ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное Учреждение
«ГАЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) (базовая подготовка) 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Одобрено цикловой комиссией общего гуманитарного и социально-экономического цикла, общеобразовательного цикла название комиссии Протокол № _______ от «______» ____________20__ г. Председатель ЦК _________ Т.В. Кузнецова |
УТВЕРЖДАЮ Зам директора по УВР ___________________ В.В. Новиков
«______» _________________20__ г. |
|
СОГЛАСОВАНА Зам директора по УР __________________ И.О. Фамилия
«______» _________________20__ г. |
|
|
|
|
|
|
Разработчик:
Орлова Светлана Васильевна, преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Рецензенты:
Маняев А.Г., к. филос.н., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Данилевская Ю.А., преподаватель ГБПОУ «Волгоградский энергетический колледж.
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
6 |
3. |
Условия реализации учебной дисциплины |
11 |
4. |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
14 |
5 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
16 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины «Этика делового общения» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего и среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в любых областях среднего профессионального образования при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа разработана с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемых профессий или специальностей среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учёт возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Этика делового общения» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл учебного плана основной профессиональной образовательной программы СПО. Ее цель состоит в том, чтобы усвоить основы этики коммуникативного знания и освоить умения правильно общаться и взаимодействовать с людьми в деловой сфере.
Данная дисциплина тесно связана с такими дисциплинами, изучаемыми обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы, как «История», «Обществознание», «Основы философии», «Психология общения», «Стилистика деловой речи».
«Этика делового общения» дополняет и углубляет гуманитарные знания обучающихся об особенностях общения, делового общения, этики, взаимодействия личностей в обществе, расширяет профессиональные знания о регламентации служебного поведения, деятельности и отношений.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять этические правила, нормы и принципы в деловом общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;
- корректировать свое общение и поведение с учетом этических требований, норм деловой этики и этикета;
- моделировать формы делового общения;
- использовать техники и приёмы эффективного общения в деловых контактах, отношениях и профессиональной деятельности;
- применять этические знания и навыки для создания должностной морально-психологической обстановки в профессиональном коллективе, для решения профессиональных задач.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущностные особенности общения, этики, этики делового общения;
- этические принципы и нормы в деловом общении;
- основу и специфику сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной;
- психологические аспекты техник и приемов делового общения;
- этику и этикет деловых отношений и делового общения;
- механизмы внедрения этических норм в деловое общение;
- этику организационного поведения и групповой деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ |
Виды учебной работы |
Объем часов |
1 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
2 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
48 |
|
В том числе: |
|
|
Лабораторные работы |
- |
|
Практические занятия |
12 |
|
Контрольные работы |
- |
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
|
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания |
|
14 |
|
||
Тема 1.1. Природа и сущность общения, этики, этики делового общения |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Содержание дисциплины, её цели и задачи в системе научного знания. |
||||
2 |
Понятие «общение», его сущность и общие характеристики. |
||||
3 |
Структура общения с точки зрения нескольких авторов. |
||||
4 |
Основные подходы к классификации функций общения. |
||||
5 |
Различные классификации видов и уровней общения. |
||||
6 |
Этика – наука о морали и нравственности. |
||||
7 |
Понятия «деловое общение», «этика делового общения», сущность и особенности. |
||||
8 |
Этические принципы и нормы в деловом общении. |
||||
Практические занятия. «Диагностика уровней общения». |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа уровней общения. Составление плана мероприятий по совершенствованию использования наиболее целесообразных видов общения. Полученные результаты исследования оформить в виде отчета. |
4 |
3 |
|||
Тема 1.2. Исторические аспекты развития деловой этики
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Этапы развития этики. Основные этические концепции и теории, мыслители и ученые. |
||||
2 |
Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика. |
||||
3 |
Эволюция и истоки развития профессиональной этики. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Эволюция профессиональной этики работника». Составление плана мероприятий по совершенствованию профессиональной этики работника. |
2 |
3 |
|||
Раздел 2. Основы и специфика сторон общения |
|
20 |
|
||
Тема 2.1. Коммуникативная сторона общения
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Специфика коммуникативной стороны общения. |
||||
2 |
Сущность и особенности вербальной коммуникации. |
||||
3 |
Сущность и особенности невербальной коммуникации. |
||||
4 |
Роль электронной коммуникации в общении. |
||||
5 |
