Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.
Оценка 5

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
технология
11.12.2019
Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.
Программа общепрофессиональной дисциплины ОПД 04. ГЕОЛОГИЯ для горных техникумов.Специальность 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Может быть использована для составления календарно-тематических планов преподавателями.
Рабочая программа ОПД.04.ГЕОЛОГИЯ_.doc

 

Обособленное структурное подразделение «Перевальский техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики

«Донбасский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.04. Геология

 

 

 

21.02.17 Подземная разработка месторождений

Полезных ископаемых

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

            Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».

 

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии “Общетехнических и специальных дисциплин горной промышленности”

Протокол № _____ от __________________

 

                                                    Председатель ЦК  ___________ Ю.А.Савенко

 

 

 

Заместитель директора по учебной работе

 

_____________    А.Н. Бакалина

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:   Дёмин А.А,  преподаватель высшей  квалификационной категории спецдисциплин Перевальского техникума Дон ГТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        ОП.04. ГЕОЛОГИЯ                                                                                                           4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        6

3. условия реализации программы дисциплины                         25

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины... 27

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                ОПД.04 ГЕОЛОГИЯ

 

1.1. Область применения программы

 Программа учебной дисциплины является частью основной профес-сиональной образовательной программы в соответствии с ГОС ЛНР по специальности СПО: 21.02.17«Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по  программам повышения квалификации и переподготовки специалистов в области добычи угля подземным способом на базе основного общего образования.                       

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Геология входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-          вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

-         читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

-         определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

-         определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

-         определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

-         определять физические свойства и геофизические поля;

-         классифицировать континентальные отложения по типам;

-         обобщать фациально-генетические признаки;

-         определять элементы геологического строения месторождения;

-         выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

-         определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-         физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

-         классификацию и свойства тектонических движений;

-         генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

-         эндогенные и экзогенные геологические процессы;

-         геологическую и техногенную деятельность человека;

-         строение подземной гидросферы;

-         структуру и текстуру горных пород;

-         физико-химические свойства горных пород;

-         основы геологии нефти и газа;

-         физические свойства и геофизические поля;

-         особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

-         основные минералы и горные породы;

-         основные типы месторождений полезных ископаемых;

-         основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

-         основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

-         основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

-         основы фациального анализа;

-         способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

-         методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

-         методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 189 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 127 часов;

самостоятельной работы обучающегося 62 часов.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

очное

заочное

Максимальная учебная нагрузка (всего)

    189

   189

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    127

    20

в том числе:

 

 

     аудиторные занятия

   107

    14

     практические занятия

   20

     6

     контрольная работа

    -

    Кр

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

   62

   169

Итоговая аттестация в форме                                                           экзамена                                                   

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОПД.04 Геология (очное отделение)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы общей геологии

 

    46

1.1.  Физические свойства и характеристика оболочек Земной коры

1

Физические свойства и характеристика оболочек Земной коры. Форма, размеры и строение Земли. Термодинамические условия. Гравитационное поле. Магнитное поле Земли. Давление и его изменение с глубиной. Температура Земли, ее изменение с глубиной. Понятие о тепловом потоке и его вариациях. Геофизические поля.

    10

2

Внешние оболочки Земли. Атмосфера, ее деление на зоны: ионосферу, стратосферу и тропосферу. Изменение химического состава и температуры в атмосфере. Гидросфера, ее площадь и средняя глубина. Физико-химическая характеристика морской воды. Биосфера, ее распространение и значение.

3

Внутренние оболочки и ядро Земли. Состав и состояние вещества мантии и ядра Земли. Ядро Земли. Мантия Земли. Химический состав и плотность вещества. Земная кора. Континентальный и океанический типы земной коры. Осадочный, гранитный и базальтовый слои.

Самостоятельная работа обучающегося

6

Зарисовать схему оболочек земли. Составить таблицу «Физические свойства и характеристика внешних оболочек Земли». Составить таблицу «Физические свойства и характеристика внутренних оболочек Земли».

1. 2.  Геологические процессы

1

Экзогенные геологические процессы. Процессы выветривания. Формы выветривания: физическое химическое и органическое. Продукты выветривания: элювий  и коллювий. Кора выветривания - современная и ископаемая. Рациональное использование природных богатств и полезных ископаемых, возникших в процессе выветривания. Почва и почвообразовательный процесс.

Геологическая деятельность ветра. Особенности эоловых отложений.

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Площадной смыв и работа временных потоков. Образование и развитие оврагов. Общие сведения о реках. Геологическая работа рек, формирование профиля равновесия. Особенности аллювиальных отложений.

