МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. «Основы деловой культуры»
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии социально-экономического профиля
38.01.02. Продавец, контролер-кассир
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Балашов, 2022 г.
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебно-производственной работе ГБПОУ СО «БПЛ» _______________/Згибнева Е.В./ « 31 » августа 2022 г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 года № 852 (в действующей редакции), Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
|
|
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии Протокол № 1, « 31 » августа 2022 г. Председатель комиссии /_______/Козлова О.В../
|
ОДОБРЕНО методическим советом лицея ГБПОУ СО «БПЛ» Протокол № 1, « 31 » августа 2022 г. Председатель _____________/Шатилов И.Н./
|
|
Составитель (автор):
|
Ишунькина Е.А. преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ» Филиппова Г.В. - методист ГБПОУ СО «БПЛ»
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 года №852 (в действующей редакции), Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «БПЛ»
Разработчик:
Ишунькина Е.А - преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ»
Филиппова Г.В. - методист ГБПОУ СО «БПЛ»
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины ОП.01. «Основы деловой культуры» является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС, утвержденных Министерством образования и науки РФ по профессии среднего профессионального образования: 38.01.02. Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к социально-экономическому профилю. В учебном плане учебная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен уметь:
- применять правила делового этикета;
- поддерживать деловую репутацию;
- соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;
- пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- налаживать контакты с партнерами;
- организовывать рабочее место;
должен знать:
- этику деловых отношений;
- основы деловой культуры в устной и письменной форме;
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке; - основные правила этикета;
- основы психологии производственных отношений;
- основы управления и конфликтологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен реализовать личностные результаты (ЛР) программы воспитания:
ЛР 13. Соблюдать в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладать системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности.
ЛР 14. Быть готовым соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.
ЛР 15. Быть открытым к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.
ЛР 16. Проявляющий социальную активность и социальную компетентность в вопросах социально-экономического, национально-культурного и инновационного развития своего региона (своей малой родины)
ЛР 19. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
ЛР 30. Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практические работы |
16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы деловой культуры»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Уровень освоения |
Тема 1. Этика и культура поведения. |
|
13 |
|
|
|
Общие сведения об этической культуре. Профессиональная этика. |
1 |
ЛР 30 |
1 |
Деловой этикет. Имидж делового человека. |
1 |
ЛР 13 |
1 |
|
Культура телефонного общения. |
1 |
ЛР 13-15,16,19,30 |
1 |
|
Деловая беседа. Деловая переписка. |
1 |
ЛР 13 |
1 |
|
Визитные карточки в деловой жизни. |
1 |
|
2 |
|
Деловой протокол. |
1 |
ЛР 13-15,16 |
1 |
|
Практическое занятие №1. Заполнить таблицу «Общие сведения об этической культуре» |
1 |
|
2 |
|
Практическое занятие №2. Тестирование «Деловой этикет» |
1 |
|
2 |
|
Практическое занятие №3-4. Ролевая игра «Деловая беседа, деловые переговоры: цель, организация, результат». |
2 |
|
2 |
|
Практическое занятие №5. Решение производственных ситуаций по теме «Телефонное и электронное деловое общение». |
1 |
|
2 |
|
Практическое занятие №6-7. Решение кейсовых заданий по теме «Организационная культура компании (фирмы, предприятия, организации). |
2 |
|
2 |
|
Самостоятельная работа: подготовка сообщений с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Роль этикета в моей будущей профессии» «Значение культуры речи в профессиональной карьере» «Ваш индивидуальный стиль и его адаптация к дресс-коду» «Интерьер рабочего помещения» «Техника ведения и этикет деловой беседы» «Особенности национальной этики» «Поведение за столом» «Правила, традиции, условности в международном общении» «Деловой протокол и этикет в разных странах» «Сувениры и подарки в деловой сфере» |
10 |
|
2 |
|
Тема 2. Личность и ее индивидуальные особенности. |
|
3 |
|
|
|
Темперамент, характер и воля личности. |
1 |
ЛР 14 |
1 |
Способности, эмоции и чувства человека. |
1 |
ЛР 30 |
1 |
|
Практическое занятие № 8. Тестирование «Типа темперамента», «Волевой ли вы человек?», «Эмоциональная чувствительность». |
1 |
|
2 |
|
