МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КРАСНОЛУЧСКИЙ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 03 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Красный Луч
2025
г.
Рассмотрено и согласовано цикловой комиссией
экономических дисциплин
Протокол № __ от ___.________.202__ г.
Разработана на основе ФГОС СПО №437 от 24.06.2024 и ООП специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Председатель цикловой комиссии
____________ М.А.Панова
Заместитель директора по учебной работе
_____________ А.А. Вертий
Составитель (и):
Панова Маргарита Алексеевна |
преподаватель профессионального цикла высшей категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Краснолучский горно-промышленный колледж» |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 03 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы управленческого учета» является обязательной частью Общепрофессионального цикла ООП в соответствии с ФГОС СПО по специальности 30.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.06.2024 № 437.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05; ОК 09, ПК 1.2
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы. |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. |
||
ОК02 |
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. |
Знания: номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
||
ОК03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
Умения: Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела; в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования. |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
||
ОК04 |
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий; основы проектной деятельности. |
||
ОК05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений |
||
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
||
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, принципы бережливого производства, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
||
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения. |
||
ОК09 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Умения: пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов. |
ПК 1.2
|
применять методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта
|
методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); методов учета затрат продукции (работ, услуг); внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта, регламентирующие стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета, а также оплату труда; экономики и организации производства и управления в экономическом субъекте |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
63 |
в том числе: |
|
Всего учебных занятий |
61 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
31 |
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
30 |
курсовая работа (проект) |
- |
Консультации |
- |
Самостоятельная учебная работа |
- |
Промежуточная аттестация (дифзачет) |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
|
4 |
Раздел 1. Основы управленческого учета |
63 |
|
|
Тема 1.1. Сущность, принципы и назначение управленческого учета |
Основное содержание |
6 |
ОК 01 – 05, 09
|
Теоретическое обучение |
4 |
||
1 Понятие, содержание, цель и назначение управленческого учета. Принципы управленческого учета, его отличие от финансового учета. Характеристика информации бухгалтерского управленческого учета. |
2
|
||
2. Сущность, особенности бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
1. Особенности управленческого учета, его цель, задачи и принципы. Входная контрольная работа |
2 |
||
Тема 1.2. Классификация затрат |
Основное содержание |
4 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
2 |
||
1. Сущность и содержание понятий расходов, затрат, издержек и себестоимости в хозяйственной деятельности. Классификация затрат. Поведение затрат в зависимости от изменения объема деятельности организации. |
2
|
||
Практические занятия |
2 |
||
1. Группировка затрат по классификационным признакам и оценка их поведения в зависимости от объема деятельности предприятия. Контрольное тестирование |
2
|
||
Тема 1.3. Выбор и проектирование модели и системы учета и контроля затрат |
Основное содержание |
6 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
4 |
||
1. Учет реальных, средних и нормативных затрат. Особенности модели учета полных затрат на основе сокращенной номенклатуры. Организационная и производственная структура управления, ее влияние на выбор системы учета и контроля затрат. |
2
2 |
||
2. Системы учета затрат: однокруговая (монистическая) и двухкруговая (дуалистическая). Сущность, особенности бухгалтерского управленческого учета для осуществления внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов |
|||
Практические занятия |
2 |
||
1. Выбор и проектирование модели и системы учета и контроля затрат. Системы учета затрат: однокруговая (монистическая) и двухкруговая (дуалистическая). Контрольное тестирование |
2
|
||
Тема 1.4. Учет и контроль затрат по видам |
Основное содержание |
5 |
ОК 01 –05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
4 |
||
1.Оценка прямых материальных затрат. Количественно-стоимостные методы учета прямых материальных затрат. Учет затрат труда и его оплаты. Учет калькуляционных и дискретных затрат |
2
2 |
||
2. Сущность, особенности бухгалтерского управленческого учета для осуществления внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов |
|||
Практические занятия |
2 |
||
1. Оценка и учет прямых материальных затрат. Учет калькуляционных и дискретных затрат. Количественно-стоимостные методы учета прямых материальных затрат. Контрольное тестирование |
2 |
||
Тема 1.5 Учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности |
Основное содержание |
8 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
4 |
||
1. Место затрат и центр ответственности, их понятие и классификация. Виды и критерии обособления в управленческом учете центров ответственности. Сущность особенности бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов |
2
2 |
||
2. Организация учета затрат на производство по местам возникновения и центрам ответственности. Виды вспомогательных производств и хозяйств, их назначение. Методы учета и списания затрат вспомогательных производств и хозяйств |
|||
Практические занятия |
4 |
||
1. Распределение и учет затрат по местам формирования и центрам ответственности. Виды вспомогательных производств и хозяйств, их назначение |
2
2 |
||
2. Виды и критерии обособления в управленческом учете центров ответственности. Контрольное тестирование |
|||
Тема 1.6 Учет и распределение затрат по объектам калькулирования |
Основное содержание |
8 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
4 |
||
1. Назначение учета и распределение затрат по объектам калькулирования. Сущность бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов |
2
2 |
||
2. Сущность, принципы и роль калькулирования себестоимости в управлении производством. Виды и назначение калькуляций. Учет и распределение косвенных расходов по объектам калькулирования. |
|||
Практические занятия |
4 |
||
1. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования. Осуществление сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы |
2
2 |
||
2. Учет и распределение косвенных расходов по объектам калькулирования. Контрольное тестирование |
|||
Тема 1.7 Методы калькулирования как базы ценообразования |
Основное содержание |
7 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
3 |
||
1. Понятие метода калькулирования себестоимости и варианты калькуляционных расчетов. Классификация и выбор метода калькулирования себестоимости |
