Рабочая программа учебного предмета "Рисование"(дошкольное образование)
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета "Рисование"(дошкольное образование)

Оценка 4.7
docx
09.12.2020
Рабочая программа учебного предмета "Рисование"(дошкольное образование)
Программа по ИЗО (садик)docx.docx

Структурное  подразделение муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа

МКДОУ Верхнетойденский детский сад ОРВ

 

 

 

РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании методического объединения учителей «Развивая, обучаем

и воспитываем»

протокол № 1

от «28» августа 2018 г.                                                                                   

 

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МКОУ Верхнетойденской СОШ

 

протокол №1

от «28» августа 2018 г

 

УТВЕРЖДЕНА

Директор МКОУ Верхнетойденской СОШ

  __________________              С. В. Половица                                   

 

приказ № 50

от «29» августа 2018 г

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Рисование»,

(дошкольное образование)

 

 

Составитель: учитель дополнительного образования

Владимирова Валентина Ивановна

 

 

 

 

село Верхняя Тойда

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Организованная совместная деятельность педагога с детьми по рисованию в разновозрастной группе проводится 1 раз в неделю (36-в год) в первой половине дня.

Особенностью программы является использование нетрадиционных техник и способов получения изображений в качестве значимого средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Это даёт возможность детям самовыражаться в творческих работах и развивает креативное мышление

         Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие» Оформление детьми спортивных праздников, развитие мелкой моторики, физкультминутки, тренировка зрения по Базарному, упражнения на релаксацию. 

«Художественно-эстетическое развитие» Изготовление пригласительных билетов; моделирование театральных костюмов; создание декораций. Использование детских рисунков в оформлении зала к праздникам и занятиям;  прослушивание музыки  для создания настроения и лучшего понимания образа.

«Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ, работ своих товарищей; обогащение словаря художественными терминами. Подбор и чтение стихов по настроению рассматриваемых работ (репродукции картин великих художников и собственных рисунков).

«Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением и свойствами  предметов, объектов.

«Социально-коммуникативное развитие» Формирование гражданской принадлежности к мировому сообществу, патриотических чувств к родной стране, краю. Закрепление навыков творческой деятельности в коллективе, выработка норм поведения. Развитие всех компонентов устной речи дошкольников в различных видах творческой деятельности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

         Важной частью работы по изобразительной деятельности является привлечение в процесс родителей дошкольников. Задача развития творчества дошкольников решается через проникновение в первый круг общения ребенка – его семью. Это может быть просвещение родителей через СМИ, публикация полезных советов на сайте детского сада, оформление буклетов. Используются следующие формы работы с родителями:

- Дни открытых дверей;

- ежедневные выставки детских работ в группах;

- консультации: «Как правильно оформить выставку детских работ дома», «Культура детской одежды», «Как помочь ребенку увидеть красоту мира», «С ребёнком в музей»; «Как развить у ребёнка творчество»; «Как рассматривать картину»;

- открытая непосредственная образовательная деятельность;

- оформление детских конкурсных и коллективных работ в «Творческой мастерской»;

- конкурсы рисунков и поделок, изготовленных детьми совместно с родителями;

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

 

Задачи художественно-эстетического развития:

Воспитывать у детей:

эмоциональную реакцию на произведение искусства, сопереживание изображенному, способность выразить чувства словами;

уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.

Формировать у детей:

чувственный образ исследуемого предмета, объекта;

эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства; способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;

умение определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж;

умение использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

умение следовать групповым правилам взаимодействия со взрослыми и другими детьми в ситуации совместной художественно-творческой деятельности; разделять радость успеха или неудачу;

Развивать у детей:

представления о материалах и техниках художественно-изобразительной деятельности;

умение координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа при изображении предметов ближайшего окружения;

умение составлять композиции в процессе предметного, сюжетного и декоративного рисования передавая красоту природной и социальной действительности;

понимание содержания произведений народного искусства и умение выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.

Задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса:

обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и поддержка каждой семьи с целью развития творчески самостоятельной личности;

обеспечить единство форм содержания образования детей через партнерское взаимодействие всех специалистов ДОУ.

Словесные методы и приемы:

• Беседа. Цель - вызвать интерес, оживить в памяти ранее воспринятый образ, выявить знания ребенка, объяснить, что и как он будет делать. Беседа  краткая и эмоциональная. В беседе используются вопросы - наводящие, уточняющие, обобщающие.

• Художественное слово: сказка-история, рассказанная от лица персонажа или взрослого, стихотворение, загадка, песня, пословицы, поговорки.

• Словесная инструкция (монологовая и диалоговая форма) сопровождает наглядный показ способов и приемов деятельности. Ребенок может повторить этапы работы, рассказанные взрослым, это позволяет тренировать память, внимание, формирует умение четко планировать этапы своей деятельности.

• Советы взрослого, используемые в ходе работы, не превращаются в давление, лишь носят характер наметки, подсказки ребенку.

• Поощрение - мощное средство мотивации на любом этапе деятельности, которое лучше воспринимается детьми, если звучит из уст игрового персонажа, сразу дается совет, как следует исправить ситуацию, оказывается действенная помощь.

Наглядные методы и приемы:

• Дидактические схемы и таблицы, на которых могут быть представлены планы, схемы, модели деятельности. Схемы очень полезны в работе с детьми, так как развивают умения декодировать информацию. Эти умения связаны с развитием логики, абстрактного мышления и умения планировать, проектировать свою деятельность. Схемы широко применяются в уголке для самостоятельной работы ребенка.

• Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций объектов, которые невозможно в данный момент увидеть в реальной жизни. Это позволяет уточнить характерные особенности объекта или сюжета.

• Подробный показ взрослым всех этапов изготовления поделки или создания рисунка.

• Показ взрослым отдельных этапов выполнения работы в сочетании с речевой инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов.

• Наблюдения, экскурсии  сочетаются с использованием художественного слова, показом иллюстраций.

• Использование образца помогает ребенку увидеть результат. Образец должен быть приближенным к жизни и выполнен в том же материале, что и работа детей. Образец выставляется в начале занятия и остается до его окончания.

