Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 26.02.03 Судовождение
Балаково, 2020
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР
___________ /Ю.А. Золотухо/ «___»____________ 2020 г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г. № 441 (зарегистрирован в Минюсте РФ 18.06.2014 г., регистрационный № 32743)
|
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________ Протокол №____ от «___»________2020 г. Председатель комиссии ____________/Кашаева Е.В./
|
|
Составитель:
Денисова Наталья Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории, учитель истории и обществознания ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»
Рецензенты:
Внутренний
Солдатова Наталия Валентиновна, преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель истории ГАПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 «ИСТОРИЯ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.03 Судовождение по программе подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке кадров по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
У2 - выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
З2 - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
З3 - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
З4 - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
З5 - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
З6 - содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 60 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 48 часов;
самостоятельных работ – 12 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной нагрузки и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
60 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение |
28 |
|
практические занятия |
20 |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
12 |
|
в том числе: |
|
|
- работа с картой |
2 |
|
- работа со словарем |
2 |
|
- эссэ |
2 |
|
-подготовка сообщений, рефератов, докладов |
2 |
|
- подготовка презентаций |
4 |
|
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета
|
||
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. |
18 |
|
ОК.2, ОК.3, ОК 4, ОК.5, ОК.6, ОК.9, ОК 10 |
|
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. |
2 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 1 Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Особенности национальной политики Советского государства |
||||
2. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». |
2 |
2 |
||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 2 Просмотр фото- и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики СССР к началу 1980 г.г. |
||||
Самостоятельная работа Особенности внешней политики СССР к началу 80 г. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг. (сообщение, реферат, доклад) |
4 |
|||
Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9, ОК 10 |
|
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. |
2 |
|||
2. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. |
3 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 3 Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989 -1991г.г. |
||||
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI вв. |
40 |
|
||
Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века |
Содержание учебного материала |
4
|
ОК.2, ОК.3, ОК 4, ОК.5, ОК.6, ОК.9, ОК 10
|
|
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. |
2 |
|||
2. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. |
2 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 4 Международные доктрины об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах. |
||||
Самостоятельная работа: Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990 гг. |
2 |
|||
Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК.9, ОК 10 |
|
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Цели и задачи внешнеполитической линии РФ. |
3 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 5 Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники содержание, результаты вооруженных конфликтов в этом регионе. Модели решения конфликта. |
||||
2. Изменения в территориальном устройстве РФ. Решения Президента РФ по реформе территориального устройства РФ. Эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике. |
2 |
2 |
||
Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК 1, ОК.2, ОК.3, ОК 4, ОК.5, ОК.6, ОК 8, ОК.9, ОК 10 |
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Глобализация различных сторон жизни общества с позиций гражданина РФ. |
3 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 6 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. |
||||
Самостоятельная работа - сообщение на тему «Почему в России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование»; «Какие новые виды профессий стали востребованными в настоящее время и почему». |
2 |
|||
Тема 2.4 Развитие культуры в России |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК 7, ОК.9, ОК 10 |
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». |
2 |
|||
Практическая работа |
4 |
|
||
ПЗ 7 Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. |
||||
ПЗ 8 Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Современные националистические и экстремистские молодежные организации в Европе и России. |
||||
Самостоятельная работа Используя свидетельства людей старшего поколения на тему «Проблемы молодежи в современной России и пути их решения» (презентация) |
4 |
|||
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 1, ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК 8, ОК.9, ОК 10 |
|
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. |
2 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 9 Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. |
||||
2. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. |
2 |
2 |
||
Тема 2.6. Глобализация и ее последствия, международные отношения |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК.2, ОК.3, ОК.5, ОК.6, ОК 7, ОК.9, ОК 10 |
1. Информационное общество. Глобализация и ее последствия. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Международный терроризм как социально-политическое явление |
2 |
|||
Практическая работа |
2 |
|
||
ПЗ 10 Россия и мир в конце XX начале XXI века |
||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
ОК.1 – ОК.10 |
||
Всего: |
60 |
|
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета общественно-гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: по количеству студентов посадочные места и рабочее место преподавателя; комплект контурных и настенных карт, схемы и таблицы по темам, портреты исторических личностей; учебная и методическая литература; наличие тематических лекций; вопросов и заданий; дополнительная литература; видеоматериал.
Технические средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Артемов, В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 256 с.
2. Артемов, В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней : учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 19-е изд. Испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 384 с.
