РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01. Экономика организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 13.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа экономика организации.doc

 

 

                                                                                                        

                       

Рассмотрено на заседании Совета

Автономного учреждения

Протокол от «29» августа 2019 г. № 1

Утверждена

Приказом директора от 31 августа 2019 г.

 № 336

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 01. Экономика организации

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.


 

.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Организация-разработчик:

 

Разработчик: Ермошкин Сергей Александрович преподаватель экономических дисциплин

 

 

             Одобрена цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин  Протокол № ______ от ______2019 г.

                 

  Председатель ____________

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

11

 

 


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономика организации

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании повышения квалификации и переподготовки бухгалтеров, экономистов, в профессиональной подготовке бухгалтеров и экономистов.

 

1.2. Место дисциплины в структуре рабочей профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации является учебной дисциплиной общепрофессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

 - определять организационно-правовые формы организации;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

знать:

- сущность организации как основного звена экономики отрасли;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

- методы оценки эффективности их использования;

- организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

- механизм ценообразования;

-формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчетов.

Результатом освоения программы профессиональной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения

ПК 2.3

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета

ПК 2.4

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации

ПК 4.1

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

ПК 4.2

Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3

Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4

Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 8.

 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 4 часа.

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:

 

     практические занятия

28

     курсовая работа

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Консультации

4

Промежуточная  аттестация в форме экзамена

 

6

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Экономика организации

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

 освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экономические основы функционирования субъектов хозяйствования

               

 

Тема 1.1. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства

Содержание

8

1

Понятие «предпринимательство», «предприятие». Виды предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие организации.

6

1,2

2

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Характеристика хозяйственных товариществ, ООО, ОДО

1,2

3

Акционерные общества – форма организации крупного бизнеса

1,2

4

Производственные кооперативы, унитарные предприятия: общая характеристика. Малое предпринимательство. Проблемы поддержки

1,2

5

Порядок регистрации  предприятий. Состав учредительных документов. Лицензирование деятельности

1,2

Практические занятия 1,2

2

 

Определение организационно-правовых форм организации

 

 

Тема 1.2. Производственная структура предприятия. Организация управления предприятием

Содержание

8

 

1

Сущность и характеристика производственного процесса. Типы производства и их характеристики

4

2,3

2

Факторы, определяющие производственную структуру предприятия

2,3

3

Задачи управления предприятием в условиях рынка. Типовые структуры управления

 

 

Практические занятия 3,4,5,6

4

 

Производственная структура предприятия

 

 

Структура управления предприятия.

 

 

Раздел 2.  Производственные ресурсы предприятия и показатели их использования

 

 

Тема 2.1. Состав и классификация основных средств (фондов). Износ и амортизация основных средств (фондов)

 

Содержание

8

1

Состав и классификация основных средств (фондов - ОС)

4

2,3

2

Показатели использования основных средств

2,3

3

Износ и амортизация ОС. Методы начисления амортизации

 

 

Практические занятия 7,8,9,10

4

 

1

Определение структуры ОС, расчет показателей их использования

 

2

Определение суммы амортизационных отчислений .

 

Тема 2.2. Оборотные средства, их состав и структура

Содержание

7

1

Состав и структура оборотных средств. Источники их формирования

4

2,3

2

Методика определения потребности в собственных оборотных средствах

 

3

Показатели использования оборотных средств

 

4

Факторинг. Значение операции для деятельности предприятия. Методы оценки стоимости запасов.

 

Практические занятия 11,12,13

 

3

 

1

Расчет норматива оборотных средств в производственных запасах материальных ресурсов. Расчет показателей использования оборотных средств

2

Методы определения стоимости производственных запасов в условиях изменяющихся цен

Раздел 3. Трудовые ресурсы предприятия

 

Тема 3.1. Состав и структура кадров. Организация оплаты труда на предприятии

Содержание

8

1

Кадры и их классификация на предприятии

4

2,3

2

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Тарифная система

 

3

Формы и системы заработной платы. Области применения

 

Практические занятия 14,15,16,17

4

 

1

Определение численности работающих.