• Рассматривание и обследование образца проводится непосредственно перед занятием.

Практические методы:

• Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа) широко используются с целью создания игровой мотивации, уточнения задания, поощрений и формирования умения давать оценку готовым работам.

• Пальчиковая гимнастика (упражнения, игры с пальчиками) может быть направлена на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук, на выработку их координации и взаимодействия, на развитие гибкости суставов, а в иных случаях на снятие напряжения и мышечной релаксации. Художественный текст, сопровождающий движения пальцев, соответствует сюжету занятия. Пальчиковая гимнастика может использоваться во всех частях занятия и вне занятий, содержание ее зависит от конкретных целей.

• Упражнения помогают овладеть разнообразными способами и приемами деятельности.

• Мотивация - побуждение к деятельности.

Для реализации поставленных задач при организации образовательного процесса предусматриваются следующие средства:

развивающие игры: настольно-печатные, словесные; театрализованные и режиссерские игры, сюжетно-ролевые;

подвижные игры; с предметами и без;

творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

экскурсии; посещение выставок, концертов, спектаклей;

исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты);

развлечения; праздники;

проектирование решения проблемы;

познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий);

посещение гостей;

чтение сказок, потешек, стихов, прослушивание музыкальных произведений;

трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

Целевые ориентиры:

   Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

   Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

   Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

   Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

   У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

   Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

   Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
       Данная программа является модифицированной программой на основе программ: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой, «Радуга» Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество, «Радуга» Доронова Т.Н., «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», «Цветные ладошки» Лыкова И.А., «Детство» «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 
     Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.   

   На занятиях по рисованию, лепки, аппликации происходит связь со всеми сторонами воспитательной работы. Изобразительная деятельность опирается на те занятия, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок, на экскурсиях.

   Начиная со старшей группы, некоторые темы разделены на два занятия. Делается это для того, чтобы дети могли полнее выразить свои впечатления о том или ином событии, явлении, передать развернутый сюжет.
         Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих  сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
   На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. 
    Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
    Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Образовательная область «Художественное творчество»

«Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

·                     развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

·                     развитие детского творчества;

·                     приобщение к изобразительному искусству».

Развитие продуктивной деятельности

Рисование

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Развивать тмение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Формировать умение закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за презлы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование.

 Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоиовских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи)

Рисование

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания гневного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое—в пасмурный), Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование

Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него—задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование

 Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др,). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

     

 

Требования к усвоению программы:

К концу года дети могут:

1.     Знать и называть материалы, которыми можно рисовать, цвета, заданные программой, название народных игрушек.

2.     Уметь изображать отдельные предметы, простые композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты, подбирать цвета, соответствующие изображенным предметам, правильно пользоваться карандашами, кистью и краска

 

Методическое пособие для педагога дополнительного образования:

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (старшая группа). Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014 г

Дополнительная литература.

1.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014 г.

2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

3.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005

4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.

5. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

6. «Дидактические игры и занятия»  И.А. Лыкова. Издательский дом «Карапуз»  Творческий центр «Сфера» Москва 2

 

Перспективно -  тематическое планирование для детей (первого года обучения)

Средняя группа

 

№ п/п

Дата

Тема

Программное содержание

Методика проведения

Материалы

Связь с другими предметами

Литература

1

2

3

4

5

6

7

8

1

 

«Нарисуй картинку про лето» (Рисование по замыслу)

- Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления.

- Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать её в воде, осушать о тряпочку.

_ Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Вспомнить с детьми, что они наблюдали летом: ярко светило солнышко, цвели разные цветы, над лугом летали  бабочки…

Побуждать детей  к активным высказываниям. Выслушать все ответы детей. Прочитать стихотворения о лете.. Предложить нарисовать  картинку про лето. Поощрять рисование нескольких изображений( жучков, бабочек…)Выбрать самые красивые изображения.

Цветные восковые мелки, альбомные листы, салфетка.

Чтение стихотворений, беседы о лете, пение песен о лете, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»

с. 23-14

2

 

«На яблоне поспели яблоки»

- Продолжить учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви.

- Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева.

-Закреплять приемы рисования карандашом.

-Учить быстрому  приему рисования листвы.

-Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Поговорить с детьми о том, что в садах поспели яблоки; они круглые, румяные, висят на ветвях дерева. Продемонстрировать  рисование на доке (детьми). Показать, как быстро нарисовать круговыми  движениями листья, не закрашивая их. Сказать , что яблоки дети будут рисовать сами. Поговорить о том, как много яблонь нарисовали дети. Поощрять изменения и дополнения в рисунке.

Цветные карандаши, ½ альбомного листа.

Чтение стихотворений, наблюдение на прогулках, экскурсиях                      , рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.25-26

3

 

«Красивые цветы»

-Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения.

-Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать.

-Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.

-Развивать эстетическое восприятие.

- Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Рассмотреть с детьми цветы, отметить их красоту, свежесть, строение( серединка цветка, лепестки, стебель, листья). Обратить внимание на разнообразие цветов и форм. Предложить ребятам показать, как можно нарисовать цветы. Поощрять использование красок разного цвета. Напомнить о правильных приемах рисования кистью и красками.

Гуашь разных цветов, альбомный лист, банка с водой, салфетки на каждого ребенка

Наблюдения в  цветниках, рассматривания цветов в букете, иллюстраций, открыток.

Т.С. Комарова

с.27-28

4

 

«Цветные шары»

-Продолжить знакомство с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять  их отличия.

-Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы.

-Закреплять навыки закрашивания, легко касаясь карандашом бумаги.

-Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Рассмотреть с ребятами воздушные шары круглой и овальной формы, обрисовать  эти формы в воздухе движением руки. Показать прием рисования круга и овала карандашом(мелком восковым).Рассмотреть все рисунки, уточнить название формы изображенных предметов.

Цветные шары круглой и овальной формы. Карандаши ( восковые мелки), альбомные листы на каждого ребенка

Игры с игрушками. Самостоятельное использование дидактической игры «найди такой же по форме»

Т.С. Комарова

с.30-31

5

 

«Золотая осень»

- Учить детей изображать осенью.

-Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветви, осеннюю листву.. Закреплять технические умения в рисовании красками.

- Подводить детей к образной передаче явлений

-Воспитывать самостоятельность , творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Спросить у детей, какое сейчас время года, какого цвета листья на деревьях и много ли их. Прочитать стихотворения

Вспомнить, с чего надо рисовать дерево, уточнить его части. Рассмотреть выполненные работы, подчеркнуть красоту осеннего колорита.

Гуашь, альбомные листы, кисти, салфетки ,  банки с водой.

Чтение стихотворений, пение песен об осени. Прогулка, экскурсия в парк, сбор листьев. Рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.31-32

6

 

«Сказочное дерево»

- Учить детей создавать в рисунке сказочный образ.

- Упражнять в умении передавать правильное строение дерева, закрашивать.

- Развивать воображение, творческие способности, речь.

Сказать, что у сказочных деревьев, как у настоящих, есть ствол и ветви, но их листья, цветы и плоды могут быть разными, волшебными, не похожими на настоящие. Предложить ребятам придумать, что может расти на сказочных деревьях.

При просмотре работ отметить разнообразие решений и сказать, что получился настоящий волшебный сад.

Карандаши( восковые мелки), ½ альбомного листа.

Стихотворение К.И. Чуковского «Чудо-дерево». Рассматривание иллюстраций, чтение сказок.

Т.С. Комарова

с.33

7

 

Декоративное рисование «Украшение фартука»

- Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

- Развивать цветовое  восприятие.

Рассмотреть с детьми несколько фартуков; обратить внимание на то, как они украшены, как расположен узор, каких форм и цветов элементы узора. Предложить детям  украсить свои фартуки.

Образцы фартуков с отделкой. Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки, вырезанные из белой бумаги силуэты фартуков.

Рассматривание красивых изделий: фартуков, платков..

Т.С. Комарова

с.34

8

 

«Яички простые и золотые»

- Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой» и «острый».

- Учить приему рисования овальной формы.

- Упражнять в умении аккуратно завершать рисунки.

- Подводить к образному выражению содержания.

- Развивать воображение.

Уточнить особенности овальной формы, нарисовать яйцо в воздухе. Побуждать детей более точно передавать форму. Напомнить о ровном аккуратном закрашивании.

Гуашь белая и желтая, листы бумаги различных оттенков, кисти ,банка с водой, салфетки

Чтение сказки «Курочка Ряба»

Т.С. Комарова

с.36-37

9

 

Рисование по замыслу.

- Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить  задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка.

- Развивать творческие способности, воображение.

Предложить детям подумать, что бы каждый  хотел нарисовать. Напомнить о предстоящем празднике.

Белая бумага, цветные карандаши( мелки).

Рассматривание   иллюстраций, наблюдения.

Т.С. Комарова

с.38-39

10

 

Декоративное рисование «Украшение свитера»

-Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги.

- Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера.

-Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Показать детям вырезанные из бумаги свитеры, предложить украсить их. Спросить, где можно разместить украшения. Каждый ребенок украшает как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узоры.

Вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов, полоски бумаги, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Т.С. Комарова

с.40

11

 

«Маленький гномик»

- Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка- лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки.

-Закреплять умение рисовать красками и кистью.

- Подводить к образной оценке готовых работ.

Рассказать детям о сказочных лесных человечках- гномах. Показать игрушку, рассмотреть ее. Обговорить пропорции гномиков. Выбрать наиболее красивых и нарядных гномиков.

Гномик, гуашь, бумага,  баночки с водой, салфетки, кисти

Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Т.С. Комарова

с.42-43

12

 

«Рыбки плавают в аквариуме»

-Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму: хвост, плавники.

-Закреплять умение рисовать красками и кистью, используя штрихи разного характера.

- Воспитывать самостоятельность, творчество

-Учить отмечать выразительные изображения.

Вспомнить, как наблюдали за плавающими рыбками в аквариуме. Показать ,как по-разному можно закрасить рыбку( в полоску, штрихами, точками и др.) Привлекать внимание к выразительности рисунков

Рыбки. Гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание рыбок.

Т.С. Комарова

с.43-44

13

 

«Кто в каком домике живет»

Развивать представления детей о том, где живут насекомые, птицы, собаки  и др. живые существа.

- Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных  частей( скворечник, улей, конура, будка). Рассказать детям о том, как человек заботится о животных.

Спросить у детей о том, каких они знают животных и месте их обитания. Показать иллюстрации.

Предложить детям рассказать о своих рисунках, похвалить их за старание.

Бумага, цветные карандаши (восковые мелки)

Беседа о природе, жизни животного мира, наблюдение на прогулке, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.45-46

14

 

«Снегурочка»

- Учить детей изображать Снегурочку в шубке( шубка книзу расширена, руки от плеч).

- Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывая одну краску на другую по высыхании.

Рассмотреть Снегурочку. Движением руки нарисовать в воздухе шубку Снегурочки. Напомнить, что рисовать надо с головы, правила рисования кистью и красками.. Направлять внимание детей на передачу деталей украшения шубки, шапочки.

Игрушка Снегурочка. Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки.

Рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, открыток с изображением Снегурочки.

Т.С. Комарова

с.47-48

15

 

«Новогодние поздравительные открытки»

- Учить детей самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное.

- Закреплять технические приемы рисования.

-Воспитывать инициативу, самостоятельность.

-Развивать эстетические чувства, фантазию, желание порадовать близких, положительный отклик на созданное изображение.

Показать открытки. Подумать и сказать, что они будут рисовать.

Отметить наиболее выразительные работы.

Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки.

Подготовка к новогоднему празднику, беседы о приближении праздника.

Т.С. Комарова

с.48-49

16

 

«Наша нарядная елка»

- Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.

-Формировать умение рисовать елку  с удлиняющимися книзу ветвями.

-  Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать краску на другую только по высыхании.

- Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Вспомнить с детьми новогоднюю елку в детском саду. Уточнить приемы изображения елки. Подчеркнуть разнообразие елочных украшений.

Напомнить приемы рисования красками

Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки

Подготовка к празднику, участие в празднике.

