ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА НАходкинский ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ьюджттного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШКГО ОБРАЗОВАНИЯ «морскоп ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АДМИРАЛА Геи. НЕВЕЛЬСКОГО» ходкинский нлиал МГУ нм. адм. ГМ. Невельского |
|
СИСТЕМА МЕН НТА КАЧЕСТВА |
УТВЕРЖДАЮ
ектор,а филиала
А,В, СМехова
с--пи„ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дИсЦИПЛИНЫ
ОП. 12 Профессиональная этика
(НИМеЕТСВаННе ДИСЦИПЛИНЫ)
Трудоёмкость в часах: 34
Образовательная программа 23.02.01 Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам)
(шифр н ндкмежова,нжс СЛ©ЩЩЬНОСТЯ)
Разработана в соответствии с учебным планом направления подготовки
(специальности) 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(шифр по ОКСО и неименование)
Учебный план утвержден ректором университета,
29-05.2017 г. Рабочая программа обсуждена на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК)
Председатель ЦМК
Разработал(и) ОМ. Жаткина, преподаватель
г. Находка
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» реализуется за счет часов вариатива. Дисциплина включена в основную образовательную программу для реализации дополнительных знаний и умений в области профессиональной этики, эффективного делового общения в соответствии с требованиями работодателей
Начало подготовки ООП по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 2017 год.
Организация-разработчик: Находкинский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»
Рецензент: Тимохович Наталья Витальевна, преподаватель общественногуманитарных дисциплин, Дальневосточное мореходное училище (техникум) (филиал) федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет»
З
|
стр. |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины |
9 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
11 |
з. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
22 |
4. контроль И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
26 |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ по ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы подготовки: Дисциплина вхоДит в профессиональный цикл, разДел общепрофессиональных Дисциплин, реализуется за счет вариатш;а.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• основы профессиональной психологии;
• закономерности межличностных отношений в организационной группе;
• формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными; • психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социальнопсихологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности. уметь:
• применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания; • пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения•
• использовать правила деловой переписки и составления служебных документов •
• определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе.
В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование ез льтата об чения |
ок 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей п о ессии, п оявлять к ней стойчивый инте ес |
ок 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их э ективность и качество. |
ок з. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ок 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного азвития. |
ок 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в п о ессиональной деятельности. |
ок 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, ководством, пот ебителями |
ок 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных , ез льтаты выполнения заданий. |
ок 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ок 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
гк 1.2 |
Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. |
ГК 2.1 |
Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса. |
гк 2.2 |
Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно правовых документов. |
пк 2.3 |
Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанто пе евозочного п оцесса. |
пкз.1 |
Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 34 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 32 часов; самостоятельная работа обучающегося 2 часа.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная чебная наг зка всего |
|
Обязательная а дито ная чебная наг зка всего |
32 |
в том числе: |
|
п актические занятия |
6 |
конт ольные аботы |
1 |
Самостоятельная абота ст дента всего |
2 |
в том числе: |
|
ПоДготовка к тести ОВСПППО |
2 |
Итоговая аттестация в о ме конт ОЛЬНОЙ аботы |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование азделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная абота об чающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
з |
4 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной профессиональной п о шМЫ по специальности. |
1 |
|
|
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ГРОФЕССИОНАЛНОЙ ЭТИКИ. |
6 |
|
||
Тема 1.1. Общие принципы этики и профессиональной этики |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Основы этики. Общие положения морали. Этика и мораль. Значение нравственных требований в жизнедеятельности человека. |
1 |
2 |
|
Тема 1.2. Категории этики и профессиональной этики. Профессиональный такт |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Профессиональная честь, долг, достоинство. Профессиональнонравственные принципы. Система воспитания профессионально значимых качеств. Престиж профессии. Факторы профессиональной пригодности. Индикаторы профессиональной пригодности. Принципы морали и поведение. Принципы профессионального поведения. Основные п о ессиональные мо альные но мы. |
2 |
2 |
|
