Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Октябрьский многопрофильный профессиональный колледж
Рабочая программа учебной дисциплины
одД. 16. БАШКИРСКИЙ язык
для профессии
среднего профессионального образования
"мастер по обработке цифровой информации"
2021 г.
Программа рассмотрена на заседании ПЦК
Преподавателей ООД, воспитателей
Протокол №1 от 31.08.2020г.
Председатель ПЦК_________ О.В. Петрова
Программа учебной дисциплины «Башкирский язык» разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413 " "Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: ГБПОУ Октябрьский многопрофильный профессиональный колледж, Республика Башкортостан
Разработчик:
Хужиахметов Ильмир Харисович, преподаватель___________
(подпись)
Содержание
Пояснительная записка................................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины «Башкирский язык»........................5
Место учебной дисциплины в учебном плане..........................................................6
Результаты освоения учебной дисциплины..............................................................7
Содержание учебной дисциплины.............................................................................8
Тематическое планирование......................................................................................16
Характеристика основных видов деятельности студентов.....................................25
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Башкирский язык» ..............................................................29
Информационное обеспечение..................................................................................29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Башкирский язык» предназначена для изучения башкирского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Башкирский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Башкирский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Башкирский язык» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК»
Башкирский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Башкирский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами башкирского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики башкирского языка, владение нормами башкирского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Изучение башкирского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы собучающихся.
Реализация содержания учебной дисциплины «Башкирский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса башкирского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Башкирский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Башкирский язык» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Башкирский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Башкирский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Башкирский язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Максимальная учебная нагрузка (всего) составляет 105 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся -70 часов, включая практические занятия-34 часа, контрольная работа за 1 семестр- 1 час, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – 35 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Башкирский язык» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- воспитание уважения к башкирскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуру башкирского народа;
- понимание роли башкирского языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения башкирского языка;
• предметных:
- сформированность понятий о нормах башкирского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Основной задачей предмета является формирование и развитие общеучебных, предметно и профессионально значимых умений и навыков. Особое внимание уделяется развитию общих компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Уроки башкирского языка должны носить повторительный и обобщающий характер. При этом необходимо разбирать языковые явления, которые раньше не изучались, но встречаются в тренировочных упражнениях и работах обучающихся.
В данный курс башкирского языка включены материалы по изучению и повторению стилей башкирского языка, которые служат задачам формирования орфографических и пунктуационных навыков и способствуют закреплению речевых норм, развитию коммуникативных навыков. Большое внимание в данном планировании уделено повторению и изучению синтаксических правил.
Свободное владение орфографией и пунктуацией башкирского языка предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию, необходимость как можно точнее передать мысль высказывания, используя при этом возможности языка.
Самостоятельная учебная деятельность организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли работать, опираясь на специальную литературу, характерную их будущей профессии. Тем самым обеспечивается профессиональная направленность содержания предмета, осуществляется межпредметная связь между башкирским языком, как изучаемым общеобразовательным предметом, и предметами производственного обучения. Итоговый контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме дифференцированного зачета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. День Знаний |
24 |
|
Тема 1.1 Будем знакомы |
1. Современный башкирский язык, алфавит. Фонетика 2. Закон сингармонизма 3. Лексика. Речевой этикет башкир 4. Вопросительные частицы 5. Сообщение кратких сведений о себе 6. Контакт с партнером (приветствие) |
6 |
|