Т.С. Комарова

с.50

17

 

«Маленькой елочке холодно зимой»

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное.

-Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками.

-Закреплять умение рисовать красками.

-Развивать образное восприятие, представление.

-Желание создавать красивый рисунок.

Вспомнить песенку про елочку. Нарисовать елочку в воздухе. Напомнить детям, что нужно нарисовать маленькую елочку среди больших елок и деревьев.

Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки

Пение песен о елке на музыкальных занятиях.

Т.С. Комарова

с.51

18

 

«Развесистое дерево»

- Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветками.

- Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

-Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Вспомнить с детьми, какие деревья они видели на прогулке, какие у них ветви. Показать, как по-разному нажимая на карандаш, можно нарисовать тонкие и толстые ветви.

В процессе рисования добиваться регуляции нажима на карандаш.

бумага, графитные карандаши 3М

Наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.52-53

19

 

«Нарисуй, какую хочешь игрушку»

- Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение , передавая форму частей.

-Закреплять  навыки рисования красками.

-Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять.

-Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о  созданном изображении.

- Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Назвать свои любимые игрушки. Вспомнить из каких частей состоит игрушка. Рассмотреть готовые работы. Вызывать положительное эмоциональное отношение к рисункам.

Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки

Игры с игрушками, уточнение их формы.

Т.С. Комарова

с.56

20

 

Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковских росписей)

- Знакомить детей с росписью дымковской игрушки( барышни), учить выделять элементы узора( прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки)

- Учить равномерно покрывать лист.

-Развивать чувства ритма, композиции, цвета.

Рассмотреть с детьми узор на юбке дымковской барышни. Предложить нарисовать такой же.

Дымковские барышни. Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки

Знакомство с дымковской игрушкой. Рассматривание платков.

Т.С. Комарова

с.57

21

 

Украсим полоску флажками

-Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений.

-Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием.

-Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции.

Рассмотреть с детьми несколько образцов украшения полоски флажками, а затем украсить свою полосочку. Показать детям прием закрашивания: медленными движениями у контура и быстрыми – в середине.

Альбомные листы, разрезанные пополам по горизонтали, цветные карандаши.

Обращать внимание детей на окружающую их  эстетическую развивающую среду.

Т.С. Комарова

с.58-59

22

 

«Девочка пляшет»

-Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое,: девочка одета в платье.

- Учить изображать  простые движения, закреплять приемы закрашивания красками.

-Побуждать к образной оценке изображений.

Показать детям куклу и простые движения танца: руки на поясе…Обратить внимание детей на соотношение частей по величине. Обговорить расположение фигуры на листе. Напомнить прием закрашивания.

Иллюстрация танцующей девочки. Гуашь, кисти, бумага1/2 листа, баночка с водой, салфетки

Участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Т.С. Комарова

с.60

23

 

«Красивая птичка»

- Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение.

- Упражнять в рисовании красками, кистью.

-Развивать образное восприятие, воображение.

- Расширять представления о красоте, образные представления

Рассмотреть птичку. Уточнить приемы ее изображения. Поощрять внесение в рисунок дополнений, соответствующих содержанию изображения( травка, солнышко, зернышко)

Цветные карандаши( восковые мелки), ½ альбомного листа.

Наблюдение за птицами во время прогулок., рассматривание иллюстраций, игрушек.

Т.С. Комарова

с.61-62

24

 

Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»

- Развивать эстетическое восприятие.

-Продолжить знакомство с дымковскими игрушками, учить отличать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

- Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.

-Закреплять приемы работы кистью.

рассмотреть дымковские игрушки, вызвать у детей радостное, эмоциональное отношение к ним. Выделить простые элементы украшения. Предложить детям расписать уточку и утят.

Гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, салфетки

Знакомство с дымковскими изделиями, их росписью.

Т.С. Комарова

с.62-63

25

 

«Расцвели красивые цветы»

- Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом.

- Развивать эстетические чувства, чувство ритма, представления о красоте.

Показать открытки с изображением цветов, обратить внимание на то, что цветы разные: лепестки разной формы и цвета. Составить панно для украшения группы к 8 марта.

Бумага желтого или зеленого тона, Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки

Рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Т.С. Комарова

с.64.

26

 

Декоративное рисование «Украсим платьице кукле»

- Учить детей составлять узор из знакомых элементов.

-Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Показать платье, объяснить, что его надо украсить. Вспомнить элементы узора (листочки, кольца, точки и др.) Рассмотреть готовые рисунки, выбрать красивые.

Вырезанные из белой бумаги платья. Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки

Рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Т.С. Комарова

с.68-69

27

 

«Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

Продолжить учить рисовать четвероногих животных.

-Учить сравнивать животных, видеть общее и различное.

-Развивать образные представления, воображение творчество.

-Учить передавать сказочные образы.

-Закреплять приемы работы с красками и кистью.

Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят»Сравнить форму головы и тела козленка. Обсудить начало рисунка.  Рассмотреть все рисунки, порадоваться получившимися козлятами.

. Гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки, зеленая бумага. Иллюстрация козленка.

Рассказывание р.н.с. «Волк и семеро козлят».Рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.69-70

28

 

«Как мы играем в подвижную игру «Бездомный заяц»

- Развивать воображение детей.

- Формировать  умение с помощью выразительных средств( форма, положение объекта в пространстве)  передавать в рисунке сюжет игры, образы животных.

- Формировать интерес к творческой деятельности.

Вспомнить игру «Бездомный заяц». Рассмотреть  игрушечного зайца или иллюстрацию. Обратить внимание на овальную форму тела и остальные части тела(ушки, лапки) Напомнить приемы рисования красками и кистью.

Листы бумаги светло-зеленого или светло-желтого цвета, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Подвижные игры. Рассматривание иллюстраций, игрушек.

Т.С. Комарова

с.71

29

 

«Сказочный домик-теремок»

- Учить детей передавать в рисунке образ сказки.

-Развивать образные представления, воображение творчество, самостоятельность.

- Совершенствовать приемы украшения.