Геологическая деятельность подземных вод. Формы нахождения воды в горных породах. Происхождение подземных вод. Условия залегания подземных вод..

Геологическая деятельность снега, льда и ледников. Классификация ледников. Разрушительная, транспортная и аккумулятивная деятельность ледников. Водно-ледниковые отложения.

Геологические процессы в криолитозоне. Типы подземных льдов. Подземные воды в криолитозоне. Криогенные формы рельефа. Термокарст. Криогенные формы рельефа.

Геологическая деятельность моря. Разрушительная работа моря (абразия). Перенос продуктов разрушения. Накопление осадков в разных зонах моря.

Геологическая деятельность озер и болот Классификация озер. Образование осадков. Процессы торфообразования и углеобразования

10

 

2

Эндогенные геологические процессы. Магматизм. Интрузивный магматизм. Формы залегания интрузивных пород. Эффузивный магматизм.

Представление о тектонических движения земной коры. Классификация тектонических движений. Землетрясения. Метаморфизм

Самостоятельная работа обучающегося

6

Составить таблицу «Созидательная и разрушительная деятельность экзогенных геологических процессов». Составить таблицу «Созидательная и разрушительная деятельность эндогенных геологических процессов». Подготовить  презентации  по темам: «Описание процессов внешней динамики, преобладающих на территории Западно -Сибирской  платформы»,  «Экзогенные процессы»,  «Эндогенные процессы»

1.3 Вещественный состав земной коры

1

Вещественный состав земной коры. Химический состав земной коры.  Минералы. Физические свойства минералов. Оптические свойства минералов. Механические свойства минералов. Классификация минералов и их описание. Классы самородных элементов и сульфидов. Класс галоидных соединений. Класс оксидов и гидроксидов. Класс карбонатов. Класс фосфатов. Класс силикатов. Природные органические соединения. Породообразующие минералы.

6

2

Горные породы - генетическая классификация. Характеристика магматических, осадочных и метаморфических пород: генезис, минеральный и химический состав, строение (структура и текстура горных пород), формы залегания в земной коре. Понятие о массиве и слоистой толще горных пород. Дислокации в горных породах

    Практические работы

4

1

№1 Изображение геосфер Земли

2

№2 Изображение интрузивных тел и схем вулканов

 

  

Самостоятельная работа обучающегося

4

 Составить таблицу «Классификация и свойства минералов».

 Составить таблицу «Классификация и свойства горных пород»   

Раздел 2. Основы исторической и структурной геологии

42

2.1. Методы исторической геологии. Геологическая история Земли

 

1

Основные задачи исторической геологии. Методы исторической геологии. Понятие о стратиграфическом, петрографическом, палеонтологическом и палеографическом методах определения возраста геологических тел и восстановления геологического прошлого Земли. Фации и формации комплексов горных пород. Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды, эпохи, века. Стратиграфические и геохронологические подразделения геохронологической шкалы. Методы определения возраста Земли и горных пород, методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

6

Самостоятельная работа обучающегося

4

 Изучить и зарисовать в тетради геохронологическую и стратиграфическую шкалы.

2.2. Основные элементы современной структуры земной коры

 

1

Основные элементы структурной геологии земной коры. Пласты, складки, разрывные нарушения. Понятие о пликативных и дизъюнктивных нарушениях. Элементы залегания наклонного слоя. Согласное и несогласное залегание слоев. Основные тектонические структуры залегания литосферы

4

Практическая работа

2

1

№3 Изображение стратиграфической колонки заданного условного месторождения

Самостоятельная работа обучающегося

6

Подготовить рефераты по темам: «Определение формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений», «Основные элементы современной структуры земной коры», «Основные тектонические структуры залегания литосферы в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции»

2.3. Геологическое картирование

 

Геологические карты и разрезы, их содержание и принципы построения. Изображение стратиграфических подразделений. Изображение нестратиграфических подразделений Изображение маркирующих (опорных) и отражающих горизонтов. Изображение геологических границ, разрывных нарушений, меланжа, структурных элементов и  прочих элементов геологической карты.

Изучение и построение карты антропогеновых (четвертичных) отложений. Тектонические, литологические, палеогеографические, гидрогеологические, инженерно-геологические карты, карты полезных ископаемых, прогнозные и геохимические. Стратиграфическая колонка. Тектоническая схема.

