Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"
Оценка 4.7

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"

Оценка 4.7
Документация
pdf
другое
Взрослым
31.12.2020
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"
рабочая программа дисциплины "Экономика отрасли" предназначены для учебных заведений СПО, реализующих подготовку по техническим специальностям
РП ОП.09 Экон отрасли ОПУТ 17.pdf

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО морского И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

НлХОДКИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА ГМ, НЕВЕЛЬСКОГО»  одкинскнй илиал МГУ им. адм. ГМ. Невельскоп»

                         СИСТЕМА МЕ               ЕНТА КАЧЕСТВА

УТВЕРЖДАЮ

СИ:О..директора филиала

 А.В. Смехова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

смк-рпд-8.з-тзд-24.31-2017

ОП. 09 Экономика отрасли

(наиме№ваннс днсщиплнны)

Трудоёмкость в часах:

Образовательная программа 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

(шифр н нднмснозанне специальностя) Разработана в соответствии с учебным планом направления пџдготовки

 

 

енме

(специальности) на транспорте (по видам)

(шифр по ОКСО н

Учебный план утвержден ректором университета,

Рабочая программа обсуждена на заселании цикловой методической комиссии (ЦМК)

Председатель ЦМК                                          

Разработал(и) ОМ. Жаткина, преподаватель

(ИО, Фанижя, дохжиость}

г. Находка

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» разработана преподавателем на основе примерной программы по дисциплине «Экономика отрасли», утвержденной Институтом проблем развития среднего профессионального образования для технических специальностей СПС), 2002 год.

Начало подготовки ООП по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 2017 год.

Организация-разработчик: Находкинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»

Рецензент: Черненко М.В., преподаватель, Дальневосточное мореходное училище (техникум) (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет»

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. ПАСПОРТ      РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОЙ дисциплины

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. контроль И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

27


 

1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика отрасли

1.1.                     Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

1.2.                     Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел общепрофессиональных дисциплин, реализуется за счет часов вариатива.

1.3.                     Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать      основные   технико-экономические         показатели деятельности подразделения (организации); оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; разрабатывать бизнес-план;

знать:

действующее законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность• методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации• материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования• механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана; основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; основы организации работы коллектива исполнителей; основы планирования, финансирования и кредитования организации; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; производственную и организационную структуру организации

В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общиеи профессиональные компетенции:

 

Код

Наименование ез льтата об чения

ок 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей п о ессии, п оявлять к ней стойчивый инте ес.

ок 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их э ективность и качество.

ок з.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ок 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, п о ессионального и личностного азвития.

ок 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в п о ессиональной деятельности.

ок 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, ководством, пот ебителями

ок 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды подчиненных , ез льтаты выполнения заданий.

ок 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно плани овать повышение квали икации.

ок 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в п о ессиональной деятельности.

ПК 1.1

Выполнять операции по осуществлению процесса с применением современных       информационных         технологий управления перевозками.

гк 1.2

Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестанда тных и ава ийных сит аций.

гк 1.3

Оформлять документы регламентирующие      организацию пе евозочного п оцесса.

ПК 2.1

Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса.

пк 2.2

Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов.

пк 2.3

Организовывать работу персонала по технологическому обсл живанию пе евозочного п оцесса.

пк з.т

Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за предоставляемые транспортными организациями.

пк 3.2

Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.

пк з.з

  Применять            в профессиональной деятельности основные

 

положения, регулирующие т анспо та и пе евозчика.

взаимоотношения

пользователей

1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов; самостоятельной работы обучающегося 40 часов, курсовая работа 20 часов.

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.   Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

 

Объем часов

Максимальная чебная наг зка всего

 

120

Обязательная а дито ная чебная наг зка всего

 

80

в том числе:

 

 

п актические занятия

 

10

контрольные аботы

 

1

к рсовая работа

 

20

Самостоятельная абота ст дента всего

 

40

в том числе:

 

 

Работа с но мативной и сп авочной лите ат ой

 

6

Подготовка сообщений

 

20

Разработка схем, таблиц

 

8

Выполнение индивидуального задания

 

4

Раз аботка п оекта бизнес-плана

 

2

Итоговая аттестация в

о ме экзамена


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика отрасли

Наименование

азделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

об чающихся, к совая абот п оект

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

з

4

Введение

Содержание учебного материала

 

 

 

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности.

