Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Изобильненского городского округа Ставропольского края
Утверждаю
Принят Заведующий МКДОУ
решением Педагогического совета
«Детский сад №30»ИГО СК
МКДОУ «Детский сад №30» ИГО СК
______________ О.В. Мазий
Протокол заседания от «____» __________
«»____________20____г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Веселая кисточка»
(уровень программы: стартовый)
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Авторы составители: Петриченко В.В.
С. Тищенское , 2022год
Содержание по разделам
1. Раздел «Пояснительная записка»:
1.1.Актуальность и практическая значимость.
1.2.Нормативная база.
1.3.Направленность программы.
1.4.Уровень программы.
1.5. Возраст обучающихся, адресата программы ; особенности набора обучающихся.
1.6. Связь с уже существующими разработками по данному направлению и новизна, отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих образовательных программ
1.7.Педагогическая целесообразность программы такой направленности, содержания, подхода к процессу обучения.
1.8. Цели и задачи программы.
1.9. Сроки реализации программы.
1.10. Формы и режим занятий.
2. Раздел «Учебный план».
3. Раздел «Содержание программы » (по каждому году обучения).
4. Раздел «Планируемые результаты обучения по программе, в целом».
5. Раздел «Календарный учебный график» (по каждому году обучения).
6. Раздел «Показатели результативности, формы контроля и оценочные материалы».
7. Раздел «Методическое обеспечение образовательного процесса».
8. Разделы «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса».
9. Раздел «Список литературы».
10. Приложения.
1. Пояснительная записка
Программа « Веселая кисточка» разработана на основе парциальной программы художественно - эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности
( формирование эстетического отношения к миру), Лыкова И.А. « Цветные ладошки»
Согласно ФГОС ДО художественное воспитание предполагает составление эстетического отношения к окружающему миру, реализацию Самостоятельной творческой деятельности детей. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Использование нетрадиционных художественных техник в детском саду позволяет повысит интерес детей к художественному творчеству. Технологии нетрадиционных техник достаточно простые, доступные для дошкольников и позволяют развивать художественные способности, воображение, творческую свободу. Нетрадиционное рисование – это и экспериментирование и игра одновременно, которое доставляет детям радость, удовольствие от деятельности, позволяет выразить свою индивидуальность.
1.1.Актуальность и практичность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Развитие предпосылок одаренности и формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе. Только творческая и одаренная личности с неординарным мышлением может создавать в нашем обществе новые изобретения и продвигать научно-технический прогресс нашей страны на более высокую ступень развития. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет
· Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
· Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приѐмами передачи образа в изображаемых образах.
· Нетрадиционные техники рисования часто не востребованы в образовательном процессе. Этот пробел заменяет программа дополнительного образования " Веселая кисточка".
1.2. Нормативная база
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Постановление от 30 июня 2020 г. N 16 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
1.3. Направленность программы.
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим старшему дошкольному возрасту через изобразительную деятельность;
· обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, освоение и внедрение инновационных технологий. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса художественно-эстетического направления для детей дошкольного возраста формированию у детей творческих способностей через работу с графикой и живописью.
· знакомство с традиционными и нетрадиционными техниками рисования, усвоение основных технических приѐмов рисования, развитие фантазии и воображения дошкольников, мелкой моторики руки, чувства цвета, ритма, формы, композиции..
· направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
· Формирование единой художественно-эстетической, здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье.