Вспомнить с детьми сказку, в которой говорится о теремке. Уточнить его форму, активизируя детей: прямоугольная стена, маленькие окошки, треугольная крыша. Предложить детям нарисовать и украсить сказочный домик. Поощрять изображение дополнительных деталей.

Цветные карандаши( мелки восковые), квадратные листы бумаги

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.72-73

30

 

«Мое любимое солнышко»

-Развивать образные представления, воображение детей.

Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений.

Рассмотреть с детьми картинки солнышка. Предложить нарисовать солнышко-свое, непохожее на другие. Уточнить его форму и цвет.

Квадратные листы бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Наблюдение на прогулке, чтение стихотворений, пение песен о солнышке.

Т.С. Комарова

с.74-75

31

 

«Твоя любимая кукла»

_Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки.

-Закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину.

- Учить рисовать крупно, во весь лист.

-Упражнять в рисовании и закрашивании.

- Учить рассматривать рисунки, обосновывать свой выбор.

Рассмотреть с детьми куклу. Предложить ребенку нарисовать свою любимую куклу (кукла-солдат, матрос ит.д.) Поощрять самостоятельный выбор.

Цветные карандаши( мелки восковые, фломастеры),  листы бумаги

Рассматривание кукол, беседа о любимой кукле.

Т.С. Комарова

с.75-76

32

 

«Дом, в котором ты живешь»

- Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.

-Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

-Вызвать у детей желание рассматривать свои рисунки, выражать свое отношение к ним.

Вспомнить с детьми, в каких домах они живут. Уточнить форму, пропорции, расположение этажей, дверей, окон.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций, конструирование из строительного материала.

Т.С. Комарова

с.77

33

 

«Празднично украшаем дом»

-Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке.

-Закреплять умение рисовать дом и украшать его флагами, цветными огнями.

-Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет.

-Развивать образное восприятие.

-Учить выбирать при анализе работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать о них.

Вспомнить с детьми, какие бывают дома, как их украшают к празднику.

Бумага, гуашь ( восковые мелки, фломастеры, карандаши), кисти, баночка с водой, салфетки.

Наблюдение на прогулках и экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений.

Т.С. Комарова

с.78

34

 

«Самолеты летят сквозь облака»

-Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш.

-Развивать образное восприятие, представления.

-Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Рассмотреть игрушечный самолет, уточнить его части( корпус, крылья) и их форму. Предложить детям нарисовать, летящий в облаках самолет.

Бумага ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Чтение книг, беседа, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.80

35

 

«Нарисуй картинку про весну»

-Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны.

-Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

-Упражнять в рисовании красками

Поговорить с детьми о том, что на улице стало тепло, ярко светит солнце, весело поют птицы, цветут цветы. Вспомнить стихотворения о весне.

Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Наблюдение на прогулках, чтение книг.

Т.С. Комарова

с.81

36

 

«Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»

-Развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество.

_ Формировать положительное эмоциональное отношение к знаниям  по изобразительной деятельности.

-Закреплять приемы рисования разными материалами.

Вспомнить с детьми сказку «Жар-птица», поговорить о необычном оперении хвоста птицы. Предложить детям нарисовать свой, необычный узор. Отметить наиболее яркие, красочные рисунки.

Вырезанные из бумаги перья ( длина15 см) Бумага, гуашь ( восковые мелки, фломастеры, карандаши), кисти, баночка с водой, салфетки.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Т.С. Комарова

с.83

 

 

 

Перспективно -  тематическое планирование для детей (второго года обучения)

Старшая группа.

 

№ п/п

Дата

Тема

Программное содержание

Методика проведения

Материалы

Связь с другими предметами

Литература

1

2

3

4

5

6

7

8

1

 

«Лето»

- Учить детей доступными средствами отражать свои впечатления о лете в рисунке.

- Закреплять приемы рисования кистью и красками промывать её в воде, осушать о тряпочку.

-Учить рассказывать о том, что нарисовали.

Вспомнить с детьми, что они наблюдали летом: ярко светило солнышко, цвели разные цветы, над лугом летали  бабочки…

Побуждать детей  к активным высказываниям. Выслушать все ответы детей. Попросить детей прочитать   стихотворения о лете   вспомнить песенки.. Предложить нарисовать  картинку про лето.

Акварель, гуашь, альбомные листы, салфетка.

Чтение стихотворений, беседы о лете, пение песен о лете, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»

с. 32

2

 

«Кукла в национальном костюме»

-Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей тела;

- рисовать контур карандашом и закрашивать красками

-учить изображать характерные особенности национального костюма;

-поощрять стремление детей рисовать в свободное время.

- Рассказать  детям о многонациональном населении нашей страны;

- рассказать о национальных костюмах разных народов, селений:

Кукла в национальном костюме. Акварель, гуашь, цветные карандаши, альбомные листы, салфетка

Формирование общественных представлений;

- участие в танцах на празднике в детском саду;

-рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.35

3

 

«Поезд, в котором мы ездили на дачу»

-Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов;

-закреплять навыки и умения в рисовании;

-развивать пространственные представления и умения;

-умение компоновать рисунок на листе.

- Рассмотреть игрушечный поезд, вспомнить о поездке с родителями на поезде;

- нарисовать поезд с вагонами;

- напомнить о цветах.

Игрушка- поезд. Акварель, гуашь, цветные карандаши, альбомные листы, салфетка

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений.

Т.С. Комарова

с.36

4

 

«Золотая осень»

- Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит;

-закреплять умение рисовать разнообразные деревья;

-учить располагать изображение по всему листу.

- Протонировать листы бумаги;

-вспомнить вид осенних деревьев;

-уточнить рисование кистью;

- направить внимание на выразительную передачу образа золотой осени.

Акварель, гуашь, кисти альбомные листы, салфетка

Экскурсия в лес, парк, сквер.  Наблюдения на участке детского сада.

Рассматривание картин И Левитана «Золотая осень», И Поленова.

Т.С. Комарова

с.36-37

5

 

«Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

-Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество;

- закреплять умение передавать сложную форму листа;

-развивать ассоциативные связи.

-Рассмотреть листья;

-подумать, каким предметом может быть лист.