2

Практические занятия

4

 

1

 

2

№4 Определение элементов залегания пласта с помощью горного компаса

 

№5 Построение геологического разреза по заданному на геологической карте направлению

 

2.4. Геология четвертичных отложений

1

Общие принципы стратиграфического расчленения четвертичных отложений. Различные типы стратиграфических схем. Полезные ископаемые, связанные с четвертичными отложениями. Генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений. Элювий. Эоловые (ветровые) отложения. Делювий. Пролювий (конусы выноса). Озёрные и болотные отложения. Аллювиальные (речные отложения). Ледниковые (гляциальные), флювиогляциальные (водно-ледниковые) отложения. Биогенные отложения. Гравитационные осыпные отложения. Гравитационные оползневые отложения. Покровные отложения. Техногенные насыпные, намывные отложения и культурный слой. Отложения смешанного генезиса.

10

2

Литолого-стратиграфический и геоморфологический методы как основа геологического картирования и стратиграфического расчленения четвертичных отложений. Изучение соотношений речных и морских террас, аллювиальных и морских отложений. Изучение следов мерзлоты (криоинволюций, грунтовых жил, псевдоморфоз ледяных клиньев) в разрезах аллювия, делювия, прибрежно-морских отложений. Их палеоклиматическое и стратиграфическое значение. Палеонтологические наблюдения. Погребенные почвы как индикаторы палеоклимата. Их стратиграфическое значение. Палеонтологические методы стратиграфического расчленения четвертичных отложений.  Палеоботанические методы. Изучение растительных остатков. Палеонтологический метод. Археологический метод.  Палеомагнитный метод.  Методы абсолютной геохронологии. Метод Де-Геера (изучение озерных ленточных глин). Радиоуглеродный метод. Термолюминисцентный метод. Калий-аргоновый метод и другие. Классификация и терминология стратиграфических подразделений четвертичной системы

Практические занятия

4

1.№6 Изучение происхождения и состава магматических,метаморфических и    осадочных пород

2. №7 Изображение наиболее распространённых простых форм кристаллов

Раздел 3. Геология                                                    полезных ископаемых                                                                                                             

 

28

3.1. Общие сведения о месторождениях полезных ископаемых

1

Условия образования месторождений. Основные типы месторождений полезных ископаемых. Генетические типы месторождений полезных ископаемых. Промышленные типы месторождений полезных ископаемых и горно-геологические условия их освоения.

4

3.2. Разведка месторождений полезных ископаемых

 

1

Система геологического изучения недр.  Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Основы поисков и разведки полезных ископаемых. Геологическая съемка и поиски. Методология разведки месторождений полезных ископаемых. Геолого-промышленная оценка месторождений. Особенности разведки месторождений полезных ископаемых различных промышленно- генетических типов.

 

6

3.3. Основы маркшейдерского дела

1

Способы и средства изучения и съемки объектов горного производства. Маркшейдерские съемки с целью последующего изображения на планах, разрезах, проекциях и других графиках горных выработок, проводимые в недрах при разведке месторождений, строительстве и эксплуатации горных предприятий; форм залежей полезных ископаемых и геометрии распределения их свойств; сооружений и природных объектов, расположенных на поверхности на площадях залегания полезных ископаемых; решения различных горнотехнических задач, возникающих в процессе разведки полезных ископаемых, проектирования, строительства и эксплуатации горных предприятий, а также при их ликвидации; изучения характера сдвижения и деформаций поверхности и горных пород, а также определения мер охраны сооружений от вредного влияния горных выработок.

6

Самостоятельная работа обучающегося

12

Учебно-исследовательская работа «Полевые наблюдения и ведение документации геологических объектов»

Учебно-исследовательская работа «Определение происхождения форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков»

Раздел 4. Инженерная геология и гидрогеология

48

4.1. Основы инженерной геологии

1

Основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства. Основы грунтоведения.  Горные породы как многокомпонентные системы. Инженерно-геологические классификации горных пород. Физические, водные, механические свойства горных пород. Инженерно-геологические особенности горных пород. Массивы горных пород и их характеристика.

6

2

Виды техногенных воздействий и изменение геологической среды. Оценка геодинамических процессов и прогноз их поведения при техногенном воздействии.

Самостоятельная работа обучающегося

8

Выполнение рефератов на темы: «Источники формирования и классификация  техногенных грунтов», «Оценка геодинамических процессов и прогноз их поведения при техногенном воздействии», «Инженерно-геологические особенности горных пород»

4.2. Основы гидрогеологии

1

Состав и строение подземной гидросферы Гидрогеологический разрез земной коры, характерные зоны и их границы. Подземная ветвь общего круговорота воды на Земле. Гидрогеологический и геологический циклы подземной ветви круговорота воды.

