Рабочая программа учителя-дефектолога общеобразовательной школы.
Оценка 5

Рабочая программа учителя-дефектолога общеобразовательной школы.

Оценка 5
Документация +1
docx
дефектология
1 кл—5 кл
24.12.2020
Рабочая программа учителя-дефектолога общеобразовательной школы.
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы
Рабочая программа Учителя.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 сельского поселения «Село Хурба»

 

 ПРИНЯТО                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                                                                                  Директор школы____________ протокол № __

от ____________                                                                                                                  Г.Е. Щенникова

 

 

Рабочая программа

Учителя-дефектолога

на 2020- 2021 учебный год

 

Учитель- дефектолог:  Волкова А.А.

                                                       

 

 

 

с. Хурба

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.      ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1.Пояснительная записка 

1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей: 

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью 

1.4. Инструментарий определения эффективности освоения программы

 

2.      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога 

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы 

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе. 

2.4.Условия для реализации программы. 

2.5.Особенности взаимодействия с семьями обучающихся 

2.6.Взаимодействие со специалистами ППк 

2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития 1-4, 5- 9 классов 

2.8.Примерное календарно-тематическое планирование по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

2.9.Предполагаемые результаты освоения программы 

3.      Программно — методическое обеспечение программы

 

 

 

 

 

 

1.      ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность

И которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

§  современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

 

1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей 

Цель программы:

Формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности.

 

Задачи работы:

§  Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёт

§  Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

§  Формирование и развитие мыслительных операций;

 Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

§  Формирование и развитие пространственной ориентировки;

§  Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

§  Воспитание самостоятельности в работе;

§  Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

§  Формирование сенсомоторных координаций.

§  ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития детей младшего школьного возраста обобщены в данной программе.

 

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью.

 Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.

Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.

 1.4. Инструментарий определения  эффективности освоения программы Динамика отслеживается следующим образом:

 первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);

промежуточная диагностика (в середине учебного года) — анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;

итоговая диагностика (в конце уч.г.) — психолого-педагогическую диагностику развития проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ (коррекционно-развивающие занятия) пролонгируются на следующий год.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью  работы учителя-дефектолога  по формированию школьно-значимых  навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека  журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.

 

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

§  планирование материала от простого к сложному,

§  дозирование помощи взрослого,

§  постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).

Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут — подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.

Структура построения коррекционно-развивающего занятия.

Каждое занятие состоит из 5-ти частей:

1.      Организационный момент. (2 мин.).

2.      Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

3.       Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1.      Сообщение новых знаний (10 мин.);

2.      Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

3.       Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

 V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

1.      Гимнастику для глаз;

2.      Гимнастику для пальцев рук;

3.      Психогимнастику;

4.      Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности. 

5.      При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений, как правило, через полгода индивидуальной работы.

 

2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.

 Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

 2.4. Условия для реализации программы.

 Кадровые условия:

§  наличие в штате учителя-дефектолога

§  повышение квалификации специалиста.

 Программно-методические условия:

 Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);

§  Демонстрационный материал по предметам;

§  Игровые коррекционно-развивающие пособия;

§  Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;

§  Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;

§  Детская литература; цифровые образовательные ресурсы;

§  Методическое сопровождение к материалу.

 

Материально-технические условия:

§  Оргтехника.

§  Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин

§  Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.

 

2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся

Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:

1.      Консультации для родителей:

§  обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,

§  планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.

2.      Дни открытых дверей для родителей:

§  посещение родителями занятий учителя-дефектолога;

2.6. Взаимодействие со специалистами ППк

Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.

2.7.  Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития 1-4, 5-9 классы.

Основные разделы программы:

§  Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);

§  Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте)

§  Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);

§  ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);

§  Развитие и коррекция ВПФ;

§  Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.

 

Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1

Сенсомоторное развитие  

— развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

— развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

— развитие слухового восприятия и слухового внимания;

— развитие тактильных ощущений;

— развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

— развитие тонкости и целенаправленности движений;

— развитие кинестетических основ движения;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— формирование способности выделять признаки предметов

2

Формирование

пространственных

представлений

— формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

— формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

— формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

— развитие пространственного праксиса;

— развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3

Развитие мнемических

процессов

— тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

— произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

— развитие тактильной и кинестетической памяти.