Акварель, гуашь, цветные карандаши, альбомные листы, салфетка

Экскурсия в парк. Наблюдения.

Т.С. Комарова

с.38

6

 

«На чем бы ты хотел поехать»

(Рисование по замыслу)

- Учить изображать различные виды транспорта;

- закреплять умение рисовать крупно;

- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца.

- Повторить о видах транспорта.

-предложить нарисовать один из видов транспорта;

-напомнить о процессе рисования.

Иллюстрации, игрушки. Акварель, гуашь, цветные карандаши, альбомные листы, салфетка

Чтение книг. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Знакомство с транспортом.

Т.С. Комарова

с.38-39

7

 

«Нарисуй свою любимую игрушку»

- Учить рисовать по памяти любимую игрушку;

-закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок;

-учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом.

- За несколько дней напомнить о предстоящем рисовании;

- поощрять интересные замыслы;

- напомнить о композиции рисунка.

Бумага разного формата, цветные и графитные карандаши.

Игры в игровом уголке. Беседа о любимых игрушках

Т.С. Комарова

с.39-40

8

 

«Ветка рябины» (Рисование с натуры)

- Формировать умение передавать характерные особенности натуры;

- закреплять умение красиво располагать изображение на листе;

- упражнять в рисовании акварелью.

- Рассмотреть ветку рябины, уточнить ее особенности;

-уточнить композицию;

-вспомнить приемы рисования акварелью.

Кисть рябины. Акварель, кисти бумага.

Наблюдение осенних явлений в природе. Аппликация на данную тему.

Т.С. Комарова

с.40

9

 

«Мама гуляет со своим ребенком по улице»

- Закреплять умение рисовать фигуру человека;

-учить располагать изображения  на листе в соответствии с содержанием рисунка;

- упражнять в рисовании контура простым карандашом и закрашивании цветными.

Напомнить о пропорции фигуры

взрослого и ребенка;

- уточнить последовательность работы;

- использовать разный нажим карандаша;

-поощрять творческое решение.

Бумага, графитные и цветные карандаши.

Рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдения на прогулках.

Т.С. Комарова

с.43-44

10

 

«Село вечером»

- Учить передавать в рисунке картину вечернего села, цветовой колорит;

-закреплять умение оформлять свой замысел;

- развивать эстетические чувства.

- Вспомнить вечернее село;

- обсудить цветовое решение;

- напомнить о разнообразии домов.

Бумага темного тона, гуашь, кисти.

Рассматривание иллюстраций. Наблюдения во время прогулки.

Т.С. Комарова

с.45

11

 

«Поздняя осень»

- учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит;

- учить использовать  разные материалы для создания выразительного рисунка;

 - развивать эстетические чувства.

-Беседа о поздней осени, ее колорите;

-проговорить об использовании различных материалах в рисунке.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши.

Наблюдения на прогулках. Рассматривание репродукций.

Т.С. Комарова

с.46

12

 

«Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»

(Рисование по замыслу)

-Учить отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные;

-развивать стремление отражать впечатления на листе.

- Поговорить об интересном событии в их жизни;

-Подумать, как это можно нарисовать;

-направить внимание на полное решение замысла.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, графитный карандаш.

Наблюдения за событиями.

Т.С. Комарова

с.47

13

 

«Мы идем на праздник с флагами и цветами»

- Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении;

-закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры;

- учить передавать праздничное настроение.

-Уточнить пропорции человеческого тела;

- уточнить о работе простым карандашом;

-направить детей на передачу праздничного настроения, колорита.

Бумага, простой и цветные карандаши.

Наблюдения за движениями детей. Беседа о празднике. Рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.47-48

14

 

Рисование иллюстраций к сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

- Развивать интерес к литературе, созданию иллюстраций;

-формировать умение выбирать сюжет для иллюстрирования;

-закреплять приемы рисования красками.

- Вспомнить сказку;

-выбрать  сюжет.

-расположить задуманное на листе.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, графитный карандаш.

Чтение сказки

Т.С. Комарова

с.50-52

15

 

«Во что я люблю играть в детском саду»

-Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни;

-передавать простые движения людей;

-упражнять в рисовании контура и закрашивании.

-Побеседовать об играх в детском саду;

-создать рисунок на тему игры.

Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши.

Наблюдения за детьми во время игры.

Т.С. Комарова

с.53

16

 

«Наша любимая подвижная игра»

- формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка;

-упражнять в рисовании акварелью;

- развивать чувство композиции, воображение, творчество.

-_Подобрать для показа  иллюстрации животных;

-предложить создать свой рисунок.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, графитный карандаш

Беседа о подвижных играх, в которые играт дети

Т.С. Комарова

с.57-58

17

 

«Волшебная птица»

- Развивать умение создавать сказочные образы;

- закреплять навыки рисования цветными карандашами;

- развивать чувство композиции.

- Беседа о сказочной птице и ее схожести с настоящей;

-оказать детям помощь в процессе работы.

 

Лист бумаги, мелки, цветные карандаши.

Чтение книг. Рассматривание произведений декоративно-прикладного творчества.

Т.С. Комарова

с.59-61

18

 

«Как мы танцуем на музыкальном занятии»

- Учить передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур;

-формировать умения рисовать карандашом и закрашивать цветными карандашами.

- Вспомнить о занятиях танцами;

-предложить создать рисунки на эту тему.

Бумага, простой и цветные карандаши.

Танцы на музыкальных занятиях.

Т.С. Комарова

с.62

19-20

 

«Сказка о царе Салтане»

-воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина;

-стимулировать желание нарисовать иллюстрацию к его сказке;

-учить выбирать эпизоды сказки.

-Напомнить содержание сказки;

-выбрать эпизод;

-поощрять творчество детей

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, цветные карандаши, графитный карандаш

Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Т.С. Комарова

с.63-64

21

 

«Зимний пейзаж»

- учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений;

-отражать характерные особенности;

закреплять приемы рисования красками.

Вспомнить содержание 2-3 песен о зиме.

разместить задуманное на листе;

- напомнить о смешивании основного цвета с белилами.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, палитра,   цветные карандаши, графитный карандаш

Чтение рассказов, сказок, разучивание песен и стихов о зиме.