Водно-коллекторские свойства горных пород: скважность (пористость, трещиноватость), гравитационная ёмкость, проницаемость. Виды воды в горных породах (классификация). Свойства и условия движения различных видов воды. Химический состав и минерализация подземных вод, физические свойства, газовый и бактериальный состав подземных вод. Понятие об основных элементах гидрогеологического разреза: водоносный слой, горизонт, комплекс, слабопроницаемые (водоупорные) элементы разреза. Водоносные зоны трещиноватости. Классификации подземных вод по типам водовмещающих пород и условиям залегания. Воды зоны аэрации. Почвенные воды и верховодка. Особенности влагопереноса в ненасыщенной зоне. Грунтовые воды. Трещинные подземные воды. Карстовые (трещинно-карстовые) подземные воды. Пластовые (межпластовые) подземные воды. Пластовое давление и пьезометрический напор. Региональные закономерности формирования подземных вод. Типы гидрогеологических районов: гидрогеологические массивы, артезианские бассейны, горно-складчатые области. Подземные  воды криолитозоны. Формирования подземных вод аридных территорий. Минеральные воды. промышленные и термальные воды. Гидрогеологическое районирование России.

14

2

Основы гидрогеодинамики. Представления о движении подземных вод в горных породах (геофильтрация). Геофильтрационный поток и его элементы. Гидродинамическая сетка потока. Типы потоков по структуре и режиму.

Основной закон фильтрации (закон Дарси). Формы выражения основного закона фильтрации. Верхний и нижний пределы применимости.

Режим и баланс подземных вод. Основные понятия. Виды и типы режима подземных вод. Основные режимообразующие факторы.

Подземный сток. Понятие, основные количественные характеристики. Закономерности формирования и распределения величин подземного стока.

Тепло- и массоперенос с подземными водами. Конвективный и диффузионный перенос. Геотермические зоны. Геотемпературное поле.

 

 

Самостоятельная работа обучающегося

12

Исследовательская работа. Применение закона фильтрации Дарси в области гидродинамики подземных вод.

4.3. Инженерно-геологические исследования при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых

 

1

Особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых. Гидрогеологические исследования при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Борьба с обводненностью при горно-строительных работах. Активные методы борьбы с обводненностью – водоотлив, водопонижение и осушение. Дренажные установки и дренажные системы. Схемы дренирования, используемые при строительстве горных предприятий и подземных сооружений. Пассивные методы борьбы с обводненностью – замораживание пород, цементация горного массива, химическое его укрепление, применение сжатого воздуха, метода “стена” в грунте и противофильтрационных завес.

4

Практические занятия

4

1.№8 Изучение разновидностей углей,по эталонной колекции.Описание свойств углей.

2.№9 Описание примеров разведки.Подсчёт запасов.

Раздел 5. Шахтная геология

25

5.1. Изучение строения угольных пластов,угленос-ности и качества углей

1

Основы геологии углей. Состав углей (элементный, групповой, фракционный). Физико-химические свойства углей, их классификация. Структуры, унаследованные от органического вещества. Геохимическая эволюция углей.  Изменение их свойств в пространстве и во времени. Генетические свойства углей.

Состав газов и их основные физико-химические свойства. Классификация и основные типы природных газов. Изотопный состав газов. Геохимия газов угольных месторождений. Формирование состава углей в залежах. Геохимические особенности состава и распределения газов в земной коре.

 

17

 

Самостоятельная работа обучающегося

6

Подготовить презентации на темы: «Дискуссионные и нерешенные вопросы проблемы происхождения углей»,«Состав углей (элементный, групповой, фракционный)», «Физико-химические свойства угля, его классификация»,              

 « Изменение их свойств в пространстве и во времени», « Генетические свойства угля»

 

1.№10 Вычерчивание геологической документации квершлага,штрека,лавы

2

Всего:                                              ауд- 107 +  ср- 62 + пр- 20 =

189

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОПД.04 Геология (заочное отделение)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы общей геологии

 

    2

1.1.  Физические свойства и характеристика оболочек Земной коры

 

Содержание                                                                                                                     46

40+2+4

 

1

Самостоятельная работа

    12

 Физические свойства и характеристика оболочек Земной коры. Форма, размеры и строение Земли. Термодинамические условия. Гравитационное поле. Магнитное поле Земли. Давление и его изменение с глубиной. Температура Земли, ее измене-ние с глубиной. Понятие о тепловом потоке и его вариациях. Геофизические поля.

2

Внешние оболочки Земли. Атмосфера, ее деление на зоны: ионосферу, стратосферу и тропосферу. Изменение химического состава и температуры в атмосфере. Гидросфера, ее площадь и средняя глубина. Физико-химическая характеристика морской воды. Биосфера, ее распространение и значение.

