Рабочая программа учебной дисциплины "Этика делового общения"туры и этики"
Оценка 5

Рабочая программа учебной дисциплины "Этика делового общения"туры и этики"

Оценка 5
doc
25.08.2021
Рабочая программа учебной дисциплины "Этика делового общения"туры и этики"
Раб. пр_Этика делового общения_Орлова.doc

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное Учреждение

«ГАЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)  (базовая подготовка) 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

 

 

Одобрено цикловой комиссией

общего гуманитарного и

социально-экономического цикла,

общеобразовательного цикла

               название комиссии

Протокол № _______

от  «______» ____________20__ г.

Председатель ЦК _________ Т.В. Кузнецова

УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР

___________________ В.В. Новиков

 

«______» _________________20__ г.

 

СОГЛАСОВАНА

Зам директора по УР

__________________ И.О. Фамилия

 

«______» _________________20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Орлова Светлана Васильевна, преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».

 

 

Рецензенты:

Маняев А.Г., к. филос.н., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».

Данилевская Ю.А., преподаватель ГБПОУ «Волгоградский энергетический колледж.

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Наименование раздела

Стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации учебной дисциплины

11

4.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

14

5

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. паспорт   рабочей   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

                              

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

           

1.1.     Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины «Этика делового общения» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего и среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа учебной дисциплины может быть использована  в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в любых областях среднего профессионального образования при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа разработана с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемых профессий или специальностей среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учёт возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Этика делового общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл учебного плана основной профессиональной образовательной программы СПО. Ее цель состоит в том, чтобы усвоить основы этики коммуникативного знания и освоить умения правильно общаться и взаимодействовать с людьми в деловой сфере.

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История», «Обществознание», «Основы философии», «Психология общения», «Стилистика деловой речи».

«Этика делового общения» дополняет и углубляет гуманитарные знания обучающихся об особенностях общения, делового общения, этики, взаимодействия личностей в обществе, расширяет профессиональные знания о регламентации служебного поведения, деятельности и отношений.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять этические правила, нормы и принципы в деловом общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;

- корректировать свое общение и поведение с учетом этических требований, норм деловой этики и этикета;

- моделировать формы делового общения;

- использовать техники и приёмы эффективного общения в деловых контактах, отношениях и профессиональной деятельности;

- применять этические знания и навыки для создания должностной морально-психологической обстановки в профессиональном коллективе, для решения профессиональных задач.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущностные особенности общения, этики, этики делового общения;

- этические принципы и нормы в деловом общении;

- основу и специфику сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной;

- психологические аспекты техник и приемов делового общения;

- этику и этикет деловых отношений и делового общения;

- механизмы внедрения этических норм в деловое общение;

- этику организационного поведения и групповой деятельности.

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося  - 24 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы

Объем часов

1

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

2

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

48

 

В том числе:

 

 

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия

12

 

Контрольные работы

-

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

 

Итоговая аттестация  по дисциплине  проводится в форме дифференцированного зачёта  


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»                                                                                                                                                                                                                          

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания

 

14

 

Тема 1.1.

Природа и сущность общения, этики,

этики делового общения

Содержание учебного материала.

4

2

1

Содержание дисциплины, её цели и задачи в системе научного знания.

2

Понятие «общение», его сущность и общие характеристики.

3

Структура общения с точки зрения нескольких авторов.

4

Основные подходы к классификации функций общения.

5

Различные классификации видов и уровней общения.

6

Этика – наука о морали и нравственности.

7

Понятия «деловое общение»,  «этика делового общения», сущность и особенности. 

8

Этические принципы и нормы в деловом общении.

Практические занятия. «Диагностика уровней общения».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа уровней общения.  Составление плана мероприятий по совершенствованию использования наиболее целесообразных видов общения. Полученные результаты исследования оформить в виде отчета.

4

3

Тема 1.2. Исторические аспекты развития деловой этики

 

Содержание учебного материала.

2

2

1

Этапы развития этики. Основные этические концепции и теории, мыслители и ученые.

2

Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика.

3

Эволюция и истоки развития профессиональной этики.

Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Эволюция профессиональной этики работника». Составление плана мероприятий по совершенствованию профессиональной этики работника.

2

3

Раздел 2. Основы и специфика сторон общения

 

20

 

Тема 2.1. Коммуникативная сторона общения

 

Содержание учебного материала.

4

2

1

Специфика коммуникативной стороны общения.

2

Сущность и особенности вербальной коммуникации.

3

Сущность и особенности невербальной коммуникации.

4

Роль электронной коммуникации в общении.

