ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАЗПРОМ КОЛЛЕДЖ ВОЛГОГРАД»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭТИКИ
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) (базовая и углубленная подготовка) 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ; 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 18.02.09 Переработка нефти и газа; 08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Одобрено цикловой комиссией экономических дисциплин название комиссии Протокол № _______ от «______» ____________20__ г. Председатель ЦК _________ О.С. Резникова |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР ___________________ Е.Ю. Камынина
«______» _________________20__ г. |
|
СОГЛАСОВАНА Зам директора по УР __________________ И.О. Фамилия
«______» _________________20__ г. |
|
|
|
|
|
|
|
Разработчик:
Орлова Светлана Васильевна, преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград».
Рецензенты:
Маняев А.Г., к. филос.н., преподаватель ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;
Божко А.В., начальник методического отдела, преподаватель высшей категории
ГБПОУ «Волгоградский энергетический колледж» . А.В. Божко
СОДЕРЖАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
8 |
3. |
Условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4. |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов |
17 |
5. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
18 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы корпоративной культуры и этики
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ; 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 18.02.09 Переработка нефти и газа; 08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в любых областях среднего профессионального образования при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа разработана с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемых профессий или специальностей среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учёт возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ и работника организации.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения изучаемой дисциплины, специфические особенности корпоративного познания, законы общественного и организационного развития, особенности функционирования, управления и поддержания корпоративной культуры и этики.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о современной корпоративной культуре и этике, о тех принципах, идеалах и ценностях, на которые она должна опираться, а также показать её растущую роль в современной организации и обществе. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования учебная дисциплина «Основы корпоративной культуры и этики», изучается на базовом и углубленном уровне ФГОС среднего общего образования.
Изучение дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы корпоративной культуры и этики» относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Общественные науки» дополнительной по выбору, изучается в цикле предлагаемом образовательной организацией (ПОО) учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ), для данных специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование у будущих специалистов представлений о современной корпоративной культуре и этике, о тех принципах, идеалах и ценностях, на которые она должна опираться, а также показать её растущую роль в современной организации и обществе;
- воспитание и формирование у студентов нравственной культуры и навыков следования кодексу корпоративной этики, ответственности и нормам корпоративной и профессиональной деятельности;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Задачи дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики»:
- раскрыть место и роль культуры и этики в формировании корпоративной культуры и этики;
- сформировать у студентов понимание сущностных особенностей корпоративной культуры, этики и этике;
- показать студентам различные подходы к формированию, управлению и поддержанию корпоративной культуры и этики;
- ознакомить с сущностными особенностями этики и культуры организации и поведения в ней;
- научить применять знания корпоративной культуры и этики для формирования собственной корпоративной модели поведения в профессиональной деятельности, коллективе (команде), для решения профессиональных задач.
В результате освоения учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики» обучающийся должен уметь:
- применять этические и культурные правила, нормы и принципы в общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;
- корректировать свое общение, поведение и корпоративную (профессиональную) деятельность с учетом культурных и этических требований, норм;
- применять знания корпоративной культуры и этики для формирования собственной корпоративной модели поведения в профессиональной деятельности, коллективе (команде), для решения профессиональных задач.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- цели и задачи, объект, предмет, основные категории изучаемой дисциплины, её роль в жизни человека и организации;
- особенности культуры, её функции, основные элементы, виды, формы;
- специфические характеристики морали и нравственности, основополагающие категории этики, основные этические нормы и принципы;
- исторические аспекты развития этики, основные этические концепции;
- сущностные и специфические особенности корпоративной культуры, её функции, структуру и содержание, виды (типы);
- сущность и особенности корпоративной этики, её функции, категории, принципы, нормы, ценности, структуру и виды;
