Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика. 2 класс» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)

  • Документация
  • docx
  • 13.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
Иконка файла материала Речевая практика.docx

 

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)  разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 "Об образовании в Российской Федерации"

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года  No 1599);

- Примерной рабочей программы для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- авторской программы С. В. Комаровой (Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2016.).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

МБОУ «Гимназия №1»

          

         Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

     Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

   Задачи обучения:

·     способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;

·     корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

·     формировать выразительную сторону речи;

·     учить строить устные связные высказывания;

·     воспитывать культуру речевого общения.

            Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников.

       Содержание программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в каждом классе:

1. Аудирование и понимание речи.

2. Дикция и выразительность речи.

3. Общение и его значение в жизни.

4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).

            Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая подготовительная работа создаёт условия для более свободного пользования отработанными ранее умениями в пределах организуемой речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения.

 

Согласно учебному плану на изучение курса  «Речевая практика» во 2 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа ориентирована на УМК:

- Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы – М. : Просвещение, 2019

- Комарова С.В. Речевая практика. Рабочая тетрадь. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы – М. : Просвещение, 2019

 

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

 


 

Планируемые результаты изучения учебного предмета « Речевая практика»

Личностные и предметные результаты освоения предмета

         Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты обучения

Достаточный уровень:

— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на  аудионосителе;

— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;

— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча школы, ближайших родственников;

— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Минимальный уровень:

— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

— адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома;

— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

— слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Личностные результаты обучения:

— зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).

 

                        


 

Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе (68ч.)

Аудирование и понимание речи

Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка,

гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)

Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за

парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.

Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).

Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.

Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию».

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку;

Дети слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.

 

Дикция и выразительность речи

Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.

Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)

Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.

Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.

Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

 

Общение и его значение в жизни.

Обращение, привлечение внимания.

 «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).

Ласковые обращения.

Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.

Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения

 («Скажите, пожалуйста…»).

Знакомство, представление, приветствие.

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание.

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,

«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Поздравление, пожелание.

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.

Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Телефонный разговор.

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к

телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет.

Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.

Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,

«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение.

Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).

Использование форм обращения при

извинении.  Извинение перед старшим, ровесником.

Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

 

Темы речевых ситуаций

«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето», «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!»,

«Я записался в кружок», «Поклонимся памяти героев».

«Я в мире природы»: «У меня есть щенок!».

 

 

Тематическое планирование

 

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-4

Добро пожаловать!

4

5-8

Истории о лете

4

9-11

«Три поросёнка»

3

12-15

Расскажи мне о школе

4

16-18

Вспоминаем любимые сказки

3

19-22

Алло! Алло!

4

23-26

С Днём рождения!

4

27-29

Новогодняя сказка

3

30-32

Новогодний карнавал

3

33-36

Дежурство

4

37-40

У меня есть щенок!

4

41-44

Пошли в столовую!

4

45-48

«Красная Шапочка»

4

49-52

Я поздравляю тебя!

4

53-56

Я записался в кружок!

4

57-60

Вспоминаем любимые сказки

4

61-64

Скоро лето!

4

65-68

Поклонимся памяти Героев

4