1.4. Уровень сложности программы
Уровень сложности программы кружка «Веселая кисточка»- стартовый
1.5. Возраст обучающихся, адресата программы ; особенности набора обучающихся
Программа предназначена для детей 5-6 лет. Характеристика особенностей художественного развития детей 5-6 лет дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста развиваются предпосылки ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы. Поэтому, Программа содействует накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства, воспитывает уважение к искусству как ценному общественно признанному делу. Педагогам необходимо добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление. У старших дошкольников идет становление эстетического отношения к окружающему миру. Программа направлена на то, чтобы вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе, развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада), вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства, развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет выразительности слова. развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы. Дети 5-6 лет имеют элементарные представления о видах искусства. Программа расширяет детский кругозор об архитектуре, изобразительном искусстве (графика живопись скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), знакомит их с национальными фольклорными произведениями, жителей местного региона, развивает способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой образностью и богатством национальной природы. При восприятии произведений искусства дети сопереживают персонажам художественных произведений. Программа содействует накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них, развивает основы художественного вкуса, помогает детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.; побуждает высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства. Дети старшего дошкольного возраста могут не только воспринимать искусство, но и самореализовываться в самостоятельной творческой изобразительной деятельности .Программа помогает им научиться обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев, поддерживать стремление к творчеству; содействует формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности, обогащает и расширяет художественный опыт дошкольников как использованием традиционных, так и нетрадиционных методов изображения окружающего мира. Она помогает поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов, развивает способность к импровизациям в различных видах изобразительного искусства, учит добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику.
1.6. Связь с уже существующими разработками по данному направлению и новизна, отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих образовательных программ
Новизна. В отличие от других программ художественного направления в изобразительной деятельности для дошкольников, содержание программы "Веселая кисточка" включает не только совокупность использования разнообразных нетрадиционных методик изобразительной деятельности, но и знакомит с художественной грамотой изображения портретов, пейзажей и натюрмортов не только на примерах живописи великих русских мастеров, но и живописи местных художников, которая близка и понятна детям потому, что отражает картины из жизни людей и природу их малой Родины (Ставропольского края). Что положительно влияет на развитие творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Отличительные особенности Программы Главным отличием Программы "Веселая кисточка" от других подобных программ дополнительного образования художественной направленности по изобразительной деятельности является то, что формирование художественного мировосприятия детей старшего дошкольного возраста происходит через живопись художников родного края.
1.7. Педагогическая целесообразность программы такой направленности, содержания, подхода к процессу обучения.
В основе Программы лежит осуществление личностно – ориентированной модели взаимодействия между взрослыми и детьми. Программа может быть использована как вариативная часть основной программы ДОУ, самостоятельная программа дополнительного образования и рекомендована для использования воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям. Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
1.8.Цели и задачи программы.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей 5-6 лет через изобразительную деятельность через использование нетрадиционных методов рисования и знакомство с творчеством местных художников.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с методами и приѐмами живописи и графики.
2. Создать условия для изображения детьми предметов реального и фантастического мира
3. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: рисование ладонью, пальцами, поролоном, тычком, монотипией, используя живопись местных художников
4. Расширять представления детей о многообразии видов и жанров изобразительного искусства на основе творчества художников России и местных художников.
5.Учить замечать и выделять основные средства выразительности в живописи и графики.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие мира у дошкольников, формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение с учетом их возможностей самореализации в художественной деятельности.
Воспитывающие:
Формировать общую культуру личности ребенка.
Воспитывать уважительное отношение к труду художников; национальную гордость за мастерство русского народа.
Воспитывать устойчивый интерес к произведениям изобразительного искусства. Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет. В период старшего дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребѐнка.
1.9. Сроки реализации программы.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия педагога с детьми проводятся подгрупповым способом 2 раза в неделю.
1.10. Формы и режим занятий
Режим занятий: продолжительность совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет – 25 минут.
Образовательный процесс программы включает в себя три компонента: совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей.
Методы совместной деятельности педагога с детьми: - информационно-рецептивный - наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее еѐ познавательную сферу – наблюдательность. - репродуктивный - беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание. -исследовательский - исследовательский и эвристический методы на занятиях используются в единстве. Они направлены на поиск детьми самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. - эвристический; - метод проблемного изложения. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных еѐ элементов. -игровые приемы: мотивация (игровая, личная);
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
· тычок жесткой полусухой кистью,
· рисование пальчиками,
· рисование ладошкой, оттиск пробкой,
· оттиск печатками из картофеля,
· обрывание бумаги, скатывание бумаги,
· оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
· восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
· набрызг, отпечатки листьев.
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
· репродуктивная;
· коммуникативная;
· позновательно - исследовательская;
· игровая;
· трудовая;
· двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
· работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
· договариваться о совместной работе, ее содержании;
· планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
· радоваться успехам своим и товарищей при создании работы. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека
Структура проведения совместной образовательной деятельности педагога с детьми
1. Дружественное приветствие.
2. Гимнастика для пальцев и кистей рук.
3. Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
4. Планирование работы (поиск решения, гипотезы).
5. Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6. Практическая работа (реализация решений).
7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
8. Уборка рабочего места.
2. Раздел «Учебный план».
Учебно-тематический план
№ учебной недели |
Дата |
Старшая группа |
1-2 |
3.10.22-7.10.22 |
Путешествие Кисточки(диагностика) |
3-4 |
10.10.22-14.10.22 |
Осенние пейзажи В. Белых |
5-6 |
17.10.22-21.10.22 |
Пестрые кошки |
7-8 |
24.10.22-28.10.22 |
Курица с цыплятами |
9-10 |
31.10.22-4.11.22 |
Я и моя мама |
11-12 |
7.12.22-11.11.22 |
Фруктовая мозаика |
13-14 |
14.11.22-18.12.22 |
Маленький щенок |
15-16 |
21.12.22-25.11.22 |
Поздняя осень в нашем селе Тищенском |
17-18 |
28.11.22-2.12.22 |
В подводном мире |
19-20 |
5.12.22-9.12.22 |
Сон в зимнюю ночь |
21-22 |
12.12.22-16.12.22 |
Зимние узоры |
23-24 |
19.12.22-23.12.22 |
Снегурочка |
|
|
Каникулы |
25-26 |
9.01.23-13.01.23 |
Рождественская ночь |
27-28 |
16.01.23-20.01.23 |
Дворец Деда Мороза |
29-30 |
23.01.23-27.01.23 |
Зима в творчестве братьев Гришкиных |
31-32 |
30.01.23-3.02.23 |
Превращение ладошки |
33-34 |
6.02.23-10.02.23 |
Волшебные кляксы |
35-36 |
13.02.23-17.02.23 |
Мы ходили в зоопарк |
37-38 |
20.02.23-24.02.23 |
«Мой папа» Портретная живопись - В.С. Белых –графика |
39-40 |
27.02.23-3.03.23 |
Е.Кузнецов «Портретная живопись-«Дочка» «Незнакомка» |
41-42 |
6.03.23-10.03.23 |
Весна в творчестве художников |
43-44 |
13.03.23-17.03.23 |
Павлин |
45-46 |
20.03.23-24.03.23 |
Я рисую море |
47-48 |
27.03.23-3.04.23 |
Мои любимые рыбки |
49-50 |
6.04.23-10.04.23 |
Натюрморт |
51-52 |
13.04.23-17.04.23 |
Космические дали |
53-54 |
20.04.23-25.04.23 |
Волшебные цветы |
55-56 |
27.04.23-31.04.23 |
Пескография (индивидуальные рисунки |
57-58 |
3.05.23-7.05.23 |
Пескография (коллективная работа) |
59-60 |
10.05.23-14.05.23 |
Черемуха душистая |
61-62 |
17.05.23-21.05.23 |
Лето в творчестве местных художников |
63-64 |
24.05.23-28.05.23 |
Страна Вообразилия (диагностика) |
3. Раздел «Содержание программы»
№ учебной недели |
Тема |
Программное содержание |
||
Октябрь. Тема «Здравствуй, яркая осень!» Задачи. 1Развивать потребность у дошкольников в приобретении новых знаний об изобразительном искусстве, живописцах и живописи ( России и местных художников). 2.Обобщить и систематизировать знания детей об осени, ее природным колоритом, используя живопись Павла Гречишкина и Рябчикова В.В. 3. Продолжать знакомить детей с традиционными и нетрадиционными методами рисования объектов окружающего мира, техникой рисования животных и птиц. 4. Формировать у детей положительное, эмоциональное отношение, любовь к краю, желание беречь ее первозданную красоту через живопись местных художников и отражать его в своем творчестве. 5. Воспитывать у детей уважение к труду художника. |
||||
1-2 |
Путешествие Кисточки (диагностика) |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. |
||
3-4 |
Осенние пейзажи Беседа «Осень в живописи»". Рисование по сырому) «Павел Гречишкин» «Туман» «Осень на болоте» |
Познакомить с творчеством художников - пейзажистов, рисующих осень. Дать понятие "осенний колорит". Учить отражать особенности изображаемых природных объектов в технике "рисование по мокрому фону". Дать понятие "перспектива". |
||
5-6 |
Пестрые кошки (масляная пастель) |
Учить рисовать с натуры животное (игрушку кошки с котятами), передавая пропорции тела и его характерные особенности. Делать предварительный набросок простым карандашом. |
||
7-8 |
Курица с цыплятами (гуашь и акварель). Знакомство с творчеством Чарушина. |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках (тычок). Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Развивать чувство композиции. |
||
Ноябрь. Тема «Последний лист упал с деревьев, и первый снег, и первый лед сковал моё село в своих объятьях…» 1. Продолжать обобщить и систематизировать знания детей об искусстве рисования животных и человека (художник-иллюстратор В.В. Макарова). 2.Совершенствовать умения различать и рисовать деревья, кустарники (названия, форма и цвет листьев, кроны, цвет ствола, жизнь осенью) на примере творчества местных художников передающих красоту Ставропольского края (Иванов В. И., Гречишкин Павел, Рябчиков В.В., Евгений Кузнецов, Сипович Т.М. и др.) 3. Продолжать знакомить детей с понятиями " колорит", жанрами живописи: " портрет, " пейзаж", "натюрморт". 4. Формировать эстетический вкус дошкольников. |
||||
9-10 |
Я и моя мама (гуашь и акварель). |
Продолжать учить делать набросок человека разного возраста простым карандашом. Учить Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет правильно тонировать фон акварельными красками. Закрепить умение смешивания гуашевых красок для поиска необходимого оттенка. Учить пользоваться разными видами кистей. Закрепить технику рисования пальцем. Познакомить с техникой рисования поролоном |
||
11-12 |
Фруктовая мозаика (Сипич Татьяна 2 "Натюрморт с тыквой"). (акварель, восковые мелки) |
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
||
13-14 |
Маленький щенок (восковые мелки) (Рябчиков В.В.) |
Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
||
15-16 |
Поздняя осень в родном селе. (гуашь, акварель, масляная пастель) |
Учить рисовать дома разной формы. Передавать линейную перспективу, в изображении поздней осени в Тищенском. Продолжать знакомить с творчеством ставропольских художников. дать понятие " городской пейзаж". |
||
17-18 |
В подводном мире (рисование ладошкой, восковыми мелками и акварелью) |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
||
Декабрь. Тема «Пришла волшебница зима…» 1. Воспитывать чувство прекрасного, восхищение красотой и богатствами Родины и родного края. Побуждать видеть изменение природы в первый зимний месяц через живопись русских художников и художников Изобильного. 2. Развивать способности классификации живой и неживой природы, растительного и животного мира, побуждать передавать дошкольников передавать их красоту в своих рисунках 3.Развивать внимание, наблюдательность, эстетическое цветовое мировосприятие. 4.Воспитывать любовь к природе родного села, бережное отношение к окружающему миру |
||||
19-20 |
Сон в зимнюю ночь. Беседа "Зимняя живопись знаменитых художников". |
Формировать у детей умение самостоятельно придумывать и реализовывать в рисунке сюжет. Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Развивать фантазию и воображение. |
||
21-22 |
Зимние узоры (свеча, пастель) |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого пастели. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
||
23-24 |
Снегурочка (акварель и гуашь). |
Познакомить с декоративным искусством палеха.(шкатулка со Снегурочкой). Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Волшебная кисточка» для детей 5-6 лет Продолжать учить делать набросок человека разного возраста простым карандашом. Учить правильно тонировать фон акварельными красками. Закрепить умение смешивания гуашевых красок для поиска необходимого оттенка. Закрепить умение пользоваться разными видами кистей, технику рисования пальцем, поролоном. |
||
Каникулы |
Каникулы |
Каникулы |
||
Январь. Тема: «Праздники и люди». 1.Закреплять знания детей о народных сказках (творчество Ю.Васнецова « Снегурочка в зимнем лесу») и зимних праздниках, побуждать детей передавать в своем творчестве впечатления о них. 2.Познакомить детей с красотой природных и городских пейзажей местных художников. 3. Развивать внимание, наблюдательность, цветовосприятие, творческое воображение |
||||
25-26 |
Рождественская ночь (граттаж) |
Учить осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов |
||
27-28 |
Дворец Деда Мороза (Рисование свечой и восковыми мелками) |
Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники свеча. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
||
29-30 |
Зима в творчестве местных художников (гуашь, акварель) |
Закрепить умение рисовать деревья. Учить рисовать хвою сосны приемом тычка. Учить смешивать краски до получения необходимого серого оттенка. Развивать цветовосприятие. Знакомим с техникой набрызга. Развивать чувство композиции. Прививать любовь к красоте природы родного края. |
||
Февраль. Тема «Февраль – заснеженный край». 1.Обобщить и систематизировать знания детей о портретной живописи. (Портретная живопись Е. Кузнецов –графика). 2.Закреплять умения детей рисовать человека в движении, соблюдая пропорции тела. 3.Развивать внимание, память, творческое воображение в рисовании техникой кляксографии и ладошек. 4. Воспитывать чувство прекрасного, восхищение красотой и богатствами родного края, через живопись художников Ставрополья. |