Навыки эффективного общения с помощью электронных средств коммуникации. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа электронной коммуникации, используемой в обществе и деловом общении. Составление плана мероприятий по совершенствованию использования электронной коммуникации в деловом общении. Полученные результаты исследования оформить в виде отчета. |
2 |
3 |
|||
Тема 2.2. Интерактивная сторона общения
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Специфика интерактивной стороны общения. Понятие «взаимодействие», общая характеристика социального взаимодействия людей. Место взаимодействия в структуре общения. |
||||
2 |
Понятие «отношение», «межличностные отношения», их сущности, виды и особенности. |
||||
3 |
Теории взаимодействия. Основные компоненты взаимодействия. |
||||
4 |
Виды и способы взаимодействия людей в процессе общения. Различные подходы к классификации видов взаимодействия в процессе общения. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа видов взаимодействия доминирующих в различных группах. Проведение анализа характеристик причин выбора того или вида взаимодействия. Предложение мероприятий, которые могли бы способствовать изменению и выбору наиболее эффективных видов взаимодействия. Выполнение тестовых заданий. Полученные результаты оформить в виде отчета. |
2 |
3 |
|||
Тема 2.3. Перцептивная сторона общения
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Специфика перцептивной стороны общения. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения. |
||||
2 |
Понятие «взаимопонимание», сущность и особенности. Психологические основы и закономерности понимания собеседника. |
||||
3 |
Уровни взаимопонимания. |
||||
4 |
Роль национальных (этнических), профессиональных, гендерных и иных стереотипов в понимании. |
||||
5 |
Понятие и специфика социально-психологических механизмов общения. Классификации социально-психологических механизмов общения. Наиболее распространенные механизмы понимания и взаимопонимания. |
||||
6 |
Содержание и эффекты межличностного восприятия, их сущность, особенности и виды. |
||||
Практические занятия. «Диагностика коммуникативных, интерактивных и перцептивных особенностей личности в процессе общения». |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анализа механизмов и эффектов социальной перцепции. Выполнение тестовых заданий. Предложение мероприятий, способствующих адекватному и эффективному применению социально-психологических механизмов познания и понимания партнеров по общению. |
2 |
3 |
|||
Раздел 3. Психологические аспекты техник и приемов делового общения |
|
14 |
|
||
Тема 3.1. Техники, приемы и правила делового общения |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
||
1 |
Техники, приемы и правила общения, сущность и особенности. Профессиональные особенности техники и приемов общения людей. |
||||
2 |
Технологии эффективного установления контакта и общения. |
||||
3 |
Психология воздействия на партнера по общению как техника общения. Приемы влияния на психику, поведение и общение. |
||||
Практические занятия. «Диагностика навыков переговорной компетентности и делового общения». |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Способы и приемы влияния на психику, поведение, способствующие эффективному общению». |
2 |
3 |
|||
Тема 3.2. Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
1 |
Трудности и дефекты общения. Факторы, служащие причинами непонимания собеседника. Коммуникативные барьеры и их виды. Трудности и источники барьеров. Основные формы лжи (обмана), признаки и причины. |
||||
2 |
Психологическое искусство слушать других как способ преодоления коммуникативных барьеров и трудностей в общении. Типичные ошибки слушания. Особенности реакций слушателя. |
||||
3 |
Стили и типы слушания. Виды и установки эффективного слушания Техники и приемы слушания. |
||||
4 |
Психологические особенности проведения деловых бесед, переговоров и совещаний. Техники и приемы ведения беседы и убеждения. |
||||
Практические занятия. «Диагностика умения слушать, ведения деловой беседы, умений убеждать». |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблиц группировок техник и приемов общения, слушания, способов убеждения по различным основаниям. Составление таблиц группировок коммуникативных барьеров и иных дефектов общения, техник и приемов, способствующих эффективности общения. |
2 |
3 |
|||
Раздел 4. Этика и этикет деловых отношений и делового общения |
|
14 |
|
||
Тема 4.1. Этика деловых отношений |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Этика деловых отношений. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного, коллег и др. категорией людей. |
||||
2 |
Деловая практика и механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в деловые отношения: кодексы, комитеты, тренинг, символика и пр. |
||||
3 |
Особая роль этического кодекса как регулятора служебного поведения и деловых отношений. |
||||
Практические занятия. Семинар: «Фирменный стиль, символика и другие составляющие культуры и этики деловых отношений». |
2 |
3 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение рефератов по темам: «Особенности этики деловых отношений в Европейской деловой культуре», «Деловая культура и особенности деловых отношений Востока и арабских стран», «Особенности культуры и этики деловых отношений в России». |
2 |
3 |
|||
Тема 4.2. Этикет и культура поведения и общения делового человека |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Понятия «этикет», «деловой этикет», «культура поведения», сущность и особенности. Взаимосвязь и различия понятий «этика» и «этикет», «деловой этикет». Правила поведения с точки зрения этики и этикета. Антиподы этичного поведения. |
||||
2 |
Сущность, особенности, правила, нормы «делового этикета». Структура делового этикета. Основные принципы и виды делового этикета. |
||||
3 |
Особенности служебного этикета и этики. |
||||
4 |
Гендерные особенности деловой этики и этикета. |
||||
5 |
Бесконтактные формы делового общения: этикет деловой переписки, культура общения по телефону. |
||||
6 |
Этика и психология решения спорных вопросов. Техники, приемы и культура ведения полемики (спора).
