Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения.
Оценка 4.7

Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения.

Оценка 4.7
docx
06.01.2021
Рабочая программа учебной дисциплины Основы материаловедения.
Рабочая программа станочники_материаловед (гр.5).docx

Приложение II.2

к ООП по профессии

15.01.32 Оператор станков с программным управлением

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.02. Основы материаловедения

 

 

2020


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02.

 

81

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           

81

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

86

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

88


 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 02Основы материаловедения

1.1. Область применения  рабочей программы

Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цель и планируемые результаты   освоения дисциплины

Код ПК, ОК

Умения

Знания

 

ПК 1.3

ПК 1.4

выполнять механические испытания образцов материалов

наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

ПК1.3

ПК 1.2

использовать физико-химические методы исследования металлов

основные сведения о металлах и сплавах;

основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехни­ческих материалах, стали, их классификацию

ПК 1.3

пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов

 

ПК 3.4

выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности

ПК 1.4

 

правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

40

Самостоятельная работа

 

Объем образовательной программы

40

в том числе:

теоретическое обучение

22

лабораторные работы

18

практические занятия

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета

 


 

1.2.              Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объём часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Введение

Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные по­нятия и термины; ознакомление с разделами программы. Крат­кие исторические сведения о развитии материаловедения; его роль и значение в техническом прогрессе, при изучении других учебных дисциплин и профессиональных модулей

1

ПК 1.3-1.4

Раздел 1. Строение и свойства материалов

12

 

Тема 1.1.

Типы связей и их влияние на структуру и свойства мате­риалов

Ионная, ковалентная, металлическая связь; их природа. Атомно-кристаллическое строение металлов. Механизмы кристаллизации металлов.  Микродефекты и макродефекты кристаллической решётки

1

ПК 1.3

Тема 1.2.

Классификация, свойства матери­алов, используе­мых в профес­сиональной деятельности, и методы их определения

Классификация материалов. Физические и химические свойства металлов (магнитные, тепловые, удельное электрическое сопро­тивление, коррозионная стойкость). Механические свойства ме­таллов и сплавов, методы их определения. Методы определения твёрдости материалов

2

ПК 1.3

 

 

Лабораторные работы :

1.Методы исследования металлов.

2.Определение твёрдости материалов методами Бринелля, Роквелла и Виккерса; ударной вязкости материалов; скорос­ти кристаллизации материалов.

3.Кристаллизация.Ее влияние на структуру и свойства металлов.

 

     3

     3

 

 

     3

 

Раздел 2. Сплавы  железа с углеродом

7

 

Тема 2.1.

Железо. Стали и чугуны

Соединения железа с углеродом. Фазы и структуры в сплавах «же­лезо—углерод». Диаграмма состояния «железо—углерод». Прев­ращения в сплавах «железо—цементит». Диаграмма состояния сплавов «железо—цементит». Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали и чугуна. Классификация сталей и чугунов. Обозначение и маркировка сталей

2

ПК 1.3

Тема 2.2.

Термическая обработка стали и чугуна

 

 

 

Виды термической обработки (отжиг, закалка, отпуск, нормали­зация). Химико-термическая обработка (цементация, азотирова­ние). Поверхностная закалка. Термомеханическая обработка. Основное оборудование для термической обработки

2

ПК 1.3

Лабораторные работы :

4.Диаграммы состояния и термическая обработка сплавов.

 

     3

 

Раздел 3. Конструкционные и инструментальные материалы

8

 

Тема 3.1.

Конструкцион­ные железоугле­родистые сплавы

Требования к эксплуатационным и технологическим свойствам материалов. Легированные стали, их маркировка. Стали общего назначения. Конструкционные машиностроительные стали.

Чугуны. Белый чугун. Отбеливание. Чугуны с графитом (серый, высокопрочный, ковкий)

2

ПК 1.2

Тема 3.2.

Материалы с особыми свой­ствами

Материалы с особыми электрическими и магнитными свойства­ми. Стали, устойчивые к коррозии. Жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы. Износостойкие и высокопрочные стали

1

ПК 1.3

Тема 3.3.

Инструменталь­ные материалы

Материалы для режущего инструмента (инструментальные, быс­трорежущие, твёрдые сплавы, керамика). Материалы для изго­товления штампового инструмента (штамповые стали, твёрдые сплавы)

1

ПК 1.2

Тема 3.4.

Цветные метал­лы и сплавы

Классификация и маркировка цветных сплавов (медных и алю­миниевых).

Медь и сплавы на основе меди (латуни, бронзы). Алюминий и сплавы на его основе (деформируемые и литейные). Магний, титан и сплавы на их основе.

Сплавы на основе олова и свинца. Антифрикционные сплавы — баббиты

1

ПК 1.3

 

Лабораторные работы :

5.Микроструктура цветных сплавов.