- особенности этикета в корпоративной культуре и этике, в том числе особенности гендерного, служебного (корпоративного) этикета и этики;
- механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику;
- кодексы корпоративной этики ПАО «Газпром» и ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»;
- этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры;
- этику и культуру организационного поведения и групповой деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ |
Виды учебной работы |
Объем часов |
1 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
51 |
2 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
34 |
|
В том числе: |
|
|
Лабораторные работы |
|
|
Практические занятия |
|
|
Контрольные работы |
|
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
17 |
|
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Введение в корпоративную культуру и этику |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Понятие, содержание дисциплины, её цели и задачи, объект, предмет, категории, роль в жизни человека и организации. |
||||
2 |
Требования и рекомендации к освоению программного материала дисциплины «Основы корпоративной культуры и этики». |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение «Правил внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». Изготовление «памятки» «Правила внутреннего распорядка для обучающихся в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград», включающей разделы: «Обязанности студентов», то, что студентам категорически «Запрещается», «Внешний вид студентов». |
2 |
3 |
|||
Раздел 1. Основы знаний о культуре и этике |
|
16 |
|
||
Тема 1.1. Общее представление о культуре, её функции, основные элементы, виды, формы |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Понятие «культура», функции культуры. |
||||
2 |
Виды и формы культуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. |
||||
3 |
Доминирующая культура, субкультура, контркультуры. Особенности и виды молодежных субкультур. |
||||
4 |
Основные элементы культуры: язык, ценности, идеалы, ценностные установки, нормы. |
||||
5 |
Понятия культурного комплекса и культурных универсалий. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление глоссария (словаря) основных рабочих терминов по теме. |
2 |
3 |
|||
Тема 1.2. Основы этических знаний, сущность и основополагающие категории этики
|
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Этика – наука о морали и нравственности. |
||||
2 |
Основополагающие категории этики. |
||||
3 |
Основные этические (моральные, нравственные) нормы и принципы. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление глоссария (словаря) основных рабочих терминов по теме. |
2 |
3 |
|||
Тема 1.3. Исторические аспекты развития этики |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Основные этапы становления и развития этики. |
||||
2 |
Основные этические концепции. |
||||
3 |
Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика. |
||||
4 |
Эволюция и истоки развития профессиональной этики. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление сравнительно-аналитической таблицы по теме: «Основные этические концепции». |
2 |
3 |
|||
Раздел 2. Сущностные особенности корпоративной культуры, этики и этикета |
|
11 |
|
||
Тема 2.1. Корпоративная культура, её специфические особенности |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
1 |
Понятия корпоративной культуры, её функции. |
||||
2 |
Структура корпоративной культуры, ее основные компоненты. |
||||
3 |
Содержание корпоративной культуры. |
||||
4 |
Виды (типы) корпоративных культур. |
||||
5 |
Социальная ответственность как важнейший компонент корпоративной культуры и этики. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов по темам: «Социальная ответственность как важнейший компонент корпоративной культуры и этики»; «Факторы, влияющие на корпоративную культуру»; «Подходы, к содержательным характеристикам корпоративной культуры»; «Виды (типы) корпоративной культуры». Составление глоссария (словаря) основных рабочих терминов по теме.
|
2 |
3 |
|||
Тема 2.2. Корпоративная этика, сущность и особенности |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
1 |
Понятие «корпоративной этики», её функции. |
||||
2 |
Основные категории корпоративной этики. |
||||
3 |
Принципы, нормы и ценности в корпоративной этике. |
||||
4 |
Структура корпоративной этики. |
||||
5 |
Виды корпоративной этики.
|
||||
Тема 2.3. Этикет в корпоративной культуре и этике
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
||
1 |
Понятия «этикет», его виды, «культура поведения», сущность и особенности. |
||||
2 |
Особенности служебного (корпоративного) этикета и этики. |
||||
3 |
Гендерные особенности служебного (корпоративного) этикета и этики. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы-кластера по темам: «Основные составляющие современного корпоративного этикета»; «Основные требования к правилам поведения и нравственным качествам личности, с точки зрения корпоративной этики и этикета»; «Антиподы этичного поведения и нравственных качеств личности, с точки зрения корпоративной этики и этикета»; «Особенности служебного (корпоративного) этикета и этики»; «Общие правила служебного (корпоративного) этикета и этики» - на примере ПАО «Газпром» или ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». Решение проблемных ситуаций (практических задач) по теме 2.2 «Корпоративная этика, сущность и особенности». Выполнение упражнения, заполнение таблицы «Различия между мужчинами и женщинами», связанные с отличительными особенностями доминирующих личностных качеств, поведения на работе и др.