1

1

Раздел 1. От асль в словиях ынка

13

 

Тема 1.1. Отраслевые особенности организации

(предприятия) в рыночной экономике

Содержание учебного материала

 

 

 

Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия). Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ их источники.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка сообщений по темам:

«Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ их источники»

«Нормативно-правовая база, регламентирующая отраслевые особенности»

Составить схему (таблицу) технико-экономических особенностей предприятия отрасли.

З

 

Тема 1.2. Организационноправовые формы организаций

(предприятий)

Содержание учебного материала

 

 

 

Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационноправовые формы хозяйствования, хозяйственные общества, производственные кооперативы государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.

2

2

Самостоятельная работа студентов: Разработать таблицу группировки и классификации организационноправовых форм организаций

1

 

Тема 1.3

Производственная структура организаций

(предприятия)

Содержание учебного материала

 

 

 

Производственная структура организации (предприятия) ее элементы. Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка

2

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

подготовка сообщения по теме «Виды производственных структур предприятия»

1

 

Тема 1.4

Основы логистики организации

(предприятия)

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие логистики организации. Роль логистики в управлении материальными потоками. Принципы логистики. Задачи и функции логистики.

1

2

Самостоятельная работа студентов: подготовка сообщения по теме «Виды логистики организаций отрасли»

1

 

Раздел 2. П оизводственная ст кт а о ганизации п едп пятия

13

 

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

 

 

 

Материально-

технические, трудовые и финансовые

ресурсы организации (предприятия)

показатели их эффективного использования

 

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Показатели эффективности использования основных ресурсов. Оценка основного капитала. Амортизация основного капитала. Показатели и износ основного капитала. Трудовые ресурсы предприятия.

2

2

Самостоятельная работа студентов: составить таблицу «Классификация средств предприятия»

1

 

Тема 2.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Выполнение индивидуального задания по расчёту структуры оборотных средств.

1

 

Тема 2.3.

Капитальные

вложения и их эффективность

Содержание учебного материала

 

 

 

Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

Разработка видов структур капитальных вложений

1

 

Тема 2.4.

Нематериальные активы

Содержание учебного материала

 

 

 

Понятие нематериальных активов, их сущность и значение. Состав нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов

2

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

подготовка сообщений по темам: «Нематериальные активы организаций»

«Оценка нематериальных активов»

2

 

Раздел З. Экономические ес сы о ганизации

23

 

Тема 3.1.

Имущество и капитал

Содержание учебного материала

 

 

 

Имущество организации: понятие, состав. Капитал организации. Источники формирования капитала.

Основной капитал предприятия морского транспорта. Уставный капитал - основа создания и функционирования организации. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. Основной и оборотный капитал.

 

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений по темам «Уставный капитал - основа создания и функционирования организации», «Имущество организации: понятие, состав»

2

 

 

Тема 3.2. Основные средства

Содержание учебного материала

 

 

 

Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов). Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств). Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство. Показатели использования основных, средств. Пути улучшения использования основных средств предприятия. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета. Аренда основных производственных средств. Лизинговая форма аренды, ее преимущества.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений по темам «Экономическая сущность и воспроизводство основных средств» «Лизинговая форма аренды, ее преимущества»

2

 

Практическая работа:

 

 

 

Расчёт структуры, стоимости и амортизации основных фондов

Расчёт показателей эффективности использования основных фондов

2

 

Тема 3.3. Оборотные средства

Содержание учебного материала

 

 

 

Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Показатели использования оборотных средств. Значение и пути снижения материалоемкости продукции.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка схемы «Классификация оборотных средств»

1

 

Практическая работа:

 

 

 

Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств

2

 

Тема 3.4. Трудовые ресурсы.

Организация, нормирование и оплата труда

Содержание учебного материала

 

 

 

Производственный персонал предприятия. Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда; классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов предприятия в условиях рыночной экономики. Нормирование труда в предприятии: цели и задачи. Основные виды норм затрат труда. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотография рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений. Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы се начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы. Надбавки и доплаты. Бестарифная система заработной платы. Учет выработки и

4

2

 

 

 

заработной платы в ценах.

 

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений: «Производственный персонал предприятия», «Методы измерения производительности труда», «Сущность заработной платы»

З

 

 

Подготовка таблицы «Формы и системы заработной платы»

 

 

Практическая работа:

1

 

 

«Расчет показателей производительности труда. Расчет бюджета рабочего времени работников.

Расчет заработной платы различных категорий работников»

 

 

Раздел 4. Ма кетинговая деятельность о ганизации п едп пятия

14

 

Тема 4.1

Маркетинг: его ос-

новы и концепции

Содержание учебного материала

 

 

 

Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.