Практические занятия: 1. Фонетические упражнения. Звуки башкирского языка 2. Работа с текстом «Слова обращения» 3. Коммуникативные ситуации. Диалог-этикет 4. «Здравствуйте и до свидания!» перевод текста на башкирский язык 5. Коммуникативные ситуации 6. Письменная работа. Слова приветствия на башкирском, татарском, чувашском и др. языках |
6 |
Тема 1.2 Это наша группа |
1.Грамматика. Имя существительное. 2.Лексика: повседневное речевое общение |
2 |
|
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Добро пожаловать в наш колледж!» 2. Коммуникативные ситуации. Вы откуда? Где живете? |
2
|
Самостоятельная работа: Реферат на тему «Наш колледж». Составить рассказ «Наша группа» |
8 |
|
Раздел 2. Наша семья |
15 |
|
Тема 2.1 О себе |
1. Грамматика: изменение имен существительных по падежам 2. Лексика. Притяжательные местоимения |
2
|
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Автобиография» 2. Монолог-сообщение. Сообщение о себе: кто ты, сколько тебе лет и т.д. |
2 |
|
Тема 2.2 Мои родители и родственники. |
1. Грамматика: категория принадлежности 2. Лексика: термины родства 3. Сравнение и сопоставление терминов родства на разных языках |
3
|
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Моя семья». Перевод текста. 2. Коммуникативные ситуации: расскажите кто ваши родственники, родители? 3. Письменная работа. Запишите термины родства на башкирском языке |
3 |
|
Самостоятельная работа: написать автобиографию «История моей семьи», «О себе», составление родословной, презентаций, фотоколлажа |
5 |
|
Раздел 3. Получаем образование |
12 |
|
Тема 3.1 Наше учебное заведение |
1. Грамматика: категория принадлежности. Аффиксы принадлежности 2. Лексика:заполение и составление документов(анкета, докладная, объяснительная) |
2 |
Практические занятия: 1. Коммуникативные ситуации: рассказ о получаемой профессии 2. Написать заявление о приеме на учебу, работу. Выполнение упражнений по образцу |
2 |
|
Тема 3.2 Наш основной долг - получить образование |
1. Грамматика: формы глаголов будущего времени 2. Лексика: антонимы |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Добро пожаловать в наш колледж» 2. Коммуникативные ситуации. В колледже |
2 |
|
Самостоятельная работа: написать заявление о приеме на учебу. Заполнение анкеты. Сделать презентацию про наше учебное заведение |
4 |
|
Раздел 4. Моя малая Родина |
12 |
|
Тема 4.1 Наш дом |
1. Грамматика: числительные 2. Лексика: название населенных пунктов |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Наш дом» 2. Письменная работа. Монолог-описание. |
2 |
|
Тема 4.2 Дом, о котором я мечтаю |
1. Грамматика: имя существительное (повторение) 2. Лексика: синонимы |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом. Перевод текста с помощью словаря 2. Коммуникативные ситуации: где ты живешь? |
2 |
|
Самостоятельная работа: оформление альбома, презентации «Мой дом – моя крепость» |
4 |
|
Раздел 5. Мой друг |
6 |
|
Тема 5.1 Мои друзья. Беру пример с друга |
1. Грамматика: понятие о глаголе 2. Лексика: знакомство со словами, характеризующими характер, нрав, увлечения, внешность человека |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Друзья» 2. Коммуникативные ситуации. Мы учимся в одной группе |
2 |
|
Самостоятельная работа: написать характеристику друга. Рассказать про своего кумира |
2 |
|
Раздел 6. Уфа-столица Башкортостана |
21 |
|
Тема 6.1 Уфа-столица Башкортостана |
1. Грамматика: деепричастие 2. Лексика: названия улиц |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Уфа- наша столица» 2. Выделение деепричастий в тексте |
2 |
|
Тема 6.2 Достопримечательности Уфы |
1. Грамматика: степени сравнения прилагательных 2. Лексика: слова, отражающие жизнь, культуру, историю города 3. Названия музеев, выставок, экспонатов |
3 |
Практические занятия: 1. Монолог-сообщение по памятным местам г.Уфы 2. Письменная работа. Восстановить предложения. 3. Коммуникативные ситуации. Экскурсовод |
3 |
|
Тема 6.3 История одного памятника |
1. Грамматика: образование сложных числительных 2. Лексика: слова, отражающие жизнь, культуру, историю города |
2 |
Практические занятия: 1. Работа над текстом «История одного памятника» 2. Словарная работа |
2 |
|
Самостоятельная работа: составление презентации на тему «Достопримечательности Уфы» |
7 |
|
Раздел 7. Здоровье-это богатство |
13 |
|
Тема 7.1 На приеме у врача |
1. Грамматика: отрицательна форма глагола 2. Лексика: название частей тела |
2 |
Практические занятия: 1. Коммуникативные ситуации. Вызов доктора домой 2. Выполнить упражнения по образцу |
2 |
|
Тема 7.2 В аптеке |
1. Грамматика: глаголы желательного наклонения 2. Лексика: названия лекарств |
2 |
Практические занятия: 1. Работа с текстом «Борьба за мою жизнь» 2. Коммуникативные ситуации: в аптеке |
2 |
|
Самостоятельная работа: написать реферат «СПИД», сделать проект «Жизнь без наркотиков» |
5 |
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Всего 70ч + 35 ч самостоятельной работы = 105 ч |
105 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации учебной программы в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет :
· по специальностям СПО технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования – 105 часов, из них аудиторная (обязательна) нагрузка обучающихся -70 часов, включая практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся -35 часов.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
70 |
в том числе: практические занятия |
34 |
контрольные работы |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) |
35 |
в том числе : |
|
домашняя работа (творческие проекты, составление шежере, презентации) |
35 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.