3

Внутренние оболочки и ядро Земли. Состав и состояние вещества мантии и ядра Земли. Ядро Земли. Мантия Земли. Химический состав и плотность вещества. Земная кора. Континентальный и океанический типы земной коры. Осадочный, гранитный и базальтовый слои.

 

4

 

 

Зарисовать схему оболочек земли. Составить таблицу «Физические свойства и

характеристика внешних оболочек Земли». Составить таблицу «Физические

свойства и характеристика внутренних оболочек Земли».

1. 2.  Геологические процессы

 

1

Самостоятельная работа                                                                              

16

 

Экзогенные геологические процессы. Процессы выветривания. Формы выветривания: физическое химическое и органическое. Продукты выветривания: элювий  и коллювий. Кора выветривания - современная и ископаемая. Рациональное использование природных богатств и полезных ископаемых, возникших в процессе выветривания. Почва и почвообразовательный процесс.

Геологическая деятельность ветра. Особенности эоловых отложений.

Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. Площадной смыв и работа временных потоков. Образование и развитие оврагов. Общие сведения о реках. Геологическая работа рек, формирование профиля равновесия. Особенности аллювиальных отложений.

Геологическая деятельность подземных вод. Формы нахождения воды в горных породах. Происхождение подземных вод. Условия залегания подземных вод..

Геологическая деятельность снега, льда и ледников. Классификация ледников. Разрушительная, транспортная и аккумулятивная деятельность ледников. Водно-ледниковые отложения.

Геологические процессы в криолитозоне. Типы подземных льдов. Подземные воды в криолитозоне. Криогенные формы рельефа. Термокарст. Криогенные формы рельефа.

Геологическая деятельность моря. Разрушительная работа моря (абразия). Перенос продуктов разрушения. Накопление осадков в разных зонах моря.

Геологическая деятельность озер и болот Классификация озер. Образование осадков. Процессы торфообразования и углеобразования

2

Эндогенные геологические процессы. Магматизм. Интрузивный магматизм. Формы залегания интрузивных пород. Эффузивный магматизм.

Представление о тектонических движения земной коры. Классификация тектонических движений. Землетрясения. Метаморфизм

3

 

 

 

 

 

Составить таблицу «Созидательная и разрушительная деятельность экзогенных

геологических процессов». Составить таблицу «Созидательная и разрушительная

деятельность эндогенных геологических процессов». Подготовить  презентации 

по темам: «Описание процессов внешней динамики, преобладающих на

территории Западно -Сибирской  платформы»,  «Экзогенные процессы», 

«Эндогенные процессы»

1.3 Вещественный состав земной коры

 

1

Самостоятельная работа.                                                                                

10

Вещественный состав земной коры. Химический состав земной коры.  Минералы. Физические свойства минералов. Оптические свойства минералов. Механические свойства минералов. Классификация минералов и их описание. Классы самородных элементов и сульфидов. Класс галоидных соединений. Класс оксидов и гидроксидов. Класс карбонатов. Класс фосфатов. Класс силикатов. Природные органические соединения. Породообразующие минералы.

2

Горные породы - генетическая классификация. Характеристика магматических, осадочных и метаморфических пород: генезис, минеральный и химический состав, строение (структура и текстура горных пород), формы залегания в земной коре. Понятие о массиве и слоистой толще горных пород. Дислокации в горных породах

Составить таблицу «Классификация и свойства минералов».

 Составить таблицу «Классификация и свойства горных пород»

    Практическое занятие

4

1

№1 Изображение геосфер Земли

2

№2 Изображение интрузивных тел и схем вулканов

Раздел 2. Основы исторической и структурной геологии                                                                                             

2

2.1. Методы исторической геологии. Геологическая история Земли

 

 

Содержание                                                                                                       42

38+2+2

 

Самостоятельная работа

      4

1

Основные задачи исторической геологии. Методы исторической геологии. Понятие о стратиграфическом, петрографическом, палеонтологическом и палеографическом методах определения возраста геологических тел и восстановления геологического прошлого Земли. Фации и формации комплексов горных пород. Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды, эпохи, века. Стратиграфические и геохронологические подразделения геохронологической шкалы. Методы определения возраста Земли и горных пород, методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

2    Изучить и зарисовать в тетради геохронологическую и стратиграфическую шкалы.

2.2. Основные элементы современной структуры земной коры

 

1

Основные элементы структурной геологии земной коры. Пласты, складки, разрывные нарушения. Понятие о пликативных и дизъюнктивных нарушениях. Элементы залегания наклонного слоя. Согласное и несогласное залегание слоев. Основные тектонические структуры залегания литосферы

4

 

Подготовить рефераты по темам: «Определение формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений», «Основные элементы современной структуры земной коры», «Основные тектонические структуры залегания литосферы в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции»

6

Практическая работа

2

1

№3 Изображение стратиграфической колонки заданного условного месторождения

2.3. Геологическое картирование

 

Самостоятельная работа.

2

1

Геологические карты и разрезы, их содержание и принципы построения. Изображение стратиграфических подразделений. Изображение нестратиграфических подразделений Изображение маркирующих (опорных) и отражающих горизонтов. Изображение геологических границ, разрывных нарушений, меланжа, структурных элементов и  прочих элементов геологической карты.

Изучение и построение карты антропогеновых (четвертичных) отложений. Тектонические, литологические, палеогеографические, гидрогеологические, инженерно-геологические карты, карты полезных ископаемых, прогнозные и геохимические. Стратиграфическая колонка. Тектоническая схема.

Практические занятия

2

2

 

№4 Определение элементов залегания пласта с помощью горного компаса

 

3

 №5 Построение геологического разреза по заданному на геологической карте направлению

 

2

2.4. Геология четвертичных отложений

 

Самостоятельная работа                                                                                           

10

1

Общие принципы стратиграфического расчленения четвертичных отложений. Различные типы стратиграфических схем. Полезные ископаемые, связанные с четвертичными отложениями. Генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений. Элювий. Эоловые (ветровые) отложения. Делювий. Пролювий (конусы выноса). Озёрные и болотные отложения. Аллювиальные (речные отложения). Ледниковые (гляциальные), флювиогляциальные (водно-ледниковые) отложения. Биогенные отложения. Гравитационные осыпные отложения. Гравитационные оползневые отложения. Покровные отложения. Техногенные насыпные, намывные отложения и культурный слой. Отложения смешанного генезиса.

2

Литолого-стратиграфический и геоморфологический методы как основа геологического картирования и стратиграфического расчленения четвертичных отложений. Изучение соотношений речных и морских террас, аллювиальных и морских отложений. Изучение следов мерзлоты (криоинволюций, грунтовых жил, псевдоморфоз ледяных клиньев) в разрезах аллювия, делювия, прибрежно-морских отложений. Их палеоклиматическое и стратиграфическое значение. Палеонтологические наблюдения. Погребенные почвы как индикаторы палеоклимата. Их стратиграфическое значение. Палеонтологические методы стратиграфического расчленения четвертичных отложений.  Палеоботанические методы. Изучение растительных остатков. Палеонтологический метод. Археологический метод.  Палеомагнитный метод.  Методы абсолютной геохронологии. Метод Де-Геера (изучение озерных ленточных глин). Радиоуглеродный метод. Термолюминисцентный метод. Калий-аргоновый метод и другие. Классификация и терминология стратиграфических подразделений четвертичной системы

Практические занятия

4

3.№6 Изучение происхождения и состава магматических,метаморфических и    осадочных пород

4. №7 Изображение наиболее распространённых простых форм кристаллов

Раздел 3. Геология                                                    полезных ископаемых                                                                                                             

 

2

 

3.1. Общие сведения о месторождениях полезных ископаемых

Содержание                                                                                                                           28

26+2

Самостоятельная работа

 

1

Условия образования месторождений. Основные типы месторождений полезных ископаемых. Генетические типы месторождений полезных ископаемых. Промышленные типы месторождений полезных ископаемых и горно-геологические условия их освоения.

4

3.2. Разведка месторождений полезных ископаемых

 

1

Система геологического изучения недр.  Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Основы поисков и разведки полезных ископаемых. Геологическая съемка и поиски. Методология разведки месторождений полезных ископаемых. Геолого-промышленная оценка месторождений. Особенности разведки месторождений полезных ископаемых различных промышленно- генетических типов.

 

4

 

3.3. Основы маркшейдерского дела

1

Способы и средства изучения и съемки объектов горного производства. Маркшейдерские съемки с целью последующего изображения на планах, разрезах, проекциях и других графиках горных выработок, проводимые в недрах при разведке месторождений, строительстве и эксплуатации горных предприятий; форм залежей полезных ископаемых и геометрии распределения их свойств; сооружений и природных объектов, расположенных на поверхности на площадях залегания полезных ископаемых; решения различных горнотехнических задач, возникающих в процессе разведки полезных ископаемых, проектирования, строительства и эксплуатации горных предприятий, а также при их ликвидации; изучения характера сдвижения и деформаций поверхности и горных пород, а также определения мер охраны сооружений от вредного влияния горных выработок.

