комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы философии
Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс 3
2018г.
Рассмотрено и рекомендовано на заседании ПЦК социально- экономических дисциплин
Протокол №______ от «____»_____________20___г. Председатель ПЦК _____________ С.А. Ананьев
|
УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета техникума Протокол № ___ от ____________ Председатель методического совета Зам. директора по учебно-методической работе _____________ А.М. Коротеева
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель службы стандартизации __________ Н.Н. Артюшенко Протокол № от
|
|
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы философии», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: ГБПОУ "ВПТ"
Разработчик: Грушевская С.Ю. – преподаватель первой категории
Рассмотрена и рекомендована на заседании ПЦК социально-экономических дисциплин
Протокол №
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________________Основы философии____________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основ философии и реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина "Основы философии" входит в общеобразовательный цикл ОПОП и относится к дополнительным учебным дисциплинам по выбору обучающихся, предлагаемых профессиональной образовательной организацией.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Основы философии» направлено на достижение следующих целей:
· формирование общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности ;
· увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. ;
· развитие критического образа мышления;
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы философии» обеспечивает достижения студентами следующих результатов:
Знать\понимать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
-уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 90 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 57 часа;
самостоятельной работы студента 33 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
85ч |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
57ч |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
34ч |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
28ч |
в том числе: |
|
- Составление развернутого плана по учебному материалу |
4 |
- Ответы на вопросы учебной статьи. Мини-сочинение на заданную тему |
4 |
- Выполнение контрольных заданий по тексту документа |
3 |
- Создание логических схем по материалу учебной статьи |
3 |
- Решение «философских задач» |
3 |
- Конспектирование учебного материала |
4 |
- Анализ исторических документов |
3 |
- Выполнение разноуровневых контрольных заданий |
6 |
- Составление тезисного плана ответа |
3 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||
Тема 1. Основы философии, учение о бытии. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
||
1 |
Вводный урок. Предмет «Основы философии», цели и задачи учебного курса. Основные категории и понятия философии . |
1 |
1 |
|
||
2 |
Роль философии в жизни человека и общества. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Характеризовать основной вопрос философии. Язык философии. Становление философии из мифологии |
1 |
|
||||
Практические занятия: Мировоззрение и его структура, выявить соотношение философии, науки, религии, искусства... |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся. Составление развернутого плана по учебному материалу. |
4 |
|
|||
Тема2. Философские идеи древнего Востока. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Культура и философия древней Индии. Будда и буддизм о путях познания истины. Упанишады. Нирвана как идеальное состояние личности. |
1 |
1 |
|
||
2 |
Проблема души в древнеиндийской философии. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Конфуций о проблеме совершенствования человека и общества. Основные идеи Дохизма. .Особенности философии древнего Китая. 100 философских школ древнего Китая. |
1 |
|
|
|||
Практические занятия: . Характеризовать основные философские школы древней Индии |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Ответы на вопросы учебной статьи . Мини-сочинение на заданную тему. |
4
|
|
||||
Тема 3. Философия античного мира. |
Содержание учебного материала |
4
|
|
|||
1 |
Досократики (милетская школа, Гераклит, Демокрит). |
1 |
1 |
|
||
2 |
Философские идеи Сократа. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Обобщить и проанализировать философское наследие Эпикура.Киники. Стоики и проблемы поиска смысла жизни. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Сравнительный анализ философского спора Платона и Аристотеля |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение контрольных заданий по тексту документа. |
3 |
|
||||
|
|
|
|
|||
Тема 4. Философия Средневековья. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский) |
1 |
1 |
|||
2 |
Философия как служанка богословия. |
1 |
2 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Рассмотреть влияние религии на человека в эпоху средневековья . |
1 |
|
||||
Практические занятия: Проанализировать особенности философии Возрождения. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Создание логических схем по материалу учебной статьи. |
3 |
|
||||
Тема 5. Философия Нового и Новейшего времени. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Характеристика эпохи Нового времени. Сенсуализм (Ф.Бекон , Т.Гопс, Дж.Локк) и рационализм ( Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц). |
1 |
1 |
|||
2 |
Немецкая классическая философия (И.Кант, Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах, К.Маркс) |
1 |
1 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Характеризовать пост классическую философию второй половины ХIХ века-начала ХХ века. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Исследовать философские труды А.Шокенгауэра, Ф.Ницше |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение «философских задач» |
3 |
|
||||
Тема 6. Русская философия. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Общая характеристика и особенности русской философии. |
1 |
1 |
|||
2 |
Россия на историческом перепутье: западники и славянофилы. |
1 |
1 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Анализировать русскую религиозную философию конца ХIХ века. Л.Н. Толстой и В.Соловьев. Русский марксизм. Г.Плеханов и В.И.Ленин . |
1 |
|
||||
Практические занятия: Определить и характеризовать черты русского космизма. Философия русской эмиграции |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ исторических документов |
4 |
|
||||
Тема 7. Человек как главная философская проблема. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Философия о происхождении и сущности человека. |
1 |
1 |
|||
2 |
Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и мира. |
1 |
2 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Проанализировать фундаментальные характеристики человека: несводимость, неповторимость, незаменимость. Основополагающие категории бытия человека. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Дать оценочную характеристику отношению человека к самому себе, к другим, к обществу, к природе. Проблема «Я», внутреннее и внешнее «Я» |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся . Конспектирование учебного материала |
3 |
|
||||
Тема 8. Проблема сознания. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Философия о происхождении и сущности сознания. |
1 |
1 |
|||
2 |
Сознание, его структура. Сознательное и бессознательное. |
1 |
2 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Анализ проблемы идеального. Сознание, мышление, язык. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Исследовать взаимосвязь современной цивилизации и психического здоровья. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся . выполнение разноуровневых контрольных заданий. |
3 |
|
||||
Тема 9. Учение о познании. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Специфика философского подхода к познанию |
1 |
1 |
|
||
2 |
Истина и заблуждение. Формы истины. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия : Исследовать познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Характеризовать интуицию.. Что может и не может познать человек. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся .
|
не предусмотрены |
|
||||
Тема 10. Философия и наука |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
||
1 |
Философская и научная картина мира. Прогресс как проблема. |
1 |
1 |
|
||
2 |
Основные категории научной картины мира: вещь, пространство. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Социальные и этические проблемы развития и использование достижений науки и технологий. |
1 |
|
||||
Практические занятия:Дать оценочную характеристику понятиям время, достижение, их философская интерпретация.. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся . |
не предусмотрены |
|
|||
Тема11. Философия и религия. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Философская и религиозная картина мира. |
1 |
1 |
|
||
2 |
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия : Исследовать религию как смысл человеческого существования. Вера, формы веры. |
1 |
|
|
|||
Практические занятия: Характеризовать понятие веры, вывести формы веры |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Ответы на вопросы учебной статьи . Мини-сочинение на заданную тему. |
3
|
|
||||
Тема 12. Философия и искусство. |
Содержание учебного материала |
4
|
|
|||
1 |
Искусство как философское понятие. |
1 |
1 |
|
||
2 |
Дегуманизация современного искусства.. |
1 |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия Проанализировать взаимосвязь и дать оценку талантам и поклонникам. |
1 |
|
||||
Практические занятия: . Исследовать с философской точки зрения , кто есть гений и в чем проявляется гениальность. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся . |
не предусмотрены |
|
||||
|
|
|
|
|||
Тема 13. Философия и культура. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Теория происхождения культуры. Природа и культура. |
1 |
1 |
|||
2 |
Западная и Восточная культура. |
1 |
1 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия: Критический анализ философской проблемы формирования культуры гражданина и будущего специалиста. |
1 |
|
||||
Практические занятия: Характеризовать понятие свободы и ответственности. |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
не предусмотрены |
|
||||
Тема 14. Философия и история. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|||
1 |
Философские модели исторического развития. |
1 |
1 |
|||
2 |
Концепции однолинейного, прогрессивного, многолинейного и цикличного развития . |
1 |
1 |
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрены |
|
|
|||
Практические занятия : Проанализировать философские модели исторического развития. |
1 |
|
||||
Практические занятия: раскрыть и обосновать проблему «конца истории» |
1 |
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрены |
|
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление тезисного плана ответа |
3 |
|
||||
Дифференцированный зачет |
1 |
|
|
|||
Всего |
90 ч |
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
« Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся-25
-рабочее место преподавателя-1
Учебные плакаты:
-Философские модели исторического развития
-Духовное бытие
-Общество. Культура. Цивилизация.
-Сознание. Мышление. Познание.
-Человек и смысл его существования
-Философия и её роль в жизни общества
-Западная философия 19-20 веков
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
http://www.philos.msu.ru/library.php
Библиотека философского факультета МГУ
http://lib.ru/FILOSOF/
Философский раздел в библиотеке М. Мошкова
http://psylib.org.ua/books/index.htm
Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры (включает библиотеку по философии).
http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
Русский Гуманитарный Интернет-Университет (библиотека философской литературы).
http://ru.wikipedia.org/
Сетевая энциклопедия (включает философский раздел).
http://www.krugosvet.ru/humanit.htm
Сетевая энциклопедия (включает статьи по философии).
http://filosof.historic.ru/
Философская библиотека.
http://humanities.edu.ru/
Социально-гуманитарное и политологическое образование (включает раздел Философия).
http://anthropology.ru/ru/texts/index.htm
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
|
оценка полноты найденной информации в конспекте |
критически анализировать источник исторической информации |
оценка решения практических задач |
анализировать информацию , представленную в разных знаковых системах |
самостоятельная работа, составление сравнительной таблицы |
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых процессов и явлений |
дифференцированный зачет |
представлять результаты изучения историко-философского материала в формах конспекта , реферата , рецензии |
Оценка защиты рефератов , сообщений |
Знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность научной, философской и религиозной картин мира |
тестирование |
современные версии и трактовки об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
Оценка выполнения самостоятельной работы :ответы на вопросы учебной статьи |
Обусловленность социальных и этических проблем современного общества, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
решение аналитических задач и их анализ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.