Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
№ 61 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Внеклассное чтение»
по учебному предмету «Литературное чтение»
во 2 классе
Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Возраст обучающихся: 7 – 8 лет
Составители программы:
учитель начальных классов
Кукурузова Е.В.
Донецк
2020 год
Автор:
Кукурузова Е.В., учитель начальных классов, специалист II категории, МОУ «Гимназия информационных технологий №61 города Донецка»
Аннотация к программе
Программа «Внеклассное чтение» соответствует требованиям нового государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики. Предусматривает формирование у младших школьников общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом. Пробуждает интерес к чтению художественной литературы. Способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Создает предпосылки для решения множества важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Внеклассное чтение» разработана в соответствии с:
Ø Законом Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Ø Государственным образовательным стандартом начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП;
Ø Примерной программой по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 83 с.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса, детей 7 – 8 лет.
Как учебный предмет «Литературное чтение» в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках обучающиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся начальных классов.
Уроки внеклассного чтения знакомят обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Педагогическая целесообразность Программы
На уроках внеклассного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Внеклассное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
На уроках внеклассного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока внеклассного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Актуальность Программы
Внеклассное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Внеклассное чтение вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них, предугадывать примерное содержание любой детской книги ещё до чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Тематика уроков внеклассного чтения затрагивает различные стороны жизни ребёнка и окружающей его среды, расширяет читательский кругозор, Учащиеся знакомятся с классической русской, зарубежной литературой.
Большое внимание отводится произведениям устного народного творчества и современной детской книге. На уроках внеклассного чтения школьники получают общее представление о том, что книг много и все они разные. Особое место отводится сказкам, произведениям о животных, о растениях, приключениях и волшебстве.
Формирование читательской самостоятельности - сложный процесс. В основе его лежит овладение знаниями, умениями, навыками, которые приобретаются на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Главной задачей уроков внеклассного чтения является создание благоприятных условий на занятиях, доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, создание атмосферы доверия, теплоты, ценности человеческого общения.
Каждый урок внеклассного чтения направлен на развитие творческих способностей детей, воспитание талантливого читателя, способного слушать и дополнять товарищей, высказывать свои суждения, принимать участие в беседе.
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Ø овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
Ø развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
Ø обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов Донецкой Народной Республики и других стран.
Основная цель программы – организация самостоятельного чтения младших школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
2) овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
3) воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
4) формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Новизна Программы
Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка. Программа представляет систему занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у младших школьников необходимых общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций.
Отличительные особенности Программы
Программа предусматривает организацию уроков внеклассного чтения, основное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Отличительной особенностью данной Программы является то, что она позволяет учителю на уроках внеклассного чтения использовать готовые тщательно подобранные произведения, соответствующие тематике раздела.
Принципы Программы
Работа с младшими школьниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:
Ø принцип единства развития, обучения и воспитания;
Ø принцип непрерывности развития ребенка;
Ø принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Ø принцип уважения к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности;
Ø принцип комплексного подхода;
Ø принцип систематичности и последовательности;
Ø принцип сознательности и творческой активности;
Ø принцип наглядности.
Технологии:
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Помимо технологии продуктивного чтения на уроках внеклассного чтения также реализуются личностно-ориентированные, развивающие, игровые, интерактивные, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Сроки реализации программы
Программа реализуется с сентября по май 2020 – 2021 учебного года.
Обучение детей рассчитано на 1 учебный год.
Общее количество учебных часов – 16.
Формы и режим занятий
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Составной частью предмета «Литературное чтение» являются уроки внеклассного чтения. Во 2 классах уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.
Ожидаемые результаты
Реализация программы «Внеклассное чтение» обеспечивает достижение младшими школьниками личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо-ведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
№ |
Тема занятия |
1 |
Малые фольклорные формы. |
2 |
Устное народное творчество. |
3 |
«Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники |
4 |
Учимся работать с книгой. |
5 |
Произведения детских писателей. |
6 |
Рассказы о братьях наших меньших |
7 |
Знакомство с периодической литературой для детей. |
8 |
Зимушка-зима. |
9 |
Стихи русских поэтов о зиме. |
10 |
Стихи о животных. |
11 |
Научно-художественные сказки. |
12 |
Мои друзья. |
13 |
Люблю природу русскую. |
14 |
Веселые рассказы для детей. |
15 |
Произведения о жизни детей. |
16 |
Литература зарубежных стран |
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала |
Планируемые результаты (требования к учебным достижениям учащихся) |
1. |
Малые фольклорные формы. |
Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. Слово как средство создания образа. Распределение загадок по тематическим группам. |
Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. |
2. |
Устное народное творчество. |
Большие жанры устного народного творчества. Герои сказок. Характеристика героев сказок на основе представленных качеств характера. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Перечислять и характеризовать героев сказки. Определять последовательность событий. Составлять план. Рассказывать сказку. Соотносить рисунок и содержание сказки. |
3. |
Учимся работать с книгой. |
Сравнение книг. Поиск необходимой книги в библиотеке. Стихи русских поэтов «Славная осень». К.Д.Ушинский «Четыре желания» |
Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану. Размышлять над прочитанным. |
4. |
«Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники |
Поиск необходимой книги в библиотеке. Энциклопедии. Справочники. |
Сравнивать научный и художественный стили текстов. Ориентироваться, находить интересные и нужные статьи в энциклопедиях и справочниках. Находить нужную информацию по заданной теме. |
5. |
Произведения детских писателей. |
Герои произведений. Характеристика героев произведений. Л.Н. Толстой «Рассказы и сказки» |
Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексе красочные яркие определения (эпитеты). Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. |
6. |
Рассказы о братьях наших меньших. |
Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Е.Чарушин «Про Томку». М.Пришвин «Ёж». |
Сравнивать сказки и рассказы о животных. Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их, выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. |
7. |
Знакомство с периодической литературой для детей. |
Произведения из детских журналов. |
Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. |
8. |
Зимушка-зима. |
Русская народная сказка «Морозко». А.А.Прокофьев «Как на горке, на горе». К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы» |
Воспринимать на слух художественный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Понимать особенности были и сказочного текста. |
9. |
Стихи русских поэтов о зиме. |
Стихи русских поэтов о зиме из сборника «Времена года» |
Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения. |
10 |
Стихи о животных. |
Веселые стихи о животных. Настроение стихотворения. Приемы сказочного текста в стихотворении. С.Я.Маршак «Детки в клетке». С.В.Михалков «Щенок» |
Определять героев произведения, характеризовать их, выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. |
11 |
Научно-художественные сказки. |
Научно-художественное отображение жизни леса и его обитателей. Соединение в показе мира природы поэтичности с познавательностью и документальной точностью. В.Бианки «Лесные домишки». |
Видеть красоту природы, изображенную в научно-художественных произведениях, познавать ее особенности. |
12 |
Мои друзья. |
Стихи о дружбе и друзьях. Нравственно-этические представления. А.Л.Барто «Мы с Тамарой»
|
Объяснять нравственный смысл произведений. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам. |
13 |
Люблю природу русскую. |
Стихи русских поэтов о весне из сборника «Времена года» |
Наблюдать за жизнью слова. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. |
14 |
Веселые рассказы для детей. |
Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. В.Ю.Драгунский «Денискины рассказы» |
Понимать особенности юмористического произведения. Инсценировать фрагменты рассказов. Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории. |
15 |
Произведения о жизни детей. |
Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Н.Н.Носов «Мишкина каша», |
Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Инсценировать фрагменты рассказов. |
16 |
Литература зарубежных стран |
Г.-К.Андерсен «Дюймовочка». |
Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Определять героев произведения. Давать характеристику героям произведения. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках. |
Способы определения результативности:
Предметные результаты освоения второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:
Ø читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм, переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
Ø понимать смысл прослушанного/прочитанного текста;
Ø различать и называть отдельные жанры фольклора и художественной литературы;
Ø определять тему и главную мысль произведения; воспроизводить последовательность событий в произведении, описывать характер героя, оценивать поступки героев произведения; находить в тексте портрет героя; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); осознанно применять изученные литературные понятия для анализа произведения;
Ø отвечать на вопросы или составлять высказывание на заданную тему по содержанию произведения; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; формулировать устно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста и подтверждать ответ примерами из текста; участвовать в беседе по прочитанному, подробно и выборочно пересказывать содержание произведения; рассказывать о прочитанной книге; сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, небольшие сказки, рассказы); инсценировать;
Ø ориентироваться в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям;
Ø использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги.
Литература
Нормативная база:
Ø Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
Ø Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП;
Ø Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 83 с.
Использованная литература:
1. Горовая, В.И. Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1- 4 кл.: пособие для учителя/В.И.Горовая и др. – М. : ВЛАДОС, 2005.
2. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе/ Т.Л.Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.
3. Соболева, О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст: метод. пособие для учителя начальных классов / О. В. Соболева. – М. : Баллас, 2009.
4. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992
5. Шестакова, Н. А. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 2 класс («Маленькая дверь в большой мир») / Н. А. Шестакова, Т. В. Кулюкина. – М. : Баласс, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.