5

Навыки эффективного общения с помощью электронных средств коммуникации.

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа электронной коммуникации, используемой в обществе и деловом общении. Составление плана мероприятий по совершенствованию использования электронной коммуникации в деловом общении.  Полученные результаты исследования оформить в виде отчета.

2

3

Тема 2.2. Интерактивная

сторона общения

 

Содержание учебного материала.

4

2

1

Специфика интерактивной стороны общения. Понятие «взаимодействие», общая характеристика социального взаимодействия людей. Место взаимодействия в структуре общения.

2

Понятие «отношение», «межличностные отношения», их сущности, виды и особенности.

3

Теории взаимодействия. Основные компоненты взаимодействия.

4

Виды и способы взаимодействия людей в процессе общения. Различные подходы к классификации видов взаимодействия в процессе общения.

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа видов  взаимодействия доминирующих в различных группах. Проведение анализа характеристик причин выбора того или вида взаимодействия. Предложение мероприятий, которые могли бы способствовать  изменению и выбору наиболее эффективных видов взаимодействия.  Выполнение тестовых заданий. Полученные результаты оформить в виде отчета.

2

3

Тема 2.3. Перцептивная сторона общения

 

Содержание учебного материала.

4

2

1

Специфика перцептивной стороны общения. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения.

2

Понятие «взаимопонимание», сущность и особенности. Психологические основы и закономерности понимания собеседника.

3

Уровни взаимопонимания.

4

Роль национальных (этнических), профессиональных, гендерных и иных стереотипов в понимании.

5

Понятие и специфика социально-психологических механизмов общения. Классификации социально-психологических механизмов общения. Наиболее распространенные механизмы понимания и взаимопонимания.

6

Содержание и эффекты межличностного восприятия, их сущность, особенности и виды.

Практические занятия. «Диагностика коммуникативных, интерактивных и перцептивных особенностей личности в процессе общения».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа механизмов и эффектов социальной перцепции.  Выполнение тестовых заданий. Предложение мероприятий, способствующих адекватному и эффективному применению социально-психологических механизмов познания и понимания партнеров по общению.

2

3

Раздел 3. Психологические аспекты техник и приемов делового общения

 

14

 

Тема 3.1.

Техники, приемы и правила делового общения

Содержание учебного материала

4

2

1

Техники, приемы и правила общения, сущность и особенности. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей.

2

Технологии эффективного установления контакта и общения.

3

Психология воздействия на партнера по общению как техника общения. Приемы влияния на психику, поведение и общение.

Практические занятия.  «Диагностика навыков переговорной компетентности и делового общения».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Способы и приемы влияния на психику, поведение, способствующие эффективному общению».

2

3

Тема 3.2.

Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения

Содержание учебного материала

2

2

1

Трудности и дефекты общения. Факторы, служащие причинами непонимания собеседника. Коммуникативные барьеры и их виды. Трудности и источники барьеров. Основные формы лжи (обмана), признаки и причины.

2

Психологическое искусство слушать других как способ преодоления коммуникативных барьеров и трудностей в общении. Типичные ошибки слушания.  Особенности реакций слушателя.

3

Стили и типы слушания. Виды  и установки эффективного слушания Техники и приемы слушания.

4

Психологические особенности проведения деловых бесед, переговоров и совещаний. Техники и приемы ведения беседы и убеждения.

Практические занятия. «Диагностика умения слушать, ведения деловой беседы, умений убеждать».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблиц группировок техник и приемов общения, слушания, способов убеждения по различным основаниям. Составление таблиц группировок коммуникативных барьеров и иных дефектов общения, техник и приемов, способствующих эффективности общения.

2

3

Раздел 4. Этика и этикет деловых отношений и делового общения

 

14

 

Тема 4.1.

Этика деловых отношений

Содержание учебного материала.

2

2

1

Этика деловых отношений. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного, коллег и др. категорией людей.

2

Деловая практика и механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в деловые отношения: кодексы, комитеты, тренинг, символика и пр.

3

Особая роль этического кодекса как регулятора служебного поведения и деловых отношений.

Практические занятия. Семинар: «Фирменный стиль, символика и другие составляющие культуры и этики деловых отношений».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение рефератов по темам: «Особенности этики деловых отношений в Европейской деловой культуре», «Деловая культура и особенности деловых отношений Востока и арабских стран», «Особенности культуры и этики деловых отношений в России».

2

3

Тема 4.2.

Этикет и культура поведения и общения делового человека

Содержание учебного материала.

4

2

1

Понятия «этикет», «деловой этикет», «культура поведения», сущность и особенности. Взаимосвязь и различия понятий «этика» и «этикет», «деловой этикет». Правила поведения с точки зрения этики и этикета. Антиподы этичного поведения.

