второй половине XIX в.
|
Содержание учебного материала |
26 |
|
57. Н. С. Лесков. Повесть «Запечатленный ангел» |
1 |
1,2 |
|
58. Практическое занятие № 31. Художественный анализ повести Н. С Лескова «Запечатленный ангел» |
1 |
2,3 |
|
59. Творчество П. И. Мельникова-Печерского |
1 |
1,2 |
|
60. Практическое занятие № 32. Чтение и анализ повести П. И. Мельникова-Печерского «Поярков» |
1 |
2,3 |
|
61. Роман-дилогия «В лесах», «На горах». Художественное своеобразие. |
1 |
1,2 |
|
62. Роман-дилогия «В лесах», «На горах». Главные герои романа. |
1 |
1,2 |
|
63. Практическое занятие № 33. Просмотр и обсуждение отрывков экранизации романа-дилогии «В лесах», «На горах». |
1 |
2,3 |
|
64. Д. Л. Мордовцев. Роман «Великий раскол» |
1 |
1,2 |
|
65. Практическое занятие № 34. Просмотр и обсуждение отрывков экранизации романа «Великий раскол». |
1 |
2,3 |
|
66. Практическое занятие № 35. Анализ характеристики героев романа «Великий раскол» |
1 |
2,3 |
|
67. Практическое занятие № 36. Семинар на тему старообрядчества в творчестве П. И. Мельникова-Печерского и Д. Л. Мордовцева |
1 |
2,3 |
|
68. Практическое занятие № 37 Круглый стол «Феномен старообрядчества в русской литературе второй половины XIX в.» |
1 |
2,3 |
|
69. Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. |
1 |
1,2 |
|
70. Практическое занятие № 38. Семинар на тему: «Особенности некрасовского лирического героя». |
1 |
2,3 |
|
71. Поэзия К. Л. Хетагурова |
1 |
1,2 |
|
72. Практическое занятие № 39. Обсуждение близости творчества К.Л. Хетагурова и Н.А. Некрасова. |
1 |
2,3 |
|
73. Н. Е. Каронин-Петропавловский «Рассказы о пустяках» |
1 |
1,2 |
|
74. Практическое занятие № 40. Анализ картины разложения и обнищания пореформенной деревни в «Рассказах о пустяках» |
1 |
2,3 |
|
75. Творчество Н. П. Огарева |
1 |
1,2 |
|
76. Практическое занятие № 41. Анализ лирического произведения К. К. Павловой на выбор. |
1 |
2,3 |
|
77. Практическое занятие № 42. Обсуждение значения творчества Д. В. Григоровича в русской литературе XIX в. |
1 |
2,3 |
|
78. Практическое занятие № 43. Презентация рассказов В. А. Соллогуба |
1 |
2,3 |
|
79.Переводная литература XIX в. |
1 |
1,2 |
|
80. Практическое занятие № 44. Анализ переводов А. Н. Плещеева |
1 |
2,3 |
|
81. Практическое занятие № 45. Круглый стол: «Золотой век русской литературы» |
1 |
2,3 |
|
82. Практическое занятие № 46. Тест по теме «Русская литература XIX в.» |
1 |
2,3 |
|
Раздел 4. |
Русская литература XX в. |
33 |
|
Тема 4.1 Русская литература первой половины XX в. |
Содержание учебного материала |
17 |
|
83. Проблема и принципы периодизации литературы ХХ века |
1 |
1,2 |
|
84. Антиутопия в литературе новой эпохи. |
1 |
1,2 |
|
85. Практическое занятие № 47. Круглый стол на тему «Черты антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». |
1 |
2,3 |
|
86. Проза 20-х годов. Своеобразие ее художественно-стилевого развития |
1 |
1,2 |
|
87. Развитие «малых» форм прозы, тенденция к циклизации |
1 |
1,2 |
|
88. Практическое занятие № 48. Анализ цикла новелл И. Бабеля «Конармия» |
1 |
2,3 |
|
89. Жанр сатиры в XX в. |
1 |
1,2 |
|
90. Практическое занятие № 49. Анализ сатирической прозы 20-х годов (М. Булгаков, Ю. Олеша). |
1 |
2,3 |
|
91. Практическое занятие № 50. Анализ сатирической прозы (И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко). |
1 |
2,3 |
|
92. Практическое занятие № 51. Круглый стол «Уроки «общения» от Остапа Бендера» |
1 |
2,3 |
|
93. Развитие поэзии в 20-е годы. |
1 |
1,2 |
|
94. Тема родины в лирике А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. |
1 |
1,2 |
|
95. Практическое занятие № 52. Анализ лирики серебряного века |
1 |
2,3 |
|
96. Практическое занятие № 53. Семинар на тему «Общество председателей Земного шара» В. Хлебникова» |
1 |
2,3 |
|
97. Практическое занятие № 54. Круглый стол на тему «Поэты революции» |
1 |
2,3 |
|
98. Творчество М. Горького |
1 |
2,3 |
|
99. Практическое занятие № 55. Эссе по поэзии первой четверти XX в. |
1 |
1,2 |
|
2 семестр всего: Всего учебных занятий (всего часов)
|
48 |
|
|
Тема 4.2 Русская литература первой половины XX в. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
100. Творчество М. А. Шолохова. |
1 |
1,2 |
|
101. Художественный анализ романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». |
1 |
1,2 |
|
102. Практическое занятие № 56. Дискуссия на тему: «Вклад М. А. Шолохова в мировую литературу» |
1 |
2,3 |
|
103. М. А. Булгаков «Белая гвардия». Исторические прототипы героев |
1 |
1,2 |
|
104. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
1 |
1,2 |
|
105. Образ Мастера и проблема творчества |
1 |
1,2 |
|
106. Практическое занятие № 57. Сочинение-рассуждение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
1 |
2,3 |
|
Тема 4.3 Литература о Великой Отечественной войне. |
Содержание учебного материала |
3 |
|
107. Великая Отечественная война в художественной литературе. |
1 |
1,2 |
|
108. Тема патриотизма в произведениях Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег». |
1 |
1,2 |
|
109. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях Б. Васильева. |
1 |
1,2 |
|
Тема 4.4 Русская литература второй половины XX в. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
110. Тема Родины в творчестве поэтов - «шестидесятников» |
1 |
1,2 |
|
111. Творчество братьев Стругацких |
1 |
1,2 |
|
112. Лирика И. А. Бродского |
1 |
1,2 |
|
113. Российские нобелевские лауреаты XX в. в области литературы |
1 |
1,2 |
|
114. Литература 90-х годов. |
1 |
1,2 |
|
Раздел 5. |
Современная русская литература |
3 |
|
Тема 5.1 Литература XXI в. |
Содержание учебного материала |
3 |
|
115. Особенности литературного процесса конца XX в -начала XXI в. |
1 |
1,2 |
|
116. Практическое занятие № 58.Семинар на тему «Литература и ее роль в культурной жизни». |
1 |
2,3 |
|
117. Практическое занятие № 59. Дифференцированный зачет. |
1 |
2,3 |
|
3 семестр всего: Всего учебных занятий (всего часов)
|
18
|
|
|
Всего по учебному предмету: Объем образовательной программы (всего часов) Всего учебных занятий (всего часов), в том числе: Консультации (всего часов) Промежуточная аттестация (всего часов)
|
117 117 не предусмотрено не предусмотрено |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета русского языка и литературы:
- рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся.
Технические средства обучения:
1. Проектор
2. Экран
3. Компьютер
Учебно-наглядные пособия:
1. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература в 2ч. Ч.1 – М.:ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2008. – 336 с.
2. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература в 2ч. Ч.2 – М.:ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2008. – 288 с.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1800-1830-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10164-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1800-1830-e-gody437096
2. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1840-1860-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 380 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10685-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1840-1860-e-gody431287
3. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1870-1890-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 441 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-10686-2. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury1870-1890-e-gody-431289
4. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 9916-9498-8. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury1900-1920-e-gody-437100
5. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Режим доступ : www.biblio-online.ru/book/literatura-10-klass-hrestomatiya-438325
6. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов ; под ред. М. А. Сафоновой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literatura-11-klass-hrestomatiya-438455
7. Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) : учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов [и др.] ; сост. А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 438 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/literatura-hrestomatiya-russkaya-klassicheskaya-drama-10- 11-klassy-442118
8. Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста: учебник и практикум для СПО / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 237 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literatura-analiz-poeticheskogo-teksta429994
Дополнительные источники:
1. Михайловский, Н. К. Статьи о русской литературе / Н. К. Михайловский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 408 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5- 534-05319-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/stati-o-russkoy-literature441549
2. Феномен творческой неудачи в литературе : монография / А. В. Подчиненов [и др.] ; под общ. ред. А. В. Подчиненова, Т. А. Снигиревой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 484 с. — (Серия: Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-06511-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/fenomentvorcheskoy-neudachi-v-literature-441609
3. Котляревский, Н. А. Девятнадцатый век / Н. А. Котляревский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с. — (Серия: Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07758-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/devyatnadcatyy-vek-423664
4. Колесов, В. В. Древнерусский литературный язык : учебник и практикум / В. В. Колесов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 333 с. — (Серия: Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01416-7. — Режим доступа: www.biblioonline.ru/book/drevnerusskiy-literaturnyy-yazyk-433326
5. Войлова, К. А. История русского литературного языка : учебник для СПО / К. А. Войлова, В. В. Леденёва. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 432 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10794-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkogo-literaturnogo-yazyka431548
6. Кони, А. Ф. О русских писателях. Избранное / А. Ф. Кони. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 389 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05236-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/o-russkih-pisatelyah-izbrannoe-441389
7. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей в 2 т. Том 1 / Ю. И. Айхенвальд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 420 с. — (Серия: Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05638-9. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/siluety-russkihpisateley-v-2-t-tom-1-441643
8. Айхенвальд, Ю. И. Силуэты русских писателей в 2 т. Том 2 / Ю. И. Айхенвальд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 346 с. — (Серия: Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05639-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/siluety-russkihpisateley-v-2-t-tom-2-44164
Интернет-ресурсы:
1. http://russkiy-literatura.ru/
2. http://www.feb-web.ru/
3. https://rgdb.ru/
Перечень методических указаний, разработанных преподавателем:
1. методические указания по выполнению практических занятий.
Методическое обеспечение для контроля и оценки результатов освоения учебного предмета отражено в Комплекте контрольно-оценочных средств по предмету.
Результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• предметные: - овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы. - формирование коммуникативной грамотности; - формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров. |
Текущий контроль - анализ произведений – урок 3, 7, 9, 12, 16, 27, 32, 45, 58, 60, 66, 74, 76, 80, 88, 90, 91, 95 - выразительное чтение – урок 37, 60 - сочинение – урок 34, 46, 106 - эссе – 42, 99 - круглый стол – урок 15, 17, 18, 31, 33, 48, 68, 81, 85, 92, 97 - проверочная работа – 82 - семинар – 22, 24, 40, 53, 67, 70, 96, 116
Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.11 Родная литература
Таблица 1
Наименование образовательного результата |
Виды учебной деятельности
|
|
Выполнение практических занятий: |
Изучение теоретических тем и/или лабораторных работ: |
|
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы.