Самостоятельная работа: подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Темперамент» «Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности» |
2 |
|
2 |
|
Тема 3. Психологические стороны делового общения |
|
10 |
|
|
|
Общение – основа человеческого бытия. |
1 |
ЛР 13,16,19,30 |
1 |
Классификация видов общения. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
|
Перцептивная и интерактивная стороны общения. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
|
Общение как коммуникация. Успех делового общения. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
|
Практическое занятие №9-10. Деловая игра «Я-высказывание». |
2 |
|
2 |
|
Практическое занятие № 11-12. Практикум «Вербальные средства делового общения». |
2 |
|
2 |
|
Практическое занятие № 13-14. Практикум «Невербальные средства делового общения». |
2 |
|
2 |
|
Самостоятельная работа: подготовка реферата с использованием конспекта, дополнительной литературы, ресурсов Интернет по тематике: «Стили общения» «Особенности невербального общения» |
2 |
|
2 |
|
Тема 4. Конфликты в деловом общении. |
|
5 |
|
|
|
Конфликт: структура, виды, источники, причины и последствия. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
|
Технология предупреждения и разрешения конфликтов. |
1 |
ЛР 13, 16,19,30 |
1 |
|
Практическое занятие № 15-16. Ролевая игра «Пути решения производственных конфликтов». |
2 |
|
2 |
|
Самостоятельная работа: конспектирование с использованием дополнительной литературы темы: «Стрессы и стрессовые ситуации» «Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации» |
2 |
|
2 |
|
|
Дифференцированный зачет. |
1 |
|
|
Всего: |
32/16 |
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины в лицее имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места (30);
- рабочее место преподавателя (1);
- комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;
- комплект учебно-методических материалов преподавателя по дисциплине.
Специализированная учебная мебель:
- стенды;
- шкафы.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Деловая культура и психология общения : учеб, для студ. учреждений СПО / Г. М. Шеламова. — 18-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 192 с.
2. Деловая культура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 118 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08209-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451050
3. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702
Дополнительные источники:
1. Шеламова Г.М. Этикет делового общения. Учебное пособие. 6-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2012.
2. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. Учебное пособие. 4-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2012.
Интернет - источники:
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- http://kak-bog.ru/iskusstvo_obshcheniya
-https://businessman.ru/new-etiket-i-kultura-delovogo-obshheniya-v-organizacii.html
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- применение правил делового этикета; |
индивидуальные и групповые задания, тестирование, проверка практических заданий
|
- поддерживание деловой репутации; |
|
- соблюдение требований культуры речи при устном, письменном обращении; |
|
- пользование простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; |
|
- выполнение норм и правил поведения и общения в деловой профессиональной обстановке; |
|
- налаживание контактов с партнерами; |
|
- организация рабочего места; |
|
Знания: |
|
- этика деловых отношений; |
индивидуальный и групповой опрос, проверка выполнения домашней работы (составление конспекта), самостоятельные работы, индивидуальные задания. Дифференцированный зачет |
- основы деловой культуры в устной и письменной форме; |
|
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке; - основные правила этикета; |
|
- основы психологии производственных отношений; |
|
- основы управления и конфликтологии. |
4.2. Общие компетенции
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональной. социальной значемости будущей профессии, анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 03 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
Умения: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность -самоанализ и коррекция результатов собственной работы; -правильность оформления документации; Знания: представление за последствия некачественное и несвоевременное выполненное работы |
ОК 04 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
|
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 05 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 06 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
|
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 07 |
Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. |
Умения: применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности Знания: нормативная документация по защите прав потребителей
|
Разработчики:
ГБПОУ СО «БПЛ» мастер п/о Ишунькина Е.А.
ГБПОУ СО «БПЛ» методист Филиппова Г.В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.