Рабочая программа
по курсу «Мой край» 7 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для учащихся 7 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Программа ориентирована на углубленное изучение курса истории своего края в рамках основной средней школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс рассчитан на один год, на 34 часа (34 недели учебного времени по 1 часу в неделю).
Важнейшей линией развития личности ученика средствами курса «Мой край» является знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
В УМК входят: Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.; Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека. Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.
Цели и задачи реализации курса
Цель курса:
· главная цель - развитие гармоничной личности учеников средствами курса;
· предоставить школьникам основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ярославской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Задачи:
· формирование у детей основ российской гражданственности, патриотизма;
· формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о городе;
· рассмотрение Ярославской области с позиции истории, культуры, этнографии, самобытности, экологии и других аспектов;
· пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
· знакомство детей с историей и культурой родного края в прошлом и настоящем;
· формирование ценностного отношения к историческому и культурному наследию;
· организация внеурочной интеллектуально – познавательной деятельности;
· развитие кругозора, познавательных интересов, наблюдательности, творческих способностей каждого ребёнка;
· развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
· воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему патриотического и духовно – нравственного воспитания;
· организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
· организация начальной профориентации
· укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий как условия патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся.
Методы и формы работы
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
· Беседы (желательно использовать презентацию);
· Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
· Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
· Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
· Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевых компетенций
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Личностными результатами изучения курса «Мой край» является:
Обучающийся научится и приобретет:
· научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
· объяснять оценки событий с позиции общечеловеческих нравственных и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях;
· пользоваться правилами поведения общими для всех людей;
· приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
· признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
· эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
· выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
· проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
· использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
· уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
· вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
· используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
· на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· узнавать символику Ярославской области;
· описывать достопримечательности Ярославской области;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
· находить на карте свой регион и его главный город;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
· самостоятельно подбирать литературу по теме;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
· понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
· ориентироваться на позицию партнера в общении;
· учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
· готовить и выступать с сообщениями;
· формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание курса:
В данном курсе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре Ярославской области, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися по формированию базиса их духовной культуры и нравственности. Наиболее важный акцент уделяется изучению деревни Мордвиново.
В основе концепции современного пути развития страны лежит восстановление утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самосознание в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует самоопределению, духовному, культурному росту человека, его гражданственности и патриотизму.
Именно эту цель призван осуществить курс внеурочной деятельности "Мой край".
Программа курса «Мой край» состоит из семи тематических блоков:
1. Ярославль исторический (8часов). Охватывает период от создания города Ярославля до 1918года.
2. Ярославль культурный (11 часов). Знакомит с самобытностью, традициями культуры от зарождения до наших дней.
3. Ярославль промышленный (4 часа). Знакомит с органами управления города, с главными заводами и фабриками, создающими основу материального благосостояния города, формирует основы начальной профориентации, знакомит с экологическим состоянием микроклимата города.
4. Любимые места отдыха (3 часа). Знакомит с наиболее популярными местами отдыха Ярославцев, экологическим состоянием микроклимата города.
5. Дружная семья народов (1 час). Раскрываются особенности города как дружной семьи народов, конфессий. Особенности взаимоотношений с городами- побратимами.
6. Ими гордится Ярославская область(3 часа). Данный блок знакомит с известными людьми, внёсшими огромный вклад в известность города в стране и мире. В частности, о выдающихся людях деревни Мордвиново.
7. Мордвиново на карте Ярославской области. Раскрывает особенности карты Ярославской области.
Изучение каждого блока носит поисковый характер, включает в себя теоретическую часть, экскурсии, творческие задания.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу:
· Викторина
· Тестирование
· Требования к уровню достижения результатов обучающихся
Учащиеся должны знать:
– историю образования своего города;
– историю названия города;
– что такое город;
– символику Ярославской области (герб, флаг);
– Кремль как историческую важность;
– основные памятники архитектуры Ярославской области;
– народно-прикладное творчество Ярославской области;
- имена людей, прославивших родной город;
- роль города в годы ВОВ.
- близлежащие улицы и площади Ярославской област;
– хозяйство города (главные заводы и фабрики)
– роль опыта – как источника благосостояния людей;
- самобытность районов города – основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека;
-памятники деревни Мордвиново;
-находить деревню Мордвиново на карте Ярославской области;
-черпать информацию о деревне Мордвиново при использовании исторической карты.
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать, делать умозаключения;
- использовать литературу для ответа на возникающие вопросы;
-работать с картой;
-проводить анализ своей деятельности.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Учебно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Основные понятия |
Дата |
Виды учебной деятельности |
|||||
Раздел 1. «Ярославль исторический» |
|
||||||||
1 (1 час) |
«Знакомьтесь, Ярославль» |
Областной центр |
05.09 |
Воспринимать на слух речь учителя, видеоматериалы, иллюстрации, соотносить исторический материал и современность. Характеризовать особенности услышанного или увиденного материала. Давать оценку тому или иному историческому событию. Описывать хронологию.