1

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений «Маркетинг, его основы», «Понятия и концепции маркетинга»

2

 

Тема 4.2.

Функции

маркетинга и этапы его организации

Содержание учебного материала

 

 

 

Функции маркетинга и этапы его организации: сбор информации и комплексное развитие рынка; отбор целевых рынков и сегментация; изучение запросов и поведения потребителей; формирование стратегии производства и товарной политики; планирование производства и ассортимента товаров; формирование ценовой политики и установление цен на товары, определение жизненного цикла товаров и формирование цен на различных его стадиях; организация сбыта и распространение товаров через оптовую и розничную торговлю; стимулирование сбыта.

1

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений «Функции маркетинга», «Этапы организации маркетинга»

2

 

Тема 4.3.

Реклама

Содержание учебного материала

 

 

 

Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе; правовая база рекламной деятельности. Планирование и проведение рекламных кампаний; виды рекламы; эффективность рекламы разных видов.

1

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений «Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе», «Правовая база рекламной деятельности»

2

 

Тема 4.4.

Качество и конкурентоспособность продукции

Содержание учебного материала

 

 

 

Сущность и значение повышения качества продукции. Система показателей качества продукции.

Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Показатели конкурентоспособности. Факторы, влияющие на качество продукции. Экономическая эффективность

1

2

 

 

 

повышения качества продукции. Государственные и международные стандарты и системы качества. Система стандартов в Российской Федерации. Международные стандарты и системы качества. Система управления качеством продукции предприятия.

 

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений «Сущность и значение повышения качества продукции», «Факторы, влияющие на качество продукции», «Система управления качеством продукции предприятия»

2

 

Тема 4.5.

Инновационная и инвестиционная политика предпри- ятия

Содержание учебного материала

 

 

 

Инновационная деятельность организации, ее содержание. Показатели потенциала организации. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Инвестиционная политика организации. Капитальные вложения: структура, источники финансирования и показатели эффективности.

1

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Составить:

таблицу «Инвестиционные проекты предпринимательства г. Находки» кроссворд по основным терминам раздела 4

1

 

Раздел 5. Себестоимость, цена и ентабельность - основные показатели деятельности о ганизации п едп пятия

12

 

Тема 5.1.

Издержки производства и себестоимость продукции, услуг

Содержание учебного материала

 

 

 

Себестоимость как комплексный показатель работы предприятий морского транспорта. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Классификация эксплуатационных расходов судна и флота. Виды себестоимости продукции, работ и услуг.

Определение себестоимости морских перевозок. Факторы, влияющие на показатели себестоимости перевозок. Факторы и пути снижения себестоимости. Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ и судоремонтных предприятий.

2

2

Практическая работа:

 

 

«Составление калькуляции изделия, сметы затрат»

1

 

Самостоятельная работа студентов: Работа с нормативными источниками

1

 

Тема 5.2.

Ценообразование в рыночной экономике

Содержание учебного материала

 

 

 

Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. Особенности ценообразования на морском транспорте. Цена морской перевозки, тариф и фрахт.

2

З

Практическая работа: «Определение цены и стоимости товара или услуги»

1

 

Самостоятельная работа студентов: Работа с нормативной и справочной литературой

1

 

Тема 5.3.

Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

 

 

 

Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Выручка, доходы и прибыль предприятия. Планирование прибыли и ее распределение в организации. Рентабельность показатель эффективности работы организации. Показатели рентабельности. Расчет уровня

2

2

 

 

 

ентабельности п едп иятия и п од кции. П ти повышения ентабельности.

 

 

Практическая работа:

 

 

 

«Расчет прибыли и рентабельности отдельных видов товаров и услуг»

1

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

Разработка схемы распределения прибыли

1

 

Раздел 6. Плани ование деятельности п едп пятия

36

 

Тема 6.1.

Бизнеспланирование

Содержание учебного материала

 

 

 

Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций; сводка контрольных показателей. Методика разработки бизнес-плана

2

2

Практическая работа:

 

 

 

Составление бизнес-плана

1

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Работа с источниками нормативно-правовой базы

1

 

Тема 6.2.

Финансы организации

(предприятия)

Содержание учебного материала

 

 

 

Финансы предприятия, отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации. Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование. Соотношение собственных и заемных средств. Денежные фонды предприятия: фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды. Кредит и кредитная система. Банки и их роль в рыночной экономике. Смешанные формы финансирования предприятий, сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг.