||||
31-32 |
Превращение ладошки. (гуашь) |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
||
33-34 |
Волшебные кляксы (тушь) |
Формировать умение видеть образ в любых объектах окружающего мира. Учить рисовать, используя прием" кляксография". Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны. Развивать фантазию и творческое воображение при использовании нетрадиционных техник рисования. |
||
35-36 |
Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) Творчество В.Чарушина |
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
||
37-38 |
«Мой папа» Портретная живопись В.С. Белых –графика |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приѐмами рисования (пальчиками). Развивать чувство композиции. |
||
Март . Тема « Ранняя весна приходит в заснеженный край…» . 1.Познакомить с творчеством русских и местных живописцев, изображающих весну. 2. Поощрять желание детей передавать свои впечатления о весне в своем творчестве, передавая весенний колорит в традиционных и нетрадиционных техниках рисования. 3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность при рассматривании портретной живописи, стремление передавать в своих рисунках сходство с изображаемым человеком и пропорции тела. 4.Расширять представление детей о жанре пейзаж. дать понятие " Морской пейзаж", художник - моренист. на примере творчества В.В.Рябчикова и П. Гречишкина. 4.Развивать творческое воображение, образную речь при рассказе по картине и о своѐм рисунке. |
||||
39-40 |
В. Первунинский « Портретная живопись- «Дочка». В.В. Макаров |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
||
41-42 |
Весна в творчестве художников ("Грачи прилетели", И.И. Левитан "Март".) |
Познакомить с творчеством русских и местных живописцев, изображающих весну. Развивать творческое воображение дошкольников при изображении пейзажа весеннего леса. Познакомить детей с линейной и воздушной перспективой. Учить рисовать деревья и кустарники, передавая их характерные особенности. прививать любовь к природе родного края. |
||
43-44 |
Павлин. (гуашь) |
Рисунок ладошкой. Учить свободно располагать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета |
||
45-46 |
Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) |
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
||
47-48 |
Я рисую море. (техника- Волшебные веревочки). (Гуашь и акварель) |
Расширять представление детей о жанре пейзаж. Дать понятие " Морской пейзаж", художник -моренист. на примере творчества И.К.Айвазовского. Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования. Развивать воображение. |
||
Апрель. Тема: «Мир Земли и мир Вселенной». 1. Закрепить представления о родной планете Земля используя творчество В.С. Белых « Космические миры» (техника-монотипия). 2. Продолжать знакомить с творчеством местных живописцев, изображающих весну воды. 3. Расширяем понятие "натюрморт" через знакомство с живописью и графикой русских и местных художников. 4.Поощрять желание детей изобразить весенние изменения и деятельность человека в природе в своем творчестве.( в традиционной и нетрадиционной технике- пескографии). |
||||
49-50 |
Натюрморт «Пасха» |
Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции |
||
51-52 |
Космические дали набрызг, печать поролоном по трафарету) |
Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
||
53-54 |
Волшебные цветы (гуашь, восковые мелки). |
Познакомить с техникой монотипии (накладывание листа на стекло или второй лист). Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
||
55-56 |
Пескография (индивидуальные рисунки) |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках(песок, горох, манка). Учить самостоятельно выбирать тему для индивидуальной композиции. |
||
Май. «Весна шагает по родному краю… и скоро лето к нам прейдет…» 1.Обобщить основные приметы весны, лета, формировать умение видеть красоту окружающего мира, происходящие изменения в нем используя живопись художников России и местных живописцев. 2.Уточнить и углубить знания детей об изменениях в неживой и живой природе в каждое время года. 3. Обогащать словарный запас детей (колорит, портрет, пейзаж, натюрморт, перспектива и др.), побуждать выражать словами и в своем творчестве переживаемые чувства от красоты природы родного края. |