Тестирование. |
|||||
2 (1 час) |
«Кто жил на земле до нас» |
Племя, предки, славяне, народность, археологи |
07.09 |
||||||
3 (1 час) |
«Моё имя – Ярославль. Князь Ярослав «Мудрый»». |
Бурелом, поселение, град, князь, сказание |
14.09 |
||||||
4 (1 час) |
«Кремль Ярославля» |
Кремль |
21.09 |
||||||
5 (1 час) |
«Строители города» |
Купцы, артели, губерния, архитектор |
28.09 |
||||||
6 (1 час)
|
«Прямые проспекты и башни старинные» |
Булыжник, генеральный план, башня |
05.10 |
||||||
7 (1 час)
|
«Храмы города Ярославля» |
ЮНЕСКО |
12.10 |
||||||
8 (1 час) |
«Наши предки-защитники Отечества»
|
Мятеж, Советы народных депутатов, большевики
|
19.10 |
||||||
Раздел 2. «Ярославль культурный» |
|
||||||||
9 (1 час) |
«Ярославские промыслы и ремёсла. Колокола» |
Слобода, ямщик. кузнец, мануфактура, изразцы, малиновый звон , набат
|
29.10 |
Характеризовать героев тех событий Уважительно относится к прошлому и настоящему города. Уметь характеризовать особенности костюма, фольклора родного края, его культуру. Знать достижения города в различные времена, знать имена людей прославивших Ярославль. Уметь называть наиболее известные места в городе. Знать ближайшие улицы и площади города Ярославля и деревни Мордвиново.
Тестирование. |
|||||
10 (1 час) |
«Ярославский костюм»
|
Телогрейка, кумач, кокошник, лапти, зипун, армяк, чуга, кафтан, сюртук, плисовые штаны, купец. |
09.11 |
||||||
11(1 час) |
«Онлайн- Экскурсия:«Берегиня»
|
Оберег |
16.11 |
||||||
12 (1 час) |
«Ярославский фольклор. Лучший голос России.» |
Фольклор, дебют
|
23.11 |
||||||
13 (1 час) |
«Самый первый русский театр»
|
Лицедеи, мельпомена, амбар, коммерция, дьячок, посадские люди. |
30.11 |
||||||
14 (1 час) |
«Народный театр»
|
Скоморох, раёк, балаган
|
07.12 |
||||||
15 (1 час) |
«ТЮЗ и театр кукол» |
Премьера |
14.12 |
||||||
16 (1 час) |
«Художественный музей» |
Глава губернии, пейзаж, фонды музея
|
21.12 |
||||||
17 (1 час) |
«Музей истории города» |
Экспозиция,экскурсия
|
11.01
18.01 |
|
|||||
18 (1 час) |
«Музей пожарного дела» |
||||||||
19 (1 час) |
«Музей: здесь живет музыка» |
||||||||
Раздел 3. «Ярославль промышленный» |
|
||||||||
20(1 час) |
«Кто управляет в Ярославской области?» |
Земство, бюджет города, мэр, мэрия |
25.01 |
Развивать устойчивый и познавательный интерес к материалам «мой город» у обучающихся. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении и сборе материала по данным темам.
Тестирование. |
|||||
21 (1 час) |
«Как строились фабрики и заводы в Ярославской области?» |
Мануфактура, Персия, Средняя Азия, завод-гигант, мельница |
01.02 |
||||||
22 (1час) |
«ЯМЗ и ЯМШ» |
Тягач, супермарафон, каучук
|
08.02 |
||||||
23 (1 час) |
«Нефтяная лаборатория. История краски.» |
Нефтеперерабатывающий
|
19.02 |
||||||
Раздел 4. «Любимые места отдыха» |
|
||||||||
24 (1 час) |
«Волга. Сколько в городе мостов?» (игра) |
Реки, парки 26.02
05.03 |
Формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с изучаемым материалом. Онлайн-экскурсия. Тестирование.
|
||||||
25 (1 час) |
«Ярославский зоопарк. Парки города.» |
||||||||
26 (1 час) |
«История Ярославского дельфинария» |
|
11.03 |
|
|||||
Раздел 5. «Дружная семья народов» |
|
||||||||
27 (1 час) |
«Дружная семья народов: диаспоры» |
национальность, чак-чак, город, деревня |
19.03 |
Работа с историческими источниками.Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия, тестирование. |
|||||
Раздел 6. «Ими гордится Ярославская область» |
|
||||||||
28 (1 час) |
«От школьной парты до самых звёзд» |
Выдающийся |
|
Работа с историческими источниками.Работа с презентациями, видео, онлайн-экскурсия, тестирование. |
|||||
29 (1 час) |
«Город, где живет «Оскар»» |
Оскар, академик |
|
|
|||||
30 (1 час) |
«Улицы героев» |
Герой Советского Союза, Великая Отечественная война |
|
||||||
Раздел 7. «Мордвиново на карте Ярославской области» |
|
||||||||
31 (1час) |
«Карта Ярославской области» |
История, карта |
|
Работа с картой, электронным ресурсом. Викторина. |
|||||
32 (1 час) |
«Tripadvisor: деревня Мордвиново как уникальный уголок планеты» |
||||||||
33 (1 час) |
«Архитектура деревни Мордвиново»
|
||||||||
34 (1 час) |
Повторительно-обобщающий урок. Викторина «Мой край» |
||||||||
Библиографический список:
Пособия:
1. Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека. Исторический вестник, 1907, кн. 5, 6, 7.
2.Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом Печати», 2007. – 344с.
Психолого-педагогическая литература:
1.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3.Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4.Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1.Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИ–URL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)
2.Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)
3.Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
4.Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
5.Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//Учебники–URL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.