4

Развитие межанализаторных

систем, их взаимодействия

— развитие слухо-моторной координации;

— развитие зрительно-моторной координации;

— развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

5

Формирование функции  

программирования

и контроля    собственной

деятельности

— регуляция простейших двигательных актов;

— формирования умения ориентировки в задании;

— формирование умения  планирования этапов выполнения задания;

— формирование основных способов  самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

— формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

6

Формирование навыка

письма

— развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;

— заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;

— звуко-буквенный  анализ слова;

— формирование навыка внимательного письма.

7

Формирование навыка

чтения

— заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;

— обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;

— обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;

— обучение составлению предложений из слов;

— обучение схематической записи слов, предложений.

8

Формирование

элементарных

математических

представлений

— количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);

— состав числа;

— счётные операции;

— решение и составление задач;

— геометрические фигуры;

— цвет, форма, размер предметов;

 

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

2.8. Примерное календарно-тематическое планирование по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития) –68 ч.

К-во

часов

Тема

Задачи коррекционной работы

Содержание работы

I ДИАГНОСТИКА

2

Обследование устной и письменной речи, математических представлений.

Обследовать устную речь и письменную речь. Обследовать сформированность математических представлений.

Тесты, диктанты, проверка техники чтения, контрольные задания

1

Исследование уровня развития ВПФ, временных представлений,

пространственной ориентировки, представлений об окружающем.

Обследовать  уровень сформированности  ВПФ, временных представлений,  пространственных ориентировок, представлений об окружающем.   

Материалы ППД (психолого-педагогических диагностик)

II Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, мнестических процессов и восприятия

12

Обводка контуров изображений предметов и геометрических

фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.

Развивать графические умения,

зрительно-двигательную координацию: — умение обводить трафареты, шаблоны;

— умение обводить изображения  по контуру;

—  умение  раскрашивать  изображение с

соблюдением его границ;

—  умение  штриховать  фигуры прямыми

линиями  в основных  и диагональных

направлениях;

— умение копировать  геометрические

фигуры, их ряды.

Развивать точность движений в процессе

практических упражнений  по заданию

педагога.

Развивать мышление:

-умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

— умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация рисунок);

— умение сравнивать выполненное изображение с образцом.

1.Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании.

2.Упражнения  по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров.

3.Раскрашивание и штриховка предметных изображений.

4.Копирование геометрических фигур.

5.Копирование рядов геометрических фигур.

6.Рисование по  шаблону (образцу) орнаментов из геометрических фигур.

7.Упражнение «Узнай предмет  по контурному изображению» 

8. Упражнение «Узнай предмет по части его   изображения» (дорисовывание симметричной половины изображения)

9.Графический диктант (зрительный и на слух).

10. Упражнение с ножницами (вырезание по контуру предметных изображений).

12

Работа с предметами(выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных отличительных деталей) 

Вычитание однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц

Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. 

Различия между прямой, лучом, отрезком.

 

 

1.  Развивать  зрительный анализ  и синтез:

— умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения);

—  умение  выделять  внешние признаки

частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.);

 умение узнавать объекты по описанию;

 умение складывать изображение из деталей;

 умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно.

2. Развивать зрительную память и восприятие:

 умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога;

 умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме)

 умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений

3.Развивать мышление:

-умение   устанавливать   отношения

последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

-умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок).

1.Работа  сюжетными картинками (выделение деталей предметного изображения).

2.Работа с предметными картинками (выделение частей предмета).

3.Работа с разрезными картинками.

4.Упражнения на сравнение предметов.

5.Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.)

6. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4предмета)

7.Игровое упражнение «Определи цвет (форму, величину) предмета».

8.Игровое упражнение «Узнай предмет по описанию».