12

2

 

 

 

Учебно-исследовательская работа «Полевые наблюдения и ведение документации

геологических объектов»

Учебно-исследовательская работа «Определение происхождения форм рельефа и      

отложений в различных породах по структуре обломков»

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Инженерная геология и гидрогеология

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Содержание                                                                                                                    48

46+2

4.1. Основы инженерной геологии

 

Самостоятельная работа

 

 

12

 

1

Основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства. Основы грунтоведения.  Горные породы как многокомпонентные системы. Инженерно-геологические классификации горных пород. Физические, водные, механические свойства горных пород. Инженерно-геологические особенности горных пород. Массивы горных пород и их характеристика.

2

Виды техногенных воздействий и изменение геологической среды. Оценка геодинамических процессов и прогноз их поведения при техногенном воздействии.

3

 

 

 

Выполнение рефератов на темы: «Источники формирования и классификация 

техногенных грунтов», «Оценка геодинамических процессов и прогноз их

поведения при техногенном воздействии», «Инженерно-геологические

особенности горных пород»

 

 

 

4.2. Основы гидрогеологии

 

Самостоятельная работа                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

1

Состав и строение подземной гидросферы Гидрогеологический разрез земной коры, характерные зоны и их границы. Подземная ветвь общего круговорота воды на Земле. Гидрогеологический и геологический циклы подземной ветви круговорота воды.

Водно-коллекторские свойства горных пород: скважность (пористость, трещиноватость), гравитационная ёмкость, проницаемость. Виды воды в горных породах (классификация). Свойства и условия движения различных видов воды. Химический состав и минерализация подземных вод, физические свойства, газовый и бактериальный состав подземных вод. Понятие об основных элементах гидрогеологического разреза: водоносный слой, горизонт, комплекс, слабопроницаемые (водоупорные) элементы разреза. Водоносные зоны трещиноватости. Классификации подземных вод по типам водовмещающих пород и условиям залегания. Воды зоны аэрации. Почвенные воды и верховодка.

 

2

 Особенности влагопереноса в ненасыщенной зоне. Грунтовые воды. Трещинные подземные воды. Карстовые (трещинно-карстовые) подземные воды. Пластовые (межпластовые) подземные воды. Пластовое давление и пьезометрический напор. Региональные закономерности формирования подземных вод. Типы гидрогеологических районов: гидрогеологические массивы, артезианские бассейны, горно-складчатые области. Подземные  воды криолитозоны. Формирования подземных вод аридных территорий. Минеральные воды. промышленные и термальные воды. Гидрогеологическое районирование России.

Основы гидрогеодинамики. Представления о движении подземных вод в горных породах (геофильтрация). Геофильтрационный поток и его элементы. Гидродинамическая сетка потока. Типы потоков по структуре и режиму.

Основной закон фильтрации (закон Дарси). Формы выражения основного закона фильтрации. Верхний и нижний пределы применимости.

Режим и баланс подземных вод. Основные понятия. Виды и типы режима подземных вод. Основные режимообразующие факторы.

Подземный сток. Понятие, основные количественные характеристики. Закономерности формирования и распределения величин подземного стока.

Тепло- и массоперенос с подземными водами. Конвективный и диффузионный перенос. Геотермические зоны. Геотемпературное поле.

 

 

4.3. Инженерно-геологические исследования при разведке и разработке месторождений полезных ископаемых

 

 

1

Самостоятельная работа

4

Особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых. Гидрогеологические исследования при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых. Борьба с обводненностью при горно-строительных работах. Активные методы борьбы с обводненностью – водоотлив, водопонижение и осушение. Дренажные установки и дренажные системы. Схемы дренирования, используемые при строительстве горных предприятий и подземных сооружений. Пассивные методы борьбы с обводненностью – замораживание пород, цементация горного массива, химическое его укрепление, применение сжатого воздуха, метода “стена” в грунте и противофильтрационных завес.

Практические занятия

4

2.№8 Изучение разновидностей углей,по эталонной колекции.Описание свойств углей.

3.№9 Описание примеров разведки.Подсчёт запасов.

Раздел 5. Шахтная геология

4

                                                        Содержание                                                                                                                      25

21+4

5.1. Изучение строения угольных пластов,угленос-ности и качества углей

 

1

Самостоятельная работа

19

Основы геологии углей. Состав углей (элементный, групповой, фракционный). Физико-химические свойства углей, их классификация. Структуры, унаследованные от органического вещества. Геохимическая эволюция углей.  Изменение их свойств в пространстве и во времени. Генетические свойства углей.

Состав газов и их основные физико-химические свойства. Классификация и основные типы природных газов. Изотопный состав газов. Геохимия газов угольных месторождений. Формирование состава углей в залежах. Геохимические особенности состава и распределения газов в земной коре.