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме «Этикет и культура поведения и общения делового человека». Составление презентационных схем «Особенности, принципы, правила и нормы современного делового этикета и деловой этики». Составление «Модели нравственного современного человека». Полученные результаты оформить в виде презентаций. |
4 |
3 |
|||
Раздел 5. Этика организационного поведения и групповой деятельности |
|
8 |
|
||
Тема 5.1. Этика организационного поведения
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Сущность и особенности этичного поведения в организации. Подходы, объясняющие этичное поведение: утилитарный, индивидуализм, с позиции морального права, с позиций справедливости. Этические дилеммы на рабочем месте. Показатели этичности поведения. |
||||
2 |
Поведение человека в организации. Психологические и поведенческие типы личности в организации. Четыре стереотипа работающего человека. Сегменты корпоративного поведения. |
||||
3 |
Должностная модель поведения в организации. Доминанта «задачи – ответственность». Доминанта «стимулы – справедливость». |
||||
Практическое занятие. Диагностика поведенческих особенностей индивида. «Оценка привлекательности культуры и этики организации», сравнительный анализ индивидуального и коллективного результатов. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме «Этика и организационное поведение». Проведение анализа различных механизмов влияния и воздействия на людей в организации, этических аспектов их использования. Полученные результаты исследования оформить в виде отчета. |
2 |
3 |
|||
Тема 5.2. Этика групповой деятельности
|
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Групповое поведение работников. Рабочая группа (коллектив, команда): сущностные, социально-психологические, и этические особенности. |
||||
2 |
Этические аспекты методов, способов и стадий формирования рабочей группы (коллектива, команды). |
||||
3 |
Профессиональная зрелость рабочей группы (коллектива, команды). |
||||
|
Итоговый дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
||
Всего: |
72 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
- многофункциональный (учебно-методический) комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
- комплект карточек – заданий по темам;
- комплект карточек – заданий для контрольных опросов по темам;
- видеоматериалы для уроков.
Технические средства обучения:
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- мультимедийное оборудование;
- экран;
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Аминов, И.И. Психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Аминов. - 7-е изд. стер. – М.: Омега-М, 2015. – 304 с.
2. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 304 с. (Серия: Профессиональное образование). (Рекомендовано Министерством образования РФ).
3. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учебное пособие / И.И. Зарецкая. – М.: Оникс, 2014. – 224 с.
4. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / авт.-состав. С.В. Дусенко. – М.: Академия, 2014. – 224 с. (Серия «Высшее профессиональное образование). (Гриф УМО МО РФ).
5. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений по специальности «Правоведение». – 2-е изд., испр. и доп. Е.А. Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с. (Серия «Профессиональное образование»).
6. Шеламова, Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2014. – 64 с. (Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ).
7. Дружинин, В.Ф. Этика [Текст]: курс лекций / В.Ф. Дружинин, Л.А. Дёмина. – М.: Экзамен, 2014. – 224 с.
8. Этика деловых отношений [Текст] / авт.-сост. А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. – М.: Логос, 2014. – 400 с.
9. Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 415 с. (Серия: Золотой фонд российских учебников). (Рекомендовано Министерством образования РФ и Учебно-методическим центром).
10. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с. (Рекомендовано Ученым Советом Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры).
11. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебник / А.А. Солоницына. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. - 200 c.
12. Белолипецкий, В.К. Этика и культура управления [Текст]: учебно-практическое пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 384 с.
Дополнительные источники:
1. Фомин, Ю.А. Психология делового общения [Текст] / Ю.А. Фомин. – 3 изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2015. – 448 с.
