Муниципальное образовательное учреждение
«Славинская Начальная Образовательная Школа»
Программа внеурочной деятельности
по английскому языку
во 2 классе
«Учимся читать по-английски»
Составитель: Морозова А.С., учитель
английского языка
2020-2021 учебный год
Пояснительная
записка
На начальном этапе изучения английского языка учащимся неизбежно
приходится сталкиваться с различиями между родным языком и иностранным. И
первые такие различия обнаруживаются сразу же, как школьники начинают учиться
читать. Они сталкиваются с правилами чтения и транскрипцией. Правил чтения в
английском языке достаточно много, и касаются они как гласных, так и согласных
букв. Кроме того, огромное количество слов читаются не по правилам, то есть
являются исключениями.
Поскольку овладение навыками правильного чтения и произношения является
необходимым условием развития навыков и умений во всех видах речевой
деятельности, без этого невозможно проявление коммуникативной функции языка, а также
в связи с тем, что специального вводного курса, объясняющего фонетический строй
и правила чтения, в школьной программе не существует – особенности произношения
затренировываются «по ходу дела», было решено проводить факультатив,
направленный на преодоление трудностей в чтении английских слов.
Программа факультатива составлена на основе учебного пособия "Английский
язык. Уроки чтения" Сушкевич А.С., Маглыш М.А, издательство МИНСК, 2009 г.
и фонетического практикума "Учитесь говорить по-английски" О.А.
Колыхалова и К.С. Махмурян, издательство "Владос", 1998 г. и
рассчитана на один год обучения по одному часу в неделю.
Цель факультативных занятий: заложить фундамент для развития
учебно-познавательных способностей учащихся, необходимых для дальнейшего
изучения английского языка, развить коммуникативную компетенцию учащихся, в
частности, сформировать и развить фонетические навыки, обучить чтению вслух.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- создание представлений о фонетическом строе английского языка;
- развитие фонематического слуха;
- формирование навыков артикуляции английских звуков;
- узнавание их в речи собеседника;
- применение поставленных звуков в чтении слов, стихов, скороговорок;
- освоение правил чтения английских слов;
- формирование навыка логической догадки о значении слова по его звучанию;
- совершенствование техники чтения вслух и про себя;
- расширение словарного запаса;
- повышение интереса к дальнейшему изучению языка;
- изучение образцов детского фольклора на примере скороговорок, рифмовок;
- развитие внимания, памяти школьников;
2. Основное содержание факультатива
Курс предусматривает формирование универсальных лингвистических
понятий, таких как звук, буква, слово, предложение, интонация. В рамках
факультатива учащимся предлагается познакомиться с отличиями фонетического
строя английского языка от фонетического строя русского языка; освоить алфавит
и классификацию звуков; правила чтения гласных, согласных букв и
буквосочетаний, познакомиться с особенностями интонации основных типов
предложений, ритмом и ударениями.
При тренировке детей в восприятии и произнесении звуков используются приемы
осознанной и неосознанной имитации, дифференциация звуков, фонетический анализ
слов.
Эффективным для постановки и совершенствования произношения учащихся
является также разучивание скороговорок, рифмовок, стихотворений. Они вводят
элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи. Кроме того,
пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается
разными созвучиями, рифмами, ритмикой. Здесь идеальным образом сочетаются
совершенствование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. С
одной стороны, автоматизируются произносительные навыки, а с другой, учащиеся
учатся делить предложения на синтагмы, определять логическое ударение и т.п.
Поэтому использование пословиц и поговорок в обучении произношению является
крайне целесообразным и эффективным. Для каждой темы были подобраны подходящие
скороговорки, рифмовки, стихотворения, придуманы звуковые лесенки.
3.
Предполагаемые умения и навыки:
Предполагается, что курс поможет школьникам преодолеть речевой барьер.
Они смогут научиться читать вслух, применяя правила чтения и соблюдая
правильное ударение в словах и фразах. Итак, по окончании данного спецкурса
учащиеся должны:
знать и понимать:
алфавит, буквы, буквосочетания,
звуки английского языка;
правила чтения и орфографии;
уметь:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.
4. Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Алфавит. Понятие о букве и звуке. Классификация звуков. Транскрипция. |
1 |
2 |
Согласные буквы и звуки. Правила чтения согласных букв, имеющих один вариант чтения. Правила чтения согласных букв, имеющих несколько вариантов чтения. |
3 |
3 |
Гласные звуки |
2 |
4 |
Транскрипция. |
1 |
5 |
Чтение согласных букв |
2 |
6 |
Гласные буквы и звуки. Правила чтения гласных в четырех типах слогов. |
7 |
7 |
Правила чтения сочетаний согласных, немые согласные. |
3 |
8 |
Правила чтения сочетаний гласных. |
3 |
9 |
Правила чтения сочетаний гласных с согласными. |
4 |
10 |
Ударение: общие и частные правила. Части слова. Слова-исключения. |
3 |
11 |
Интонация. Ритм. |
3 |
12 |
Резерв. |
2 |
|
итого |
34 |
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание |
План. |
Факт . |
1 |
Алфавит. Понятие о букве и звуке. Классификация звуков. Транскрипция. |
1 |
Введение. Алфавит. Буквы. Песенка АВС. Понятие
о звуке. Понятие о транскрипции. |
|
|
2 - 4 |
Согласные буквы и звуки. Правила чтения согласных букв, имеющих один вариант чтения. Правила чтения согласных букв, имеющих несколько вариантов чтения. |
3 |
Знаки транскрипции согласных звуков. Отработка звуков [b], [p], [v], [f], [g], [k], [d], [t], [ᴣ], [ʃ], [z], [s], [θ], [ð], [ʧ], [ʤ], [m], [n], [ŋ], [l], [r], [h], [w], [j], тренировочные
упражнения по теме |
|
|
5 - 6 |
Гласные звуки. Дифтонги |
2
|
Знаки транскрипции гласных звуков. Отработка звуков [i:], [i], [a:], [˄], [ͻ:], [ɒ], [u:], [ʊ], [ɜ:], [e], [æ], [ə]. Знакомство с понятием «дифтонг», отработка звуков [ei], [ai], [ͻi], [aʊ], [əʊ], [iə], [ʊə], тренировочные упражнения по теме
|
|
|
7 |
Транскрипция. |
1
|
Пробное чтение транскрипции, тренировочные упражнения по теме |
|
|
8 – 9 |
Чтение согласных букв |
2
|
Чтение согласных букв, отработка звуков Bb [b], Dd [d], Ff [f], Hh [h], Kk [k], Ll [l], Mm [m], Nn [n], Pp [p], Rr [r], Ss [s], Tt [t], Vv [v], Ww [w], Zz [z] Jj [ʤ], Xx [ks] тренировочные упражнения по теме |
|
|
10 – 16 |
Гласные буквы и звуки. Правила чтения гласных в четырех типах слогов. |
7
|
Знакомство с типами слогов в английском языке. (1. Открытая гласная, 2. Гласная закрыта согласной, 3. После гласной r, 4. После гласной сочетание re) Отработка звуков [æ] - [ei], [e] - [i:], [i] - [ai], [ɒ] - [əʊ], [˄] - [u:] или [ju:] тренировочные упражнения по теме |
|
|
17 – 19 |
Правила чтения сочетаний согласных, немые согласные. |
3
|
Чтение буквосочетаний согласных букв ck, ch, sh, th, ng, nk, wh, kn, wr, ph тренировочные упражнения по теме |
|
|
20 – 22 |
Правила чтения сочетаний гласных.
|
3
|
Чтение буквосочетаний гласных букв ea, ee, oo, oo+k, ou, ow Знакомство с понятием «диграф» тренировочные упражнения по теме |
|
|
23 – 26 |
Правила чтения сочетаний гласных с согласными. |
4
|
Чтение сочетаний гласных с согласными o+ld, i+ld, igh, a+ll, a+ss (st, sn, nt, th), w+a(r), w+o(r) тренировочные упражнения по теме |
|
|
27 – 29 |
Ударение: общие и частные правила. Части слова. Слова-исключения. |
3
|
Чтение
личных имен. Тренировочные упражнения. |
|
|
30 – 32 |
Интонация. Ритм. |
3
|
Задания на уяснение знаний. Перевод без словаря. Тренировочные упражнения по теме |
|
|
33 - 34 |
Резерв |
2
|
Задания на уяснение знаний. Перевод без словаря. Тренировочные упражнения по теме |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.