Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
Оценка 4.9

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»

Оценка 4.9
docx
22.12.2021
Рабочая программа  учебной дисциплины  «Русский язык»
С611.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ       

7

3.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ       

15

4.     КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОДБ.01 «Русский язык»

 

1.1. Область применения  примерной программы

    Рабочая программа  учебной дисциплины  «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой» (базовая подготовка).

 

           1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: учебная дисциплина входит в общеобразовательный  цикл.

 

1.3. Цели  задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Русский язык» направленно на достижение следующих целей:

· совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

· формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

· совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях:

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. 

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

· личностных:

- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

· метапредметных:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом;

владение языковыми – средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  - применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественной пользой, учебно – исследовательской,  проектной  и других видах деятельности;

  - овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  - готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных  источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  - умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно – научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач процессе изучения русского языка; 

· предметных:

- сформированность  понятий о нормах русого литературного языка и приминения знаний о них в речевой практике;

- сформировать умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умений представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений   различных жанров;

- сформированность представлений об изобразительно – выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко – культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных  письменных высказываниях;

- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформировать представлений о системе стилей языка художественной литературы.  

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:   

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 165 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 51 час.

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

 

теоретическое обучение

78

практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

51

 

Итоговая аттестация в форме  дфк в 1 семестре,

экзамена во 2 семестре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         2.2.Тематичесий план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Оббьем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 курс 1 семестр

60/29

 

Раздел 1. Язык и общество                                                   

2

 

Тема 1.1.

Введение

Содержание учебного материала

2

 

1.

Язык как средство общения

2

1

Самостоятельная работа № 1

Составление опорного конспекта

2

2

Раздел 2.  Язык и речь. Функциональные стили и типы речи

16

 

Тема 2.1.

Язык и речь

Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

8

 

1.

Язык и речь.  Основные требования к речи

2

1

2.

Практическая работа № 1

Средства связи предложений в тексте

2

2

Самостоятельная работа № 2

Составление опорного конспекта

2

2

3.

Функциональные стили речи. Характеристика

2

1

4.

 

Практическая работа № 2

«Лингвистический анализ текста»

2

2

Тема 2.2.

Функционально – смысловые типы речи

Содержание учебного материала

4

 

1.

Типы речи. Признаки

2

1

2.

Практическая работа № 3

Определение типов речи

2

2

Самостоятельная работа № 3

Составление опорного конспекта

 

2

2

Тема 2.3.

Текст как произведение речи

 

Содержание учебного материала

4

 

1.

Признаки, структура текста

2

1

Самостоятельная работа № 4

Составление опорного конспекта

2

2

2.

 

Практическая работа № 4

«Лингвистический анализ текста»

2

2

Раздел 3. Лексика и фразеология

14

 

Тема 3.1.

Лексическая система и ее единицы

Содержание учебного материала

4

 

1.

Слово. Лексическое и грамматическое значение слов

2

1

2.

Практическая работа № 5

Определение окончаний имеющих одинаковое грамматическое значение

2

2

Самостоятельная работа № 5

Подготовка к контрольной работе

2

2

Тема 3.2.

Фразеология

Содержание учебного материала

4

 

1.

Употребление фразеологизмов в речи

2

1

2.

Практическая работа № 6

Определение значения и синтаксическую роль фразеологизмов в предложениях

2

2

Самостоятельная работа № 6

Крылатые слова. Народно – поэтическая лексика

2

2

Тема 3.3.

Лексические нормы

 

Содержание учебного материала

6

 

1.

Основные виды лексических норм

2

1

2

Практическая работа № 7

Составление словосочетания со словами, имеющими указанные значения

2

2

Самостоятельная работа № 7

Подготовка к контрольной работе

2

2

3.

Особенности русского речевого этикета

2

1

Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, орфография

20

 

Тема 4.1.

Фонетика

Содержание учебного материала

6

 

1.

Основные фонетические единицы

2

1

Самостоятельная работа № 8

Работа с карточками

2

2

2.

Ударение

2

1

Самостоятельная работа № 9

Работа с карточками

2

2

3.

Практическая работа № 8

Фонетический разбор слов

2

2

Тема 4.2.

Орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

6

 

1.

Орфоэпические нормы: нормы ударения и произношения

2

1

Самостоятельная работа № 10

Работа с карточками

2

2

2.

Выявление и исправление ошибок  в употреблении

2

1

Самостоятельная работа № 11

Работа с карточками

2

2

3.

Использование орфоэпического словаря

2

1

Тема 4.3.

Орфография

Содержание учебного материала

8

 

1.

Правописание безударных гласных и звонких согласных

2

1

2

Практическая работа № 9

Установление соотношение звуков и букв в словах

2

2

3.

Правописание гласных после шипящих

2

1

4.

 

Практическая работа № 10

Орфоэпические и орфографические  нормы русского языка

2

2

Самостоятельная работа № 12

Составление информационных карточек

2

2

Раздел 5 . Морфемика, словообразование, орфография

11

 

Тема 5.1.

Морфема как значимая часть слова

Содержание учебного материала

4

 

1.

Понятие о морфеме

2

1

Самостоятельная работа № 13

Работа с карточками

2

2

2.

Типы морфем

2

1

Самостоятельная работа № 14

Подготовка к итоговой контрольной работе

3

2

Тема 5.2. Словообразование

Содержание учебного материала

3

 

1.

Основные сведения о частях речи

2

1

2.

Морфемный разбор слова

1

1

Итоговое контрольное занятие                    

1

2

Всего за 1 семестр

60/29

 

1 курс 2 семестр

54/22

 

Тема 5.3.

Орфография

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание чередующихся гласных в корне слова

2

1

2.

Правописание приставок при-, пре-.

2

1

Самостоятельная работа № 15

Правописание чередующих гласных

2

2

Раздел 6. Морфология и орфография

30

 

Тема 6.1. Понятие о частях речи

Имя существительное

Содержание учебного материала

6

 

1.

Правописание имен существительных

2

1

2.

Грамматические признаки слова

2

1

3.

Практическая работа № 11

Правописание значимых частей речи

2

2

Самостоятельная работа № 16

Морфологический разбор имени существительного

 

2

2

Тема 6.2.

Имя прилагательное

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание имен прилагательных

2

1

2.

 

Практическая работа № 12

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

2

2

Тема  6.3.

Имя числительное

Содержание учебного материала

2

 

1.

Правописание и употребление в речи имен числительных

2

1

Самостоятельная работа № 17

Морфологический разбор имени числительного

2

2

Тема 6.4.

Местоимение

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание и употребление в речи местоимений

2

1

2.

 

Практическая работа № 13

Лексико-грамматические разряды местоимений

2

2

Тема 6.5.

Глагол

Содержание учебного материала

2

 

1.

Правописание глаголов

2

1

Самостоятельная работа № 18

Морфологический разбор глагола

2

2

Тема 6.6. 

Причастие как особая форма глагола

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание причастий. Причастный оборот

2

1

Самостоятельная работа № 19

Образование причастий

2

2

2.

 

Практическая работа № 14

Морфологический разбор причастия

2

2

Тема 6.7.

Деепричастие как особая форма глагола

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание НЕ с деепричастиями

2

1

2.

Деепричастный оборот

2

1

Самостоятельная работа № 20

Образование деепричастий

2

2

Тема 6.8

Наречие и слова категории состояния

Содержание учебного материала

4

 

1.

Значения и грамматические признаки наречия

2

1

2.

Морфологический разбор наречия

2

1

Самостоятельная работа № 21

Подготовка к контрольной работе

2

2

Раздел 7. Служебные части речи

8

 

Тема 7.1

Предлог как часть речи

Содержание учебного материала

4

 

1.

Правописание предлогов

2

1

2.

