СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины |
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины
|
3 условия реализации учебной дисциплины
|
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: дисциплина реализуется за счет часов вариатива, входит в раздел гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
|
- ключевые понятия и принципы социальной психологии; - предметные области социальной психологии; - методы, методики и технологии, применяемые в социальной психологии; - основные вехи в развитии социальной психологии, а также классические и современные социально-психологические теории и школы; - механизмы мышления и поведения людей в социальных группах.
|
уметь:
|
- использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; - активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопросов, делать и выступать с сообщением; - формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии.
|
В ходе освоения дисциплины реализуются следующие общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (включая экономику и право):
максимальной учебной нагрузки студента 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 13 часов; практических работ – 6 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
45 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
практические занятия |
6 |
контрольная работа |
1 |
Самостоятельная работа |
13 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Социальная психология»
|
Содержание учебного материала, практические занятия
|
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии |
9 |
|
||||||
Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии
|
Содержание учебного материала |
|
|
|||||
|
Место социальной психологии в системе научного знания. Дискуссии о предмете социальной психологии. Социологический и психологический акценты в социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Личность и группа как объекты изучения в социальной психологии. Основные разделы исследования современной социальной психологии. Психология общения. Проблематика больших и малых социальных групп. Социально-психологические проблемы личности. Межгрупповое взаимодействие. Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой. Место в системе гуманитарных наук. Социальная психология и социальная практика. Типология методов социальной психологии. Методы сбора и анализа информации. Наблюдение, анализ документов, опросы. Методы психодиагностики. Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные. Личностные тесты. Групповые методы исследования: социометрия. Методы психотерапии и психокоррекции. Социально-психологические тренинги. Игровые методы. Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент. |
2 |
2 |
|||||
|
Самостоятельная работа студента: |
4 |
|
|||||
- |
подготовка сообщений по темам: |
|
|
|||||
|
Место социальной психологии в системе научного знания. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии. Личность и группа как объекты изучения в социальной психологии. Основные разделы исследования современной социальной психологии. Проблематика больших и малых социальных групп. Социально-психологические проблемы личности. Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой. Типология методов социальной психологии. |
|
|
|||||
Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии
|
Содержание учебного материала |
|
|
|||||
|
Становление отечественной социальной психологии (Н.К. Михайловский). Определение предмета социальной психологии в России в 20-е годы (К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев). Марксистский период развития отечественной социальной психологии. Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы. Исследование социальной психологии личности (И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, Ю.А. Замошкин, В.С. Мерлин). Психология групп и коллективов (А.В. Петровский, Г.Г. Дилигенский, А.И. Донцов, А.А. Бодалев). Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М. Андреева, Е.В. Шорохова). Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии. Современное состояние отечественной социальной психологии. |
2 |
2 |
|||||
|
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|||||
- |
подготовка таблицы «Вехи истории становления и развития социальной психологии» |
|
|
|||||
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей |
15 |
|
|
|||||
Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. |
4 |
2 |
|
||||
|
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|
||||
- |
подготовка схемы «Содержание, функции и виды общения» |
|
|
|
||||
Тема 2.2. Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Речь как средство коммуникации. Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия. Роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др. |
2 |
2 |
|
||||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||||
|
Выбор стратегии общения |
|
|
|
||||
Тема 2.3. Психология воздействия в общении |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение. Психологическое заражение как способ группового воздействия. Основа заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе. Психологические основы ведения деловых переговоров. |
3 |
2 |
|
||||
|
|
Самостоятельная работа студента: |
3 |
|
|
|||
- |
подготовка схемы «Методы психологического воздействия в процессе общения» |
|
|
|
||||
- |
подготовка сообщений по темам: |
|
|
|
||||
|
Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия. Психологическое заражение как способ группового воздействия. Психологические основы ведения деловых переговоров. |
|
|
|
||||
Раздел 3. Психология социальных сообществ |
9 |
|
|
|||||
Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Группа как социально-психологический феномен. Роль социальной группы в воздействии общества на личность. Группа как субъект деятельности. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологической общности между ними. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. «Мы - чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе. Феномен группового сознания. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Принципы классификации и виды групп. |
2 |
2 |
|
||||
Тема 3.2. Социальная психология малых групп |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Понятие малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в ' условиях совместной деятельности. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. Лидер и руководитель. Типы лидерства. Принятие лидера группой. Стиль лидерства и его влияние на сплоченность группы, организованность и эффективность групповой деятельности. Методики выявления лидеров в малой группе. Формы групповых дискуссий: «брейнсторминг», «синектика» и др. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятельность как основание развития социальной группы. |
2 |
2 |
|
||||
|
|
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|
|||
|
- |
подготовка схемы «Классификация малых групп» |
|
|
|
|||
Тема 3.3. Психология межгрупповых отношений |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии. Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отношений. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений. Зависимость межгруппового восприятия от характера совместной деятельности. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Роль стереотипов в процессе межгруппового восприятия. Неадекватность межгруппового восприятия. Влияние характера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Возрастные аспекты межгрупповых отношений. |
2 |
2 |
|
||||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||||
|
Определение лидерства |
|
|
|
||||
Раздел 4. Социальная психология личности |
5 |
|
|
|||||
Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействий с социальным окружением. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Степень осознания своих отношений к разным сторонам действительности, понимание причин, вызывающих эти отношения, собственная активность личности по перестройке этих отношений — основные критерии выделения социально-психологических типов личности. Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмии), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром). Социально-психологические качества личности. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности. |
2 |
2 |
|
||||
|
Самостоятельная работа студента: |
1 |
|
|
||||
- |
подготовка схемы «Социально-психологические качества личности» |
|
|
|
||||
Тема 4.2. Социализация личности |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Г.М. Андреева). Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание. Стадии и институты процесса социализации. Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализации и развития личности. Социальная установка и реальное поведение. |
2 |
2 |
|
||||
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии |
7 |
|
||||||
Тема 5.1. Социальная психология конфликта |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||
|
Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Сущностные свойства конфликта: наличие противоречий, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противодействие, противоборство субъектов конфликта; негативные эмоции и чувства. Основные элементы структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта: внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового. Функции и динамика конфликта. Причины конфликтов в организациях: неправильное распределение ресурсов; взаимозависимость работников разной квалификации; различия в целях и ценностях; неудовлетворительные коммуникации; психологическая несовместимость работников и т. д. Социально-психологический портрет конфликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Роль посредничества в урегулировании конфликтов. Процедуры посредничества. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации. |
2 |
2 |
|
||||
Практическая работа: |
2 |
|
|
|||||
|
Решение конфликтных ситуаций |
|
|
|
||||
Самостоятельная работа студента: |
2 |
|
|
|||||
- |
подготовка таблицы «Функции и динамика конфликта» |
|
|
|
||||
- |
подготовка сообщений по темам: |
|
|
|
||||
|
Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека. Сущностные свойства конфликта. Основные элементы структуры конфликта. Причины конфликтов в организациях. Социально-психологический портрет конфликтной личности. Стратегии конфликтного взаимодействия. |
|
|
|
||||
Контрольная работа |
1 |
|
|
|||||
|
Итого |
45 |
|
|
||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Социальная психология».
Технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология (СПО). – М., 2016 /электронный ресурс/
Козьяков Р.Ф. Социальная психология. – М.: Директ-Медиа, 2014 /электронный ресурс/
Ридецкая О.Г. Социальная психология. – М., 2012 /электронный ресурс/
Дополнительная литература
Социальная психология труда. — М., 2010.
Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2010.
Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2011.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2011.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение. – СПб., 2011.
Социальная психология. / Авторы-составители Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. М. -Новосибирск, 2011.
Интернет-ресурсы
ОС MSWindowsXP, MSOffice 2007;
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
http://flogiston.ru/library
http://psylib.org.ua/index.html
http://www.psychology.ru/ library/
http://hpsy/ru
www.iriss.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и других форм контроля.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: |
|
использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; |
Отчёт по результатам практической работы
|
активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопросов, делать и выступать с сообщением; |
Отчёт по результатам практической работы Защита сообщений |
формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии; |
Защита сообщений Отчёт по результатам практической работы |
знания: |
|
ключевые понятия и принципы социальной психологии; |
Тестирование Устный и письменный опрос Контрольная работа Дифференцированный зачет
|
предметные области социальной психологии; |
|
методы, методики и технологии, применяемые в социальной психологии; |
|
основные вехи в развитии социальной психологии, а также классические и современные социально-психологические теории и школы; |
|
механизмы мышления и поведения людей в социальных группах |
5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Использование технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению сущности, содержания, методов, форм развития и саморазвития личности; самоопределение в выборе оптимального пути и способов личностно-профессионального развития; систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков определения целей и задач саморазвития, а также принятия наиболее эффективных решений по их реализации.
При проведении занятий используются следующие технологии обучения.
Традиционные технологии обучения предполагают передачу информации в готовом виде, формируют учебные умения по образцу: развивающая технология, личностно-ориентированная технология и др.
Активные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов с преподавателем: сотрудничество и кооперация, коллективное взаимодействие и др.
Интерактивные технологии обучения предполагают организацию обучения как продуктивную творческую деятельность в режиме активного взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем: проектные технологии, многоуровневое обучение, технология критического мышления и т.д.
Количество аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине – 32, в том числе проводимых в активной и интерактивной форме – 8 часа.
Активные и интерактивные формы проведения занятий
Раздел, тема |
Виды учебной деятельности |
Формы проведения занятий |
Количество часов |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии |
|||
Тема 1.1. Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии |
Теоретические занятия |
Видео-урок Урок-путешествие |
1 |
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей |
|||
Тема 2.1.Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения |
Теоретические занятия |
Урок-тренинг |
1 |
Раздел 3. Психология социальных сообществ |
|||
Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен |
|
Урок-зачет |
1 |
Тема 3.2. Социальная психология малых групп |
|
Урок-презентация |
1 |
Тема 3.3. Психология межгрупповых отношений |
|
Урок-тренинг |
1 |
Раздел 4. Социальная психология личности |
|||
Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности |
|
Урок-исследование |
1 |
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии |
|||
Тема 5.1. Социальная психология конфликта |
Практические занятия |
Решение ситуаций |
2 |
Всего |
8 |
Использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и вести экстренную коррекцию знаний.
Данные технологии обеспечивают высокий уровень усвоения студентами знаний, эффективное и успешное овладение умениями и навыками при изучении русского языка и культуры речи, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль усвоения знаний.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.