Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»
Лебедянского муниципального района Липецкой области
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________
Протокол № ___ от«____» ______ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________
от«___» ______ 2020 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ СОШ п. свх. Агроном _____________
Приказ № ____ от «____» _________ 2020 г. |
Приложение к ООП ООО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
(основное общее образование)
Срок реализации – 1 год
Составлена учителем русского языка и литературы
Солдатовой Еленой Николаевной
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № ___ от ______ 2020 г.
2020/2021 уч. год
Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»
Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
● соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
● различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
● употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
● соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
● употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
● корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
● употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
● анализировать и различать типичные речевые ошибки;
● редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
● выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
● анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
● корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
● редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
● соблюдать русскую этикетную манеру общения;
● использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
● использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
● использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;
● использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
● использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
● использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
● анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
● распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
● анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
● анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
● уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
● уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
● создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
● строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
● владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1. |
Язык и культура |
11 |
2. |
Культура речи |
11 |
3. |
Речь. Текст |
12 |
|
Итого |
34 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
7 «Б» класс
учитель – Солдатова Елена Николаевна
2020/2021 учебный год
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
7 «Б» класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
|
План. |
Факт. |
|||
Язык и культура (11 ч.) |
||||
1. |
Русский язык как развивающееся явление |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
Устаревшие слова – живые свидетели истории. |
|
|
|
4. |
Историзмы |
|
|
|
5. |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности |
|
|
|
6. |
|
|
|
|
7. |
Употребление устаревшей лексики в новом контексте |
|
|
|
8. |
|
|
|
|
9. |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи |
|
|
|
10. |
|
|
|
|
11. |
Проверочная работа № 1. Обобщение материала |
|
|
|
Культура речи (11 ч.) |
||||
12. |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение |
|
|
|
13. |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях |
|
|
|
14. |
|
|
|
|
15. |
Трудные случаи употребления паронимов |
|
|
|
16. |
|
|
|
|
17. |
Типичные грамматические ошибки |
|
|
|
18. |
|
|
|
|
19. |
|
|
|
|
20. |
Традиции русской речевой манеры общения |
|
|
|
21. |
Нормы русского речевого и невербального этикета |
|
|
|
22. |
Проверочная работа № 2. Обобщение материала |
|
|
|
Речь. Текст (12 ч.) |
||||
23. |
Традиции русского речевого общения |
|
|
|
24. |
|
|
|
|
25. |
Текст. Виды абзацев |
|
|
|
26. |
|
|
|
|
27. |
Заголовки текстов, их типы |
|
|
|
28. |
Разговорная речь. Спор и дискуссия |
|
|
|
29. |
Публицистический стиль. Путевые заметки |
|
|
|
30. |
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности |
|
|
|
31. |
Язык художественной литературы. Притча |
|
|
|
32. |
|
|
|
|
33. |
Проверочная работа № 3. Обобщение материала |
|
|
|
34. |
Итоговый урок |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.