|
3 |
3 |
|||
Раздел 3. Формирование, управление и поддержание корпоративной культуры и этики
|
|
14 |
|
||
Тема 3.1. Механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику |
Содержание учебного материала. |
4 |
2 |
||
1 |
Механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в корпоративные отношения и культуру: кодексы, комитеты, тренинг, символика и пр. |
||||
2 |
Особая роль этического кодекса как регулятора корпоративного поведения и служебных отношений |
||||
3 |
Исторические аспекты возникновения профессионально-этических кодексов. |
||||
4 |
Кодексы корпоративной этики ПАО «Газпром», ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». |
||||
5 |
Правила внутреннего распорядка для обучающихся ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». |
||||
Самостоятельная работа обучающихся. Создание презентации по темам: «Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром»; «Кодекс корпоративной этики ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»; «Механизмы внедрения этических норм, стандартов и требований в корпоративные отношения и культуру: кодексы, комитеты, тренинг, символика и пр.»; «Миссия, цели, политика как важные составляющие культуры и этики организации»; «Логотип, фирменный стиль - важные составляющие культуры и этики организации»; «Корпоративная одежда – как индикатор культуры и этики организации»; «Корпоративные мероприятия как важные составляющие культуры и этики организации»; Интернет-ресурсы и другие важные составляющие культуры и этики организации»; «Управление качеством - важнейшая составляющая корпоративной культуры и этики»; «Репутация и имидж – как главные показатели эффективной корпоративной культуры и этики». Изготовление «памятки» «Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром». Составление глоссария (словаря) основных рабочих терминов по теме.
|
4 |
3 |
|||
Тема 3.2. Этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры |
Содержание учебного материала. |
6 |
2 |
||
1 |
Этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры. Этические ошибки и нарушения организаций. |
||||
2 |
Миссия, цели, политика, логотип, фирменный стиль, корпоративная одежда, корпоративные мероприятия, Интернет-ресурсы и другие важные составляющие культуры и этики организации. |
||||
3 |
Управление качеством - важнейшая составляющая корпоративной культуры и этики. |
||||
4 |
Репутация и имидж – как главные показатели эффективной корпоративной культуры и этики. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся – представлена в теме 3.1. Механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику.
|
|
|
|||
Раздел 4. Этика и культура организационного поведения и групповой деятельности |
|
6 |
|
||
Тема 4.1. Этика и культура организационного поведения |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Сущность и особенности этичного поведения в организации. Подходы, объясняющие этичное поведение: утилитарный, индивидуализм, с позиции морального права, с позиций справедливости. Этические дилеммы на рабочем месте. Показатели этичности поведения. |
||||
2 |
Поведение человека в организации. Психологические и поведенческие типы личности в организации. Четыре стереотипа работающего человека. Сегменты корпоративного поведения. |
||||
3 |
Должностная модель поведения в организации. Доминанта «задачи – ответственность». Доминанта «стимулы – справедливость». |
||||
Тема 4.3. Этика групповой деятельности |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
||
1 |
Групповое поведение работников. Рабочая группа (коллектив, команда): сущностные, социально-психологические, и этические особенности. |
||||
2 |
Этические аспекты методов, способов и стадий формирования рабочей группы (коллектива, команды). |
||||
3 |
Профессиональная зрелость рабочей группы (коллектива, команды). |
||||
|
Итоговый дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
||
Всего: |
51 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
- многофункциональный (учебно-методический) комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
- комплект карточек – заданий по темам;
- комплект карточек – заданий для контрольных работ (опросов) по темам;
- видеоматериалы для уроков.
Технические средства обучения:
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- мультимедийное оборудование;
- экран;
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / В.А. Спивак. – СПб. [и др.]: Питер, 2017. – 352 с.
2. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. – М.: Альфа-Пресс, 2017. – 352 с.
3. Карташова, Л.В. Организационное поведение [Текст]: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 220 с.
4. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю.Д. Красовский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 511 с.
5. Белолипецкий, В.К. Этика и культура управления [Текст]: учебно-практическое пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. – 384 с.
Дополнительные источники:
1. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR [Текст] / Э.А. Капитонов, А.Э. Капитонов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н-Д: Издательский центр «МарТ», 2016. – 416 с.
2. Козлов, В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития [Текст] / В.В. Козлов. – М.: Академия, 2016. – 269 с.
3. Кузнецов, И.Н. Корпоративная культура [Текст] / И.Н. Кузнецов. – М.: Книжный дом, 2016. – 272 с.
4. Смирнова, И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологические основы формирования и развития: учебное пособие [Текст] / И.А. Смирнова. — М.: КДУ, 2016. – 192 с.
5. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании [Текст] / Т.О. Соломанидина. – М.: Инфра-М, 2016. – 624 с.
6. Томсон, К.М. Рецепты корпоративной культуры. Как изменить привычное поведение [Текст] / К.М. Томсон. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. – 272 с.
7. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Х. Шейн; пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
8. Организационное поведение: учебник для вузов [Текст] / под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2016. – 432 с.
9. Шермерорн, Дж. Организационное поведение, 8-е издание [Текст] / Дж.Шермерорн, Дж.Хант, Р.Осборн; пер. с англ. под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2016. – 637 с.
10. Занковский, А.Н. Организационная психология [Текст]: учебное пособие для вузов по спе¬циальности «Ор¬ганизационная психология» / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2016. – 648 с.
11. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.П. Кошева, А.А. Канке. – М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. – 304 с. (Серия: Профессиональное образование).
12. Шеламова, Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2016. – 64 с. (Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ).
13. Шеламова, Г.М. Культура делового общения при трудоустройстве [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Шеламова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2016. – 64 с. (Деловая культура).
14. Дусенко, С.В. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высшего профес. образования / авт.-состав. С.В. Дусенко. – М.: Академия, 2016. – 224 с. (Серия «Высшее профессиональное образование). (Гриф УМО МО РФ).
15. Кукушкин, В.С. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов. – Изд-е 2-е, исп. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. – 288 с. (Серия «Новые технологии»).
16. Сухарев, В.А. Этика и психология делового человека [Текст] / В.А. Сухарев. – М.: Агенство «ФАИР», 2016. – 400 с.
17. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений [Текст]: учеб. пособие /Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2016. - 208 с. (Рекомендовано Ученым Советом Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры).
18. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учебное пособие / И.И. Зарецкая. – М.: Оникс, 2016. – 224 с.
19. Солоницына, А.А. Профессиональная этика и этикет [Текст]: учебник / А.А. Солоницына. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2016. - 200 c.
20. Широкова, И.Г. Этика (конспект лекций) [Текст] / И.Г. Широкова. – М.: ПРИОР, 2016. – 160 с.
21. Шеремет, А.Д. Подготовка профессиональных кодексов в соответствии с международными стандартами [Текст] / А.Д. Шеремет // Бух. учет. - 2016. - N 6. - С.6-9.
22. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. – 7-е изд. [Текст] / П. Мучински. – СПб.: Питер, 2016. – 539 с.
23. Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса [Текст] / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2016. – 200 с.
24. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 300 с.
25. Маслова, В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом [Текст]: учебное пособие / В.М. Маслова; под.ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 176 с.
26. Ньюсом, Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз [Текст] / Д. Ньюсом, Д. Терк, Д. Крукеберг. - М.: Академия, 2016. - 628 с.
27. Баронов, В.B. Всеобщее управление качеством. Менеджмент систем качества [Текст] / В.В. Баронов, М.Г. Круглов. – М.: Деловая книга, 2016. – 287c.
28. Гличев, А.В. Современные методы управления качеством. Стандарты и качество [Текст] / А.В. Гличев. – М.: Деловая книга, 2016. – 39 с.
29. Качалов, В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества. Стандарты и качество [Текст] / В.А. Качалов. – M.: Высшая школа, 2016. – 72 c.
30. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности [Текст] / Г. Даулинг. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 368 с.
31. Мартин, Г. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами [Текст] / Грэм Мартин и Сьюзан Хетрик; [пер. с англ. Е.И. Титова; науч. ред. М.А. Беликова]. – М.: ООО «Группа ИДТ», 2016. – 336 с.
32. Дятлов, В.А. Этика и этикет деловых отношений [Текст]: учебное пособие / В.А. Дятлов, В.Т. Пихало. – М.: ГАНГ; Академия, 2013. – 200 с.
Перечень Интернет-ресурсов
1. ПАО «Газпром»: официальный сайт. - URL: http://gazsprom.ru/sajt.
2. ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»: официальный сайт. - URL: http://volgograd-college.gazprom.ru.
3. Кодекс корпоративного управления ПАО «Газпром». - URL: http://gazsprom.ru/sajt.
4. Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром». - URL: http://gazsprom.ru/sajt.
5. Кодекс корпоративной этики ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». - URL: http://volgograd-college.gazprom.ru.
6. Правила внутреннего распорядка для обучающихся ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». - URL: http://volgograd-college.gazprom.ru.
7. Деловой этикет: сайт. - URL: http://masteretik.ru.
8. Сайт. Профессиональная этика. Деловая этика. Этика бизнеса. - URL: http://www.google.ru/nauki-online.ru/professionalnaya-etika.
9. Сайт. Этика. Образовательный ресурсный центр. - URL: http://www. google.ru/ethicscenter.ru/info/res.htm.
10. Проект «Социальная ответственность бизнеса». - URL: http://www.soc-otvet.ru.
11. Информационно-аналитическая система «Медиалогия»: Рейтинги. - URL: http://www.mlg.ru/ratings_and_reports.
12. Деловой журнал «Форбс». - URL: http://www.forbes.com.
13. Деловой еженедельник «Эксперт». - URL: http://www.expert.ru.
14. Ежедневная деловая газета «Ведомости». - URL: http://www.vedomosti.ru.
19. Корпоративная культура и корпоративная этика. Лекция / Контент-платформа Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/78/099/162679.php.
20. Корпоративная этика. - URL: http://kak-bog.ru/korporativnaya-etika.
21. Кандария, И. А. Формирование корпоративной культуры в организации - URL: http://www. /index. php? newsid=194.
23. Ставропольцева, Е. Корпоративная культура: основные понятия, положения, виды. - URL: http://cst. *****/kk.
24. Ивашковская, И. Корпоративная ответственность: время пришло? - URL: http://www. *****/press/zhuk/2006-9/12.shtml.
25. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие. - URL: http://www. *****/asi/socialresponsibility.
26. Кандария, И.А. Формирование корпоративной культуры организации: электрон. журн. // Институт бизнеса. - URL: http://www.magistr-mba.com.
27. Паринова, А. Роль корпоративных мероприятий во внутренней политике Компании / Паринова, А. // HR-Journal. – Электрон. журн. - URL: http://www.hr-journal.ru/articles/oc/pro-polit.html.
28. Спивак, В.А. Организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие /В.А. Спивак. - URL: https://marketing.wikireading.ru/39984.
4. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение в корпоративную культуру и этику |
Понимание содержания изучаемой дисциплины, её целей и задач, объекта, предмета, категорий и роли в жизни человека и организации. |
Раздел 1. Основы знаний о культуре и этике |
|
Тема 1.1. Общее представление о культуре, её функции, основные элементы, виды, формы |
Знание и понимание особенностей культуры, её функций основных элементов, видов, форм.
|
Тема 1.2. Основы этических знаний, сущность и основополагающие категории этики |
Знание специфических характеристик морали и нравственности, основополагающих категорий этики, основных этических норм и принципов. |
Тема 1.3. Исторические аспекты развития этики |
Знание исторических аспектов развития этики, основные этические концепции. |
Раздел 2. Сущностные особенности корпоративной культуры, этики и этикета |
|
Тема 2.1. Корпоративная культура, её специфические особенности |
Знание сущностных и специфических особенностей корпоративной культуры, её функций, структуры и содержание, умение разливать виды (типы) корпоративной культуры. |
Тема 2.2. Корпоративная этика, сущность и особенности |
Знание сущности и особенностей корпоративной этики, её функций, категории, принципы, нормы, ценности, структуру и виды. |
Тема 2.3. Этикет в корпоративной культуре и этике |
Знание и понимание особенностей этикета в корпоративной культуре и этике, в том числе особенностей гендерного, служебного (корпоративного) этикета и этики. |
Раздел 3. Формирование, управление и поддержание корпоративной культуры и этики |
|
Тема 3.1. Механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику |
Знание основных механизмов внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику. Знание, понимание и следование кодексу корпоративной этики ПАО «Газпром» и ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград». |
Тема 3.2. Этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры |
Знание этических аспектов формирования, управления и поддержания корпоративной культуры. |
Раздел 4. Этика и культура организационного поведения и групповой деятельности |
|
Тема 4.1. Этика и культура организационного поведения |
Знание и понимание этики и культуры организационного поведения. Знание показателей этичного поведения в организации: социальная справедливость, качество рабочей жизни (QWL). |
Тема 4.2. Этика групповой деятельности |
Знание и понимание этики групповой деятельности. |
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - применять этические и культурные правила, нормы и принципы в общении, профессиональной деятельности и повседневной жизни;
|
Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности студентов; внеаудиторной самостоятельной работы; оценивание результатов их деятельности. |
- корректировать свое общение, поведение и корпоративную (профессиональную) деятельность с учетом культурных и этических требований, норм; |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины. |
- применять знания корпоративной культуры и этики для формирования собственной корпоративной модели поведения в профессиональной деятельности, коллективе (команде), для решения профессиональных задач. |
Организация и проведение текущего контроля в форме: решения тестовых заданий; работы с Интернет-ресурсами; работы в команде; внеаудиторной самостоятельной работы, оценивание результатов их деятельности. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины. |
Усвоенные знания: - цели и задачи, объект, предмет, основные категории изучаемой дисциплины, её роль в жизни человека и организации; |
Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности студентов; внеаудиторной самостоятельной работы, отчетов по ним, работы с Интернет-ресурсами, оценивание результатов их деятельности. |
- особенности культуры, её функции, основные элементы, виды, формы; |
|
- специфические характеристики морали и нравственности, основополагающие категории этики, основные этические нормы и принципы; |
|
- исторические аспекты развития этики, основные этические концепции; |
|
- сущностные и специфические особенности корпоративной культуры, её функции, структуру и содержание, виды (типы); |
|
- сущность и особенности корпоративной этики, её функции, категории, принципы, нормы, ценности, структуру и виды;
|
|
- особенности этикета в корпоративной культуре и этике, в том числе особенности гендерного, служебного (корпоративного) этикета и этики; |
Организация и проведение текущего контроля в форме: устного индивидуального, фронтального, группового опросов; контролирование деятельности студентов; внеаудиторной самостоятельной работы, отчетов по ним, работы с Интернет-ресурсами, оценивание результатов их деятельности. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета. |
- механизмы внедрения этических норм в корпоративную культуру и этику; |
|
- кодексы корпоративной этики ПАО «Газпром» и ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»; |
|
- этические аспекты формирования, управления и поддержания корпоративной культуры; |
|
- этику и культуру организационного поведения и групповой деятельности. |
Разработчик:
ЧПОУ «Газпром
колледж Волгоград» преподаватель С.В. Орлова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.