Рассмотрено на заседании Совета Автономного учреждения Протокол от «29» августа 2019 г. № 1 |
Утверждена Приказом директора от 31 августа 2019 г. № 336
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01. Экономика организации
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2019 г.
.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик:
Разработчик: Ермошкин Сергей Александрович преподаватель экономических дисциплин
Одобрена цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № ______ от ______2019 г.
Председатель ____________
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании повышения квалификации и переподготовки бухгалтеров, экономистов, в профессиональной подготовке бухгалтеров и экономистов.
1.2. Место дисциплины в структуре рабочей профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01 Экономика организации является учебной дисциплиной общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять организационно-правовые формы организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
знать:
- сущность организации как основного звена экономики отрасли;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- методы оценки эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
- механизм ценообразования;
-формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчетов.
Результатом освоения программы профессиональной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.2 |
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения |
ПК 2.3 |
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета |
ПК 2.4 |
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации |
ПК 4.1 |
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период |
ПК 4.2 |
Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные законодательством сроки. |
ПК 4.3 |
Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки |
ПК 4.4 |
Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности |
ОК 1. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК 3. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 4. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 6. |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
ОК 7. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 8. |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
ОК 11. |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 92 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
92 |
в том числе: |
|
практические занятия |
28 |
курсовая работа |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
4 |
Консультации |
4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена
|
6
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Экономические основы функционирования субъектов хозяйствования |
|
|
||
Тема 1.1. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства |
Содержание |
8 |
||
1 |
Понятие «предпринимательство», «предприятие». Виды предпринимательства. Коммерческие и некоммерческие организации. |
6 |
1,2 |
|
2 |
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Характеристика хозяйственных товариществ, ООО, ОДО |
1,2 |
||
3 |
Акционерные общества – форма организации крупного бизнеса |
1,2 |
||
4 |
Производственные кооперативы, унитарные предприятия: общая характеристика. Малое предпринимательство. Проблемы поддержки |
1,2 |
||
5 |
Порядок регистрации предприятий. Состав учредительных документов. Лицензирование деятельности |
1,2 |
||
Практические занятия 1,2 |
2 |
|
||
Определение организационно-правовых форм организации |
|
|
||
Тема 1.2. Производственная структура предприятия. Организация управления предприятием |
Содержание |
8 |
|
|
1 |
Сущность и характеристика производственного процесса. Типы производства и их характеристики |
4 |
2,3 |
|
2 |
Факторы, определяющие производственную структуру предприятия |
2,3 |
||
3 |
Задачи управления предприятием в условиях рынка. Типовые структуры управления |
|
|
|
Практические занятия 3,4,5,6 |
4 |
|
||
Производственная структура предприятия |
|
|
||
Структура управления предприятия. |
|
|
||
Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия и показатели их использования |
|
|
||
Тема 2.1. Состав и классификация основных средств (фондов). Износ и амортизация основных средств (фондов)
|
Содержание |
8 |
||
1 |
Состав и классификация основных средств (фондов - ОС) |
4 |
2,3 |
|
2 |
Показатели использования основных средств |
2,3 |
||
3 |
Износ и амортизация ОС. Методы начисления амортизации |
|
|
|
Практические занятия 7,8,9,10 |
4 |
|
||
1 |
Определение структуры ОС, расчет показателей их использования |
|
||
2 |
Определение суммы амортизационных отчислений . |
|
||
Тема 2.2. Оборотные средства, их состав и структура |
Содержание |
7 |
||
1 |
Состав и структура оборотных средств. Источники их формирования |
4 |
2,3 |
|
2 |
Методика определения потребности в собственных оборотных средствах |
|
||
3 |
Показатели использования оборотных средств |
|
||
4 |
Факторинг. Значение операции для деятельности предприятия. Методы оценки стоимости запасов. |
|
||
Практические занятия 11,12,13 |
3 |
|
||
1 |
Расчет норматива оборотных средств в производственных запасах материальных ресурсов. Расчет показателей использования оборотных средств |
|||
2 |
Методы определения стоимости производственных запасов в условиях изменяющихся цен |
|||
Раздел 3. Трудовые ресурсы предприятия |
|
|||
Тема 3.1. Состав и структура кадров. Организация оплаты труда на предприятии |
Содержание |
8 |
||
1 |
Кадры и их классификация на предприятии |
4 |
2,3 |
|
2 |
Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Тарифная система |
|
||
3 |
Формы и системы заработной платы. Области применения |
|
||
Практические занятия 14,15,16,17 |
4 |
|
||
1 |
Определение численности работающих. |
|
||
2 |
Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда |
|
|
|
Тема 3.2. Производительность труда |
Содержание: |
6 |
|
|
1 |
Производительность труда: показатели и методы измерения. Факторы и резервы роста производительности труда |
2 |
||
Практические занятия: 18,19,20,21 |
4 |
|
||
1 |
Расчет показателей производительности труда |
|
||
Раздел 4. Экономические показатели результатов деятельности предприятия |
|
|||
Тема 4.1. Затраты на производство и реализацию. Цена продукции |
Содержание: |
12 |
||
1 |
Понятие себестоимости продукции (работ, услуг), ее виды, структура. Методы группировки затрат, смета затрат. |
8 |
2,3 |
|
2 |
Классификация затрат на производство. Методы распределения косвенных затрат |
|
||
|
Виды и структура цен. Механизм ценообразования |
|
||
Практические занятия: 22,23,24,25 |
4 |
|
||
1 |