 

2

Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда

 

 

Тема 3.2. Производительность труда

Содержание:

6

 

1

Производительность труда: показатели и методы измерения. Факторы и резервы роста производительности труда

2

Практические занятия: 18,19,20,21

4

 

1

Расчет показателей производительности труда

 

Раздел 4.  Экономические показатели результатов деятельности предприятия

 

Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию. Цена продукции

Содержание:

12

1

Понятие себестоимости продукции (работ, услуг), ее виды, структура. Методы группировки затрат, смета затрат.

8

2,3

2

Классификация затрат на производство. Методы распределения косвенных затрат

 

 

Виды и структура цен. Механизм ценообразования

 

Практические занятия: 22,23,24,25

4

 

1

Составление сметы затрат на производство

 

2

Распределение косвенных затрат, составление калькуляции себестоимости изделия

3

Расчет цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления

 

4

Расчет точки безубыточности. Принятие решений по ценам

 

Тема 4.2. Прибыль и рентабельность

Содержание:

5

1

Понятие, виды прибыли. Формирование и распределение прибыли. Налог на прибыль.

2

2,3

Практические занятия 26,27,28

 

3

 

1

Расчет и распределение прибыли предприятия, расчет показателей рентабельности  производства

Раздел 5. Финансы ресурсы и внешнеэкономическая деятельность организации

 

 

Тема 5.1. Образование финансовых ресурсов организации. Внешнеэкономическая деятельность организации

Содержание:

6

 

1

Финансовые ресурсы организации, источники их финансирования.

 

2

Основные функции финансов предприятия

 

3

Внешнеэкономическая деятельность организации

 

 

 

Самостоятельная работа на тему: Бизнес-план – основа создания предприятия. Разделы бизнес-плана

4

 

Курсовая работа

20

 

Консультации

4

 

Экзамен

6

 

Всего

102

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

               Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.

 

Оборудование учебной аудитории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- методические указания по выполнению практических работ;

- методические указания по организации самостоятельной работы студентов;

- плакаты;

- схемы;

- таблицы.

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийное оборудование.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: Экономика организации: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/Н.П. Котерова.-9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-288с.

Дополнительные источники:

1.     Экономика: Учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2014.

2.     Экономика: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2014.

3.     Экономика. Словарь: Учебное пособие / В.М. Пушкарева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015.

4.     Экономика: Учебное пособие / В.В. Клочков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015.

5.     Экономика фирмы: Учебник / А.М. Магомедов, М.И. Маллаева. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2014.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.kodeks.ru/

2. www.minfin.ru

3. http://www.garant.ru

4. http://base.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

               Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

- определять организационно-правовые формы организации;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

Знания:

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- сущность организации как основного звена экономики отрасли;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- основные принципы построения экономической системы организации;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- методы оценки эффективности их использования;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- организацию производственного и технологического процессов

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- механизм ценообразования;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

-формы оплаты труда;

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчетов.

 

Тестирование, практически занятия, Экзамен

 

 

Результаты (освоенные  профессиональные компетенции)

 

Основные показатели оценки результата

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ПК.2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения.

- демонстрация умения выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения заполняя первичные документы по экономической деятельности организации

Тестирование, практически занятия, Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПК 2.3.Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

- демонстрация умения проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета с определением организационно-правовой формы организации, с учётом состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

- демонстрация умения отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации с нахождением  и использованием необходимой экономической  информации.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

- демонстрация умения отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период  с определением состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.

 

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

- демонстрация умения составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки с применением основных принципов построения экономической системы организации, с применением знаний принципов и методов управления основными и оборотными средствами и методами оценки эффективности их использования

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

- демонстрация умения составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки  используя знания сущности организации как основного звена экономики отрасли

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

- демонстрация умения проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности с  расчетом  по принятой методологии основных технико-экономических показателей деятельности организации.

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только  сформированность  профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

 

Выбирает необходимые способы для решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

 

Осуществляет поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

 

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

 

Планирует и реализовывает собственное профессиональное и личностное развитие;

 

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

Работает в коллективе и команде, эффективно взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами;

 

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

 

Осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

Проявляет гражданско-патриотическую позицию, демонстрирует осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

 

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

 

Содействовует сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовует в чрезвычайных ситуациях.

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

Использовует средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

Использует информационные технологии в профессиональной деятельности;

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

Пользуется профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

Использует знания по финансовой грамотности, планирует предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

-Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru