Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 7 класс. "Мой край"
Оценка 4.9

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 7 класс. "Мой край"

Оценка 4.9
docx
26.03.2021
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 7 класс. "Мой край"
7 класс. мой край.Рабочая программа.docx

 

Рабочая программа

 

                                               по курсу «Мой край» 7 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса для учащихся 7 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Программа  ориентирована на  углубленное изучение курса истории своего края в рамках основной средней школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс рассчитан на один год, на 34 часа (34 недели учебного времени по 1 часу в неделю).

Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.

В УМК входят: Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.; Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека.  Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.

Цели и задачи реализации курса

Цель курса:

·         главная цель - развитие гармоничной личности учеников средствами курса;

·         предоставить школьникам основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ярославской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Задачи:

·         формирование у детей основ российской гражданственности, патриотизма;

·         формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о городе;

·         рассмотрение Ярославской области с позиции истории, культуры, этнографии, самобытности, экологии и других аспектов;

·         пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

·         знакомство детей с историей и культурой родного края в прошлом и настоящем;

·         формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию;

·         организация внеурочной интеллектуально – познавательной деятельности;

·         развитие кругозора, познавательных интересов, наблюдательности, творческих способностей каждого ребёнка;

·         развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

·         воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему патриотического и духовно – нравственного воспитания;

·         организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

·         организация начальной профориентации

·         укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий как условия патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Методы и формы работы

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

·         Беседы (желательно использовать презентацию);

·         Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

·         Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

·         Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

·         Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:

Обучающийся научится и приобретет:

·         научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

·         объяснять оценки событий с позиции общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;

·         пользоваться правилами поведения общими для всех людей;

·         приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

·         признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Обучающийся получит возможность для формирования:

·         мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

·         эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

·         выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

·         проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

·         использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

·         уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

·         вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

·         используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

·         на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·         узнавать символику Ярославской области;

·         описывать достопримечательности Ярославской области;

·         использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

·         находить на карте свой регион и его главный город;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

·         самостоятельно подбирать литературу по теме;

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

·         понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

·         ориентироваться на позицию партнера в общении;

·         учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

·         готовить и выступать с сообщениями;

·         формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

                                          Содержание курса:

В данном курсе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Ярославской области, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры и нравственности. Наиболее важный акцент уделяется изучению деревни Мордвиново.

В основе концепции современного пути развития страны лежит восстановление утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самосознание в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует самоопределению, духовному, культурному росту человека, его гражданственности и патриотизму.

Именно эту цель призван осуществить курс внеурочной деятельности "Мой край".

Программа курса «Мой край» состоит из семи тематических блоков:

1.     Ярославль исторический (8часов). Охватывает период от создания города Ярославля до 1918года.

2.     Ярославль культурный (11 часов). Знакомит с самобытностью, традициями культуры от зарождения до наших дней.

3.     Ярославль промышленный (4 часа). Знакомит с органами управления города, с главными заводами и фабриками, создающими основу материального благосостояния города, формирует основы начальной профориентации, знакомит с экологическим состоянием микроклимата города.

4.     Любимые места отдыха (3 часа). Знакомит с наиболее популярными местами отдыха Ярославцев, экологическим состоянием микроклимата города.

5.     Дружная семья народов (1 час). Раскрываются особенности города как дружной семьи народов, конфессий. Особенности взаимоотношений с городами- побратимами.

6.     Ими гордится Ярославская область(3 часа). Данный блок знакомит с известными людьми, внёсшими огромный вклад в известность города в стране и мире. В частности, о выдающихся людях деревни Мордвиново.

7.     Мордвиново на карте Ярославской области.  Раскрывает особенности карты Ярославской области.

Изучение каждого блока носит поисковый характер, включает в себя теоретическую часть, экскурсии, творческие задания.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу:

·         Викторина

·         Тестирование           

·           Требования к уровню достижения результатов обучающихся

Учащиеся должны знать:

– историю образования своего города;

– историю названия города;

– что такое город;

– символику Ярославской области (герб, флаг);

– Кремль как историческую важность;

– основные памятники архитектуры Ярославской области;

– народно-прикладное творчество Ярославской области;

- имена людей, прославивших родной город;

- роль города в годы ВОВ.

- близлежащие улицы и площади Ярославской област;

– хозяйство города (главные заводы и фабрики)

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

- самобытность районов города – основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

-памятники деревни Мордвиново;

-находить деревню Мордвиново на карте Ярославской области;

-черпать информацию о деревне Мордвиново при использовании исторической карты.

Учащиеся должны уметь:

-наблюдать, делать умозаключения;

- использовать литературу для ответа на возникающие вопросы;

-работать с картой;

-проводить анализ своей деятельности.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Учебно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Дата

Виды учебной деятельности

Раздел 1. «Ярославль исторический»

 

1

(1 час)

«Знакомьтесь, Ярославль»

Областной центр

05.09

Воспринимать на слух речь учителя, видеоматериалы, иллюстрации, соотносить исторический материал и современность. Характеризовать особенности услышанного или увиденного материала. Давать оценку тому или иному историческому событию. Описывать хронологию.

 

 

Тестирование.

2

(1 час)

«Кто жил на земле до нас»

Племя, предки, славяне, народность, археологи

 

07.09

3

(1 час)

«Моё имя – Ярославль. Князь Ярослав «Мудрый»».

Бурелом, поселение, град, князь, сказание

14.09

4 (1 час)

«Кремль Ярославля»

Кремль

21.09

5 (1 час)

«Строители города»

Купцы, артели, губерния, архитектор

28.09

6 (1 час)

 

 

 

 

«Прямые проспекты и башни старинные»

Булыжник, генеральный план, башня

05.10

 

7 (1 час)

 

«Храмы города Ярославля»

ЮНЕСКО

12.10

8 (1 час)

«Наши предки-защитники Отечества»

 

Мятеж, Советы народных депутатов, большевики

 

19.10

Раздел 2. «Ярославль культурный»

 

9 (1 час)

«Ярославские промыслы и ремёсла. Колокола»

Слобода, ямщик. кузнец, мануфактура, изразцы, малиновый звон , набат

 

29.10

Характеризовать героев тех событий Уважительно относится к прошлому и настоящему города. Уметь характеризовать особенности костюма, фольклора родного края, его культуру. Знать достижения города в различные времена, знать имена людей прославивших Ярославль. Уметь называть наиболее известные места в городе. Знать ближайшие улицы и площади города Ярославля и деревни Мордвиново.

 

 

Тестирование.

10 (1 час)

«Ярославский костюм»

 

Телогрейка, кумач, кокошник, лапти, зипун, армяк, чуга, кафтан, сюртук, плисовые штаны, купец.

09.11

11(1 час)

«Онлайн- Экскурсия:«Берегиня»

 

Оберег

16.11

12 (1 час)

«Ярославский фольклор. Лучший голос России.»

Фольклор, дебют

 

 

23.11

13 (1 час)

«Самый первый русский театр»

 

Лицедеи, мельпомена, амбар, коммерция, дьячок, посадские люди.

30.11

14 (1 час)

«Народный театр»

 

Скоморох, раёк, балаган

 

07.12

15 (1 час)

«ТЮЗ и театр кукол»

Премьера

14.12

16 (1 час)

«Художественный музей»

Глава губернии, пейзаж, фонды музея

 

21.12

17 (1 час)

«Музей истории города»

Экспозиция,экскурсия

 

11.01

 

18.01

 

18 (1 час)

«Музей пожарного дела»

19 (1 час)

«Музей: здесь живет музыка»

Раздел 3. «Ярославль промышленный»

 

20(1 час)

«Кто управляет в Ярославской области?»

Земство, бюджет города, мэр, мэрия

25.01

Развивать устойчивый и познавательный интерес к материалам «мой город» у обучающихся. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении и сборе материала по данным темам.

 

 

Тестирование.

21 (1 час)

«Как строились фабрики и заводы в Ярославской области?»

Мануфактура, Персия, Средняя Азия, завод-гигант, мельница

01.02

22 (1час)

«ЯМЗ и ЯМШ»

Тягач, супермарафон, каучук

 

08.02

23 (1 час)

«Нефтяная лаборатория. История краски.»

Нефтеперерабатывающий

 

 

19.02

Раздел 4. «Любимые места отдыха»

 

24 (1 час)

«Волга. Сколько в городе мостов?» (игра)

Реки, парки                             26.02

 

 

 

                                                05.03 

Формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с изучаемым материалом.  Онлайн-экскурсия. Тестирование.

 

25 (1 час)

«Ярославский зоопарк. Парки города.»

26 (1 час)

«История Ярославского дельфинария»

 

11.03

 

Раздел 5. «Дружная семья народов»

 

27 (1 час)

«Дружная семья народов: диаспоры»

национальность, чак-чак, город, деревня

19.03

Работа с историческими источниками.Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия, тестирование.

Раздел 6. «Ими гордится Ярославская область»

 

28 (1 час)

«От школьной парты до самых звёзд»

Выдающийся

 

Работа с историческими источниками.Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия, тестирование.

29 (1 час)

«Город, где живет «Оскар»»

Оскар, академик

 

 

 

 

30 (1 час)

«Улицы героев»

Герой Советского Союза, Великая Отечественная война

 

Раздел 7. «Мордвиново на карте Ярославской области»

 

31 (1час)

«Карта Ярославской области»

История, карта

 

Работа с картой, электронным ресурсом. Викторина.

32 (1 час)

«Tripadvisor: деревня Мордвиново как уникальный уголок планеты»

33 (1 час)

«Архитектура деревни Мордвиново»

 

34 (1 час)

Повторительно-обобщающий урок. Викторина «Мой край»

 

 

Библиографический список:

Пособия:

1. Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека.  Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.

2.Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.

 

Психолого-педагогическая литература:

1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме  основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИURL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)

2.Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)

3.Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)

4.Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)

5.Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//УчебникиURL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу «Мой край» 7 класс на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа по курсу «Мой край» 7 класс на 2020/2021 учебный год

Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру

Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру

Методы и формы работы Форма организации занятии – индивидуально-групповая: ·

Методы и формы работы Форма организации занятии – индивидуально-групповая: ·

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:

Познавательные действия: Обучающийся научится: · используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; · на основе имеющих знаний…

Познавательные действия: Обучающийся научится: · используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; · на основе имеющих знаний…

Обучающийся получит возможность: · готовить и выступать с сообщениями; · формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров…

Обучающийся получит возможность: · готовить и выступать с сообщениями; · формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров…

Ярославль культурный (11 часов)

Ярославль культурный (11 часов)

Кремль как историческую важность; – основные памятники архитектуры

Кремль как историческую важность; – основные памятники архитектуры

Описывать хронологию. Тестирование

Описывать хронологию. Тестирование

Музей пожарного дела» 19 (1 час) «Музей: здесь живет музыка»

Музей пожарного дела» 19 (1 час) «Музей: здесь живет музыка»

От школьной парты до самых звёзд»

От школьной парты до самых звёзд»

Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции

Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции

https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)

https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021