3. Зуев, М. Н. История России до ХХ века: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/19AF263D-43D3-4B68-8397-1FE77CAC069A#page/1
4. Зуев, М. Н. История России ХХ век — начало ХХI века: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 299 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/9501603F-8CA8-4A69-959D-C9EC651DE4E5#page/1
5. Зуев, М. Н. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 545 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/6E085002-7AA9-4F69-9A5E-E9C68D4CC6C9#page/1
6. История России XX - начала XXI века: учебник для СПО / Д. О. Чураков [и др.]; под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 270 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/62A2CA1C-4C9A-427B-9EE7-FDF97A4253AD#page/1
7. История России: учебник и практикум для СПО / К. А. Соловьев [и др.]; под ред. К. А. Соловьева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 252 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/7BA6833C-F83F-4F5F-B51A-C0594811F852#page/1
8. История России: учебник и практикум для СПО / Д. О. Чураков [и др.]; под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 431 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/A853E0FA-F4D2-4220-941E-7B518AEA6F94#page/1
9. История России (1914—2015): учебник для СПО / И. С. Ратьковский [и др.]; под ред. М. В. Ходякова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 552 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/0952E6E5-00D1-4370-AD7D-0DC18A1FCC2D#page/1
10.Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для СПО / С. П. Карпачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 273 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/79F00B58-F2FC-4AD3-923B-BB35CFDCFB49#/
11.Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО / В. В. Кириллов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 397 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/42214DED-9053-47D8-B27C-AB3C98B9EFD7#page/1
12.Кириллов, В. В. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ век — начало ХХI века: учебник для СПО / В. В. Кириллов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 275 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/0A8F62DE-A732-462E-A346-A7BFA1CBCBBE#page/1
13.Кириллов, В. В. История России: учебник для СПО / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 502 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/92830FA8-0DF0-4D3B-BC9D-EA4CB64D3DC3#page/1
14.Крамаренко, Р. А. История России: учебное пособие для СПО / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 187 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/F0586AB2-2E81-4934-930A-89473E679A8B#page/1
15.Мокроусова, Л. Г. История России: учебное пособие для СПО / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 127 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/545B02ED-7F91-4FE4-9AC0-FFB3E6A20340#page/1
16.Некрасова, М. Б. История России: учебник и практикум для СПО / М. Б. Некрасова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 357 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/7260A698-6206-4084-8AC0-A2E433412FA5#page/1
17.Павленко, Н. И. История России 1700-1861 гг. (с картами): учебник для СПО / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 308 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/85874DDB-E420-4CA9-B371-C8133227C8B8#page/1
18.Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами): учебник для СПО / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев; под ред. Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 247 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/37980CB3-DE49-4FA3-9448-4F68B6002F41#page/1
19.Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для СПО / О. Ю. Пленков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 399 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/67F5BE1C-7181-4E2A-B229-0CC75363E50F#page/1
20.Федоров, В. А. История России 1861-1917 гг. (с картами): учебник для СПО / В. А. Федоров, Н. А. Федорова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 360 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/365BFDB2-ADE3-44CB-B113-383A72CB09D6#page/1
21.Самыгин П. С. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004507-8
Дополнительные источники:
1. Самыгин П. С. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-004507-8
2. Орлов А.С. История России [Текст] : учебник / А.С. Орлов , В.А. Георгиев . - М. : Проспект, 2014. - 680 с. - ISBN 978-5-392-13149-5. учебник, история России, А.С. Орлов , В.А. Георгиев
3. Сахаров А.Н. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник / Сахаров А.Н., Буганов В.И. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-09-031323-0.
Интернет ресурсы:
1. Исторический портал [Электронный ресурс]: - Режим доступа.http://www.hrono.ru.
2. Сайт, посвященный современным международным отношениям [Электронный ресурс]: - Режим доступа.http://www.mir21vek.ru.
3. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]: - Режим доступа. http://www.un.org/russian.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (освоение умений и знаний) |
Формы и методы контроля, оценка результатов обучения |
Уметь: У1 - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; У2 - выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем |
Составление словарей (даты, термины, персоналии) Определение взаимосвязи событий и явлений (сравнительные таблицы); схемы. Выполнение заданий аналитического сравнения (фронтальный и индивидуальный опрос) Текущий контроль при проведении: - письменного/устного опроса; - тестирования; - собеседования; - оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, сообщений, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных/ устных ответов, - тестирования |
Знать З1 - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); З2 - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; З3 - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; З4 - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; З5 - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; З6 - содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения |
Работа с источником, дополнительной литературой и другими видами информации
Работа с текстом, картой, таблицей, схемой; видеоматериалами.
Составление плана – конспекта и конспекта, оформление записи (аннотация, тезис, цитата, выписка).
Составление рецензии на ответ или работу
Написание сообщения, реферата, доклада, подготовка презентации.
Выступление на семинарах, конференциях
Текущий контроль: - оценка результатов устных ответов, собеседования; - оценка работ с историческими картами и документами
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.