4

2

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка сообщений «Финансы предприятия, отношения с государством», «Источники финансовых ресурсов организации», «Кредит и кредитная система», «Банки и их роль в рыночной экономике»

2

 

Тема 6.3.

Методика расчета основных техникоэкономических показателей работы предприятия

Содержание учебного материала

 

 

 

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок се расчета в организации. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4

2

Практическая работа:

 

 

 

 

 

Расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия»

1

 

Самостоятельная работа студентов:

 

 

 

Подготовка таблицы «Нормы и нормативы, их классификация», «Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные»

1

 

Курсовая работа по теме «Бизнес-план предприятия»

20

 

Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность о ганизации п едп пятия

8

 

Тема 7.1.

Организация (предприятие) на внешнем рынке

Содержание учебного материала

 

 

 

Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Организация внешнеэкономической деятельности на морском транспорте. Выход предприятий на внешний рынок. Транспортный фактор — важнеЙшиЙ компонент внешней торговли. Конкурентоспособность продукции. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство. Влияние экономической ситуации на мировом рынке, скорости хода судна, интенсивности обработки в порту на формирование фрахтовой ставки. Критерий экономической эффективности при фрахте и отфрахтовании судов. Неторговые и торговые операции во внешнеэкономической деятельности. Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности. Конвертируемость рубля.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

5

 

 

подготовка схемы «Совместное предпринимательство»

 

2

 

Подготовка сообщений: «Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли»

«Организация внешнеэкономической деятельности на морском транспорте», «Выход предприятий на внешний рынок», «Неторговые и торговые операции во внешнеэкономической деятельности», «Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке», «Конвертируемость рубля»

 

 

Контрольная работа

1

 

 

Всего:

120

 


З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.           Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации; наглядные пособия (демонстрационные плакаты, раздаточный материал), видеотека по курсу; учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.

Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема

3.2.           Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник для СПС). — Ростов н\Дону, Феникс, 2010

2.Жиделева ВВ., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010.

З.Миронов МГ. , Загородников СВ. Экономика отрасли (машиностроение):

Учебник - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010.

4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений. — М.: Экономистъ 2009.

Дополнительные источники:

1 Семенов АК. Основы менеджмента. - М.: Дашков и КО, 2009.-476с 2. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб заведений Т.В., Муравьева «Академия», 2007 400 с

З. Скляренко В К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). -

М. :Инфро-М, 2008.-256.

4.Мурахтанова НМ. Маркетинг. Сборник практических задач и ситуаций.- М.: Академия 2007.-96с.

5.Черняк В.З. Бизнес-планирование.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-5 т 9с.

6.В.А. Кейлер. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2000.

7.Г.Я. Кожекин, Л М. Синица. Организация производства - Минск, 1998.

8.Пелих А. С., Баранников ММ. Экономика машиностроения / Под ред. проф. АС. Пелиха. Серия «Высшее образование». — Ростов н / Д: «Феникс», 2004.

Электронные учебники

1.                 Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник для СПО

[Электронный ресурс. — Ростов н\Дону, Феникс, 2014

2.                 Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебник для спо / Юсупов К.Н. и др. - М.: ТОРУС, 2010

З. Финансы и кредит: учебник для СПО / Под ред. Т.М. Ковалевой. СПО [Электронный ресурс. — М.: ТОРУС, 2011.

Салин, В.Н. Статистика: учебник для СПО /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская [Электронный ресурс. — М.: ТОРУС, 2011.

Слагода, ВГ. Экономическая теория: учебник для СПО [Электронный ресурс. - 5-е изд., исправ. и доп. — М.: ФОРУМ, 2013.

Интернет-ресурсы:

Web-pecypcbI по экономической истории http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/version/r resour.htm

Экономика и финансы - публикации, статьи, обзоры, аналитика, дипломы, рефераты http://www.finansy.ru/

Московские Центры ЛИНК \\ http://www.link.msk.ru/

The World ВапК Group http://www.worldbank.org/

Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.agava.ru/

Галерея экономистов http://ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery/g home.pl Интерактивная Бизнес школа http://www.inter-mba.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения освоенные мения, своенные знания

Формы и методы контроля и оценки ез льтатов об чения

Умения:

 

ассчшпьшать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Отчёт по практической работе

оформлять основные документы по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

израбатывать бизнес-план;

Защита проекта бизнес-плана

Знания:

 

действующее законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

Тестирование, контрольная работа, экзамен

методику расчёта основных технико-экономических показателей деятельности организации;

Оценка расчётных задач

материально-технические, трудовые и     финансовые ресурсы организации (предприятия),          показатели     их эффективного использования;

Контрольная работа

Опрос устный и письменный Экзамен

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

Тестирование

 

методику разработки бизнес-плана,

 

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения,

основы о ганизации аботы коллектива исполнителей,

Контрольная работа

Опрос устный и письменный

основы           планирования,          финансирования       и кредитования о ганизации;

особенности менеджмента в          области          профессиональной деятельности;

Экзамен

    п оизводственн ю и о ганизационн ю ст кт           о ганизации


 

5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ по ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Использование технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределение в выборе оптимального пути и способов личностнопрофессионального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.

