Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"
Оценка 4.6

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"

Оценка 4.6
Документация
doc
правоведение
3 кл—4 кл
10.06.2021
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"
Рабочая программа учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Рабочая программа учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности может быть использована при реализации 1.основных программ профессионального обучения: - программ профессиональной подготовки по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям); - программ повышения квалификации по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям); - программ переподготовки по специальности 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (по отраслям).
основы философии 3 курс 57 ч.doc

 

комитет образования, науки и молодежной политики

 Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

основы философии

 

Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

Курс 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  2018г.

 

 

 

 

 


Рассмотрено и рекомендовано         

на заседании ПЦК 

социально- экономических дисциплин

                             

Протокол №______                        

от «____»_____________20___г.   

Председатель ПЦК

_____________   С.А. Ананьев

                  

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического

совета техникума

Протокол № ___

от ____________

Председатель методического

совета

Зам. директора по учебно-методической работе

_____________ А.М. Коротеева

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель службы

стандартизации

__________  Н.Н. Артюшенко

Протокол №  

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы философии», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

 

 

Организация-разработчик:    ГБПОУ "ВПТ"

 

Разработчик:   Грушевская С.Ю. –  преподаватель первой  категории

 

 

Рассмотрена и  рекомендована на заседании ПЦК социально-экономических дисциплин

Протокол №  


                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

12

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________Основы философии____________________

название дисциплины

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения основ философии и реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина "Основы философии" входит в общеобразовательный цикл ОПОП и относится к дополнительным учебным дисциплинам по выбору обучающихся, предлагаемых профессиональной образовательной организацией.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Основы философии» направлено на достижение следующих целей:

·               формирование общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности ;

·              увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. ;

·              развитие критического образа мышления;

 

 Освоение содержания учебной дисциплины «Основы философии» обеспечивает достижения студентами следующих результатов:

 

Знать\понимать:

-основные категории и понятия философии;

-роль философии в жизни человека и общества;

-основы философского учения о бытии;

-сущность процесса познания;

-основы научной, философской и религиозной картин мира;

-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

-уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  90 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента    57  часа;

самостоятельной работы студента    33  часа.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

85ч

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57ч

в том числе:

 

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

34ч

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28ч

в том числе:

 

- Составление развернутого плана по учебному материалу

4

- Ответы на вопросы учебной статьи. Мини-сочинение на заданную тему

4

- Выполнение контрольных заданий по тексту документа

3

- Создание логических схем по материалу учебной статьи

3

- Решение «философских задач»

3

- Конспектирование учебного материала

4

- Анализ исторических документов

3

- Выполнение разноуровневых контрольных заданий

6

- Составление тезисного плана ответа

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета   

 

 


 

 

 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  "Основы философии"

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Тема 1. Основы философии, учение о бытии.

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Вводный урок. Предмет «Основы философии», цели и задачи учебного курса. Основные категории и понятия философии .

1

1

 

2

Роль философии в жизни человека и общества.

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

 

 

Практические занятия:  Характеризовать основной вопрос философии. Язык философии. Становление философии из мифологии  

              1

 

Практические занятия: Мировоззрение и его структура, выявить соотношение философии, науки, религии, искусства...

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

 

Самостоятельная работа обучающихся. Составление развернутого плана по учебному материалу.

4

 

Тема2.

Философские идеи древнего Востока.

Содержание учебного материала

4

 

1

Культура и философия древней Индии. Будда и буддизм о путях познания истины. Упанишады. Нирвана как идеальное состояние личности.  

1

1

 

2

Проблема души в древнеиндийской философии.

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:   Конфуций  о проблеме совершенствования человека и общества. Основные идеи Дохизма. .Особенности философии древнего Китая. 100 философских школ древнего Китая.   

1

 

 

Практические занятия: .  Характеризовать основные философские школы древней Индии

1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.   Ответы на вопросы учебной статьи .  Мини-сочинение на заданную тему.

4

 

 

Тема 3. 

Философия античного мира.

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Досократики  (милетская школа, Гераклит, Демокрит).

1

1

 

2

  Философские идеи Сократа.

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:    Обобщить и проанализировать философское наследие Эпикура.Киники. Стоики и проблемы поиска смысла жизни.  

             1

 

Практические занятия: Сравнительный анализ философского спора  Платона и Аристотеля

             1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся  Выполнение контрольных заданий по тексту документа.

3

 

 

 

 

 

Тема 4.

Философия Средневековья.