2
1 |
||
2. Сущность, особенности бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. Характеристика попередельного метода калькулирования и его разновидностей. Область и особенности применения позаказного метода калькулирования |
|||
Практические занятия |
4 |
||
1. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции позаказным методом. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции попередельным методом |
2
2 |
||
2. Учет затрат и калькулирование себестоимости попроцессным методом. Контрольное тестирование |
|||
Тема 1.8 Системы нормативного учета и переменных затрат |
Основное содержание |
6 |
ОК 01 – 05, 09, ПК 1.2 |
Теоретическое обучение |
2 |
||
1. Общая характеристика и цели нормативного учета. Понятие стандарт-кост и его сущность. Сравнение системы нормативного учета и стандарт-кост. Сущность системы переменных затрат (директ-костинга). Сущность бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. Затраты, включаемые в себестоимость продукции в системе «директ-костинг». |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
||
1. Учет затрат в системе стандарт-кост |
2 2 |
||
2. Учет затрат в системе директ-костинг. Контрольное тестирование |
|||
Тема 1.9 Бюджетирование и система внутрихозяйственной отчетности |
Основное содержание |
4 |
ОК 01 – 09, ПК 2.1 |
Теоретическое обучение |
2 |
||
1. Цель, задачи и роль бюджетирования в различных областях управления. Понятие бюджета, принципы разработки, виды и основные функции. Цель и последовательность подготовки общего бюджета. Сущность бухгалтерского управленческого учета для осуществления сбора информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов. Понятие внутрихозяйственной отчетности, цель ее составления |
2 |
||
Практические занятия |
2 |
||
1. Процедура составления главного бюджета производственного предприятия. Контрольное тестирование |
2
|
||
Тема 1.10 Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления |
Основное содержание |
6 |
ОК 01 – 09, ПК 2.1 |
Теоретическое обучение |
2 |
||
1. Понятие управленческого решения и требования к его принятию. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации. Маржинальный подход к подготовке информации для принятия управленческих решений в краткосрочном периоде. Принятие решения управленческого характера и оказание помощи руководителям |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
||
1. Информация управленческого учета для принятия краткосрочных управленческих решений и решений в области ценообразования |
2 |
||
2. Контрольное тестирование. Итоговая контрольная работа |
2 |
||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2 |
|
|
Всего: |
63 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Учебная бухгалтерия», оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в соответствии с п. 6.1основной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Воронова, Е. Ю. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ю. Воронова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01460-0.
2. Основы управленческого и налогового учета : учебное пособие [для СПо специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»] / Н. Н. Шульга ; АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права». — Белгород : Изд-во БУКЭП, 2020. — 203 с. — ISBN 978-5-8231-1004-4.
3. Каверина, О. Д. Управленческий учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Д. Каверина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 428 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-15945-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510314 (дата обращения: 03.08.2023).
4. Управленческий учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. Л. Островская, М. А. Осипов, А. Е. Карлик, Е. Б. Абдалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14771-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512307 (дата обращения: 03.08.2023).
5. Чая, В. Т. Управленческий учет : учебник и практикум для вузов / В. Т. Чая, Н. И. Чупахина. – Москва : Издательство «Юрайт», 2020. – 332 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10739-5 – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450372 (дата обращения: 13.08.2020)
3.2.2. Основные электронные издания
1 http://www.garant.ru – справочно-правовая система Гарант.
2 http://www.consultant.ru – справочно-правовая система КонсультантПлюс.
3 http://www.eeg.ru – Экономическая экспертная группа (аналитические материалы и научные публикации по экономике в свободном доступе);
4 http:// www.nalog.ru – Официальный сайт ФНС России.
5 http:// www.nisse.ru – Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (аналитические материалы по налогообложению в свободном доступе).
6 https://www.audit-it.ru/ - «Ваш финансовый аналитик»
7 https://бухвести.рф/124
8 Научные электронные библиотеки. – https://cyberleninka.ru/, https://elibrary.ru/
9 Независимый источник информации о российских организациях. https://www.rusprofile.ru/.
10 Топ 10 онлайн программ для ведения бухгалтерии. https://www.clouderp.ru/tools/accounting/
11 ТОП-7. Лучшие бухгалтерские программы. – https://www.ib.ru/wiki/10591
12 Обзор бухгалтерских программ, используемых в России. – https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/obzor-bukhgalterskikh-programm-ispolzuemykh-v-rossii/
3.2.3. Дополнительные источники
1 Бердичевская, В. О. Учет затрат на производство и реализацию продукции и калькулирование себестоимости продукции : учебник для вузов / В. О. Бердичевская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024 — 146 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17967-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544284 (дата обращения: 28.10.2024).
2 Волкова, О. Н. Учетная информация для принятия решений : учебник и практикум для вузов / О. Н. Волкова, И. Ю. Чуракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024 — 449 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17964-4. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534065 (дата обращения: 28.10.2024).
3 Воронова, Е. Ю. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для среднего профессионального образования / Е. Ю. Воронова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024 — 428 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-01460-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537956 (дата обращения: 28.10.2024).
4 Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Дмитриева. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024 — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-16324-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536590 (дата обращения: 28.10.2024).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания |
«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки |
Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; тестирование; контрольная работа; самостоятельная работа; защита реферата; семинар; выполнение проекта; наблюдение за выполнением практического задания; оценка выполнения практического задания; подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией; решение ситуационной задачи |
Порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи; - современные технологии автоматизированной обработки информации; - компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета; - правила защиты информации, формируемой в системе бухгалтерского учета
|
||
Умения |
||
- определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; - структурировать полученную информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение; - использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; - пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.