2. Измайлова, М.А. Деловое общение [Текст]: учебное пособие / М.А. Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2014. – 252с.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебное пособие / Г.В.Бороздина. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
4. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.; М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. - 416 с.
5. Кипнис, М.Ш. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями: Тренируем общение, способность влиять и убеждать [Электронный ресурс] / М.Ш. Кипнис. - М.: Прайм - Еврознак, 2014. – 224 с. - - 5,68 МБ (PDF). - URL: http:// www.mirknig.com/page/1935/ (дата обращения: 14.11.2010).
6. Практикум по психологии общения: Диагностический инструментарий; Тренинг профессионального общения [Текст] /Е.Н. Арбузова, О.В. Шатровой, А.И. Анисимов. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с. – (Психологический тренинг).
7. Серова, Н.В. Этика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Серова. – М.: Изд-во РИОР, 2014. – 160 с.
8. Резник, С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 с. (Рекомендовано УМО).
9. Кукушкин, В.С. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов. – Изд-е 2-е, исп. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014. – 288 с. (Серия «Новые технологии»).
10. Дятлов, В.А. Этика и этикет деловых отношений [Текст]: учебное пособие / В.А. Дятлов, В.Т. Пихало. – М.: Академия, 2013. – 200 с.
Перечень Интернет-ресурсов
1. Деловое общение и деловой этикет: сайт. - URL: http://masteretik.ru.
2. Сайт. Профессиональная этика. Деловая этика. Этика бизнеса. - URL: http://www.google.ru/nauki-online.ru/professionalnaya-etika.
3. Сайт. Этика. Образовательный ресурсный центр. - URL: http://www. google.ru/ethicscenter.ru/info/res.htm.
4. Открытый класс: сетевые образовательные сообщества. - URL: http: //www.openclass.ru.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL: http: //www.school-collection.edu.ru.
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http: //www.festival.1september.ru.
7. «ГАРАНТ» - информационно-правовой портал». - URL: http: //www.base.garant.ru.
8. Российский исторический иллюстративный журнал «Родина». - URL: http: //www.istrodina.com.
4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания |
|
Тема 1.1. Природа и сущность общения, этики, этики делового общения
|
Умение давать характеристику понятий: «общение», «деловое общение», «этика делового общения», «этика». Знание общих характеристик общения, его структуры, функций, видов и уровней. Понимание особенностей этики как науки о морали и нравственности. Знание этических принципов и норм в деловом общении. |
Тема 1.2. Исторические аспекты развития деловой этики
|
Знание этапов развития этики, основных этических концепций и теорий. Представление о возникновении и развитии этических норм, деловых отношений и связей в России, об эволюции и истоках развития профессиональной этики. |
Раздел 2. Основы и специфика сторон общения |
|
Тема 2.1. Коммуникативная сторона общения
|
Умение давать характеристику понятий: «коммуникативная сторона общения», «коммуникация». Знание специфики коммуникативной стороны общения. Раскрытие особенностей вербальной и невербальной коммуникации. Понимание роли электронной коммуникации в общении. |
Тема 2.2. Интерактивная сторона общения
|
Умение давать характеристику понятий: «интерактивная сторона общения», «взаимодействие». Знание специфики интерактивной стороны общения. Раскрытие смысла понятий: «отношение», «межличностные отношения», понимание их сущности, видов. Объяснение теорий взаимодействия. Знание подходов к классификации видов и способов взаимодействия в процессе общения. |
Тема 2.3. Перцептивная сторона общения
|
Раскрытие смысла понятий: «перцептивная сторона общения», «перцепция», «социальная перцепция», «познание», «взаимопонимание». Знание специфики перцептивной стороны общения. Объяснение особенностей познания и понимания людьми в процессе общения. Характеристика уровней взаимопонимания. Объяснение роли национальных (этнических), профессиональных, гендерных и иных стереотипов в понимании. Знание специфики и классификации социально-психологических механизмов общения, эффектов межличностного восприятия. |
Раздел 3. Психологические аспекты техник и приемов делового общения |
|
Тема 3.1. Техники, приемы и правила делового общения |
Знание техник, приемов и правил общения. Показ технологии эффективного установления контакта и общения. Знание психологии воздействия на партнера по общению. Умение различать приемы влияния на психику, поведение и общение. |
Тема 3.2. Техники и приемы слушания, ведения беседы и убеждения, трудности и дефекты общения |
Умение различать трудности и дефекты общения, коммуникативные барьеры, источники и виды. Понимание психологии слушания. Знание стилей и типов слушания, типичных ошибок слушания, особенностей реакций слушателя, техник и приемов слушания. Знание психологических особенностей проведения деловых бесед, переговоров и совещаний, публичных выступлений, техник и приемов ведения беседы и убеждения. |
Раздел 4. Этика и этикет деловых отношений и делового общения |
|
Тема 4.1. Этика деловых отношений |