||
57-58 |
Пескография (коллективная работа) |
Учить работать в коллективе(обговаривать сюжет изображаемого, договариваться. кто что рисует в технике пескографии) Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках(песок, горох, манка). |
59-60 |
Черемуха душистая тычкование Кончаловский «Сирень в вазе» |
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка |
61-62 |
Лето в творчестве художников. |
Продолжать знакомить с творчеством русских и местных живописцев, изображающих летние пейзажи. Развивать чувство композиции дошкольников при изображении пейзажа. Продолжать знакомить детей с линейной и воздушной перспективой. Закрепить рисование деревьев и кустарников, Воспитывать уважение к профессии художник. |
63-64 |
Страна Вообразилия (диагностика) Краски, мелки, карандаши. |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему |
4.Раздел «Планируемые результаты обучения по программе, в целом».
1. Расширится кругозор дошкольников
· Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
· Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Различать основные виды ИЗО
· Знать имена и работы наиболее известных художников.
2. Дети освоят разные способы рисования различными материалами по разной фактуре: Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
· Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
· Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов
. · Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
· Знать особенности изобразительных материалов.
· Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно- белый, цветной), монотипия.
· Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
· Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
· Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
· Повысится уровень развития творческих изобразительных способностей дошкольников;
3. Дети будут знать живопись и авторов местных художников и художников России. Глубоко эмоционально, чувственно и осмысленно смогут воспринимать произведения изобразительного искусства.
4. Повысится эмоционально – нравственный и творческий потенциал дошкольников (дети станут более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа).
5. Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов, расширится кругозор 6. Укрепятся мышцы кисти руки, разовьется мелкая моторика рук.
5. Раздел «Календарный учебный график» ( по каждому году обучения)
Период за 32 учебной недели |
Сроки |
1 учебный период: |
03.10.2022- 23.12.2022 |
диагностический период |
03.10.2022-07.10.2022 |
Каникулы |
Каникулы |
2 учебный период |
09.01.2023-28.05.2023 |
диагностический период |
09.01.2023- 13.01.2023 |
6.Раздел «Показатели результативности , формы контроля и оценочные материалы»
Мониторинг.
Формы и виды контроля. - предварительный - диагностика способностей занимающихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения изобразительных навыков;
- итоговый - анализ результатов выступления занимающихся в рамках дошкольных, городских, краевых и российских мероприятий.
Формы подведения итогов.
Результаты реализации программы отслеживаются через участие в различных художественных творческих конкурсах деятельности. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Задания для диагностики художественных способностей детей в приложении 1.
7. Раздел «Методическое обеспечение образовательного процесса»
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия:
а) Изобразительные средства, бумага разной фактуры и формата, кисти, палитры материал;
Для нетрадиционных техник:
тычок жесткой полусухой кистью.,
рисование пальчиками,
рисование ладошкой,
оттиск поролоном,
граттаж,
кляксография необходим следующий материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
б) Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы; детская художественная литература;
в) Иллюстративные материалы;
г) Портреты и биографии художников;
д) Иллюстрации объектов живой и неживой природы, в разные времена года, игрушки, керамика, объекты народно-прикладного творчества;
е) Схемы изображений объектов рисования;
ж) пособия: для показа смешивания красок, перспективы и др..;
з) Сценарии проведения тематических занятий.