Тема 1.3. Умение владеть собой требование профессиональной этики |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Уроки нравственной воспитанности - залог успешной профессиональной деятельности. Умение владеть собой: значит управлять собой, проявлять самообладание. Техника самоконтроля. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студента: |
|
|
||
|
к тести ованию по азде 1 |
1 |
|
|
Раздел 2. ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ, КОЛЛЕКТИВА И Тмдж ФИРћЉ1 |
9 |
|
||
Тема 2.1. |
Содержание учебного материала |
|
|
Социальнопсихологическая ха акте истика личности |
|
Социально-психологические явлениям как регуляторы профессионального поведения. Особенности личности: характер, темперамент, воля. Нап авленность личности и п о ессионализм. |
2 |
2 |
Тема 2.2. Составляющие этики руководителя |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Внешний облик как основное составляющее. Внешние и внутренние составляющие имиджа. Улыбка сильный стимулятором хорошего общения. Стили руководства. Деловой стиль. Этикет и имидж делового человека. Этические нормы тактики и стратегии руководства. Этический кодекс руководителя. Модели поведения. Самоподача. Самопрезентация. |
2 |
2 |
|
Тема 2.3. Корпоративный имидж |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Профессиональная этика как нормативная компонента профессионального имиджа. Этические основы общения в коллективе. Рабочая группа и коллектив. Коллективная деятельность и личность. Понятие и структура корпоративного имиджа. Процесс управления корпоративным имиджем. Факторы негативного влияния на имидж предприятия. |
2 |
2 |
|
Тема 2.4. Этические требования к речи руководителя |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Общение и речевой этикет. Качества практической речи. Нормы современного литературного языка и культура речи руководителя. Речевые модели установления контакта. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная абота ст дента: |
|
|
||
|
к тести ованию по азде 2. |
1 |
|
|
Раздел З. ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
18 |
|
||
Тема 3.1. Этика как феномен культуры. История этикета |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Этическая основа культуры. История возникновения этикета. Этикет и деловой этикет. Виды этикета. Особенности национального этикета. |
1 |
2 |
|
Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет и |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Этикет и культура поведения. Правила современного этикета. Принципы делового этикета. Правила ведения делового телефонного разговора. Деловые переговоры. Деловое письмо. Презентации. Организация |
2 |
2 |
протокол. Элементы делового этикета |
|
приемов. Сравнительный анализ делового этикета в различных странах. |
|
|
Тема 3.3. Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения. Виды и средства общения |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Общее понятие об общении и деловом общении. Функции и структура общения. Правила профессионального этикета. Формы, виды и средства общения. Нормы вербального общения. Средства невербального общения. |
2 |
2 |
|
Тема 3.4. Стратегия и тактика делового общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Понятие тактики и стратегии общения. Выбор стратегии общения. Тактика и техника общения. Структура управленческого общения. Коммуникативная сторона. Интерактивная сторона. Перцептивная сторона делового общения. |
|
|
|
Тема 3.5. Коллектив и рабочая группа, мотивы общения в коллективе |
Соде жание ебного мате иала |
|
|
|
|
Межличностные отношения в коллективе. Коллектив. Группа. Лидер. Виды лидеров в коллективе. Мотивы межличностных отношений. |
2 |
2 |
|
Тема 3.6. Социальнопсихологические факторы делового общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Массовые социально-психологические явления как факторы делового общения. Обычаи, нравы, традиции — основа делового общения. |
1 |
2 |
|
П актическая абота: |
|
|
||
|
Тактика п ОЦеССОВ общения |
1 |
|
|
Тема 3.7. Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты |
Содержание учебного материала |
|
|
|
|
Понятие конфликта. Психологический конфликт и деловой конфликт. Стороны конфликта. Причины и источники конфликта. Развитие конфликта. Предупреждение и разрешение конфликтов. Способы эффективного выхода из конфликта. |
2 |
2 |
|
П актическая абота: |
|
|
||
|
Тактика поведения в кон ликтных сит ациях |
2 |
|
|
Тема 3.8 |
Содержание учебного материала |
|
|
Взаимодействие людей в процессе общения |
|
Как строится общение. Как происходит воздействие в процессе общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Общение как коммуникация. Общение как взаимодействие. Барьеры общения. Внутригрупповое взаимодействие. Средства и методы воздействия в п оцессе общения. |
З |
|
Контрольная работа |
1 |
|
||
|
|
Всего |
34 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече-
нико
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Профессиональная этика»
Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Панфилова А.П. Психология общения (для ССУЗов). — М.: Академия, 2013 [электронный ресурс/
Дополнительные источники:
Трофимов ВК. Деловая этика. — Ижевск, ГСХА, 2012 [электронный ресурс/ Васина Н.Н. Этика и психология деловых отношений. — Нижний Новгород, 2011 [электронный ресурс/
Справочники
Энциклопедия для подростков [Сост. Н.Л. Вадченко, НВ. Хаткина. — Д.: Сталкер, 2000
Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах. — Р.н/Д.: Феникс 2001
Интернет-ресурсы http://vsempomogu.ru/etika/html www.twirpx.com/flles/fmancial/trading/ http://www. 100etiket2.ru/l .php
1 2
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и других форм.
