Рабочая программа учителя, окружающий мир
Оценка 4.7

Рабочая программа учителя, окружающий мир

Оценка 4.7
docx
08.12.2020
Рабочая программа учителя, окружающий мир
РПУ, окр. мир.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему  миру составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового  уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир: 1-4 кл.: / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.); в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год  и  предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» и Рабочей программой учебного предмета.

Рабочая программа реализуется по учебнику:

Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч.- Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.

Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч.- Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.

 

Срок реализации программы – 1 год.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4  классе отводится 1 час в неделю. Примерная основная образовательная программа начального общего образования рассчитана на 33 учебные недели. Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4 -А классе количество часов (2 резервных часа) скорректировано  следующим образом: 1 час добавлен в раздел «Страницы Всемирной истории»  и 1 час – в раздел «Страницы истории».           

Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств (осознание себя как гражданина своего Отечества, исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.

        В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:

·          технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; коллективные; индивидуальные формы;

·          методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа;

·          средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.

       Формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.

Проектная деятельность

класс

II четверть

IV четверть

4 класс

Имя на глобусе.

Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта)

Охрана природы в нашем крае.

Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае.

(фотоальбом и его презентация)

 

 


Календарно – тематическое планирование

N

п/п

N урока в теме

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы

Дата

Примечание

по плану

 

по факту

РАЗДЕЛ 1 «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (8 ч)

1.                  

1.1

Мир глазами астронома Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Учебник, ч.1 с 4-8

1

 

 

 

2.                  

1.2

Планеты Солнечной системы

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.

 С. 9-15

1

 

 

 

3.                  

1.3

Звёздное небо — Великая книга Природы. Путь в космос. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли.

С. 16-21

1

 

 

 

4.                  

1.4

Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в родном крае, история создания глобуса. С. 22-29

Проектная деятельность:

Имя на глобусе.

Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта)

1

 

 

 

5.                  

1.5

Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.

 Стр. 35-41

1

 

 

 

6.                  

1.6

Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта

С. 42-46

1

 

 

 

7.                  

1.7

Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.

С.47-53

1

 

 

 

8.                  

1.8

Сокровища Земли под охраной человечества

Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в родном крае и за рубежом. Международная Красная книга.

С. 54-62

Проверочная работа 1

1

 

 

 

 

 

                             Раздел 2 « ПРИРОДА» (8ч )

 

 

 

 

9.                  

2.1

Равнины и горы мира. Формы земной поверхности. Наиболее крупные равнины, возвышенности, горы мира.

1

 

 

 

10.             

2.2

Моря, озёра и реки мира.

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра. Реки.

1

 

 

 

11.             

2.3

Природные зоны. Зона арктических пустынь.

Карта природных зон. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические

1

 

 

 

12.             

2.4

Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры.

1

 

 

 

13.             

2.5

Леса. Лес и человек. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Правила поведения в лесу. Заповедники, заказники, ландшафтные парки.

1

 

 

 

14.             

2.6

Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники, заказники, ландшафтные парки степной зоны. Охрана растений и животных степной зоны.

1

 

 

 

15.             

2.7

Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедники.

1

 

 

 

16.             

2.8

У Чёрного моря.  Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу. Курорты, заповедные места Черноморского побережья.

Проверочная работа 2

1

 

 

 

РАЗДЕЛ  III «РОДНОЙ КРАЙ» (6 ч)

17

3.1

Наш край. Формы земной поверхности нашего края (ФЗП) и водоёмы.

 

1

 

 

 

18

3.2

Наши подземные богатства. Полезные ископаемые родного края.

1

 

 

 

19

3.3

Земля – кормилица. Разнообразие почв. Охрана почв.

1

 

 

 

20

3.4

Жизнь леса и луга. Лес и луг – сложное единство живой и неживой природы.

1

 

 

 

21

3.5

Растениеводство и животноводство в нашем крае.

1

 

 

 

22

3.6

Проект   «Охрана   природы   родного   края». Обобщающий урок по разделу.

Проверочная работа.

1

 

 

 

РАЗДЕЛ IV «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИ» (4 ч)

23

4.1

Начало истории  человечества.

История первобытного мира.

1

 

 

 

24

4.2

Мир древности : далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки

1

 

 

 

25

4.3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

 

 

 

26

4.4

Новейшее время: история продолжается сегодня. Великие географические открытия.

Проверочная работа.

1

 

 

 

РАЗДЕЛ V  « СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» (9 ч)

27

5.1

Жизнь древних славян во времена Древней Руси.

1

 

 

 

28

5.2

Страна городов. Основание Новгорода и Киева.

1

 

 

 

29

5.3

Из книжной  сокровищницы Руси. Мастера печатных дел.

1

 

 

 

30

5.4

Нашествие Батыя. Ордынское иго.

1

 

 

 

31

5.5

Отечественная война 1812 года.

1

 

 

 

32

5.6

Страницы истории 19 века. Декабристы. Крепостное право.

1

 

 

 

33

5.7

Вступаем в 20 век. Страницы истории  1920 -1930-х годов.

1

 

 

 

34

5.8

Великая Отечественная война и великая  Победа.

1

 

 

 

35

5.9

Проверочная работа.

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч.- Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016

2. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч.- Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016

3. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 3 кл. – М.: Просвещение, 2012.

4. Электронные образовательные ресурсы.

5.Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.Часы с синхронизированными стрелками.

6. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

7 .Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

8. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.

9. Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений.

10. Живые объекты (комнатные растения, животные).

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира

Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во

Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во

Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах

Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах

Сокровища Земли под охраной человечества

Сокровища Земли под охраной человечества

Экологические 1 2.4Тундра

Экологические 1 2.4Тундра

Заповедники. 1 1

Заповедники. 1 1

Мир древности : далекий и близкий

Мир древности : далекий и близкий

Рабочая программа учителя, окружающий мир

Рабочая программа учителя, окружающий мир

Рабочая программа учителя, окружающий мир

Рабочая программа учителя, окружающий мир

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020