9.Игровое упражнение «Изобрази предмет» (пантомимика)

10.Игровое упражнение «Назови признаки предмета»

11.Игровое упражнение «Найди отличия»

12.Работа с предметными картинками (группировка предметов по цвету, величине, форме).

13.Упражнения в различении «наложенных» изображений предметов.

14.Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также».

III РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

3.1 Формирование лексической стороны речи, словообразование

12

Мебель (посуда, обувь, овощи, фрукты,   животные, птицы, одежда, мебель и др,)

1. Развивать активный словарь и словообразование:

— умение называть окружающие предметы, их части;

—  умение  использовать  в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда,обувь, овощи, фрукты и др.);

—  умение  группировать  предметы повидовым признакам;

— умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных

суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-;

— умение  образовывать  множественное число;

-умение называть признаки предметов предметы» (соотнесение предметов с (слова, обозначающие цвет, величину, помощью геометрических фигур: круга, форму, вкусовые качества, качества овала, треугольника, прямоугольника,

поверхности и др.);квадрата).

-умение адекватно употреблять в речи 

-умение адекватно употреблять в речи  

—  умение  образовывать  глаголы от названий цвета предметов;

— умение согласовывать существительные с числительными

2. Развивать мышление: умения: устанавливать взаимоотношения «целое — часть»

1.Упражнение: «Что это?» (нахождение предметов по названию, и по характерным существенным признакам).

2.Упражнекние: «Назови правильно» (употребление в речи слов единственного и множественного числа).

3.Упражнение: «Какие по цвету предметы» (соотнесение предметов по цвету с помощью цветового спектра).

5. Упражнение:  «Какие по форме предметы» (соотнесение предметов с помощью сигнальных опор).

6.Упражнение: «Какие предметы на ощупь(употребление понятий«твердый», «мягкий»).

7. Дидактическая  игра «Сосчитай» (согласование числительных с

существительными).

8. Дидактическая игра «Чей предмет?»

9.Упражнение «Назови ласково»(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий предметов).

10.Упражнение «Что не дорисовал художник?»

3.2 Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза, развитие мышления

12

Предложение:

— составление предложений по схеме;

 -составление предложений опорой на слова и картинки;

—  составление предложений Исправление деформированных предложений. Закрепить умение образовывать относительные прил. и согласовывать их с сущ.

1.Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем  (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель и др.):

— умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

-умение выполнять структурный анализ предложения;

— умение составлять сложные предложения с использованием союзов и, а, потому что и др.;

2. Развивать мышление:

—  умение  отражать  в составляемых  по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др.

3. Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

— умение выделять слова из предложения;

—   умения определять   количество, последовательность и место слов в предложении;

1.Упражнение «Составь предложения по схеме».

2.Задание. Составь предложение по схеме, определи количество слов в предложении.

3.Задание. Составь предложение, используя слова и картинки.

4.Задание. Составь предложения с опорой на выполняемые действия и по картинке.

5.Задание. Опиши предмет по схеме.

6.Задание. Допиши предложение.

7.Задание. Вставь в предложение пропущенное слово.

8.Задание. Замени в предложении картинку на слово.

9.Задание. Прочти загадку, отгадай слово-отгадку, вставь слово отгадку в предложение.

10.Задани.  Составь предложения по картинке.

11. Задание. Составь предложения из заданных слов, с определенным слов.

3.3 Формирование связной речи

14

Составление описательного рассказа на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель и др.) 

Закрепить умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени.

 

Жизнь животных зимой.

Уточнить и расширить представления детей о жизни животных зимой

Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой

Игры и забавы детей зимой.

Формировать представления о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей. Весна. Признаки весны

Закрепить знания о весне (увеличение продолжительности дня, таяние снега, набухание почек, распускание листьев, цветение растений). Закрепить название весенних месяцев.

 

 

1. Развивать диалогическую речь:

— умения отвечать на вопросы собеседника;

— умение задавать вопросы;

-умение выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

2. Развивать монологическую речь:   при помощи сюжетных картинок, умение пересказывать текст цепной системе вопросов педагога;

-умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

— умение составлять рассказ по картинке;

-умение   составлять   рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов   педагога, с опорой   на символический план).

3. Развивать мышление:

-умение   устанавливать   причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках;

-умение устанавливать  отношения последовательности  (что сейчас, потом и т. д.)

Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

— умение выделять предложения из текста;

-умение определять предложений в тексте;

— умение находить заданное предложение в тексте;

—  умение  определять  границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме.

1.Диалог на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты,  животные, птицы, мебель)

2. Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

3.  Составление  рассказа по серии сюжетных картинок.

4. Составление рассказа по сюжетной организации с опорой на картинки и картинке.

5. Составление рассказа описания на основе его восприятия и по представлению

IV ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

2

Обследование устной и письменной речи, математических представлений

Обследовать устную речь и письменную речь. 

Обследовать сформированность  математических представлений.

Тесты, диктанты, проверка техники чтения, контрольные задания

1

Исследование уровня развития ВПФ, временных представлений, пространственной ориентировки, представлений об окружающем.

Обследовать уровень сформированности   ВПФ, временных представлений, пространственных ориентировок, представлений об окружающем.

Материалы ППД





 

2.9. Предполагаемые результаты освоения программы

 

§  детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Дети должны научиться:

§  Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.

§  Соблюдать нормы поведения на уроке.

§  Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.

§  Планированию собственной деятельности.

§  Вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.

§  Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.

§  Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

§  Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.

§  Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.

§  Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

§  Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.

§  Пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.

§  Писать строчные и прописные буквы.

§  Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.

§  Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

§  Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

§  Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости.

§  Называть обобщающие названия изученных групп предметов.

§  Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

§  Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.

§  Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.

§  Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

§  Пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определённого предмета в ряду.

§  Составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

§  Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

§  Составлять и решать задачи в несколько действий.

§  Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.

§  Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.

§  Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.

§  Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.

§  Определять время по часам.

 

3.Програмно-методическое обеспечение программы

1.      Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

1.      Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

2.      Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

3.      Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

4.      Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54

5.      Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.

6.      Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. — № 1. – С. 54 – 56

7.      Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — №

8.      Дробинская А.О. «Школьные трудности «нестандартных» детей» (М., изд-во «Школьная пресса»)

9.       Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

10. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

11. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. — № 1. – С. 51– 53.

12. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998

13. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

14. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.

15. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

16. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А.

Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко.

Интернет ресурсы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 сельского поселения «Село

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 сельского поселения «Село

СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка

Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи; §

Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи; §

Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе

Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные…

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные…

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут — подгрупповое

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут — подгрупповое

В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений, как правило, через полгода индивидуальной работы

В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений, как правило, через полгода индивидуальной работы

Помещение для проведения занятий, соответствующее

Помещение для проведения занятий, соответствующее

ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе

ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия — развитие слухо-моторной координации; — развитие зрительно-моторной координации; — развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации

Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия — развитие слухо-моторной координации; — развитие зрительно-моторной координации; — развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации

Формирование элементарных математических представлений — количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); — состав числа; — счётные операции; — решение и составление задач;…

Формирование элементарных математических представлений — количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); — состав числа; — счётные операции; — решение и составление задач;…

Обследовать уровень сформированности

Обследовать уровень сформированности

Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании

Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании

Развивать зрительный анализ и синтез: — умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения); — умение выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет,…

Развивать зрительный анализ и синтез: — умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения); — умение выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет,…

Развивать мышление: умения: устанавливать взаимоотношения «целое — часть» 1

Развивать мышление: умения: устанавливать взаимоотношения «целое — часть» 1

Исправление деформированных предложений

Исправление деформированных предложений

Закрепить умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени

Закрепить умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени

Составление описательного рассказа на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель и др

Составление описательного рассказа на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы, одежда, мебель и др

Предполагаемые результаты освоения программы § детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным

Предполагаемые результаты освоения программы § детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным

Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с

Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов

Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов
Скачать файл