Приложение II.2
к ООП по профессии
15.01.32 Оператор станков с программным управлением
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Основы материаловедения
2020
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02.
|
81 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
81 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
86 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
88 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02Основы материаловедения
1.1. Область применения рабочей программы
Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ПК 1.3 ПК 1.4 |
выполнять механические испытания образцов материалов |
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; |
ПК1.3 ПК 1.2 |
использовать физико-химические методы исследования металлов |
основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию |
ПК 1.3 |
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов |
|
ПК 3.4 |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности |
ПК 1.4 |
|
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
40 |
Самостоятельная работа |
|
Объем образовательной программы |
40 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
22 |
лабораторные работы |
18 |
практические занятия |
- |
контрольная работа |
- |
Самостоятельная работа |
- |
Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета |
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося |
Объём часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
|||
Введение |
Цели, задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины; ознакомление с разделами программы. Краткие исторические сведения о развитии материаловедения; его роль и значение в техническом прогрессе, при изучении других учебных дисциплин и профессиональных модулей |
1 |
ПК 1.3-1.4 |
|||
Раздел 1. Строение и свойства материалов |
12 |
|
||||
Тема 1.1. Типы связей и их влияние на структуру и свойства материалов |
Ионная, ковалентная, металлическая связь; их природа. Атомно-кристаллическое строение металлов. Механизмы кристаллизации металлов. Микродефекты и макродефекты кристаллической решётки |
1 |
ПК 1.3 |
|||
Тема 1.2. Классификация, свойства материалов, используемых в профессиональной деятельности, и методы их определения |
Классификация материалов. Физические и химические свойства металлов (магнитные, тепловые, удельное электрическое сопротивление, коррозионная стойкость). Механические свойства металлов и сплавов, методы их определения. Методы определения твёрдости материалов |
2 |
ПК 1.3 |
|||
|
Лабораторные работы : 1.Методы исследования металлов. 2.Определение твёрдости материалов методами Бринелля, Роквелла и Виккерса; ударной вязкости материалов; скорости кристаллизации материалов. 3.Кристаллизация.Ее влияние на структуру и свойства металлов. |
3 3
3 |
|
|||
Раздел 2. Сплавы железа с углеродом |
7 |
|
||||
Тема 2.1. Железо. Стали и чугуны |
Соединения железа с углеродом. Фазы и структуры в сплавах «железо—углерод». Диаграмма состояния «железо—углерод». Превращения в сплавах «железо—цементит». Диаграмма состояния сплавов «железо—цементит». Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали и чугуна. Классификация сталей и чугунов. Обозначение и маркировка сталей |
2 |
ПК 1.3 |
|||
Тема 2.2. Термическая обработка стали и чугуна
|
Виды термической обработки (отжиг, закалка, отпуск, нормализация). Химико-термическая обработка (цементация, азотирование). Поверхностная закалка. Термомеханическая обработка. Основное оборудование для термической обработки |
2 |
ПК 1.3 |
|||
Лабораторные работы : 4.Диаграммы состояния и термическая обработка сплавов. |
3 |
|
||||
Раздел 3. Конструкционные и инструментальные материалы |
8 |
|
||||
Тема 3.1. Конструкционные железоуглеродистые сплавы |
Требования к эксплуатационным и технологическим свойствам материалов. Легированные стали, их маркировка. Стали общего назначения. Конструкционные машиностроительные стали. Чугуны. Белый чугун. Отбеливание. Чугуны с графитом (серый, высокопрочный, ковкий) |
2 |
ПК 1.2 |
|||
Тема 3.2. Материалы с особыми свойствами |
Материалы с особыми электрическими и магнитными свойствами. Стали, устойчивые к коррозии. Жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы. Износостойкие и высокопрочные стали |
1 |
ПК 1.3 |
|||
Тема 3.3. Инструментальные материалы |
Материалы для режущего инструмента (инструментальные, быстрорежущие, твёрдые сплавы, керамика). Материалы для изготовления штампового инструмента (штамповые стали, твёрдые сплавы) |
1 |
ПК 1.2 |
|||
Тема 3.4. Цветные металлы и сплавы |
Классификация и маркировка цветных сплавов (медных и алюминиевых). Медь и сплавы на основе меди (латуни, бронзы). Алюминий и сплавы на его основе (деформируемые и литейные). Магний, титан и сплавы на их основе. Сплавы на основе олова и свинца. Антифрикционные сплавы — баббиты |
1 |
ПК 1.3 |
|||
|
Лабораторные работы : 5.Микроструктура цветных сплавов. |
3 |
|
|||
Раздел 4. Неметаллические материалы |
3 |
|
||||
Тема 4.1. Полимеры и пластические массы |
Назначение, строение и классификация пластмасс. Реакции образования и свойства полимеров. Пластические массы (термопластичные, термореактивные, газонаполненные) |
1 |
ПК3.4 |
|||
Тема 4.2. Эластомеры, плёнкообразующие материалы |
Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. Резины. Клеи, герметики, лаки и краски |
1 |
ПК3.4 |
|||
Тема 4.3. Порошковые и композиционные материалы |
Определение, структура и свойства композиционных материалов. Дисперсионно-упрочнённые композиционные материалы. Композиты, армированные волокнами. Нанокомпозиты. Керметы. Порошковые спечённые сплавы |
1 |
ПК3.4 |
|||
Раздел 5. Основные способы получения и обработки конструкционных материалов |
8 |
|
||||
Тема 5.1. Основы литейного производства |
Литьё в песчаные формы. Литейная технологическая оснастка (формовочные, стержневые и специальные смеси). Специальные виды литья: по выплавляемым моделям, в оболочковые и металлические формы; литьё под давлением и центробежное |
1 |
ПК 1.3-1.4 |
|||
Тема 5.2. Обработка металлов давлением |
Физико-механические основы обработки металлов давлением. Сущность обработки металлов давлением. Прокатное производство. Волочение и прессование. Ковка. Объёмная штамповка |
1 |
ПК 1.3-1.4 |
|||
Тема 5.3. Основы сварочного производства |
Термические виды сварки. Сварка давлением без нагрева |
1 |
|
|||
Тема 5.4. Механическая обработка материалов |
Обработка заготовок на станках: токарных, сверлильных, фрезерных, расточных, строгальных, протяжных, долбёжных и шлифовальных. Правила применения охлаждающих и смазывающих материалов |
2 |
ПК 1.3-1.4 |
|||
|
Лабораторные работы : 6.Выбор материалов |
3 |
|
|||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
1 |
|
||||
|
40 |
|
||||
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет«Материаловедения», оснащенный оборудованием:
-рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия (образцы материалов, плакаты, таблицы);
- образцы микрошлифов;
- альбомы микроструктур металлов
Лаборатория «Материаловедения» оснащенная оборудованием:
- рабочее место мастера производственного обучения (преподавателя);
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект рабочих инструментов;
- верстак слесарный;
- тиски слесарные;
- набор контрольно-измерительных и разметочных инструментов по металлу;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические;
- образцы микрошлифов;
- образцы материалов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов, неметаллических материалов
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Соколова Е.Н. Материаловедение: лабораторный практикум для СПО / Е.Н. Соколова, А.О. Борисова, Л.В. Давыденко. — М.: Академия, 2014.
2. Черепахин А.А. Материаловедение: учеб. — М.: Академия, 2011.
Дополнительные источники:
1. АдаскинА.М., ЗуевВ.М. Материаловедение (металлообработка): учеб. — М.: Академия, 2006.
2. Арзамасов Б.Н. Материаловедение. — М.: Машиностроение, 1986.
3. Гоцеридзе Р.М. Процессы формообразования и инструменты. — М.: Академия, 2007.
4. Журавлев В.Н., Николаева О.И. Машиностроительные стали: справ. — М.: Машиностроение,
1981.
5. Заплатин В.Н. и др. Основы материаловедения: учеб. — М.: Академия, 2009.
6. Солнцев Ю.Л., Вологжанина С.А. Материаловедение. — М.: Академия, 2007.
7. Фетисов Г.П., Гарифуллин Ф.А. Материаловедение и технология металлов: учеб. для СПО. — М.: ОНИКС, 2008.
Черепахин А.А. Технология обработки материалов. — М.:Академия, 2004
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Диаграмма состояния «железо—цементит» [Электронный ресурс] // Модифицирование сплавов: разработка, внедрение, технический аудит. — Режим доступа: http://www. modificator.ru/terms/fe-fe3c-diagram.html
2. Кристаллическое строение металлов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://twt. mpei.ru/ochkov/TM/lection1.htm
3. Материаловедение [Электронный ресурс] // Машиностроение. Механика. Металлургия. — Режим доступа: http://mashmex.ru/materiali.html
4. Материаловедение и технология конструкционных материалов [Электронный ресурс] // МГТУ. — Режим доступа: http://vzf.mstu.edu.ru/materials/method_08/05.shtml
5. Материаловедение. Особенности атомно-кристаллического строения металлов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nwpi-fsap.narod.ru/lists/materialovedenie_lect/Lhtml
6. Машиностроительные материалы [Электронный ресурс] // Муравьев Е.М. Слесарное дело. — Режим доступа: www.bibliotekar.ru/slesar/14.htm
7. Разрушение конструкционных материалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/destroy/glava6.htm
8. Характеристики твёрдых электроизоляционных материалов [Электронный ресурс] // Про электричество. — Режим доступа: http://www.electrokiber.ru/elektrotehnicheskie-materialy/ harakteristiki-tverdyh-elektroizoljacionnyh-materialov/
9. Чугун [Электронный ресурс] // Модифицирование сплавов: разработка, внедрение, технический аудит. — Режим доступа:http://www.modificator.ru/terms/cast_iron.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
|
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Умение выполнять механические испытания образцов материалов |
Правильно и точно проводить механические испытания образцов материалов |
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий и лабораторных работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля
|
Умение использовать физико-химические методы исследования металлов |
Правильно применять физико-химические методы исследования металлов |
|
Умение пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов |
Находить информацию в справочных таблицах для определения свойств материалов |
|
Умение выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
Правильно выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности |
|
Знание основных свойств и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности |
Правильно применять основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности |
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий и лабораторных работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля
|
Знание наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала |
Применять на практике знания наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материала |
|
Знание правил применения охлаждающих и смазывающих материалов |
Использовать правила применения охлаждающих и смазывающих материалов |
|
Знание основных сведений о металлах и сплавах |
Применять на практике основные сведения о металлах и сплавах |
|
Знание основных сведений о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификации |
Применять на практике основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификации |
Утверждаю
Директор ГБПОУ ПАМТ им. И.И.Лепсе
_____________________________Иванова А.В.
Тематический план учебной дисциплины Основы материаловедения
для профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
в 2020-2021 учебном году
Наименование разделов и тем |
Объём часов |
Введение |
1 |
Раздел 1. Строение и свойства материалов |
12 |
Тема 1.1. Типы связей и их влияние на структуру и свойства материалов |
1 |
Тема 1.2. Классификация, свойства материалов, используемых в профессиональной деятельности, и методы их определения |
2 |
Лабораторные работы : 1.Методы исследования металлов. 2.Определение твёрдости материалов методами Бринелля, Роквелла и Виккерса; ударной вязкости материалов; скорости кристаллизации материалов. 3.Кристаллизация.Ее влияние на структуру и свойства металлов. |
3 3
3 |
Раздел 2. Сплавы железа с углеродом |
7 |
Тема 2.1. Железо. Стали и чугуны |
2 |
Тема 2.2. Термическая обработка стали и чугуна |
2 |
Лабораторные работы : 4.Диаграммы состояния и термическая обработка сплавов. |
3 |
Раздел 3. Конструкционные и инструментальные материалы |
8 |
Тема 3.1. Конструкционные железоуглеродистые сплавы |
2 |
Тема 3.2.Материалы с особыми свойствами |
1 |
Тема 3.3.Инструментальные материалы |
1 |
Тема 3.4.Цветные металлы и сплавы |
1 |
Лабораторные работы : 5.Микроструктура цветных сплавов. |
3 |
Раздел 4. Неметаллические материалы |
3 |
Тема 4.1.Полимеры и пластические массы |
1 |
Тема 4.2.Эластомеры, плёнкообразующие материалы |
1 |
Тема 4.3.Порошковые и композиционные материалы |
1 |
Раздел 5. Основные способы получения и обработки конструкционных материалов |
8 |
Тема 5.1. Основы литейного производства |
1 |
Тема 5.2.Обработка металлов давлением |
1 |
Тема 5.3.Основы сварочного производства |
1 |
Тема 5.4. Механическая обработка материалов |
2 |
Лабораторные работы : 6.Выбор материалов |
3 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
1 |
Итого |
40 |
Преподаватель _______________ Васильев А.В.
Рассмотрено ПЦК «____»______________2020 г.
Протокол №___
Председатель ПЦК________________Н.А.Жолтикова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.