8. Раздел «Материально- техническое обеспечение образовательного процесса»
Для успешной реализации учебного процесса необходимы следующие условия: Условия эффективности реализации программы
1. Наличие у педагога изобразительных навыков и знаний об искусстве
2. Наличие качественных репродукций или подлинников необходимых для реализации программы 3.Наличие дидактического и литературного материала по живописи и графике.
4. Наличие места для проведения занятий рисованием: светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам;
5. Наличие места для проведения выставок детских работ.
6. Взаимосвязь с родителями.
7. Стол и шкаф для хранения пособий и изобразительных материалов.
9. Раздел «Список литературы»
1. ФГОС ДО. Психолого-педагогическое сопровождение изобразительной деятельности дошкольников. - Москва: Высшая школа, 2019 г.
2.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – Москва: изд. Мнемозина, 2015 г. -147с.
3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие –Москва: Просвещение, 2016 г. – 256с.:ил.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 2015. - 98с. 3Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений./Сост. В.Е. Триодин. – М., 1995.
5. Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2017.
6.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
8.Дополнительное образование детей: под ред. О.Е.Лебедева. – М., 2000.
9.Ерошенков И.Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. - М., 1994.
10. Петровский А.В. Психология. – М., 1998.
11. Прохорова Л.А. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание.- 1996 №5.
12. Разноцветный мир детства/ Фришман И.И. и др. – М., 1999.
13. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в дет. саду. – М.,1985.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
15. Учимся общаться с ребѐнком./В.А. Петровский и др. – М., 1993.
16. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. – Волгоград: изд. «Учитель», 2017 г. – 134 с.
17. Ращупкина С. Ю..Энциклопедия мировой художественной культуры. – Москва: «Рипол – Классик», 2017 г.
18. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Академия, 2010. - 232с.
19. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013.
20. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10.
21. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 2015
22. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3-7 лет Т.С. Комарова, 2016 г. 24. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2016
Приложение 1.
Мониторинг реализации программы.
С целью определения уровня усвоения программы проводится мониторинг в два этапа. Первый этап – начало учебного года (октябрь ). Использовалась диагностика Н.А.Ветлугиной «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Форма проведения – рисование по замыслу
Анализ продукта деятельности -рисунок
№ |
Ф.И. ребенка |
Знание живопис и художни ков, ее авторов |
Знание свойств изобрази тельного материа ла |
Оригинал ь ность композиц и |
Оригинал ь ность формы |
Самосто ятель ность, |
Творчеств о |
Анализ работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения (-) – не знает живописи художников, ее авторов не знает свойств изобразительных материалов, не умеет строить композицию, создать форму, не оригинален, не самостоятелен, не умеет анализировать работу, нет интереса к ней. (*) – все выполняет и знает частично. (+)-Знание живописи художников, ее авторов. Ребенок работает самостоятельно, с интересом, соблюдая каноны рисования вносит свои дополнения, может проанализировать критически свой результат .
Анализ процесса деятельности -рисунок
№ |
Ф.И. ребенка |
Владение техническими приемами |
Регуляция деятельности |
Самостоятель ность |
Творчество |
Анализ своей деятельнос ти. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения
(-) – не владеет техническими приемами рисования, в то числе нетрадиционными, не может самостоятельно регулировать свою деятельность, не проявляет интереса к данной деятельности, не может ее анализировать.
(*) - все выполняет частично.
(+) – владеет необходимыми приемами, в то числе нетрадиционными, самостоятельно регулирует процесс лепки, проявляет к нему интерес, работает творчески, может дать правильный анализ своей деятельности
Приложения 2
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно
. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребѐнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретѐнное и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием. Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ
«Детский сад №30» ИГО СК
О.В.Мазий ___________
от «____»_______20____г
Список детей посещающих дополнительное образование по художественно-эстетическому направлению «Веселая кисточка»
1. Голоха Алексей
2. Иванчихин Макар
3. Литюшкин Назар
4. Мартиросян Рианна
5. Макарова София
6. Плотникова Мирослава
7. Полтавец Михаил
8. Хашба Дмитрий
9. Черкашин Евгений
Руководитель кружка:
воспитатель Петриченко В.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.