При проведении занятий используются следующие технологии обучения.

ТраДщионные технологии обучения предполагают передачу информации в готовом виде, формируют учебные умения по образцу: развивающая технология, личностно-ориентированная технология и др.

Активные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем: сотрудничество и кооперация, коллективное взаимодействие и др.

Интерактивные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем: проектные технологии, многоуровневое обучение, технология критического мышления, case и т.д.

Количество аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине 80, в том числе проводимых в активной и интерактивной форме — 26 часов.

Активные и инте активные о мы п

оведения занятий

Раздел, тема

Виды учебной деятельности

Формы проведения занятий

Количсство часов

Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка

Тема l.l Отраслевые особенности  организации (предприятия) в рыночной экономике

Теоретические занятия

Урок-игра

 

Урок-проблема

 

Тема 1.2. Организационноправовые формы организаций (предприятий)

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Тема 1.3 Производственная структура      организаций (предприятия)

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Урок-практикум

1

Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия)

Тема 2.1. Материально-тех- Теоретические занятия

Урок-игра

1

нические трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия) показатели их эффективного использования

 

 

 

Тема 2.2. Оборотный капитал

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Раздел 3. Экономические ес сы о ганизации

Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия

Теоретические занятия

У ок-кон е енция

 

Работа в группах

 

Тема 3.4 Трудовые ресурсы. Организация,

нормирование и оплата т да

Теоретические занятия

У ок-п езентация

1

Урок-аукцион

1

Раздел 4. Ма кетинговая деятельность о ганизации

Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции

Теоретические занятия

У ок-п езентация

1

У ок-п оект

1

Тема 4.5. Инновационная и

инвестиционная политика о ганизации п едп иятия

Теоретические занятия

Урок-игра

1

Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности о ганизации п едп иятия

Тема 5.1. Издержки произ-

водства          и            реализации продукции

Теоретические занятия

У ок-п езентация

1

Урок-практикум

1

Тема 5.2. Ценообразование

Теоретические занятия

Урок-презентация

1

Тема 5.3. Прибыль и рентабельность

Теоретические занятия

Урок-презентация

1

Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 6.1 Бизнес-планирование

Теоретические занятия

Урок-деловая игра

1

Урок-практикум

 

Тема 6.2 Финансы организации (предприятия)

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Урок-аукцион

 

Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)

Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке

Теоретические занятия

Урок-презентация

 

Урок-деловая игра

 

Урок-викторина

 

Итого

26

Активное и интерактивное обучение как специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, позволяет всем участникам взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия других и свое собственное поведение, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20 / 20 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Рабочая программа пересмотрена на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК) протокол от

Председатель ЦМКИ.О. Фамилия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО морского

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО морского

Рабочая программа обсуждена на заселании цикловой методической комиссии (ЦМК)

Рабочая программа обсуждена на заселании цикловой методической комиссии (ЦМК)

З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их э ективность и качество

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их э ективность и качество

Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов

Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 3.2. Основные средства

Тема 3.2. Основные средства

Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда

Подготовка сообщений «Маркетинг, его основы», «Понятия и концепции маркетинга» 2

Подготовка сообщений «Маркетинг, его основы», «Понятия и концепции маркетинга» 2

Подготовка сообщений «Сущность и значение повышения качества продукции», «Факторы, влияющие на качество продукции», «Система управления качеством продукции предприятия» 2

Подготовка сообщений «Сущность и значение повышения качества продукции», «Факторы, влияющие на качество продукции», «Система управления качеством продукции предприятия» 2

Практическая работа: «Определение цены и стоимости товара или услуги» 1

Практическая работа: «Определение цены и стоимости товара или услуги» 1

Работа с источниками нормативно-правовой базы 1

Работа с источниками нормативно-правовой базы 1

З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

З. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия

Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия

Контрольная работа Опрос устный и письменный

Контрольная работа Опрос устный и письменный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)

Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке

Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2020