2

Сущность, особенности, правила, нормы «делового этикета». Структура делового этикета. Основные принципы и виды делового этикета.

3

Особенности служебного этикета и этики.

4

Гендерные особенности деловой этики и этикета.

5

Бесконтактные формы делового общения: этикет деловой переписки, культура общения по телефону.

6

Этика и психология решения спорных вопросов. Техники, приемы и культура ведения полемики (спора).

 

Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме «Этикет и культура поведения и общения делового человека». Составление презентационных схем «Особенности, принципы, правила и нормы современного делового этикета и деловой этики».  Составление «Модели нравственного современного человека».  Полученные результаты оформить в виде презентаций.

4

3

Раздел 5. Этика организационного поведения и групповой деятельности

 

8

 

Тема 5.1.

Этика организационного поведения

 

Содержание учебного материала.

2

2

1

Сущность и особенности этичного поведения в организации. Подходы, объясняющие этичное поведение: утилитарный, индивидуализм, с позиции морального права, с позиций справедливости. Этические дилеммы на рабочем месте. Показатели этичности поведения.

2

Поведение человека в организации. Психологические и поведенческие типы личности в организации. Че­тыре стереотипа работаю­щего человека. Сегменты корпоративного поведения.

3

Должностная модель поведения в организации. Доминанта «задачи – ответственность». Доминанта «стимулы – справедливость».

Практическое занятие.  Диагностика поведенческих особенностей индивида. «Оценка привлекательности культуры и этики организации», сравнительный анализ индивидуального и коллективного результатов.  

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.  Выполнение тестовых заданий по теме «Этика и организационное поведение». Проведение анализа различных механизмов влияния и воздействия на людей в организации, этических аспектов их использования.  Полученные результаты исследования оформить в виде отчета.

2

3

Тема 5.2.

Этика групповой деятельности

 

Содержание учебного материала.

2

2

1

Группо­вое поведение работников. Рабочая группа (коллектив, команда): сущностные, социально-психологические, и этические особенности.

2

Этические аспекты методов, способов и стадий формирования рабочей группы (коллектива, команды).

3

Профессиональная зрелость рабочей группы (коллектива, команды).

 

Итоговый дифференцированный зачет.

2

3

Всего:

72

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Материально-техническое  обеспечение

Учебная  дисциплина реализуется в  учебном  кабинете «Обществознание».

 

Оборудование учебного кабинета:

- многофункциональный (учебно-методический) комплекс преподавателя;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);

- комплект карточек – заданий по темам;

- комплект карточек – заданий для контрольных опросов по темам;

- видеоматериалы для уроков.

 

Технические средства обучения:

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- мультимедийное оборудование;

- экран;

- компьютер;

- принтер;

- сканер.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий

 

Основные источники:

1.   Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Аминов. - 7-е изд. стер. – М.: Омега-М, 2015. – 304 с.

2.   Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 304 с. (Серия: Профессиональное образование). (Рекомендовано Министерством образования РФ).

3.   Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учебное пособие / И.И. Зарецкая. – М.: Оникс, 2014. – 224 с.

4.   Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / авт.-состав. С.В. Дусенко. – М.: Академия, 2014. – 224 с. (Серия «Высшее профессиональное образование). (Гриф УМО МО РФ).

5.   Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений по специальности «Правоведение». – 2-е изд., испр. и доп. Е.А. Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с. (Серия «Профессиональное образование»).

6.   Шеламова, Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2014. – 64 с. (Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ).

7.   Дружинин, В.Ф. Этика [Текст]: курс лекций / В.Ф. Дружинин, Л.А. Дёмина. – М.: Экзамен, 2014. – 224 с.

8.   Этика деловых отношений [Текст] / авт.-сост. А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – М.: Логос, 2014. – 400 с.  

9.   Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с. (Серия: Золотой фонд российских учебников). (Рекомендовано Министерством образования РФ и Учебно-методическим центром).

10.   Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с. (Рекомендовано Ученым Советом Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры).

11.   Солоницына,  А.А. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебник / А.А. Солоницына. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - 200 c.

12.    Белолипецкий, В.К. Этика и культура управления [Текст]: учебно-практическое пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 384 с.

 

Дополнительные источники:

1.   Фомин, Ю.А. Психология делового общения [Текст] / Ю.А. Фомин. – 3 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2015. – 448 с.

2.   Измайлова, М.А. Деловое общение [Текст]: учебное пособие / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014. – 252с.

3.   Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / Г.В.Бороздина. – М.: Академия,  2014. – 224 с.

