Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
№ 5 «Гимназия»
Рассмотрено на заседании методической кафедры начальных классов Протокол № ___ от « ___» _____________ 2019г |
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия» ____________В.Н. Подлиповская « ____ » августа 2019г. Приказ №__________________ |
Согласовано:
Заместитель директора по УР
________Н.В. Котельникова
«____» ______________________
Заместитель директора по МР
О.А.Евсеева
«____» ______________________
Протокол заседания методического
совета школы № ___ от « ___» августа 2019г
_
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Истоки»
на 2019-2020 учебный год
Класс: 3
Количество учебных часов по программе: 34
Составитель: Федоришина С.С., учитель начальных классов
г. Мегион, 2019г.
Содержание
|
Пояснительная записка |
3 |
1. |
Планируемые результаты освоения предмета. |
3 |
2. |
Содержание учебного предмета |
5 |
3. |
Учебно-тематическое планирование |
5 |
|
Календарно – тематическое планирование |
6 |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» для 3 класса составлена на основании
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009;
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
Образовательной программы начального основного общего образования МАОУ № 5 «Гимназия»;
Порядка о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ №5 «Гимназия»;
Примерной программы внеурочной деятельности И.А. Кузьмина, Л.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы)– «Истоковедение т.10» М.: ИД «Истоки», 2010, утвержденной МО РФ
1. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· семейные ценности;
· гуманистические и демократические ценностные ориентации;
· целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации учения;
· ориентации на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
· осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
· слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
· овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
· самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
· ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари (толковый, синонимический, фразеологический);
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· анализировать содержание и установление причинно-следственных связей;
· обосновывать свои суждения
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
· составлять план своих действий;
· контролировать свои действия;
· выстраивать позитивную работу в группе.
Предметные
Учащиеся научатся:
· рассказывать о традициях семьи;
· понимать, как история семьи связана с событиями в обществе, стране, мире;
· поступать согласно своей совести;
· признавать традиции, обычаи народов разных стран;
· осознавать ценности человеческой жизни;
· определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснять свой выбор, формулировать цель.
Учащиеся получат возможность научиться:
· рассказывать об особенностях жизни людей;
· различать периоды времени, цивилизации или культуры и их влиянии на историю;
· выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
· вести записи при работе с документами.
2. Содержание учебного предмета
«Вера» Вера. Верность. Правда. Честь.
«Надежда» надежда. Согласие. Терпение. Послушание.
«Любовь» Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние.
«София» Ум да разум. Размышлять и вразумлять. истина. Знания и мудрость.
Базовый социокультурный ряд.
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
3. Учебно- тематическое планирование
№ п/п |
Темы и основное содержание. |
Всего уроков |
В том числе |
|||
Теория |
Практика |
Проектдеят. |
|
|||
1. |
Вера |
9 |
2 |
7 |
|
|
2. |
Надежда |
8 |
1 |
7 |
|
|
3. |
Любовь |
10 |
2 |
8 |
|
|
4. |
София |
7 |
1 |
5 |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
6 |
27 |
1 |
|
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Характеристика деятельности учащихся |
|
План |
Факт |
|||||
«Вера» (9 ч) |
||||||
1 |
05.09 |
|
Вводный урок. |
1 |
Формировать представление о том, какие знания дает предмет «Истоки»? |
Планировать деятельность на уроке (ставить цель, организовывать рабочее пространство) Формировать умение работать в ресурсном круге. Освоение базовых с/к ценностей: правда, правда истинная, праведный труд. Формировать умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения. Освоение базовых с/к ценностей: надежность, верность, присяга, клятва, чувство долга. Формировать умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
2 |
12.09 |
|
Вера. |
1 |
Формировать представление о том, что иметь веру - значит доверять, верить, веровать. Подвести к понимаю того чему доверяет сердце. |
|
3 |
19.09 |
|
С верой приходит добро. |
1 |
Формирование представления об истоках одухотворенности. Способствовать усвоению детьми основных |
|
4 |
26.09 |
|
Верность – знак веры. |
1 |
Дать понятие «Верности», «Совести». Подвести учащихся к пониманию того, что они неизменны, хоть мы и меняемся со временем.Показать примеры веры в действии. Формировать представление о вере как истоке верности, верности,верности сынов Отечества |
|
5 |
03.10 |
|
Верность не знает мелочей. |
1 |
Формировать представление о чувстве долга, доброй славе, спокойной совести. |
|
6 |
10.10 |
|
Правда - путь к истине. |
1 |
Довести до сердца детей стремление жить по правде. Формировать представление об идеалах прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей. |
|
7 |
17.10 |
|
Правда – путь веры. |
1 |
Довести до сердца детей стремление жить по правде. Формировать представление об идеалах прошлого и настоящего. Научить понимать эти категории ценностей. |
|
8 |
24.10 |
|
Честь. |
1 |
Формировать представление о том, что честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты), что из малых дел складывается ваша добрая репутация. |
Уметь представить свою исследовательскую работу. Учить работать в паре, оценивать выполнение своей работы. |
9 |
31.10 |
|
Береги честь смолоду. |
1 |
Формировать представление о том, что из малых дел складывается доброе имя. |
Уметь представить свою исследовательскую работу. Уметь работать в паре, оценивать выполнение своей работы. |
«Надежда» (8 ч ) |
||||||
10 |
14.11 |
|
Надежда. |
1 |
Разъяснить детям, что надежда - эта твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова, что важно не впадать в уныние и в отчаяние. Дать представление о том, что такое надежда (надежда на свои силы и опыт), что укрепляет надежда |
Учить освоению базовых с/к ценностей: Надежда. Уверенность. Вера. Правда. Верность. Честь. Уметь работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
11 |
21.11 |
|
Тщетная и твёрдая надежда. |
1 |
Формировать представление о том, к чему приводит тщетная надежда, твёрдая надежда (надежда, которая не умирает) |
Формировать умение освоений базовых с/к ценностей: Сила воли, вера. Верность. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению |
12 |
28.11 |
|
Согласие. |
1 |
Формировать представление о том, что согласие важно в любом общем деле, что важнее всего согласие со своей совестью. Дать представление того, что согласие да лад для общего дела клад. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: согласие, единодушие, единомыслие, единоверие. Развивать целостное восприятие |
13 |
5.12 |
|
Согласие ума, сердца, души. |
1 |
Формировать представление о том, что такое согласие в человеке, согласие и красота. Подвести к пониманию того, что несогласие ведёт к разногласию. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Согласие. Красота. Надежда. Успех. Терпение. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому |
14 |
12.12 |
|
Терпение и умение. |
1 |
Доказать детям, что терпение - необходимое качество каждого человека, оно необходимо в учёбе, в семье, в жизни, среди окружающих тебя людей. |
Формировать умение работать в паре, оценивать выполнение своей работы. |
15 |
19.12 |
|
Терпение и спасение. |
1 |
Дать представление об опыте терпения как духовном сокровище. Объяснить, как терпение проявляется в малом и большом |
Формировать умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
16 |
26.12 |
|
Послушание опыту. |
1 |
Формировать представление о необходимости прислушиваться к жизненному опыту старшего поколения и их мудрым советам. Формировать представление о том, что послушные дети – надежда семьи. |
Формировать умение освоений базовых с/к ценностей: Терпение. Надежда. Послушание. Родительское наставление. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению |
17 |
16.01 |
|
Послушание совести и закону. |
1 |
Формировать представление о том, что значит отвечать перед людьми и совестью, о надежде как устремлении к доброму исходу дела. |
Формировать мение работать в паре, оценивать выполнение своей работы |
«Любовь» (10 ч) |
||||||
18 |
23.01 |
|
Любовь – добро, единство, дружба |
1 |
Довести до сердца детей, что любовь требует труда души, что необходимо любить и словом и делом, и в мыслях, и в поступках. Формировать представление о великой силе любви, о том, что любовь должна быть с верою и надеждою. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Любовь. Правда. Подвиг. Молитва. Святая вера. Спасение. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению |
19 |
30.01 |
|
Любовь – добро, единство, дружба. |
1 |
||
20 |
6.02 |
|
Семейная любовь |
1 |