Т.С. Комарова

с.65-66

22

 

«Царевна-лягушка»

-Развивать творчество, воображение;

-учить задумывать содержание своей картины;

- формировать эстетическое отношение к окружающему;

- учить передавать в рисунке сказочных героев в движении;

- закреплять навыки работы с художественными материалами.

- Вспомнить содержание сказки;

-рассмотреть иллюстрации;

-предложить нарисовать героев этой сказки.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, карандаши, графитный карандаш

Чтение сказки.

Т.С. Комарова

с.66

23

 

«Новогодний праздник в детском саду»

- закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления;

-упражнять в рисовании фигур детей в движении;

- учить располагать изображения на листе;

- совершенствовать умение смешивать краски с белилами;

-развивать умение анализировать рисунки

- Вспомнить о новогоднем празднике в саду;

-вызвать положительный эмоциональный отклик  на праздник;

-предложить создать рисунок на данную тему;

-напомнить о смешении красок с белилами.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, палитра,   цветные карандаши, графитный карандаш

Подготовка к новогоднему празднику, разучивание песен, стихов. Наблюдения.

Т.С. Комарова

с.66-67

24

 

«Букет цветов»

(Декоративное рисование)

- учить создавать декоративную композицию;

- закреплять знание теплых и холодных тонов;

-развивать композиционные умения;

-развивать эстетические чувства.

-Уточнить знания о теплых и холодных тонах;

Показать иллюстрации;

-предложить создать букет .

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, палитра,   цветные карандаши, графитный карандаш

Рассматривание альбомов с народными росписями.

Т.С. Комарова

с.68

25

 

«Иней покрыл деревья»

- учить изображать  картину природы, передавая строение разнообразных деревьев;

-развивать эстетическое восприятие;

-учить рисовать угольным карандашом

- Вспомнить зимние деревья в инее;

-предложить нарисовать деревья в инее.

Бумага, уголь, белила, кисть.

Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза»

Т.С. Комарова

с.71

26

 

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

-учить рисовать волнистые линии, короткие завитки;

-упражнять в рисовании тонких линий концом кисти;

- закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе;

- развивать чувство цвета, ритма.

-Рассмотреть изделия с хохломской росписью;

-Проанализировать  ритмичное расположение одинаковых элементов;

- уточнить последовательность работы.

Полоска бумаги,  гуашь, кисти.

Знакомство с народными промыслами.Беседа о хохломской росписи.

Т.С. Комарова

с.75

27

 

«Сказочное царство»

-Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок;

- закреплять умение работать в определенной цветовой гамме(теплые, холодные тона)

- развивать эстетические чувства, творчество, воображение.

Вспомнить дворцы в сказках А.С. Пушкина, Г. Х.Андерсена;

-сравнить их;

- придумать и изобразить свое царство.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь, палитра,   цветные карандаши, графитный карандаш

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.76

28

 

«Наша армия родная»

-Закреплять  создавать рисунки по мотивам литературных произведений;

- передавать образ военнослужащего;

-Вспомнить стихотворение С.Михалкова «Наша армия родная»;

- изобразить задуманное.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши,

Беседа о Российской армии, чтение стихотворений, разучивание песен.

Т.С. Комарова

с.77-78

29

 

«Ваза с ветками»

- Учить детей рисовать с натуры;
- закреплять умение намечать форму вазы карандашом;

-развивать чувство цвета, творческие способности.

- Рассмотреть натуру;

-обратить внимание на строение веток;

-передать руками направление веток.

Красивые сухие ветки. Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Наблюдения на прогулке.

Т.С. Комарова

с.80-81

30

 

Нарисуй, что хочешь, красивое»

- Формировать умение видеть вокруг себя красивое;

- Формировать умение объяснять свой выбор;
-развивать творческие способности.

- Беседа о красивом;

- предложить выбрать материал для своей работы.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Знакомство с народным и классическим искусством.

Т.С. Комарова

с.83-84

31

 

«Кем ты хочешь быть?»

-учить передавать в рисунке труд людей;

-закреплять умение рисовать основные части простым карандашом;

-учить оценивать свои рисунки.

- Беседа о том, кем бы они хотели стать по профессии;

-напомнить о способах рисования;

-рассмотреть рисунки.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Беседа о труде взрослых. Чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Т.С. Комарова

с.86

32

 

«Мой любимый сказочный герой»

- Учить передавать в рисунке образы сказок;

-закреплять умение рисовать красками;

-развивать образные представления, воображение.

-Беседа о любимых сказках;

- предложить нарисовать любимого сказочного героя;

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Чтение и рассказывание сказок, беседа о героях сказок.

Т.С. Комарова

с.88

33

 

Декоративное рисование «Завиток»

-Знакомить с декоративным творчеством;

- учить выделять композицию, основные элементы, цвет;

-развивать эстетические чувства.

- Беседа о народном и современном искусстве (о завитках);

-нарисовать веточку-завиток и украсить ее ягодками;

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Рассматривание альбомов с хохломой.

Т.С. Комарова

с.91-92

34

 

«Разноцветная страна»

- Развивать воображение, творчество;

-закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках;

-закреплять умение работать кисточкой.

_Создать иллюстрации к книге «Радуга»

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Рассматривание иллюстраций

Т.С. Комарова

с.94

35

 

«Цветущий сад»

- учить передавать характерные особенности весенних цветов;

-закреплять умение рисовать кистью и простым карандашом.

-Рассмотреть и исследовать  цветы в натуре;

-определить характерные особенности цветов;

-уточнить последовательность рисования.

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Беседа о весне. Рассматривание цветов.

Т.С. Комарова

с.96

36

 

«Весна»

- Закреплять умение передавать в рисунке картину природы;

-развивать чувство композиции;

- учить использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

-Вспомнить характерные особенности весны;

-нарисовать разные картинки о весне;

Альбомные листы, восковые мелки, гуашь,   цветные карандаши

Разучивание стихов и песен о весне.

Т.С. Комарова

с.97-98

 

 


Структурное подразделение муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Структурное подразделение муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

Как правильно оформить выставку детских работ дома», «Культура детской одежды», «Как помочь ребенку увидеть красоту мира», «С ребёнком в музей»; «Как развить у ребёнка творчество»;…

Как правильно оформить выставку детских работ дома», «Культура детской одежды», «Как помочь ребенку увидеть красоту мира», «С ребёнком в музей»; «Как развить у ребёнка творчество»;…

Задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса: обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и…

Задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса: обеспечить включение родителей в образовательный процесс на основе согласования целей, задач, прогнозируемого результата, применение различных форм консультативной помощи и…

Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа) широко используются с целью создания игровой…

Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа) широко используются с целью создания игровой…

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и…

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и…

Начиная со старшей группы, некоторые темы разделены на два занятия

Начиная со старшей группы, некоторые темы разделены на два занятия

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки…

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линии, завитков в разном направлении (от веточки…

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму

Перспективно - тематическое планирование для детей (первого года обучения)

Перспективно - тематическое планирование для детей (первого года обучения)

Закреплять приемы рисования карандашом

Закреплять приемы рисования карандашом

Рассмотреть с детьми цветы, отметить их красоту, свежесть, строение( серединка цветка, лепестки, стебель, листья)

Рассмотреть с детьми цветы, отметить их красоту, свежесть, строение( серединка цветка, лепестки, стебель, листья)

Золотая осень» - Учить детей изображать осенью

Золотая осень» - Учить детей изображать осенью

Декоративное рисование «Украшение фартука» -

Декоративное рисование «Украшение фартука» -

Уточнить особенности овальной формы, нарисовать яйцо в воздухе

Уточнить особенности овальной формы, нарисовать яйцо в воздухе

Декоративное рисование «Украшение свитера» -Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из…

Декоративное рисование «Украшение свитера» -Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из…

Рыбки плавают в аквариуме» -Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму: хвост, плавники

Рыбки плавают в аквариуме» -Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму: хвост, плавники

Рассказать детям о том, как человек заботится о животных

Рассказать детям о том, как человек заботится о животных

Новогодние поздравительные открытки» -

Новогодние поздравительные открытки» -

Вспомнить с детьми новогоднюю елку в детском саду

Вспомнить с детьми новогоднюю елку в детском саду

Развесистое дерево» - Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветками

Развесистое дерево» - Учить детей использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветками

Назвать свои любимые игрушки

Назвать свои любимые игрушки

Украсим полоску флажками -Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений

Украсим полоску флажками -Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений

Красивая птичка» - Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение

Красивая птичка» - Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение

Выделить простые элементы украшения

Выделить простые элементы украшения

Рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации

Рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации

Формировать интерес к творческой деятельности

Формировать интерес к творческой деятельности

Твоя любимая кукла» _Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки

Твоя любимая кукла» _Учить детей создавать в рисунке образ любимой игрушки

Празднично украшаем дом» -Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке

Празднично украшаем дом» -Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке

Рассмотреть игрушечный самолет, уточнить его части( корпус, крылья) и их форму

Рассмотреть игрушечный самолет, уточнить его части( корпус, крылья) и их форму

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций

Лето» - Учить детей доступными средствами отражать свои впечатления о лете в рисунке

Лето» - Учить детей доступными средствами отражать свои впечатления о лете в рисунке

Поезд, в котором мы ездили на дачу» -Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов; -закреплять навыки и умения в рисовании; -развивать пространственные представления…

Поезд, в котором мы ездили на дачу» -Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов; -закреплять навыки и умения в рисовании; -развивать пространственные представления…

Придумай, чем может стать красивый осенний листок» -Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество; - закреплять умение передавать сложную форму листа; -развивать ассоциативные связи

Придумай, чем может стать красивый осенний листок» -Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество; - закреплять умение передавать сложную форму листа; -развивать ассоциативные связи

Ветка рябины» (Рисование с натуры) -

Ветка рябины» (Рисование с натуры) -

Поздняя осень» - учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит; - учить использовать разные материалы для создания выразительного рисунка; - развивать эстетические чувства

Поздняя осень» - учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит; - учить использовать разные материалы для создания выразительного рисунка; - развивать эстетические чувства

Рисование иллюстраций к сказке

Рисование иллюстраций к сказке

Волшебная птица» - Развивать умение создавать сказочные образы; - закреплять навыки рисования цветными карандашами; - развивать чувство композиции

Волшебная птица» - Развивать умение создавать сказочные образы; - закреплять навыки рисования цветными карандашами; - развивать чувство композиции

Зимний пейзаж» - учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; -отражать характерные особенности; закреплять приемы рисования красками

Зимний пейзаж» - учить передавать в рисунке образы знакомых песен, стихотворений; -отражать характерные особенности; закреплять приемы рисования красками

Новогодний праздник в детском саду» - закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; -упражнять в рисовании фигур детей в движении; - учить располагать изображения на…

Новогодний праздник в детском саду» - закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления; -упражнять в рисовании фигур детей в движении; - учить располагать изображения на…

Иней покрыл деревья» - учить изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев; -развивать эстетическое восприятие; -учить рисовать угольным карандашом-

Иней покрыл деревья» - учить изображать картину природы, передавая строение разнообразных деревьев; -развивать эстетическое восприятие; -учить рисовать угольным карандашом-

Вспомнить дворцы в сказках А

Вспомнить дворцы в сказках А

Кем ты хочешь быть?» -учить передавать в рисунке труд людей; -закреплять умение рисовать основные части простым карандашом; -учить оценивать свои рисунки

Кем ты хочешь быть?» -учить передавать в рисунке труд людей; -закреплять умение рисовать основные части простым карандашом; -учить оценивать свои рисунки

Разноцветная страна» - Развивать воображение, творчество; -закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках; -закреплять умение работать кисточкой

Разноцветная страна» - Развивать воображение, творчество; -закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках; -закреплять умение работать кисточкой

Рабочая программа учебного предмета "Рисование"(дошкольное образование)

Рабочая программа учебного предмета "Рисование"(дошкольное образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2020