4.   Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия [Текст]  / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.; М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. - 416 с.

5.   Кипнис, М.Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями: Тренируем общение, способность влиять и убеждать [Электронный ресурс] / М.Ш. Кипнис. - М.: Прайм - Еврознак, 2014. – 224 с. -  - 5,68 МБ (PDF).  - URL: http:// www.mirknig.com/page/1935/ (дата обращения: 14.11.2010).

6.   Практикум по психологии общения: Диагностический инструментарий; Тренинг профессионального общения [Текст] /Е.Н. Арбузова, О.В. Шатровой, А.И. Анисимов. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с. – (Психологический тренинг).

7.   Серова, Н.В. Этика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Серова. – М.: Изд-во РИОР, 2014. – 160 с. 

8.   Резник, С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 с. (Рекомендовано УМО).

9.   Кукушкин, В.С. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов. – Изд-е 2-е, исп. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 288 с. (Серия «Новые технологии»).

10.   Дятлов, В.А. Этика и этикет деловых отношений [Текст]:  учебное пособие / В.А. Дятлов, В.Т. Пихало. – М.: Академия, 2013. – 200 с.

 

Перечень Интернет-ресурсов

1. Деловое общение и деловой этикет: сайт. - URL: http://masteretik.ru.

2. Сайт. Профессиональная этика. Деловая этика. Этика бизнеса. - URL: http://www.google.ru/nauki-online.ru/professionalnaya-etika.

3. Сайт. Этика. Образовательный ресурсный центр. - URL: http://www. google.ru/ethicscenter.ru/info/res.htm.

4.   Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - URL: http: //www.openclass.ru.

5.   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http: //www.school-collection.edu.ru.

6.   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http: //www.festival.1september.ru.

7.   «ГАРАНТ» - информационно-правовой портал». - URL: http: //www.base.garant.ru.

8.   Российский исторический иллюстративный журнал «Родина». - URL: http: //www.istrodina.com.

 

 

 

 

 


4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания

Тема 1.1.

Природа и сущность общения, этики,

этики делового общения

 

 

Умение давать характеристику понятий: «общение», «деловое общение», «этика делового общения», «этика».

Знание общих характеристик общения, его структуры, функций, видов и уровней.

Понимание особенностей этики как науки о морали и нравственности.

Знание этических принципов и норм в деловом общении.

Тема 1.2. Исторические аспекты развития деловой этики

 

 

Знание этапов развития этики, основных этических концепций и теорий.

Представление о возникновении и развитии этических норм, деловых отношений и связей в России, об эволюции и истоках развития профессиональной этики.

Раздел 2. Основы и специфика сторон общения

Тема 2.1. Коммуникативная сторона общения

 

Умение давать характеристику понятий: «коммуникативная сторона общения», «коммуникация». Знание специфики коммуникативной стороны общения.

Раскрытие особенностей вербальной и невербальной коммуникации.

Понимание роли электронной коммуникации в общении.

Тема 2.2. Интерактивная

сторона общения

 

Умение давать характеристику понятий: «интерактивная сторона общения», «взаимодействие». Знание специфики интерактивной  стороны общения.

Раскрытие смысла понятий: «отношение», «межличностные отношения», понимание их сущности, видов. Объяснение теорий взаимодействия.

Знание подходов к классификации видов и способов взаимодействия в процессе общения.

Тема 2.3. Перцептивная сторона общения

 

Раскрытие смысла понятий: «перцептивная сторона общения», «перцепция», «социальная перцепция», «познание», «взаимопонимание».  Знание специфики перцептивной стороны общения. Объяснение особенностей познания и понимания людьми в процессе общения.

Характеристика уровней взаимопонимания. Объяснение роли национальных (этнических), профессиональных, гендерных и иных стереотипов в понимании.

Знание специфики и классификации социально-психологических механизмов общения, эффектов межличностного восприятия.

Раздел 3. Психологические аспекты техник и приемов делового общения

Тема 3.1.

Техники, приемы и правила делового общения

Знание техник, приемов и правил общения.

Показ технологии эффективного установления контакта и общения.

Знание психологии воздействия на партнера по общению.

Умение различать приемы влияния на психику, поведение и общение.

Тема 3.2.

Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения

Умение различать трудности и дефекты общения, коммуникативные барьеры, источники и виды.

Понимание психологии слушания. Знание стилей и типов слушания, типичных ошибок слушания, особенностей реакций слушателя, техник и приемов слушания.

Знание психологических особенностей проведения деловых бесед, переговоров и совещаний, публичных выступлений, техник и приемов ведения беседы и убеждения.

Раздел 4. Этика и этикет деловых отношений и делового общения

Тема 4.1.

Этика деловых отношений

Знание этики деловых отношений. Понимание этики деловых взаимоотношений: «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».

Раскрытие основных механизмов внедрения этических норм, стандартов и требований в деловые отношения.

Показ особой роли этического кодекса как регулятора служебного поведения и деловых отношений.

Тема 4.2.

Этикет и культура поведения и общения делового человека

Умение давать определение понятий: «этикет», «деловой этикет», «культура поведения».

Знание правил поведения с точки зрения этики и этикета, антиподов этичного поведения. Понимание особенностей, правил, норм и структуры делового этикета. Знание основных принципов и видов делового и служебного этикета, этики.

Раскрытие гендерных особенностей деловой этики и этикета.

Знание бесконтактных форм делового общения: этикет деловой переписки, культуры общения по телефону.

Раскрытие особенностей этики и психологии решения спорных вопросов.

Знание техник, приемов и культуры ведения полемики.

Раздел 5. Этика организационного поведения и групповой деятельности

Тема 5.1.

Этика организационного поведения

 

Раскрытие сущности подходов, объясняющих этичное поведение в организации: утилитарный, индивидуализм, с позиции морального права, с позиций справедливости.

Освещение особенностей проблемы «этической дилеммы на рабочем месте». Знание показателей этичного поведения в организации: социальная справедливость, качество рабочей жизни (QWL).  Раскрытие особенностей поведения человека в организации. Характеристика психологических и поведенческих типов личности в организации.

Знание должностной модели поведения в организации: доминанта «задачи – ответственность», доминанта «стимулы – справедливость».

Тема 5.2.

Этика групповой деятельности

 

Умение давать определение понятий: «группа», «организация», «рабочая группа», «коллектив», «команда». Знание их типов, сущностных и этических особенностей.

Характеристика этических аспектов методов, способов и стадий формирования рабочей группы (коллектива, команды).

Знание классификации трудовых коллективов.

Раскрытие закономерностей этики в развитии взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Знание особенностей профессиональной зрелости рабочей группы (коллектива, команды), показателей их эффективности.


5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

               Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- применять этические правила, нормы и принципы в деловом общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;

 

 

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий; оценивание результатов их деятельности.

- корректировать свое общение и поведение с учетом этических требований, норм деловой этики и этикета;

 

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины.

- моделировать формы делового общения;

 

- использовать техники и приёмы эффективного общения в деловых контактах, отношениях и профессиональной деятельности;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий, решения тестовых заданий; работы  с Интернет-ресурсами; работы в команде; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, оценивание результатов их деятельности. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины.

- применять этические знания и навыки для создания должностной морально-психологической обстановки в профессиональном коллективе, для решения профессиональных задач.

 

Усвоенные знания:

- сущностные особенности общения, этики, этики делового общения;

 

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: фронтального и комбинированного опроса; защиты практических занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, оценивание результатов их деятельности.

- этические принципы и нормы в деловом общении;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы  с Интернет-ресурсами, оценивание результатов их деятельности.

- основа и специфика сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических занятий, решения тестовых заданий, фронтального и комбинированного опроса; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы  с Интернет-ресурсами,  их оценка. 

- психологические аспекты техник и приемов делового общения;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: фронтального и комбинированного опроса; защиты практических занятий; контролирование деятельности обучаемых; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, оценивание результатов их деятельности.

- этика и этикет деловых отношений и делового общения;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, рефератов по ним, работы  с Интернет-ресурсами,  их оценка.

- механизмы внедрения этических норм в деловое общение;

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий, решения ситуационных задач и тестов-заданий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы  с Интернет-ресурсами, их оценка.

- этика организационного поведения и групповой деятельности.

 

Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических занятий, решения тестовых заданий, фронтального и комбинированного опроса; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, их оценка. 

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета.

 

Разработчик:          

ЧПОУ «Газпром                              председатель цикловой

колледж Волгоград»                        комиссии, старший преподаватель            С.В. Орлова


Скачано с www.znanio.ru

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное

ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ №

СОДЕРЖАНИЕ №

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История», «Обществознание», «Основы философии», «Психология общения», «Стилистика деловой речи»

Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История», «Обществознание», «Основы философии», «Психология общения», «Стилистика деловой речи»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Тематический план и содержание учебной дисциплины «

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Психология воздействия на партнера по общению как техника общения

Психология воздействия на партнера по общению как техника общения

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение

Шеламова, Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие /

Шеламова, Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие /

Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф

Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Тема 3.2. Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения

Тема 3.2. Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных…

Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021
Посмотрите также: