рабочая программа учебной дисциплины "Социальная психология" для специальности 09.02.04

  • doc
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ОГСЭ 07 09.02.04 ИС 19.doc

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

 

3 условия реализации учебной дисциплины

 

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисцип­лины

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

 

1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисцип­лины является частью основной образовательной программы среднего профессио­нального образования по программам подготовки специалистов сред­него звена (ППССЗ) по специальности 09.02.04  Информационные системы (по отраслям).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образова­тельной про­граммы: дисциплина реализуется за счет часов вариатива, входит в раз­дел гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам ос­вое­ния учеб­ной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 

знать:

 

-      ключевые понятия и принципы социальной психологии;

-      предметные области социальной психологии;

-      методы, методики и технологии, применяемые в социальной психо­логии;

-      основные вехи в развитии социальной психологии, а также классиче­ские и современные социально-психологические теории и школы;

-      механизмы мышления и поведения людей в социальных группах.

 

уметь:

 

-     использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

-     активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопро­сов, делать и выступать с сообщением;

-     формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональ­ные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профес­сии, прояв­лять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо­собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив­ность и каче­ство.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­тив­ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профес­сио­наль­ной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, ру­ко­во­дством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), ре­зуль­таты выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного разви­тия, заниматься самообразованием, осознанно планировать повы­шение ква­лифика­ции.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональ­ной деятель­ности.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисцип­лины (включая экономику и право):

максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 13 часов; практиче­ских работ – 6 часов

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем ча­сов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

практические занятия

6

контрольная работа

1

Самостоятельная работа

13

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет


             

             

             

             

             

             

             

             

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

 

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

             

            2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

            «Социальная психология»

 

 

 

Содержание учебного материала, практические занятия

 

Объем

ча­сов

Уро­вень ос­вое­ния

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретико-методологические основы со­циальной психологии

9

 

Тема 1.1.

Объект, предмет, задачи и методы социаль­ной психо­логии

 

Содержание учебного материала

 

 

 

Место социальной психологии в системе научного знания. Дискус­сии о предмете социальной психологии. Социологический и психологический  акценты  в  социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельно­сти людей, обусловленных их включением в социаль­ные группы, а также психологических характеристик  самих  групп. Личность и  группа  как объекты изучения в социальной психологии. Основные разделы исследования современной социаль­ной психологии. Психология общения.  Проблематика больших и малых социальных групп. Социально-психологиче­ские проблемы личности. Межгрупповое взаимодействие. Лич­ность в ее взаимоотношениях с социальной средой. Место в сис­теме гуманитарных наук. Социальная психология и социальная практика. Типология методов социальной психологии. Методы сбора и анализа информации. Наблюдение, анализ документов, опросы. Методы психодиагностики. Тесты в социальной психоло­гии: стандартизованные и проективные.  Личностные тесты. Групповые методы исследования: социометрия. Методы психотерапии и психокоррекции. Социально-психологические тренинги. Игровые методы. Экспериментальные методы исследова­ния и социальный эксперимент.

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

4

 

-

подготовка сообщений по темам:

 

 

 

Место социальной психологии в системе научного знания.

Три точки зрения на предмет социальной психологии.

Современные представления о предмете социальной психологии.

Личность и  группа  как объекты изучения в социальной психоло­гии.

Основные разделы исследования современной социальной психоло­гии.

Проблематика больших и малых социальных групп.

Социально-психологические проблемы личности.

Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой.

Типология методов социальной психологии.

 

 

 

Тема 1.2.

История становле­ния и раз­вития со­циальной психоло­гии

 

Содержание учебного материала

 

 

 

Становление отечественной социальной психологии (Н.К. Михайловский). Определение предмета социальной психоло­гии в Рос­сии в 20-е годы (К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев). Марксист­ский период развития отечественной социальной психологии.  Развитие отечественной социальной психо­логии в 60 –90 годы.  Исследование социальной психоло­гии личности (И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, Ю.А. Замошкин,  В.С. Мерлин). Психология групп и коллективов (А.В. Петровский, Г.Г. Дилигенский, А.И. Донцов, А.А. Бодалев). Разработка про­блем методологии социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.В. Шорохова). Проблемы и перспективы развития фундаменталь­ных и прикладных исследований в российской соци­альной психологии.       Современное состояние отечествен­ной социальной психологии.

