ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678), с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир: 1-4 кл.: / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 95 с.); в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» и Рабочей программой учебного предмета.
Рабочая программа реализуется по учебнику:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч.- Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016.
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 4 кл. – В 2 ч.- Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016.
Срок реализации программы – 1 год.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Примерная основная образовательная программа начального общего образования рассчитана на 33 учебные недели. Так как в 2019 – 2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 35 рабочих недель, то с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя, в 4 -А классе количество часов (2 резервных часа) скорректировано следующим образом: 1 час добавлен в раздел «Страницы Всемирной истории» и 1 час – в раздел «Страницы истории».
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В содержание курса интегрированы естественно-научные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует Государственному образовательному стандарту начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории родного края. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств (осознание себя как гражданина своего Отечества, исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желания сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье – своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.
В образовательном процессе будут использоваться следующие формы, методы и средства обучения:
· технологии развития критического мышления; технология дискуссий; технологии групповой работы; технология проблемного обучения; коллективные; индивидуальные формы;
· методы: беседа, объяснение, обучающие задания, рассказ, дискуссия, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа;
· средства обучения: иллюстрации, схемы, диаграммы, рисунки, фото; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, технические средства обучения.
Формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки – заседания экологического совета, уроки-конференции.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Уроки контроля по предмету «Окружающий мир» проводятся один раз в полугодие (во II и IV четвертях). В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 2-х проектов, оценивание которых является обязательным.
Проектная деятельность
класс |
II четверть |
IV четверть |
4 класс |
Имя на глобусе. Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта) |
Охрана природы в нашем крае. Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, экологические проекты в нашем крае. (фотоальбом и его презентация) |
Календарно – тематическое планирование
N п/п |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
по факту |
|||||
РАЗДЕЛ 1 «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» (8 ч) |
||||||
1. |
1.1 |
Мир глазами астронома Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Учебник, ч.1 с 4-8 |
1 |
|
|
|
2. |
1.2 |
Планеты Солнечной системы Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года. С. 9-15 |
1 |
|
|
|
3. |
1.3 |
Звёздное небо — Великая книга Природы. Путь в космос. Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. С. 16-21 |
1 |
|
|
|
4. |
1.4 |
Мир глазами географа. Понятия о географии как науке и о географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в родном крае, история создания глобуса. С. 22-29 Проектная деятельность: Имя на глобусе. Великие путешественники, имя которых осталось на карте мира (презентация проекта) |
1 |
|
|
|
5. |
1.5 |
Мир глазами историка Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Стр. 35-41 |
1 |
|
|
|
6. |
1.6 |
Когда и где? Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта С. 42-46 |
1 |
|
|
|
7. |
1.7 |
Мир глазами эколога. Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь. С.47-53 |
1 |
|
|
|
8. |
1.8 |
Сокровища Земли под охраной человечества Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в родном крае и за рубежом. Международная Красная книга. С. 54-62 Проверочная работа 1 |
1 |
|
|
|
|
|
Раздел 2 « ПРИРОДА» (8ч ) |
|
|
|
|
9. |
2.1 |
Равнины и горы мира. Формы земной поверхности. Наиболее крупные равнины, возвышенности, горы мира. |
1 |
|
|
|
10. |
2.2 |
Моря, озёра и реки мира. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра. Реки. |
1 |
|
|
|
11. |
2.3 |
Природные зоны. Зона арктических пустынь. Карта природных зон. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярное сияние. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические |
1 |
|
|
|
12. |
2.4 |
Тундра. Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры. |
1 |
|
|
|
13. |
2.5 |
Леса. Лес и человек. Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. Правила поведения в лесу. Заповедники, заказники, ландшафтные парки. |
1 |
|
|
|
14. |
2.6 |
Зона степей. Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники, заказники, ландшафтные парки степной зоны. Охрана растений и животных степной зоны. |
1 |
|
|
|
15. |
2.7 |
Пустыни. Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедники. |
1 |
|
|
|
16. |
2.8 |
У Чёрного моря. Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, животные и растения, внесённые в Красную книгу. Курорты, заповедные места Черноморского побережья. Проверочная работа 2 |
1 |
|
|
|
РАЗДЕЛ III «РОДНОЙ КРАЙ» (6 ч) |
||||||
17 |
3.1 |
Наш край. Формы земной поверхности нашего края (ФЗП) и водоёмы.
|
1 |
|
|
|
18 |
3.2 |
Наши подземные богатства. Полезные ископаемые родного края. |
1 |
|
|
|
19 |
3.3 |
Земля – кормилица. Разнообразие почв. Охрана почв. |
1 |
|
|
|
20 |
3.4 |
Жизнь леса и луга. Лес и луг – сложное единство живой и неживой природы. |
1 |
|
|
|
21 |
3.5 |
Растениеводство и животноводство в нашем крае. |
1 |
|
|
|
22 |
3.6 |
Проект «Охрана природы родного края». Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
РАЗДЕЛ IV «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ» (4 ч) |
||||||
23 |
4.1 |
Начало истории человечества. История первобытного мира. |
1 |
|
|
|
24 |
4.2 |
Мир древности : далекий и близкий. Культура, религия, археологические находки |
1 |
|
|
|
25 |
4.3 |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
|
|
|
26 |
4.4 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Великие географические открытия. Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
РАЗДЕЛ V « СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» (9 ч) |
||||||
27 |
5.1 |
Жизнь древних славян во времена Древней Руси. |
1 |
|
|
|
28 |
5.2 |
Страна городов. Основание Новгорода и Киева. |
1 |
|
|
|
29 |
5.3 |
Из книжной сокровищницы Руси. Мастера печатных дел. |
1 |
|
|
|
30 |
5.4 |
Нашествие Батыя. Ордынское иго. |
1 |
|
|
|
31 |
5.5 |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
|
|
|
32 |
5.6 |
Страницы истории 19 века. Декабристы. Крепостное право. |
1 |
|
|
|
33 |
5.7 |
Вступаем в 20 век. Страницы истории 1920 -1930-х годов. |
1 |
|
|
|
34 |
5.8 |
Великая Отечественная война и великая Победа. |
1 |
|
|
|
35 |
5.9 |
Проверочная работа. Итоговый урок |
1 |
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч.- Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В 2 ч.- Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016
3. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод. рекомендации: 3 кл. – М.: Просвещение, 2012.
4. Электронные образовательные ресурсы.
5.Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.Часы с синхронизированными стрелками.
6. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
7 .Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
8. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
9. Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений.
10. Живые объекты (комнатные растения, животные).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.