Расширять представление учащихся о любви родительской, сыновней, братской, сестринской, святой. Дать представление о том, что единство в семье - великая любовь, это труд души. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: сердечная привязанность, родительская любовь. Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
21 |
13.02 |
|
Милосердие |
1 |
Познакомить с понятием «милосердие». Формировать представление о необходимости в сердцах сострадания и милосердия, как проявляется милосердие в деле. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению |
22 |
20.02 |
|
Где гнев – там и милость |
1 |
Расширять понятие милосердие. Подвести к пониманию необходимости милосердия в слове. Объяснить выражение «Где гнев, там и милость». |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Милосердия – дела любви. Забота. Внимание. Сочувствии. Сострадание. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
23 |
27.02 |
|
Доброта истинная и ложная. |
1 |
Подвести учащихся к пониманию того, что духовная красота человека - важнее телесной. Учить детей определять и ощущать доброту и в словах, и в делах. Формировать представление о том, почему приобретая добрые качества, человек становится неузнаваемо красив. |
Освоение базовых с/к ценностей: Доброта. Благо. ДобросердечиеУметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. |
24 |
5.03 |
|
Доброта. |
1 |
Подвести детей к пониманию того, что делать добро – совершать духовный подвиг |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Доброта. Благо. Добросердечие. Совесть. Мужество. Радость. Спокойствие. БлагодарностьУмение работать в паре, оценивать выполнение своей работы. |
25 |
12.03 |
|
Покаяние. |
1 |
Донести до детей смысл покаяния и прощения. Показать на примере притчи о блудном сыне смысл покаяния и величину отцовской (Божьей) любви. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Раскаяние. Любовь. Прощение. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. |
26 |
19.03 |
|
Покаяние и любовь. |
1 |
Формировать представление о покаянии в храме (исповедь), единстве любви и покаяния |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Таинство. Покаяние. Исповедь. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. |
27 |
02.04 |
|
Сад добродетелей. |
1 |
Формировать представление о том, как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние. |
Формировать умение работать в паре, оценивать выполнение своей работы. |
«София» (7ч) |
||||||
28 29 |
9.04 16.04 |
|
Ум да разум. |
2 |
Подвести учащихся к уяснению двух сторон интеллектуального начала человека. Формировать представление об уме внешнем и уме внутреннем, т.е. сердечном. Рассказать о святых Кирилле и Мефодии. Объяснить, как разум подсказывает тонкое равновесие в природе, ум доводит до безумья, а разум до раздумья. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Ум. Разум. Мудрость. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Освоение базовых с/к ценностей: Святость. Мудрость. Развивать целостное восприятие, модальности (А, В, К) |
30 |
23.04 |
|
Истина. |
1 |
Научить ребят определять и отделять истинный образ да слово от ложного образа, дела, слова. Формировать представление о слове как важнейшем хранилище истины. Показать, как истина проявляется в слове |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость. Летописи. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. |
31 |
30.04 |
|
Истинный человек. |
1 |
Подвести учащихся к пониманию того, что именуется истовым делом, символах, которые приняты человечеством, для обозначения некоторых истин. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Истина. Поучение. Мудрость Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
32 |
7.05 |
|
Знания плод учения. |
1 |
Подвести учащихся к усвоению того, что кто умный - тот знает очень много, что нужно для достойной жизни. Формировать представление о том, что мудрость - соединение истины, правды, любви. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Мудрость, мудрецы, премудрость Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению |
33 |
14.05 |
|
Мудрость. Премудрость. |
1 |
Формировать представление о мудрости и мудрецах, премудрости - значение слова. |
Формировать умение освоенийбазовых с/к ценностей: Знания. Мудрость. Совесть. Истина. Любовь. Ум. Разум. Святость. Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. |
34 |
21.05 |
|
Дорога Веры, Надежды, Любви |
1 |
Обобщить представления учащихся о том, что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви? |
Формировать умение работать в группе, оценивать выполнение своей работы. Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. |
Итого за год 34 часа. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.