Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОго предмета
АСТРОНОМИЯ
2022
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
« ___ » _________________ 2022г. Председатель _______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума
_____________________________ « ___ » __________________ 2022 г. |
|
|
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
« ___ » _________________ 2023г. Председатель _______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума
_____________________________ « ___ » __________________ 2023 г. |
|
|
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
« ___ » _________________ 2024г. Председатель _______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума
_____________________________ « ___ » __________________ 2024 г. |
|
|
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
« ___ » _________________ 2025г. Председатель _______________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума
_____________________________ « ___ » __________________ 2025 г. |
|
|
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Разработчик: Архипова Антонина Петровна, преподаватель ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО предмета |
4 |
2. Содержание УЧЕБНОГО предмета 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.условия реализации программы УЧЕБНОГО предмета |
6 7 10 |
|
|
1. паспорт
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Предмет входит в общеобразовательный цикл и относится к предметам из обязательных предметных областей, изучается на базовом уровне.
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты должны отражать:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
· навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты должны отражать:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
· владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии должны отражать:
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Учебная нагрузка (всего) |
68 |
в том числе: |
|
практические занятия |
2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
2.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы.
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
3. Тематическое планирование учебного предмета Астрономия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы |
Объем часов |
|
1 |
2 |
|
|
Введение. |
1 |
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. |
2 |
Тема 1. Практические основы астрономии
|
Содержание учебного материала |
|
|
2 |
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение). |
2/4
|
|
3 |
Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Видимое движение звезд на различных географических широтах. |
2/6 |
|
4 |
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
2/8 |
|
Тема 2. Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала |
|
|
5 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь |
2/10 |
|
6 |
Вклад российских учёных и инженеров в исследование космического пространства с помощью КА и ИС. |
2/12 |
|
7 |
Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности). Развитие представлений о строении мира. |
2/14 |
|
8 |
Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. |
2/16 |
|
9 |
Видимое движение планет. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. |
2/18 |
|
10 |
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе |
2/20 |
|
11 |
Законы Кеплера – законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. |
2/22 |
|
12 |
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. |
2/24 |
|
Тема 3. Природа тел Солнечной системы
|
Содержание учебного материала |
|
|
13
|
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Система «Земля – Луна». |
2/26 |
|
14 |
Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. |
2/28 |
|
15 |
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. |
2/30 |
|
16 |
Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения), их спутники и кольца. |
2/32 |
|
17 |
Малые тела Солнечной системы: астероиды (пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов) |
2/34 |
|
18 |
Кометы и метеоры (открытие комет, их вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Планеты-карлики. |
2/36 |
|
19 |
Практическое занятие по теме «Исследование тел Солнечной системы» |
2/38 |
|
Тема 4. Солнце и звезды
|
Содержание учебного материала |
|
|
20 |
Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца |
2/40 |
|
21 |
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. |
2/42 |
|
22 |
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Солнце и жизнь на Земле. |
2/44 |
|
23 |
Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. |
2/46 |
|
24 |
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. |
2/48 |
|
25 |
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. |
2/50 |
|
26 |
Модели звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды. Цефеиды. Эволюция звезд различной массы. |
2/52 |
|
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной
|
Содержание учебного материала |
|
|
27 |
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. |
2/54 |
|
28 |
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла |
2/56 |
|
|
29 |
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. |
2/58 |
Тема 6. Жизнь и разум во Вселенной
|
Содержание учебного материала |
|
|
30 |
Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические |
2/60 |
|
31
|
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. |
2/62 |
|
32 |
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. |
2/64 |
|
33 |
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. |
2/66 |
|
|
34 |
Дифференцированный зачет |
1/68 |
|
Всего: |
68 |
1. Астрономия — древнейшая из наук
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС. 18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20.Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.
4.1. Требования к минимальному учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебного предмета «Астрономия» требует наличия учебного кабинета
В кабинете имеется:
o посадочные места по количеству обучающихся;
o рабочее место преподавателя;
o комплект учебных презентаций и видеофильмов;
o наглядные пособия (учебники, раздаточный материал, комплект практических работ).
Учебная документация:
o Рабочая учебная программа учебного предмета;
o Учебно-методическая литература для преподавателя.
Технические средства обучения:
o мультимедийное оборудование с лицензионным программным обеспечением;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций Е.П. Левитан — М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная учебная литература
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник
для общеобразовательных организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М.Дрофа, 2017.
Интернет-ресурсы:
1. «Астрономия — это здорово!» Форма доступа http://menobr.ru/files/astronom2.pptx (дата обращения: 24.09. 2022).
2. Стеллариум - Stellarium: сайт / Stellarium AstronomySoftware. – URL: https://stellarium.org/ru/ (дата обращения: 24.09. 2020). – Текст: электронный.
3. «Открытый Колледж» — «Астрономия» (http://www.college.ru/astronomy/) (дата обращения: 24.09. 2022).
4. «Планеты Солнечной системы и их спутники» (http:// www.chat.ru/~ggreen/) (дата обращения: 24.09. 2022).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.