Результаты обучения (освоенные умения, своенные знания |
Формы и методы контроля и оценки ез льтатов об чения |
мения: |
|
применять навыки самоанализа, саморегуляции, самооценки, самообладания; |
Отчёт по результатам практической работы |
пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в п оцессе межличностного общения; |
|
использовать правила деловой переписки и составления сл жебных док ментов; |
|
определять пути решения психологических производственных задач, возникающих в трудовом коллективе. |
|
знания: |
|
основы п о ессиональной психологии; |
Контрольная работа Тестирование Устный индивидуальный опрос Фронтальный опрос |
закономерности межличностных отношений в о ганизационнои ппе; |
|
формы, средства, методы построения взаимоотношений с подчиненными |
|
психологические компоненты профессии, механизмов, процессов и социально-психологических условий успешного становления будущих специалистов профессионализмом, развитие себя как личности. |
1 3
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Использование технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределение в выборе оптимального пути и способов личностнопрофессионального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.
При проведении занятий используются следующие технологии обучения.
ТраДщионные технологии обучения предполагают передачу информации в готовом виде, формируют учебные умения по образцу: развивающая технология, личностно-ориентированная технология и др.
Активные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем: сотрудничество и кооперация, коллективное взаимодействие и др.
Интерактивные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем: проектные технологии, многоуровневое обучение, технология критического мышления case study-TexH0J10MV1 и т.д.
Количество аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине 56, в том числе проводимых в активной и интерактивной форме — 18 часов.
Раздел, тема |
Виды учебной деятельности |
Формы проведения занятий |
Количество часов |
Раздел . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ЭТИКИ |
|
||
Тема 1.1. Общие принципы этики и профессиональной этики |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
|
Тема 1.2. Категории этики и профессиональной этики. Профессиональный такт |
Теоретические занятия |
Урок-практикум |
|
Тема 1.3 Умение владеть собой - требование профессиональной этики |
Теоретические занятия |
Работа в малых группах |
|
Урок-игра |
|
||
Урок-презентация |
|
||
Раздел 2. ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ, КОЛЛЕКТИВА И ИМИДЖ ФИРМЫ |
|
||
Тема 2.1. Социально-психологическая характеристика личности |
Теоретические занятия |
Урок-практикум |
|
Тема 2.2. Составляющие этики ководителя |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
|
Тема 2.4. Этические требования к ечи ководителя |
Теоретические занятия |
Урок-практикум |
|
Раздел З . ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|||
Тема 3.1. Этика как феномен к льт ы. Исто ия этикета |
Теоретические занятия |
Урок-презентация |
|
Тема 3.2. Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет и протокол. Эле- менты делового этикета |
Теоретические занятия |
Работа в группах |
|
Тема 3.3. Этика делового общения. Основные понятия деловой этики и общения. Виды и с едства общения |
Теоретические занятия |
Урок-устный журнал |
1 |
Урок-игра |
1 |
||
Урок-исследование |
1 |
||
Тема 3.7. Природа конфликта и пути его решения. Деловые конфликты. |
Теоретические занятия |
Урок-игра |
1 |
Урок-проект |
1 |
||
Урок-презентация |
1 |
||
П актические занятия |
Анализ ситуаций |
1 |
|
Тема 3.8 Взаимодействие людей в п оцессе общения |
Теоретические занятия |
Урок-игра |
1 |
Итого |
18 |
Активные и интерактивные формы обучение как специальная форма организации познавательной деятельности позволяет:
• повысить эффективность образовательного процесса, достижение высоких результатов • усилить мотивацию к изучению дисциплины•
• формировать и развивать профессиональные навыки обучающихся; формировать коммуникативные навыки; сокращать долю аудиторной работы студентов.
15
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
Рабочая программа пересмотрена на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК) протокол от
Председатель ЦМКИ.О. Фамилия
1 6
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.