Содержание учебного материала

4

 

1

Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский)

1

1

2

Философия как служанка богословия.

1

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:   Рассмотреть влияние религии на  человека    в эпоху средневековья .   

              1

 

Практические занятия:     Проанализировать особенности  философии  Возрождения.

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.   Создание  логических  схем по материалу учебной статьи.

3

 

Тема  5.

 Философия Нового и Новейшего времени.

Содержание учебного материала

4

 

1

Характеристика эпохи Нового времени. Сенсуализм (Ф.Бекон , Т.Гопс, Дж.Локк) и рационализм ( Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц).

1

1

2

Немецкая классическая философия (И.Кант, Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах, К.Маркс)

1

1

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:  Характеризовать пост классическую философию второй половины ХIХ века-начала ХХ века.    

              1

 

Практические занятия: Исследовать  философские труды А.Шокенгауэра, Ф.Ницше

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.   Решение «философских задач»

               3

 

Тема 6.

Русская философия.

Содержание учебного материала

4

 

1

Общая характеристика и особенности русской философии.

1

1

2

Россия на историческом перепутье: западники и славянофилы.

1

1

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:  Анализировать русскую религиозную философию конца ХIХ века. Л.Н. Толстой и В.Соловьев. Русский марксизм. Г.Плеханов и В.И.Ленин .

              1

 

Практические занятия: Определить и характеризовать черты русского космизма. Философия русской эмиграции

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.      Анализ исторических документов

4

 

Тема 7.

Человек как главная философская проблема.

Содержание учебного материала

4

 

1

Философия о происхождении и сущности человека.

1

1

2

Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры и мира.

1

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия: Проанализировать фундаментальные характеристики человека: несводимость, неповторимость, незаменимость. Основополагающие категории бытия человека.  

              1

 

Практические занятия: Дать оценочную характеристику   отношению человека к самому себе, к другим, к обществу, к природе. Проблема «Я», внутреннее и внешнее «Я»

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся .   Конспектирование учебного материала 

3

 

Тема 8.

Проблема сознания.

Содержание учебного материала

4

 

1

Философия о происхождении и сущности сознания.

1

1

2

Сознание, его структура. Сознательное и бессознательное.

1

2

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

 

Практические занятия:    Анализ проблемы идеального. Сознание, мышление, язык.  

              1

 

Практические занятия: Исследовать взаимосвязь современной цивилизации и психического здоровья.

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся .  выполнение разноуровневых контрольных заданий.

3

 

Тема 9.

Учение о познании.

Содержание учебного материала

4

 

1

Специфика философского подхода к познанию

1

1

 

2

Истина и заблуждение. Формы истины.

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия : Исследовать познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление.  

1

 

Практические занятия: Характеризовать интуицию.. Что может и не может познать человек.

1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся .  

 

не предусмотрены

 

 

Тема 10. Философия и наука

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Философская и научная картина мира.  Прогресс как проблема.    

1

1

 

2

Основные категории научной картины мира: вещь, пространство. 

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

 

 

Практические занятия:  Социальные и этические проблемы развития и использование достижений науки и технологий.

              1

 

Практические занятия:Дать оценочную характеристику понятиям  время, достижение, их философская интерпретация..

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

 

Самостоятельная работа обучающихся .

не предусмотрены

 

Тема11.

Философия и религия.

Содержание учебного материала

4

 

1

Философская и религиозная картина мира.  

1

1

 

2

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия :   Исследовать религию как смысл  человеческого существования. Вера, формы веры.

             1

 

 

Практические занятия: Характеризовать понятие  веры, вывести формы веры

             1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.   Ответы на вопросы учебной статьи .  Мини-сочинение на заданную тему.

3

 

 

Тема 12. 

Философия и искусство.

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Искусство как философское понятие.

1

1

 

2

Дегуманизация современного искусства..

1

1

 

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия Проанализировать взаимосвязь и дать оценку талантам и поклонникам.  

1

 

Практические занятия: . Исследовать с философской точки зрения , кто есть гений и  в чем проявляется гениальность.

1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся   .

не предусмотрены

 

 

 

 

 

Тема 13.

Философия и культура.

Содержание учебного материала

4

 

1

Теория происхождения культуры. Природа и культура.  

1

1

2

Западная и Восточная культура.

1

1

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия:  Критический анализ философской проблемы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.  

               1

 

Практические занятия: Характеризовать  понятие свободы и ответственности.

               1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.    

не предусмотрены

 

Тема  14.

 Философия и история.

Содержание учебного материала

4

 

1

Философские модели исторического развития.

1

1

2

Концепции однолинейного, прогрессивного, многолинейного и цикличного развития .

1

1

Лабораторные работы

не предусмотрены

 

 

Практические занятия :   Проанализировать философские модели исторического развития.

              1

 

Практические занятия: раскрыть и обосновать  проблему «конца истории»

              1

 

Контрольные работы

не предусмотрены

 

Самостоятельная работа обучающихся.   Составление тезисного плана ответа

               3

 

 Дифференцированный зачет

               1

 

 

 

 Всего

           90 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  

 « Социально-экономических дисциплин».

 

 

 

 Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся-25

-рабочее место преподавателя-1

 

Учебные плакаты:

-Философские модели исторического развития

-Духовное бытие

-Общество. Культура. Цивилизация.

-Сознание. Мышление. Познание.

-Человек и смысл его существования

-Философия и её роль в жизни общества

-Западная философия 19-20 веков

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Основы архитектуры и строительных конструкций: учеб. для вузов / ред.     

А. К. Соловьев. - Москва: Юрайт, 2015. - 458 с.. - (Бакалавр. Базовый курс).

 2. Сабиров, В. Ш. Основы философии. Учебник [Электронный ресурс] / Сабиров В. Ш. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2012. - 330 с.

 3. Губин, Валерий Дмитриевич. Основы философии [Текст]: учеб. пос. для студентов учреждений среднего проф. образования / В. Д. Губин. - 3-е изд. - Москва: Форум, 2013. - 286, [1] с.

 Дополнительные источники: 1.Грядовой, Д. И. Основы философских знаний [Электронный ресурс] / Грядовой Д. И. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 302 с.. - (Cogito ergo sum)  .

2.Ракитов, А. И. Философия. Основные идеи и принципы [Электронный ресурс] / Ракитов А. И. - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 369 с.

3.Соловьев, В. С. Полное собрание философских статей из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] / Соловьев В. С. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 561 с.

4.Конт-Спонвиль, А. Философский словарь [Электронный ресурс] / А. Конт- Спонвиль. - Москва: Этерна, 2012. - 751 с

 

 

 

http://www.philos.msu.ru/library.php

Библиотека философского факультета МГУ

http://lib.ru/FILOSOF/

Философский раздел в библиотеке М. Мошкова

http://psylib.org.ua/books/index.htm

Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры (включает библиотеку по философии).

http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

Русский Гуманитарный Интернет-Университет (библиотека философской литературы).

http://ru.wikipedia.org/

Сетевая энциклопедия (включает философский раздел).

http://www.krugosvet.ru/humanit.htm

Сетевая энциклопедия (включает статьи по философии).

http://filosof.historic.ru/

Философская библиотека.

http://humanities.edu.ru/

Социально-гуманитарное и политологическое образование (включает раздел Философия).

http://anthropology.ru/ru/texts/index.htm

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 Умения:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

 

  оценка полноты найденной информации  в конспекте

критически анализировать источник исторической информации

  оценка решения практических задач

анализировать   информацию , представленную в разных знаковых системах

самостоятельная работа, составление сравнительной таблицы

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,   пространственные и временные рамки изучаемых   процессов и явлений

дифференцированный зачет

представлять результаты изучения историко-философского  материала в формах конспекта , реферата , рецензии

Оценка  защиты рефератов , сообщений

Знания:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность  научной, философской и религиозной картин мира  

 

тестирование

современные версии и трактовки об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Оценка выполнения самостоятельной работы :ответы на вопросы учебной статьи

  Обусловленность социальных и этических проблем современного  общества, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

решение аналитических задач и их анализ

 

 

 


Волгоградской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»

Волгоградской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании

Рассмотрено и рекомендовано на заседании

Программа разработана на основе требований

Программа разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 90 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 57 часа; самостоятельной работы…

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 90 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 57 часа; самостоятельной работы…

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии"

Тематический план и содержание учебной дисциплины "Основы философии "

Тематический план и содержание учебной дисциплины "Основы философии "

Философия Средневековья.

Философия Средневековья.

Философия Средневековья.

Философия Средневековья.

Практические занятия: Исследовать взаимосвязь современной цивилизации и психического здоровья

Практические занятия: Исследовать взаимосвязь современной цивилизации и психического здоровья

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Библиотека философского факультета

Библиотека философского факультета

Оценка защиты рефератов , сообщений

Оценка защиты рефератов , сообщений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021