 

Практическая работа № 15

Грамматические признаки предлогов

2

2

Тема 7.2

Частица,   междометия и звукоподражательные слова

Содержание учебного материала

4

 

1.

Значение частицы. Разряды частиц

2

1

2.

 

Практическая работа № 16

Правописание частиц

2

2

Самостоятельная работа № 22

Написание рефератов «Звукоподражательные слова»

2

2

Раздел 8 . Синтаксис и пунктуация

12

 

Тема 8.1.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

Содержание учебного материала

4

 

1.

Понятие о словосочетании.  Структуры, типы словосочетаний

2

1

Самостоятельная работа № 23

Написание рефератов «Звукоподражательные слова»

2

2

2.

 

Практическая работа № 17

Значение словосочетания в построении предложений

2

2

Тема 8.2

Простое предложение

Содержание учебного материала

2

 

1.

Понятие о предложении. Типы предложений

2

1

Самостоятельная работа № 24

Написание рефератов «Словосочетание»

2

2

Тема 8.3.

Осложненное простое предложение

Содержание учебного материала

2

 

1.

Понятие об осложненном простом предложении

2

1

Тема 8.4.

Сложное предложение

Содержание учебного материала

4

 

1.

Понятие о сложном предложении

2

1

2.

Типы сложных предложений

1

1

3.

Практическая работа № 18

Синтаксис и пунктуация простого предложения»

1

2

Самостоятельная работа № 25

Написание рефератов: «Сложное предложение»

2

2

Экзамен

 

 

Всего за 2 семестр

54/22

 

Всего за 1 курс

114/51

 

Итого

114/51

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

         Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык».

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- экран;

 - мультимедиапроектор.

          3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

 

         Основные источники:

1. Н.А. Герасименко, В.В. Леденева, Т.Е. Шаповалова  Русский язык «Академия», 2021.

 

Дополнительные источники:

1. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. М.: Просвещение, 2019.

2. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ,    

часть В. М.: Просвещение, 2019.

3. Нарушевич А.Г.. Русский язык, сочинение на ЕГЭ. М.: Просвещение,  2019.

4. Егораева Г.Т., Петрова В.И.. ЕГЭ. Выполнение заданий части А.М.:  Экзамен, 2019.

5. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2018.6.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2018.

6. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2016.

7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2016.

8. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2015.

9. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2019.

10. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2016.

11. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2018.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2018.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2018.

14. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2016.

15. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2015.

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

               Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

аудиторная работа

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

контрольная работа №1

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

внеаудиторная самостоятельная работа

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

внеаудиторная самостоятельная работа

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

контрольная работа № 3, 4, 6,7

развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности

внеаудиторная самостоятельная работа

совершенствование коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

аудиторная работа

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов

внеаудиторная самостоятельная работа

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

внеаудиторная самостоятельная работа

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

внеаудиторная самостоятельная работа

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

контрольная работа 2, 5

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»

Рабочая программа  учебной дисциплины  «Русский язык»

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного…

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного…

Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: м аксимальной учебной нагрузки обучающегося – 165 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114…

Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: м аксимальной учебной нагрузки обучающегося – 165 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 114…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематичесий план и содержание учебной дисциплины

Тематичесий план и содержание учебной дисциплины

Тема 2.3. Текст как произведение речи

Тема 2.3. Текст как произведение речи

Тема 2.3. Текст как произведение речи

Тема 2.3. Текст как произведение речи

Раздел 5 . Морфемика, словообразование, орфография 11

Раздел 5 . Морфемика, словообразование, орфография 11

Тема 6.2. Имя прилагательное

Тема 6.2. Имя прилагательное

Тема 6.8 Наречие и слова категории состояния

Тема 6.8 Наречие и слова категории состояния

Тема 8.3. Осложненное простое предложение

Тема 8.3. Осложненное простое предложение

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Знания: связь языка и истории, культуры русского и других народов внеаудиторная самостоятельная работа смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура…

Знания: связь языка и истории, культуры русского и других народов внеаудиторная самостоятельная работа смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021