Составление сметы затрат на производство |
|
||
2 |
Распределение косвенных затрат, составление калькуляции себестоимости изделия |
|||
3 |
Расчет цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления |
|
||
4 |
Расчет точки безубыточности. Принятие решений по ценам |
|
||
Тема 4.2. Прибыль и рентабельность |
Содержание: |
5 |
||
1 |
Понятие, виды прибыли. Формирование и распределение прибыли. Налог на прибыль. |
2 |
2,3 |
|
Практические занятия 26,27,28 |
3 |
|
||
1 |
Расчет и распределение прибыли предприятия, расчет показателей рентабельности производства |
|||
Раздел 5. Финансы ресурсы и внешнеэкономическая деятельность организации |
|
|
||
Тема 5.1. Образование финансовых ресурсов организации. Внешнеэкономическая деятельность организации |
Содержание: |
6 |
|
|
1 |
Финансовые ресурсы организации, источники их финансирования. |
|
||
2 |
Основные функции финансов предприятия |
|
||
3 |
Внешнеэкономическая деятельность организации |
|
||
|
|
Самостоятельная работа на тему: Бизнес-план – основа создания предприятия. Разделы бизнес-плана |
4 |
|
Курсовая работа |
20 |
|
||
Консультации |
4 |
|
||
Экзамен |
6 |
|
||
Всего |
102 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебной аудитории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические указания по выполнению практических работ;
- методические указания по организации самостоятельной работы студентов;
- плакаты;
- схемы;
- таблицы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийное оборудование.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Экономика организации: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/Н.П. Котерова.-9-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2016.-288с.
Дополнительные источники:
1. Экономика: Учебник / Е.С. Дубровская. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2014.
2. Экономика: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2014.
3. Экономика. Словарь: Учебное пособие / В.М. Пушкарева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015.
4. Экономика: Учебное пособие / В.В. Клочков. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015.
5. Экономика фирмы: Учебник / А.М. Магомедов, М.И. Маллаева. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.kodeks.ru/
2. www.minfin.ru
3. http://www.garant.ru
4. http://base.consultant.ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
- определять организационно-правовые формы организации;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
Знания: |
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- сущность организации как основного звена экономики отрасли;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- основные принципы построения экономической системы организации;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- методы оценки эффективности их использования;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- организацию производственного и технологического процессов |
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- механизм ценообразования;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
-формы оплаты труда;
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчетов.
|
Тестирование, практически занятия, Экзамен |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
|
Основные показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПК.2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения. |
- демонстрация умения выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения заполняя первичные документы по экономической деятельности организации |
Тестирование, практически занятия, Экзамен
|
ПК 2.3.Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
- демонстрация умения проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета с определением организационно-правовой формы организации, с учётом состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования |
|
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
- демонстрация умения отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации с нахождением и использованием необходимой экономической информации. |
|
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. |
- демонстрация умения отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период с определением состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.
|
|
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. |
- демонстрация умения составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки с применением основных принципов построения экономической системы организации, с применением знаний принципов и методов управления основными и оборотными средствами и методами оценки эффективности их использования |
|
ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки; |
- демонстрация умения составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки используя знания сущности организации как основного звена экономики отрасли |
|
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности; |
- демонстрация умения проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности с расчетом по принятой методологии основных технико-экономических показателей деятельности организации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
|
Выбирает необходимые способы для решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
|
Осуществляет поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
|
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
|
Планирует и реализовывает собственное профессиональное и личностное развитие;
|
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
Работает в коллективе и команде, эффективно взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами;
|
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
|
Осуществляет устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
Проявляет гражданско-патриотическую позицию, демонстрирует осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
|
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
|
Содействовует сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовует в чрезвычайных ситуациях. |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
Использовует средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
Использует информационные технологии в профессиональной деятельности; |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
Пользуется профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
|
Использует знания по финансовой грамотности, планирует предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
-Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.