 

3

 

Раздел 4. Неметаллические материалы

3

 

Тема 4.1.

Полимеры

и пластические

массы

Назначение, строение и классификация пластмасс. Реакции об­разования и свойства полимеров. Пластические массы (термоп­ластичные, термореактивные, газонаполненные)

1

ПК3.4

Тема 4.2.

Эластомеры, плёнкообразу­ющие материалы

Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. Резины. Клеи, герме­тики, лаки и краски

1

ПК3.4

Тема 4.3.

Порошковые и композицион­ные материалы

Определение, структура и свойства композиционных материа­лов. Дисперсионно-упрочнённые композиционные материалы. Композиты,    армированные    волокнами.    Нанокомпозиты. Керметы. Порошковые спечённые сплавы

1

ПК3.4

Раздел 5. Основные способы получения и обработки конструкционных материалов

8

 

Тема 5.1.

Основы

литейного

производства

Литьё в песчаные формы. Литейная технологическая оснастка (формовочные, стержневые и специальные смеси). Специальные виды литья: по выплавляемым моделям, в оболочковые и метал­лические формы; литьё под давлением и центробежное

1

ПК 1.3-1.4

Тема 5.2.

Обработка

металлов

давлением

Физико-механические основы обработки металлов давлением. Сущность обработки металлов давлением. Прокатное производ­ство. Волочение и прессование. Ковка. Объёмная штамповка

1

ПК 1.3-1.4

Тема 5.3.

Основы

сварочного

производства

Термические виды сварки. Сварка давлением без нагрева

1

 

Тема 5.4.

Механическая

обработка

материалов

Обработка заготовок на станках: токарных, сверлильных, фре­зерных, расточных, строгальных, протяжных, долбёжных и шли­фовальных. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов

2

ПК 1.3-1.4

 

Лабораторные работы :

6.Выбор материалов

 

3

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

    1

 

 

    40

 

2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет«Материаловедения», оснащенный оборудованием:

-рабочее место преподавателя;

- рабочие места  по количеству обучающихся;

- наглядные пособия (образцы материалов, плакаты, таблицы);

- образцы микрошлифов;

-  альбомы микроструктур  металлов

Лаборатория «Материаловедения» оснащенная оборудованием:

- рабочее место мастера производственного обучения (преподавателя);

- рабочие места  по количеству обучающихся;

- комплект рабочих инструментов;

- верстак слесарный;

- тиски слесарные;

- набор контрольно-измерительных и разметочных инструментов по металлу;

- твердомеры;

- микроскопы металлографические;

- образцы микрошлифов;

- образцы материалов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов, неметаллических материалов

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

1.            Соколова Е.Н. Материаловедение: лабораторный практикум для СПО / Е.Н. Соколова, А.О. Борисова, Л.В. Давыденко. — М.: Академия, 2014.

2.      Черепахин А.А. Материаловедение: учеб. — М.: Академия, 2011.

 

Дополнительные источники:

1.     АдаскинА.М., ЗуевВ.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. — М.: Академия, 2006.

2.     Арзамасов Б.Н. Материаловедение. — М.: Машиностроение, 1986.

3.     Гоцеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты. — М.: Академия, 2007.

4.     Журавлев В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали: справ. — М.: Машиностроение,

1981.

5.     Заплатин В.Н. и др. Основы материаловедения: учеб. — М.: Академия, 2009.

6.     Солнцев Ю.Л., Вологжанина С.А. Материаловедение. — М.: Академия, 2007.

7.     Фетисов Г.П., Гарифуллин Ф.А. Материаловедение и технология металлов: учеб. для СПО. — М.: ОНИКС, 2008.

Черепахин А.А. Технология обработки материалов. — М.:Академия, 2004

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

 

1.      Диаграмма состояния «железо—цементит» [Электронный ресурс] // Модифицирование сплавов: разработка, внедрение, технический аудит. — Режим доступа: http://www. modificator.ru/terms/fe-fe3c-diagram.html

2.      Кристаллическое строение металлов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://twt. mpei.ru/ochkov/TM/lection1.htm

3.      Материаловедение [Электронный ресурс] // Машиностроение. Механика. Металлургия. — Режим доступа: http://mashmex.ru/materiali.html

4.      Материаловедение и технология конструкционных материалов [Электронный ресурс] // МГТУ. — Режим доступа: http://vzf.mstu.edu.ru/materials/method_08/05.shtml

5.      Материаловедение. Особенности атомно-кристаллического строения металлов [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа: http://nwpi-fsap.narod.ru/lists/materialovedenie_lect/Lhtml

6.      Машиностроительные материалы [Электронный ресурс] // Муравьев Е.М. Слесарное дело. — Режим доступа: www.bibliotekar.ru/slesar/14.htm

7.      Разрушение конструкционных материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/destroy/glava6.htm

8.      Характеристики твёрдых электроизоляционных материалов [Электронный ресурс] // Про электричество. — Режим доступа: http://www.electrokiber.ru/elektrotehnicheskie-materialy/ harakteristiki-tverdyh-elektroizoljacionnyh-materialov/

9.      Чугун [Электронный ресурс] // Модифицирование сплавов: разработка, внедрение, техни­ческий аудит. — Режим доступа:http://www.modificator.ru/terms/cast_iron.html

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Результаты обучения

 

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Умение выполнять механические испытания образцов материалов

Правильно и точно проводить механические испытания образцов материалов

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий и лабора­торных работ, выполнении до­машних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

 

 

Умение использовать физико-химические методы исследования металлов

Правильно применять физико-химические методы исследования металлов

Умение пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов

Находить информацию в справочных таблицах для определения свойств материалов

Умение выбирать материалы для осуществления профессиональ­ной деятельности

Правильно выбирать материалы для осуществления профессиональ­ной деятельности

Знание основных свойств и классификации материалов, исполь­зующихся в профессиональной деятельности

Правильно применять основные свойства и классификацию материалов, исполь­зующихся в профессиональной деятельности

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий и лабора­торных работ, выполнении до­машних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля

 

 

 

 

 

Знание наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала

Применять на практике знания наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала

Знание правил применения охлаждающих и смазывающих мате­риалов

Использовать правила применения охлаждающих и смазывающих мате­риалов

Знание основных сведений о металлах и сплавах

Применять на практике основные сведения о металлах и сплавах

Знание основных сведений о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификации

Применять на практике основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Директор  ГБПОУ  ПАМТ им. И.И.Лепсе

_____________________________Иванова А.В.

 

Тематический план учебной дисциплины Основы материаловедения

для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

в 2020-2021 учебном году

 

Наименование разделов и тем

Объём часов

Введение

1

Раздел 1. Строение и свойства материалов

12

Тема 1.1. Типы связей и их влияние на структуру и свойства мате­риалов

1

Тема 1.2. Классификация, свойства матери­алов, используе­мых в профес­сиональной деятельности, и методы их определения

2

Лабораторные работы :

1.Методы исследования металлов.

2.Определение твёрдости материалов методами Бринелля, Роквелла и Виккерса; ударной вязкости материалов; скорос­ти кристаллизации материалов.

3.Кристаллизация.Ее влияние на структуру и свойства металлов.

 

3

3

 

 

3

Раздел 2. Сплавы  железа с углеродом

7

Тема 2.1. Железо. Стали и чугуны

2

Тема 2.2. Термическая обработка стали и чугуна

2

Лабораторные работы :

4.Диаграммы состояния и термическая обработка сплавов.

 

3

Раздел 3. Конструкционные и инструментальные материалы

8

Тема 3.1. Конструкцион­ные железоугле­родистые сплавы

2

Тема 3.2.Материалы с особыми свой­ствами

1

Тема 3.3.Инструменталь­ные материалы

1

Тема 3.4.Цветные метал­лы и сплавы

1

Лабораторные работы :

5.Микроструктура цветных сплавов.

 

3

Раздел 4. Неметаллические материалы

3

Тема 4.1.Полимеры и пластические массы

1

Тема 4.2.Эластомеры, плёнкообразу­ющие материалы

1

Тема 4.3.Порошковые и композицион­ные материалы

1

Раздел 5. Основные способы получения и обработки конструкционных материалов

8

Тема 5.1. Основы литейного производства

1

Тема 5.2.Обработка металлов давлением

1

Тема 5.3.Основы сварочного производства

1

Тема 5.4. Механическая обработка материалов

2

Лабораторные работы :

6.Выбор материалов

 

3

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

1

Итого

40

 

 

 

 

Преподаватель _______________ Васильев А.В.

 

 

Рассмотрено ПЦК   «____»______________2020 г.     

 

Протокол №___

 

Председатель ПЦК________________Н.А.Жолтикова

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Приложение II .2 к ООП по профессии 15

Приложение II .2 к ООП по профессии 15

СОДЕРЖАНИЕ стр 1

СОДЕРЖАНИЕ стр 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 3.1. Конструкцион­ные железоугле­родистые сплавы

Тема 3.1. Конструкцион­ные железоугле­родистые сплавы

Лабораторные работы : 6 .Выбор материалов 3

Лабораторные работы : 6 .Выбор материалов 3

Солнцев Ю.Л., Вологжанина С.А.

Солнцев Ю.Л., Вологжанина С.А.

Знание основных свойств и классификации материалов, исполь­зующихся в профессиональной деятельности

Знание основных свойств и классификации материалов, исполь­зующихся в профессиональной деятельности

Утверждаю Директор ГБПОУ

Утверждаю Директор ГБПОУ

Преподаватель _______________ Васильев

Преподаватель _______________ Васильев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021