|
Практическое занятие № 1. Анализ исторических образов «Слово о полку Игореве». Произведение - как художественный и исторический памятник культуры. Практическое занятие № 2. Сравнение переводов «Слова» на современный русский язык русских поэтов — В. А. Жуковский, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. Практическое занятие № 3. Литературоведческий анализ отрывков из «Повести временных лет». Практическое занятие № 5. Анализ древнерусской житийной литературы с произведениями устного народного творчества. Практическое занятие № 6. Анализ реального и фантастического в «Хождении за три моря Афанасия Никитина» Практическое занятие № 9. Анализ творчества Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, их учеников и последователей Практическое занятие № 15. Анализ драматургии Феофана Прокоповича Практическое занятие № 18. Анализ переводов Н. И. Ознобишина Практическое занятие № 25. Анализ героев романа «Герой нашего времени» Практическое занятие № 28. Обсуждение вопроса: «Идейное значение гоголевского смеха и художественные особенности его выражения». Практическое занятие № 31. Художественный анализ повести Н. С Лескова «Запечатленный ангел» Творчество П. И. Мельникова-Печерского Практическое занятие № 32. Чтение и анализ повести П. И. Мельникова-Печерского «Поярков» Практическое занятие № 33. Просмотр и обсуждение отрывков экранизации романа-дилогии «В лесах», «На горах». Практическое занятие № 34. Просмотр и обсуждение отрывков экранизации романа «Великий раскол». Практическое занятие № 35. Анализ характеристики героев романа «Великий раскол» Практическое занятие № 39. Обсуждение близости творчества К.Л. Хетагурова и Н.А. Некрасова. Практическое занятие № 40. Анализ картины разложения и обнищания пореформенной деревни в «Рассказах о пустяках» Практическое занятие № 41. Анализ лирического произведения К. К. Павловой на выбор. Практическое занятие № 42. Обсуждение значения творчества Д. В. Григоровича в русской литературе XIX в. Практическое занятие № 44. Анализ переводов А. Н. Плещеева Практическое занятие № 48. Анализ цикла новелл И. Бабеля «Конармия» Практическое занятие № 49. Анализ сатирической прозы 20-х годов (М. Булгаков, Ю. Олеша). Практическое занятие № 50. Анализ сатирической прозы (И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко). Практическое занятие № 52. Анализ лирики серебряного века Практическое занятие № 59. Дифференцированный зачет. |
Общая характеристика культуры Руси XI-XIII веков. Художественные принципы древнерусской литературы. Русское летописание XI-XIII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII Жанровое своеобразие древнерусской литературы Жанр хождения в древнерусской литературе XVI век в литературном процессе русского средневековья Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. Жанр трагикомедии в русской драматургии Фольклорные и древнерусские традиции в русской литературе XVIII в. Переводная литература XVIII в. Основные литературные направления первой половины XIX века, их своеобразие. Переводная литература XIX в. Проблема и принципы периодизации литературы ХХ века Антиутопия в литературе новой эпохи. Проза 20-х годов. Своеобразие ее художественно-стилевого развития Развитие «малых» форм прозы, тенденция к циклизации Жанр сатиры в XX в. Развитие поэзии в 20-е годы. Российские нобелевские лауреаты XX в. в области литературы Литература 90-х годов.
|
- формирование коммуникативной грамотности;
|
Практическое занятие № 4. Семинар на тему «Проблемы связи древнерусской литературы и фольклора». Практическое занятие № 7. Семинар на тему: «Традиционное и новаторское в русской литературе XVII века». Практическое занятие № 8. Круглый стол «Русское стихотворство XVII в.» Практическое занятие № 10. Круглый стол: «Место древнерусской литературы в мировой литературе» Практическое занятие № 11. Круглый стол: «Древнерусское литературное наследие» Старообрядческая литература Практическое занятие № 12. Семинар на тему: «Идейно-художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Практическое занятие № 13. Дискуссия на тему «Критика о повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и отзывы о произведении» Практическое занятие № 14. Семинар на тему «Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники сентиментализма в русской литературе». Практическое занятие № 16. Дискуссия на тему «Ораторская проза Феофана Прокоповича» Практическое занятие № 17. Круглый стол «Переводы В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и М. В. Ломоносова» Практическое занятие № 19. Круглый стол: «Место русской литературы XVIII в. в мировой литературе» Практическое занятие № 23. Семинар на тему «Признаки реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Практическое занятие № 27. Круглый стол на тему «Сквозные мотивы русской прозы в творчестве Н. В. Гоголя» Практическое занятие № 29. Семинар на тему «Тютчев и Дардменд: мотив молчания в творчестве поэтов» Особенности лирики А. А. Фета, ее основные мотивы Практическое занятие № 36. Семинар на тему старообрядчества в творчестве П. И. Мельникова-Печерского и Д. Л. Мордовцева Практическое занятие № 37 Круглый стол «Феномен старообрядчества в русской литературе второй половины XIX в.» Практическое занятие № 38. Семинар на тему: «Особенности некрасовского лирического героя». Поэзия К. Л. Хетагурова Практическое занятие № 45. Круглый стол: «Золотой век русской литературы» Практическое занятие № 47. Круглый стол на тему «Черты антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Практическое занятие № 51. Круглый стол «Уроки «общения» от Остапа Бендера» Практическое занятие № 53. Семинар на тему «Общество председателей Земного шара» В. Хлебникова» Практическое занятие № 54. Круглый стол на тему «Поэты революции» Практическое занятие № 56. Дискуссия на тему: «Вклад М. А. Шолохова в мировую литературу» Практическое занятие № 58.Семинар на тему «Литература и ее роль в культурной жизни». Практическое занятие № 59. Дифференцированный зачет. |
Творчество Феофана Прокоповича и литературный процесс Петровской эпохи. Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин «Цыганы». Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Художественный мир Н. В. Гоголя. Ранний романтический период. Творчество А. И. Герцена. Ф. И. Тютчева: философский характер лирики Тютчева Творчество А. К. Толстого Творчество Н. П. Огарева Тема родины в лирике А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. Творчество М. Горького Творчество М. А. Шолохова. Тема патриотизма в произведениях Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег». Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях Б. Васильева.
|
- формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.
|
Практическое занятие № 20. Сочинение-рассуждение: «Влияние литературы XVIII в. на развитие литературы XIX в.» Практическое занятие № 21. Чтение литературных сказок В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Практическое занятие № 22. Сравнение художественных особенностей литературных сказок В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Практическое занятие № 24. Написание эссе по творчеству А. С. Пушкина Практическое занятие № 26. Сочинение по образам героев романа «Герой нашего времени». Практическое занятие № 30. Сравнение лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Практическое занятие № 43. Презентация рассказов В. А. Соллогуба Практическое занятие № 46. Тест по теме «Русская литература XIX в.» Практическое занятие № 55. Эссе по поэзии первой четверти XX в. Практическое занятие № 57. Сочинение-рассуждение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Практическое занятие № 59. Дифференцированный зачет.
|
А. С. Грибоедов. «Горе от ума» - первая русская реалистическая комедия. Роман «Герой нашего времени»: своеобразие метода и жанра. Петербургские повести Н. В. Гоголя Н. С. Лесков. Повесть «Запечатленный ангел» Роман-дилогия «В лесах», «На горах». Художественное своеобразие. Роман-дилогия «В лесах», «На горах». Главные герои романа. Д. Л. Мордовцев. Роман «Великий раскол» Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Н. Е. Каронин-Петропавловский «Рассказы о пустяках» Художественный анализ романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». М. А. Булгаков «Белая гвардия». Исторические прототипы героев Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Мастера и проблема творчества Великая Отечественная война в художественной литературе. Тема Родины в творчестве поэтов - «шестидесятников» Творчество братьев Стругацких Лирика И. А. Бродского Особенности литературного процесса конца XX в - начала XXI в. |
Таблица 2
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Формируемые результаты
|
1. |
Идейно-художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» |
1 |
Разбор конкретных ситуаций |
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы. - формирование коммуникативной грамотности; |
2. |
Практическое занятие № 25. Анализ героев романа «Герой нашего времени |
1 |
Эвристическая беседа |
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы. - формирование коммуникативной грамотности; |
3. |
Практическое занятие № 56. Дискуссия на тему: «Вклад М. А. Шолохова в мировую литературу» |
1 |
Дискуссия |
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы. - формирование коммуникативной грамотности. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.