Знание этики деловых отношений. Понимание этики деловых взаимоотношений: «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали». Раскрытие основных механизмов внедрения этических норм, стандартов и требований в деловые отношения. Показ особой роли этического кодекса как регулятора служебного поведения и деловых отношений. |
Тема 4.2. Этикет и культура поведения и общения делового человека |
Умение давать определение понятий: «этикет», «деловой этикет», «культура поведения». Знание правил поведения с точки зрения этики и этикета, антиподов этичного поведения. Понимание особенностей, правил, норм и структуры делового этикета. Знание основных принципов и видов делового и служебного этикета, этики. Раскрытие гендерных особенностей деловой этики и этикета. Знание бесконтактных форм делового общения: этикет деловой переписки, культуры общения по телефону. Раскрытие особенностей этики и психологии решения спорных вопросов. Знание техник, приемов и культуры ведения полемики. |
Раздел 5. Этика организационного поведения и групповой деятельности |
|
Тема 5.1. Этика организационного поведения
|
Раскрытие сущности подходов, объясняющих этичное поведение в организации: утилитарный, индивидуализм, с позиции морального права, с позиций справедливости. Освещение особенностей проблемы «этической дилеммы на рабочем месте». Знание показателей этичного поведения в организации: социальная справедливость, качество рабочей жизни (QWL). Раскрытие особенностей поведения человека в организации. Характеристика психологических и поведенческих типов личности в организации. Знание должностной модели поведения в организации: доминанта «задачи – ответственность», доминанта «стимулы – справедливость». |
Тема 5.2. Этика групповой деятельности
|
Умение давать определение понятий: «группа», «организация», «рабочая группа», «коллектив», «команда». Знание их типов, сущностных и этических особенностей. Характеристика этических аспектов методов, способов и стадий формирования рабочей группы (коллектива, команды). Знание классификации трудовых коллективов. Раскрытие закономерностей этики в развитии взаимоотношений руководителя и подчиненных. Знание особенностей профессиональной зрелости рабочей группы (коллектива, команды), показателей их эффективности. |
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - применять этические правила, нормы и принципы в деловом общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий; оценивание результатов их деятельности. |
- корректировать свое общение и поведение с учетом этических требований, норм деловой этики и этикета; |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины. |
- моделировать формы делового общения;
|
|
- использовать техники и приёмы эффективного общения в деловых контактах, отношениях и профессиональной деятельности;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий, решения тестовых заданий; работы с Интернет-ресурсами; работы в команде; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, оценивание результатов их деятельности. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины. |
- применять этические знания и навыки для создания должностной морально-психологической обстановки в профессиональном коллективе, для решения профессиональных задач.
|
|
Усвоенные знания: - сущностные особенности общения, этики, этики делового общения;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: фронтального и комбинированного опроса; защиты практических занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, оценивание результатов их деятельности. |
- этические принципы и нормы в деловом общении;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности обучаемых; защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы с Интернет-ресурсами, оценивание результатов их деятельности. |
- основа и специфика сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических занятий, решения тестовых заданий, фронтального и комбинированного опроса; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы с Интернет-ресурсами, их оценка. |
- психологические аспекты техник и приемов делового общения;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: фронтального и комбинированного опроса; защиты практических занятий; контролирование деятельности обучаемых; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, оценивание результатов их деятельности. |
- этика и этикет деловых отношений и делового общения;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, рефератов по ним, работы с Интернет-ресурсами, их оценка. |
- механизмы внедрения этических норм в деловое общение;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических и семинарских занятий, решения ситуационных задач и тестов-заданий; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, отчетов по ним, работы с Интернет-ресурсами, их оценка. |
- этика организационного поведения и групповой деятельности.
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: защиты практических занятий, решения тестовых заданий, фронтального и комбинированного опроса; самостоятельной внеаудиторной работы и индивидуальных заданий, их оценка. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
Разработчик:
ЧПОУ «Газпром председатель цикловой
колледж Волгоград» комиссии, старший преподаватель С.В. Орлова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.