 

2

 

 

 

 

Подготовить презентации на темы: «Дискуссионные и нерешенные вопросы     

проблемы происхождения углей»,«Состав углей (элементный, групповой,

фракционный)», «Физико-химические свойства угля, его классификация»,              

«Изменение их свойств в пространстве и во времени», « Генетические свойства  

угля»

 

1.№10 Вычерчивание геологической документации квершлага,штрека,лавы

2

Всего:                                                                                                                                               ауд- 14 +  ср- 169 + пр- 6 =

189

 

                              


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

         Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геологии».

         Оборудование учебного кабинета: комплект мебели, комплект учебно-методической документации, натуральные образцы, коллекции образцов главных породообразующих и характерных по диагностическим признакам минералов, шкала Мооса, контрольные коллекции образцов минералов, модели кристаллов, модели кристаллических решеток минералов, коллекции образцов наиболее характерных и распространенных магматических горных пород, коллекции образцов наиболее характерных и распространенных осадочных горных пород, коллекции образцов наиболее характерных и распространенных  метаморфических горных пород, поляризационный микроскоп, оптический микроскоп, бинокулярная лупа, лупа ручная, горный компас, химические реактивы, учебные геологические карты, учебные гидрогеологические карты, буровое, полевое, лабораторное оборудование, инструменты, приборы, оснащение, модели, стенды и т.п. для обеспечения учебной геологической практики исходя из особенностей региона и возможностей учреждения.

               Технические средства обучения: компьютер,  программное  обеспечение,  справочно-информационные  системы, DVD, мультимедийный  проектор, интерактивная доска.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1.      Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология - М.: Издательский центр «Академия», 2012,- 448с

2.      Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерноя геология. – М.:Высшая школа. 2013. - 575с.

3.      Ананьев В.П., Фильктн Н.А., Потапов А.Д. Специальная инженерная геология. – М.:Высшая школа.2008. - 263с.

4.      Бондарик Г.К., Ярг Л.А. Инженерно-геологические изыскания. – М.: КДУ, 2014. - 424с.

5.      Добровольский А.Д., Добролюбов С.А., Михайлов В.Н. Гидрология. - М.:Высшая школа. 2016. - 463с.

 

 

         Дополнительные источники:

 

1.                 Болтрамович С.Ф., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Геоморфология. - М.: Акаде-мия. 2015. - 528с.

2.                 Караулов В.Б., Никитина М.И. Геология: основные понятия и термины. Геология: основные понятия и термины.. – Едиториал УРСС, 2012. - 152с.

3.                 Кашперюк П.И., Потапов А.Д., Глумова Г.М., Юлин А.Н. Инженерная геология и геоэкология. Учебное пособие. – М.: МГСУ, 2013. - 150с.

4.                 Чернышев С.Н., Чумаченко А.Н., Ревелис И.Л. Задачи и упражнения по инже-нерной геологии. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2014. - 254с.

5.                 Шестаков В.М. Гидрогеодинамика. - М.: МГУ. 2015. - 368с.

 

 

 

 Инернет-ресурсы:

 

 

     http://www.tsogu.ru/lib

http://elib.tsogu.ru/

http://e.lanbook.com

http://e.lanbook.com


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

            Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

Умеет вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков

Текущий  и промежуточный контроль:

защита лабораторных,

практических,

 расчётных,

расчетно-графических,

 учебно-исследовательских работ, рефератов,

презентаций,

тестирование

 

      Итоговый контроль:

-       экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки

Умеет определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород

Умеет определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород

Умеет определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений

Умеет определять физические свойства и геофизические поля

Умеет классифицировать континентальные отложения по типам

Умеет обобщать фациально-генетические признаки

Умеет определять элементы геологического строения месторождения

Умеет выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых

Умеет определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям

Знания:

Знает физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

Знает классификацию и свойства тектонических движений

Знает генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений

Знает эндогенные и экзогенные геологические процессы

Знает геологическую и техногенную деятельность человека

Знает строение подземной гидросферы

Знает структуру и текстуру горных пород

Знает физико-химические свойства горных пород

Знает основы геологии нефти и газа

Знает физические свойства и геофизические поля

Знает особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых

Знает основные минералы и горные породы

Знает основные типы месторождений полезных ископаемых

Знает основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

Знает основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства

Знает основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

Знает основы фациального анализа

Знает способы и средства изучения и съемки объектов горного производства

Знает методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения

Знает методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР по специальности среднего профессионального образования 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Геология разработана на основе государственного образовательного стандарта ЛНР  по специальности среднего профессионального образования  21.02.17 «Подземная разработка   месторождений полезных ископаемых».2019 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019