Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)", 7 класс

  • docx
  • 08.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по родному языку (русскому) 7 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________

 

Протокол № ___

от«____» ______ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________

 

от«___» ______ 2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ

п. свх. Агроном

_____________

 

Приказ № ____

от «____» _________ 2020 г.

 

Приложение к ООП ООО (ФГОС)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной язык (русский)»

(основное общее образование)

 

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 

Составлена учителем русского языка и литературы

Солдатовой Еленой Николаевной

 

 

 

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от ______ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 уч. год

Планируемые результаты обучения «Родной язык (русский)»

Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

● соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

● различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

● употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

● соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

● употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

● корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

● употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

● анализировать и различать типичные речевые ошибки;

● редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

● выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

● анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

● корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

● редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

● соблюдать русскую этикетную манеру общения;

● использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

● использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

● использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

● использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

● использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

● использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

● анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

● распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

● анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

● анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

● уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

● уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

● создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

● строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

● владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»

Раздел 1. Язык и культура (11 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).

 

Раздел 2. Культура речи (11 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.

Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на изучение каждой темы

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

1.

Язык и культура

11

2.

Культура речи

11

3.

Речь. Текст

12

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

7 «Б» класс

учитель – Солдатова Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

Приложение

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

7 «Б» класс

 

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План.

Факт.

Язык и культура (11 ч.)

1.

Русский язык как развивающееся явление

 

 

 

2.

 

 

 

3.

Устаревшие слова – живые свидетели истории.

 

 

 

4.

Историзмы

 

 

 

5.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности

 

 

 

6.

 

 

 

7.

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

 

 

 

8.

 

 

 

9.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

 

 

 

10.

 

 

 

11.

Проверочная работа № 1. Обобщение материала

 

 

 

Культура речи (11 ч.)

12.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение

 

 

 

13.

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

 

 

 

14.

 

 

 

15.

Трудные случаи употребления паронимов

 

 

 

16.

 

 

 

17.

Типичные грамматические ошибки

 

 

 

18.

 

 

 

19.

 

 

 

20.

Традиции русской речевой манеры общения

 

 

 

21.

Нормы русского речевого и невербального этикета

 

 

 

22.

Проверочная работа № 2. Обобщение материала

 

 

 

Речь. Текст (12 ч.)

23.

Традиции русского речевого общения

 

 

 

24.

 

 

 

25.

Текст. Виды абзацев

 

 

 

26.

 

 

 

27.

Заголовки текстов, их типы

 

 

 

28.

Разговорная речь. Спор и дискуссия

 

 

 

29.

Публицистический стиль. Путевые заметки

 

 

 

30.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности

 

 

 

31.

Язык художественной литературы. Притча

 

 

 

32.

 

 

 

33.

Проверочная работа № 3. Обобщение материала

 

 

 

34.

Итоговый урок