2

2

 

Самостоятельная работа студента:

1

 

-

подготовка таблицы «Вехи истории становления и развития социаль­ной психологии»

 

 

Раздел 2. Социальная   психология   общения и взаимодействия людей

15

 

 

Тема 2.1.

Социаль­ная психо­логия об­щения. Со­держа­ние, функ­ции и виды об­щения

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Общение как форма реализации системы общественных и межлич­но­стных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития инди­вида и социальных общно­стей. Общение и деятельность. Оптимиза­ция совместной деятельности че­рез воздействие на про­цессы общения. Содержание общения: обмен информацией, выра­ботка единой стра­тегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

4

2

 

 

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

-

подготовка схемы «Содержание, функции и виды общения»

 

 

 

Тема 2.2.

Законо­мерности процесса общения. Структура общения: коммуни­кативная, перцептив­ная и инте­рак­тивная сто­роны общения

 

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информа­цией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуника­тивном процессе. Коммуни­кативные барьеры, социаль­ные и психологические причины их возникнове­ния. Поня­тие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Диалог как форма общения. Виды и техники слу­шания партнера по общению. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимо­действия между общаю­щимися индивидами. Виды социальных взаимодей­ствий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понима­ние друг друга партне­рами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы соци­альной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпа­тии в этих про­цессах. Эффекты межличностного восприятия: проек­ции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребно­сти и др.

2

2

 

Практическая работа:

2

 

 

 

Выбор стратегии общения

 

 

 

Тема 2.3.

Психоло­гия воздей­ст­вия в об­щении

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздейст­вия в процес­се общения. Убеждение как метод сознатель­ного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия. Внушение как целенаправленное, неаргументирован­ное воздейст­вие, основанное на некритическом восприятии информации. Условия эф­фективности внушения. Внуше­ние и убеждение. Психологическое заражение как способ группового воздействия. Ос­нова заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состоя­ниям. Использование способов убеждающего воздействия в дело­вой беседе. Психологические основы ведения деловых перегово­ров.

3

2

 

 

 

Самостоятельная работа студента:

3

 

 

-

подготовка схемы «Методы психологического воздействия в про­цессе общения»

 

 

 

-

подготовка сообщений по темам:

 

 

 

 

Условия эффективности и технологии убеждающего воздейст­вия.

Психологическое заражение как способ группового воздействия.

Психологические основы ведения деловых переговоров.

 

 

 

Раздел 3. Психология социальных сообществ

9

 

 

Тема 3.1.

Группа как соци­ально-пси­хологиче­ский фено­мен

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Группа как социально-психологи­ческий феномен. Роль социальной группы в воздейст­вии общества на личность. Группа как субъект деятельности. Дея­тельность как основной интегрирую­щий фактор и главный признак социальной группы. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологи­ческой общности между ними. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. «Мы - чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе. Феномен группового сознания. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Принципы классификации и виды групп.

2

2

 

Тема 3.2.

Социаль­ная психо­логия ма­лых групп

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство как показа­тель групповой сплоченности в  ' условиях совместной деятельно­сти. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руково­дство в малых группах. Лидер и руководитель. Типы лидер­ства. Принятие лидера группой. Стиль лидерства и его влия­ние на сплоченность группы, организованность и эффектив­ность групповой деятельности. Методики выявления лидеров в малой группе. Формы групповых дискус­сий: «брейнсторминг», «синектика» и др. Развитие малой группы. Стадии и периоды разви­тия группы и крите­рии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятель­ность как основание развития социальной группы.

2

2

 

 

 

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

 

-

подготовка схемы «Классификация малых групп»

 

 

 

Тема 3.3.

Психоло­гия меж­групповых отноше­ний

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Межгрупповые отношения как объект исследования в социаль­ной психологии. Деятельностный подход к исследованию межгруп­повых отно­шений. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений. Зависимость межгруппового вос­приятия от харак­тера совместной деятельности. Значение параметров успеха и неус­пеха в совместной деятельности для межгруппового воспри­ятия. Роль стереотипов в процессе межгруппового восприятия. Неадекватность межгруппового восприятия. Влияние харак­тера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Возрастные аспекты межгрупповых отношений.

2

2

 

Практическая работа:

2

 

 

 

Определение лидерства

 

 

 

Раздел 4. Социальная психология личности

5

 

 

Тема 4.1.

Социально-психоло­гический портрет личности

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Специфика социально-психологического подхода к пониманию лич­ности. Личность как системное качество, приобретаемое индиви­дом во взаимодействий с социальным окружением. Взаимоот­ношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Степень осозна­ния своих отношений к разным сторонам действи­тельно­сти, понимание причин, вызывающих эти отношения, собствен­ная активность личности по перестройке этих отношений — основ­ные критерии выделения социально-психологических ти­пов личности. Типы личности: операционалисты, тактики, стра­теги (Е.С.Кузьмии), актуализаторы и мани­пуляторы (Э.Шостром). Социально-психологические качества личности. Социально-психологический тренинг как способ развития  соци­ально-психологических качеств личности.

2

2

 

 

Самостоятельная работа студента:

1

 

 

-

подготовка схемы «Социально-психологические качества лично­сти»

 

 

 

Тема 4.2.

Социали­зация лич­ности

Содержание учебного материала

 

 

 

 

 Понятие социализации как «двустороннего процесса, включаю­ще­го, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхож­дения в социальную среду, систему социальных свя­зей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства сис­темы социальных связей индивидом за счет его активной деятельно­сти, активного включения в социальную сре­ду» (Г.М. Андреева). Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы станов­ления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации. Социально-психологиче­ские механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адап­тации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализа­ции и развития личности. Социальная установка и реаль­ное поведение.

2

2

 

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психо­логии

7

 

Тема 5.1.

Социаль­ная психо­логия кон­фликта

Содержание учебного материала

 

 

 

 

Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональ­ное социально-психологическое явление. Сущно­стные свойства конфликта: наличие противоречий, разли­чий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов кон­фликта; негативные эмоции и чувства. Основные элементы струк­туры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; пред­мет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликт­ной ситуации. Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта: внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового. Функции и динамика конфликта. Причины конфликтов в организа­циях: неправильное распределение ресур­сов; взаимозависи­мость работников разной квалификации; различия в целях и ценностях; неудовлетворительные коммуникации; психоло­гическая несо­вместимость работников и т. д. Социально-психологический портрет конфликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё. Профилактика, урегули­рование и разрешение конфликтов. Роль по­средничества в урегулировании конфликтов. Процедуры посредничества. Перего­воры как универсальный способ разрешения конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компро­мисс, избегание, приспособление, соперничество. Кодекс конструктивного поведения в кон­фликте и табу в конфликтной ситуации.

2

2

 

Практическая работа:

2

 

 

 

Решение конфликтных ситуаций

 

 

 

Самостоятельная работа студента:

2

 

 

-

подготовка таблицы «Функции и динамика конфликта»

 

 

 

-

подготовка сообщений по темам:

 

 

 

 

Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека.

Сущностные свойства конфликта.

Основные элементы структуры конфликта.

Причины конфликтов в организациях.

Социально-психологический портрет кон­фликтной личности.

Стратегии конфликтного взаимодействия.

 

 

 

Контрольная работа

1

 

 

 

Итого

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­нию

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Социальная психология».

 

Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол­нитель­ной литературы

 

Основные источники:

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология (СПО). – М., 2016 /электронный ресурс/

Козьяков Р.Ф. Социальная психология. – М.: Директ-Медиа, 2014 /электронный ресурс/

Ридецкая О.Г. Социальная психология. – М., 2012 /электронный ресурс/

 

Дополнительная литература

Социальная психология труда. — М., 2010.

Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2010.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2011.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2011.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение. – СПб., 2011.

Социальная психология. / Авторы-составители Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшан­цева.  М. -Новосибирск, 2011.

 

Интернет-ресурсы

ОС MSWindowsXP, MSOffice 2007;

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресур­сов» http://school-collection.edu.ru/

http://flogiston.ru/library

http://psylib.org.ua/index.html

http://www.psychology.ru/ library/

http://hpsy/ru

www.iriss.ru

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществля­ется препо­давателем в процессе проведения практических занятий, тестиро­ва­ния, а также выполнения обучающимися индивиду­альных заданий и других форм кон­троля.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные зна­ния)

Формы и методы кон­троля и

оценки результатов обу­чения

умения:

 

использовать положения и категории социальной психо­логии для оценивания и анализа различных соци­альных тенденций, фактов и явлений;

Отчёт по результатам прак­тической работы

 

активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопросов, делать и выступать с сообщением;

Отчёт по результатам прак­тической работы

Защита сообщений

формировать и аргументировано отстаивать свою собст­венную позицию по различным проблемам соци­альной психологии;

Защита сообщений

Отчёт по результатам прак­тической работы

знания:

 

ключевые понятия и принципы социальной психоло­гии;

Тестирование

Устный и письменный оп­рос

Контрольная работа

Дифференцированный

зачет

 

 

предметные области социальной психологии;

методы, методики и технологии,   применяемые в соци­альной психологии;

основные вехи в развитии социальной психологии, а также классические и современные социально-психоло­гические теории и школы;

механизмы мышления и поведения людей в социаль­ных группах

 

 

 

 

 

 

 

5     ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБ­НОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Использование технологий обеспечивает ориентирование студента в по­токе информации, связанной с различными подходами к определению сущно­сти, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределе­ние в выборе оптимального пути и способов личностно-профессио­нального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.

При проведении занятий используются следующие технологии обучения.

Традиционные технологии обучения предполагают передачу информации в готовом виде, формируют учебные умения по образцу: развивающая техноло­гия, личностно-ориентированная технология и др.

Активные технологии обучения предполагают организацию обучения как про­дуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем: сотрудничество и кооперация, коллективное взаимо­действие и др.

Интерактивные технологии обучения предполагают организацию обуче­ния как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодей­ст­вия студентов друг с другом и с преподавателем: проектные техноло­гии, многоуровневое обучение, технология критического мышления и т.д.

Количество аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине – 32, в том числе проводимых в активной и интерактивной форме – 8 часа.

 

Активные и интерактивные формы проведения занятий

Раздел, тема

Виды

учебной

деятельности

Формы

проведения занятий

Количе­ство

часов

Раздел 1. Теоретико-методологические основы со­циальной психологии

Тема 1.1. Объект, пред­мет, задачи и методы соци­альной психологии

Теоретические занятия

Видео-урок

Урок-путешествие

1

Раздел 2. Социальная   психология   общения и взаимодействия людей

Тема 2.1.Социальная пси­хология общения. Содержа­ние, функции и виды общения

Теоретические занятия

Урок-тренинг

1

Раздел 3. Психология социальных сообществ

Тема 3.1. Группа как соци­ально-психологиче­ский феномен

 

Урок-зачет

1

Тема 3.2. Социальная пси­хология малых групп

 

Урок-презентация

1

Тема 3.3. Психология меж­групповых отношений

 

Урок-тренинг

1

Раздел 4. Социальная психология личности

Тема 4.1. Социально-пси­хологический портрет лич­ности

 

Урок-исследование

1

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психо­логии

Тема 5.1. Социальная пси­хология конфликта

Практические занятия

Решение ситуаций

2

Всего

8

 

Использование активных и интерактивных образовательных технологий спо­собствует повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и вести экстренную коррекцию знаний.

Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения студентами зна­ний, эффективное и успешное овладение умениями и навыками при изуче­нии русского языка и культуры речи, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать иссле­довательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль усвое­ния знаний.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru